Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российские инициативы создания экопоселений

Поиск

 

Авторская статья опубликована ранее на веб-сайте Экорусь. 2005.

 

Введение

Экопоселения в России начали возникать в основном в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это время можно охарактеризовать, как период социальных и экономических реформ, трансформации СССР в суверенные, национальные государства, образовавшиеся из Советских республик. Российское государство и общество находилось в глубоком социально-экономическом кризисе. Господствующая коммунистическая идеология сменилась на плюрализм мнений и идей. В городах стали формироваться различные группы людей со своей идеологией, мировоззрением, пониманием происходящего процесса трансформации, которые пытались найти новую идентичность. В этот период стало возможным проявление на территории России мировой тенденции создания экопоселений. Эта тенденция вызвана новым мировоззрением, распространением инновационных технологий, экологическими проблемами, пониманием важности экологического и устойчивого образа жизни (Гилман 1994).

В это время многие горожане стали возвращаться в родные сельские места, где жили их предки, где прошло их детство, проживая в них ежегодно более полугода, то есть большую часть времени. Тем не менее, они значительно отличались от коренных сельских жителей, в том числе и социальным статусом горожанина. Одновременно с этим стали появляться такие новые социально-экономические формы развития сельских территорий, как экопоселения. В своей новой жизни экопоселенцы руководствовались идеями глубинной экологии и экологической этики (Кулясов, Кулясова, Тысячнюк 1999).

Переехавшие в сельскую местность горожане сразу же столкнулись с неизбежным снижением уровня жизни, выразившимся, прежде всего, в трех ключевых проблемах:

1) Невозможность полного самообеспечения семьи мигрантов жизненно важными продуктами, предметами быта и культуры на основе местного семейно-кустарного производства;

2) Невозможность получения детьми мигрантов качественного образования и многих привычных городских коммунальных и культурных услуг, обеспечивающих широкие социальные возможности при низком уровне доходов;

3) Сложность установления добрососедских отношений с коренными сельскими жителями, не понимающими мотивации миграции горожан в сельскую местность.

Некоторым семьям мигрантов все же удалось социализироваться как сельским жителям, сохраняя в семье стиль жизни, проникнутый идеями глубинной экологии. В настоящее время такие семьи сформировали несколько региональных сетей протоэкопоселений. Другие мигранты вернулись в города, и, используя опытные площадки в сельской местности, стали формировать коллективы единомышленников, объединенные уверенностью в том, что 5 и более семей смогут решить эти ключевые проблемы. С 1994 года в России начали создаваться экопоселения и с 1997 года - мегаэкопоселения. В настоящее время количество экопоселений в России продолжает расти. Экопоселенцы осваивают заброшенные сельские территории, покупают и строят дома в сельских поселениях, в некоторых случаях давая возможность сельским жителям переехать в города и крупные сельские посёлки.

В этой статье используется и развивается классификация альтернативных поселений, данная Шубиным (Шубин 1998). Шубин разделил все альтпоселения на три типа: протопоселения, собственно поселения и мегапоселения, взяв в качестве критерия разделения количество участников. Под протопоселением Шубин понимает инициативную группу людей, которая стремится к созданию сообщества и уже имеет для этого землю и жилье в сельской местности. При этом из членов инициативной группы на месте постоянно живет несколько человек. Часть инициативной группы большую часть времени проводит пока вне поселения. Собственно поселение - это сообщество численностью несколько десятков, но не более 3-х сотен человек, ведущих «информационно-аграрный» или «духовно-творческий» образ жизни. Несмотря на то, что основную часть жизни члены сообщества проводят в поселении, они социально и духовно активны, участвуют в общественной жизни за его пределами. В противном случае это будет всего лишь традиционным сельским поселением. Мегапоселение - альтернативное поселение, рассчитанное на многие сотни и даже тысячи людей.

