Оффшорные зоны и компании, схемы их функционирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оффшорные зоны и компании, схемы их функционирования



Оффшорные зоны, как видно из схемы классификации ЗСП (рис.1), относятся к типу функциональных и виду сервисных. Они появились на третьем этапе эволюционного развития ЗСП в середине 60-х годов 20 века. Их появление было предопределено объективным процессом расширения границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик целого ряда стран. Это неизбежно сопровождалось соответствую­щим развитием товарно-денежных отношений, растущей взаимосвязанно­стью экономик всех государств, их финансовых рынков, что привело к воз­никновению повышенного спроса на посреднические финансовые услуги и операции. В качестве таких посредников и стали оффшорные зоны.

Впервые термин «off shore» был применен в Великобритании, что бу­квально означает «вдали от берега». Применительно же к посреднической функции в области финансово-кредитных отношений этот термин следует толковать как «не подпадающий под национальное регулирование».

Оффшорная зона - это небольшие островные государства или терри­тории, предпринимательская деятельность которых связана с привлечением иностранных капиталов путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резиден­тами и в иностранной валюте.

Оффшорные компании - иностранные фирмы и дочерние предпри­ятия, зарегистрированные в оффшорной зоне и обладающие правом работы только за рубежом.

Таким образом, принципиальным и особенным признаком оффшорной юрисдикции является запрет деятельности зарегистрированных в данной оффшорной зоне предприятий, тогда как в других видах ЗСП их деятель­ность является основной. Из этого следует, что оффшорный бизнес пред­ставляет собой деятельность фирм и компаний вне юрисдикции какого-либо государства своей принадлежности.

Цель правительств стран, учреждающих оффшорные зоны, состоит в создании необходимых условий для развития своих национальных экономик на основе концентрации внешних финансовых ресурсов через финансово-банковские институты и интенсификацию банковской деятельности; разви­тие методов управления в области финансов, бухгалтерского учета, банков­ской, страховой деятельности и оказания соответствующих профессиональ­ных услуг своим клиентам; развитие внешнеэкономической деятельности в регионе, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости населения.

Определенные выгоды (преимущества) имеют и учредители оффшорных компаний. В частности, для российских компаний оффшорный бизнес делает легитимным уход от налогов или их уменьшение, что позволяет по­высить свой инвестиционный потенциал. Создаваемые оффшорные компа­нии обеспечивают выход на международный рынок услуг финансового сер­виса, возможность использовать наиболее привлекательные финансовые и инвестиционные инструменты по управлению рисками. Так, разместив через оффшорную компанию средства в надежном зарубежном банке, можно обезопасить себя от политических, экономических потрясений и других рисков. Наряду с этим, на деятельность оффшорных компаний распростра­няется сравнительно мягкий административный контроль со стороны госу­дарственных органов. Оффшорная юрисдикция позволяет им держаться вдали от реальных и потенциальных конкурентов.

Таким образом, смысл оффшорного бизнеса российских предприни­мателей заключается в том, что за рубежом появляется новый «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем российского предпринимателя. Внешне оффшорная компа­ния может выглядеть как независимый зарубежный партнер российской фирмы. На этом и построена наиболее распространенные способы налогово­го планирования с использованием механизма оффшоных компаний.

Реформирование российской экономики, расширение масштабов меж­дународного сотрудничества предопределили включение и России в офф­шорный бизнес, а с появлением ФПГ этот вопрос стал еще более актуаль­ным. К концу 20 века в разных оффшорных юрисдикциях функционировало более 60 тыс. российских оффшорных компаний.

Планируя создание дочерних предприятий в оффшорных зонах, необ­ходимо решить, где их лучше разместить и зарегистрировать.

Выбор страны регистрации дочерней компании, ее юрисдикции опре­деляется, прежде всего, уровнем налогообложения, а также степенью жест­кости государственного контроля за коммерческой деятельностью такой компании и размером затрат на ее создание. С учетом этих факторов все страны мира, где учреждены и функционируют оффшорные зоны, разделе­ны на 3 большие группы.

Первую группу представляют крупнейшие промышленно развитые страны (Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Япония). В оффшорных зонах этой группы стран достаточно высокий уровень налога на прибыль (40-50% чистой прибыли), хозяйственная деятельность зарегистри­рованных компаний строго регламентирована, действуют специальные пра­вовые нормы по ограничению внутрифирменных операций и использованию зарубежных фирм в целях уклонения от налогов. Законы этих стран уста­навливают достаточно большой минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ. Например, в Германии он составляет 100 тыс. марок, во Франции - 500 тыс. франков. Для ООО этот капитал значительно меньше.

Вторую группу составляют страны с умеренной системой налогооб­ложения (Австрия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, не­которые кантоны Швейцарии и др.). В оффшорных зонах этих стран при достаточно высокой ставке подоходного налога (30-40%) применяется сис­тема специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов (торговых, финансовых, холдинговых) и механизма пе­ревода доходов и репатриации прибылей. Так, обычно снижены налоги на вывоз дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов доходов. Для этой группы стран характерны либеральные ва­лютный и таможенный режимы. Через их оффшорные зоны обычно осуще­ствляют «транзит» капиталов и доходов на них. Оффшорные зоны этих стран рассматриваются как зоны налоговых льгот.