Эта классификация применима и для экопоселений, так как они носят альтернативный характер. Можно дополнить эту классификацию, описав такое явление, как инициатива создания экопоселения. Она всегда предшествует созданию протоэкопоселения. После создания протоэкопоселения основной его задачей остается создание экопоселения. Именно стремление к решению этой основной задачи и является главным отличием протоэкопоселения от семьи мигрантов в сельскую местность, которые просто стараются воспроизвести стиль жизни сельских жителей. Протоэкопоселение стремится перерасти в экопоселение для того, чтобы устойчиво развиваться, воплощая альтернативные ценности.

Статья написана по материалам, собранным в ходе двух экспедиций на Северо-Западный Кавказ (1997-1998 год) и Горный Алтай (2000 год), во время которых использовались методы биографического и глубинного интервью, анализ документов. Использование этих методов позволяло понять, кто, почему и как взаимодействует в небольших коллективах (Ковалев, Штейнберг 1999). Также использовались методы участвующего наблюдения и социологической интервенции. Эти методы позволяют понять, что происходит в инициативе создания экопоселения и экопоселении. Различаются они тем, что в случае участвующего наблюдения исследователь пассивно участвует во взаимодействии, ведя дневник наблюдения.

В случае социологической интервенции исследователь становится активным участником всех происходящих коллективных действий, стараясь оказать положительное влияние на развитие экопоселения. При этом исследователь идентифицирует себя как участник движения за создание экопоселений. Так, в 1998 году во время экспедиции экосоциологи из ЦНСИ помогли создать экологическую программу в альтпоселении «Китеж», специализирующемся на семейном воспитании приемных детей. В дальнейшем реализация этой программы привела к тому, что альтпоселение «Китеж» воспринимается как экопоселение и его участниками, и участниками движения экопоселений (Communities Directory 2000: 277).

В другом сообществе, проживающем в городе Вологде и специализирующемся на здоровом образе жизни и возрождении традиционной русской культуры, в 1997 году была активизирована инициатива создания экопоселения, которая до настоящего времени остается устойчивой. Участие в ней позволяет глубже понять все условия, взаимоотношения, сложности и успехи инициатив создания экопоселения.

Большинство ранних инициатив создания экопоселения и протоэкопоселений появились в Кавказском и Алтайском регионах. Оба региона являются горными, и в них относительно одинаковые природно-климатические условия. Оба региона полиэтничны; сходны по социально-экономической обстановке - развал коллективных хозяйств и дефицит рабочих мест; содержат в себе особо охраняемые природные территории, некоторые из которых включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и курируются международными экологическими и культурными организациями. Оба региона являются местом массовой миграции городских жителей из разных регионов России в горные поселки в поисках альтернативы городскому существованию и общепринятому стилю жизни.

В статье будет дан анализ мобилизации ресурсов, преодоления материальных и морально-этических трудностей инициатив создания экопоселения. Поскольку для анализа инициатива создания экопоселения важно понять социально-экономические условия сельских территорий и государственную политику в области миграции в сельскую местность, будет рассмотрена научная дискуссия на эту тему. Также в статье будет сделано описание 4-х инициатив создания экопоселения и сети протоэкопоселений на Северо-Западном Кавказе и Горном Алтае. Следует сознательно будет избегать оценок экологичности стиля жизни мигрантов, так как считает, что такие оценки могут давать только экологи-специалисты.

Благодарю исследователей из ЦНСИ за совместную работу по данному исследованию, за участие в организации и проведении экспедиций, обработке материала, обсуждении результатов. Также выражаю свою благодарность респондентам и проводникам за помощь в проведении исследования, предоставленные документы и материалы, участие в интервью и фокус-группах, а также за предоставление исследователям жилья, питания, транспорта. Особую благодарность выражаю руководству Вологодской региональной АНО «Культура новой эпохи» за финансирование и материальное обеспечение Алтайской экспедиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.71 (0.009 с.)