К третьей группе относятся административные территории и государ­ственные образования, законодательства которых отличаются высокой сте­пенью либеральности и значительным снижением или отсутствием налогов на прибыль. По этой причине они известны в деловом мире как «налоговые гавани». Это, как правило, карликовые государства Европы (Андорра, Гиб­ралтар, Мальта, Монако), «независимые» острова Великобритании (Джерси, Гернси, Сарк), страны Центральной Америки (Панама, Коста-Рика) остров­ные государства Карибского бассейна (Нидерландские Антилы, Багамские, Бермудские, Вергинские, Каймановы острова и др.).

Оффшорные зоны именно этой группы стран пользуются вниманием иностранных инвесторов, о чем свидетельствует число зарегистрированных в них оффшоных компаний. Так, к концу 90-х годов 20 в. лидерами по числу оффшорных компаний были Панама (120 тыс.), Лихтенштейн (40 тыс.), Ан­тильские острова (30 тыс.), Кипр (28 тыс.), Каймановы острова (25 тыс.), Гибралтар (22 тыс.) и ряд др.

Привлекательность оффшорных зон этой группы стран обеспечивает­ся следующими особенностями их законодательства.

Во-первых, зарегистрированным компаниям гарантируется стабиль­ность установленного законодательством режима в течение 15-25 лет с мо­мента их регистрации.

Во-вторых, налог на прибыль либо отсутствует, либо его ставка не превышает 4% (на Кипре - 4,25). При отсутствии налога на прибыль взима­ется ежегодный сбор, который в разных странах устанавливается в пределах от 100 до 1000 долл. в год в зависимости от размера уставного капитала оффшорной компании, но независимо от размеров получаемого ею дохода. Налоги на вывоз доходов на капитал не взимаются.

В-третьих, здесь максимально упрощена процедура регистрации. В ча­стности, минимальный размер уставного капитала регистрируемой компа­нии не регламентируется, личности владельцев этих фирм не подлежат раз­глашению, кроме уголовно наказуемых операций (мошенничество, незакон­ная торговля оружием, наркотиками и т.п.); анонимность владельца может обеспечиваться выпуском акций на предъявителя; регистрация компаний обходится значительно дешевле, чем в оффшорных зонах стран первой и второй групп. Так, если в этих странах размещение компаний стоит 4-5 тыс. долл., то в «налоговых гаванях» расходы по созданию оффшорных компа­ний составляют от 500 до 3 тыс. долл.

В-четвертых, в «налоговых гаванях» зарегистрированные компании могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте и вывозить валю­ту без каких-либо ограничений.

В-пятых, оффшорное законодательство этой группы стран закрепляет упрощенную процедуру управления зарегистрированной компанией вплоть до выполнения этих функций секретарской фирмой по доверенности владельца. Стоимость секретарских услуг может различаться, но обычно она составляет порядка 2 тыс. долл. в год.

В-шестых, в большинстве оффшорных зон этих стран нарушение на­логового и таможенного законодательства не считается уголовным преступ­лением.

Характер функционирования созданной оффшорной компании можно рассмотреть на примере широко развитого страхового бизнеса (рис. 2).

Российская фирма страхует в российской страховой компании в на­циональной валюте (рублях) например, имущество, в т.ч. такое, которое в деловой практике обычно не страхуется, поскольку шансы его утраты ни­чтожны. Далее эти риски перестраховываются в учрежденной оффшорной компании в валюте и используется вполне легальный путь вывоза валютных средств за рубеж, где они и аккумулируются на счетах оффшорной компа­нии. Эти средства уже в виде займов могут быть возвращены российской фирме. Плата за кредит и страховые платежи значительно уменьшают ба­лансовую прибыль российской фирмы, в связи с чем намного снижаются налоговые платежи.

В мировой коммерческой практике, в т.ч. и в России, достаточно ши­роко распространены экспортно-импортные операции, особенно экспорт-импорт деловых услуг - консалтинговых и маркетинговых. Оффшорные компании такого профиля позволяют на законных основаниях снижать на­логовые выплаты путем минимизации прибыли, используя существующие соглашения об избежание двойного налогообложения, а также вывозить за границу и укрывать валютную выручку на счетах оффшорных банков. При этом никто не рискует, т.к. сведения об оффшорных компаниях носят «закрытый» характер, и выяснить реального ее владельца зачастую невозможно.

 

 

 
 

 


Выбор оффшорной зоны, вида оффшорной компании, разработка схемы финансовых потоков, оформление договорных отношений между всеми компаниями «цепочки» по обеспечению избежания двойного налогообложения требуют глубоких профессиональных знаний в области гражданского законодательства, а также в области финансово-кредитных, банковских операций и страхования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.008 с.)