Анализ мотивов пищевого поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ мотивов пищевого поведения



Основными мотивами при выборе пищи среди участников исследуемых общественных организаций являются состояние здоровья, идеи, цены. Во всех интервью идеи были выделены как важный фактор при выборе продуктов питания. Наиболее слабыми мотивами являются традиции и привычки. Участники общественных организаций в питании, как правило, стараются выполнять рекомендации, отличающиеся от традиционных. Кроме того, респонденты отметили такие мотивы выбора пищи, как «желание», «минимальная трата времени», «привычные продукты», «настроение», «обстоятельства», «потребности организма», «низкая калорийность», «целесообразность», «внутреннее переживание, внутренние мысли». Большинство участников общественных организаций активно участвуют в составлении рациона питания, сами готовят, сами покупают, сами выращивают. Пассивно участвующих в составлении рациона питания менее 1/10.

Почти 4/5 в питании руководствуются идеями здорового образа жизни, культуры здоровья и человеческого бытия, то есть вопрос здоровья для многих актуален. Люди осознают ценность здоровья, стремятся к здоровью, изучают возможные способы оздоровления и практикуют их. Все изучаемые общественные организации в своей деятельности отводят значительное место вопросам оздоровления людей и Природы. На второе место почти половина респондентов ставят идеи эволюции и трансформации человека, что говорит об их знании неизбежной трансформации человека в процессе эволюции, стремлении к изменению в сторону совершенствования душевных и физических качеств, осознании веганского и вегетарианского питания*, как возможности и необходимости для этого изменения, подтверждении этих идей реальными результатами.

Для многих респондентов значительную роль играют следующие идеи: сбалансированное питание экологически чистыми продуктами; право животных на жизнь. Такие идеи можно отнести к культуре человеческого бытия и экологическому сознанию. Некоторые рассматривают питание как процесс познания и сонастройки с окружающей средой. Заслуживают внимания другие идеи, высказанные респондентами: «воздействие качества пищи на энергетические центры человека», при котором состояние может изменяться в сторону улучшения или ухудшения самочувствия, в сторону изменения восприятия внутреннего и внешнего мира, вплоть до смещения в полосу нечеловеческого восприятия; «преображение в святого и обретение космического тела» что соответствует, согласно эзотерической доктрине, следующему этапу эволюционного развития человечества; «сыроедение и питание в соответствии с заповедями бога».

По результатам интервью и записей бесед нами были выбраны наиболее характерные высказывания, расширяющие и дополняющие выше сформулированные идеи. Вместе с тем, необходимо отметить, что эти высказывания по своей сути совпадают с выше сформулированными. По поводу здорового образа жизни респондентом было отмечено: «Доктрина здесь одна: лучше всего питаться местными растениями, готовить своими руками». Идею сбалансированного питания экологически чистыми продуктами респонденты пояснили так: «Главное для организма - сбалансированность инь-янь».

Идея культуры здоровья и человеческого бытия была интерпретирована респондентами так: «Я начала отдавать предпочтение «живой» пище, отказываюсь от всего «мертвого». Респонденты пояснили идею эволюции человека применительно к питанию так: «По моим представлениям главные принципы, заложенные в системе питания, которые разработаны Живой Этикой, повышение качества вибрации, то есть чем выше по вибрациям продукт, тем он более полезен для питания».

Идея сонастройки с всеобщим (богом, универсумом, космосом) через питание была выражена в рассказе респондента о питании, как о способе работы с семью телами человека: «Я к продуктам питания подхожу не с точки зрения здоровья моего, то есть я не забочусь о том, чтобы было максимум полезно, а подхожу с точки зрения влияния мира на меня, и как поглощаю в себя мир». Респондентами отмечалось, что для решения каждой конкретной задачи в жизни человек должен выбрать для питания определенную пищу, определенные виды продуктов, определенные способы их приготовления, определённый цвет пищи. Если человек ест то, что ему дают, то он должен рассматривать пищу как знаковую систему и понять, почему именно эта пища оказалась перед ним на столе: «Здесь всё-таки мы живём в окружающей среде и для того, чтобы нас окружающая среда слышала, мы вынуждены есть и яйца и рыбу». Одна из идей - «право животных на жизнь» обсуждалась группой респондентов: «Братьям нашим меньшим нужно жить», «У животных идет эволюция, мы тут ни при чем, без нас обойдутся».

Несмотря на разные идеи, рекомендации в питании почти во всех общественных организациях экоэтиков похожи, но есть и различия. На основе интервью, бесед и анализа рекомендаций, данных в книгах, которыми респонденты руководствуются, можно выявить основные пищевые рекомендации в каждой общественной организации. Все, кроме «Здравствуйте», полностью отрицают употребление мясных продуктов. В рекомендациях «Здравствуйте» объясняется нецелесообразность использования мяса в пищу, но допускается его употребление в ограниченном количестве. «Знамя Культуры» и «Братство Иванов Стотысячных» особое положительное значение для питания придают молоку и молочным продуктам. Рыбу употреблять они не рекомендуют, а яйца только самые свежие и в жидком виде. «Макробиотика» и «Радастея», наоборот, не рекомендуют употреблять молочные продукты или же употреблять их в ограниченном количестве. «Макробиотика» рыбу допускает, а яйца не рекомендует, но особое внимание уделяет употреблению продуктов моря и цельных зерновых и зернобобовых.

Выявлены следующие продукты, рекомендованные в русле рассмотренных идей. На первом месте по частоте упоминания продукты растительного происхождения, то есть строго веганская пища. Это, в основном, зерновые, зернобобовые, фрукты, овощи, соки, отвары трав. На втором месте умеренно-вегетарианская пища, в которую входят молочные продукты, яйца птиц, продукты пчеловодства. Практически не упоминаются рыбные и мясные продукты как рекомендованные, за исключением одного пожилого респондента, который придерживается рекомендованной врачами диеты.

Участники общественных организаций отметили следующие, не рекомендованные им продукты: мясные продукты упоминаются наиболее часто, а также яйца, мучное, молочные продукты, алкоголь, кофе, сахар, соль, картофель, шоколад, импортные продукты. Также не рекомендуются продукты, связанные с брожением, консервированная, стерилизованная, копчёная пища, острые продукты, гнилые продукты.

Респонденты хорошо знают все рекомендации по продуктам питания в русле идей своих общественных организаций. Некоторые прислушиваются к рекомендациям врачей и целителей, а также советам, почерпнутым из разговоров и средств массовой информации. Приведём некоторые из высказываний: «Категорическое нет мясу, спиртным напиткам!», «Продукты растительного происхождения нам рекомендованы как основной продукт. Молоко является одним из главных продуктов питания, в виду того, что является носителем жизненной энергии, то есть жизнедателем», «Нам рекомендовано вегетарианское питание экологически чистыми продуктами».

Попробуем сопоставить рекомендации, даваемые в общественных организациях, и реальные пищевые предпочтения их участников. В интервью и беседах на вопрос «Какие продукты питания Вы употребляете чаще всего?» называют злаковые, овощи, фрукты, ягоды и молочные продукты. Обращает на себя внимание, что больше 1/10 упомянутых продуктов относятся к умеренно вегетарианским, а чуть менее 3/4 - к веганским.

В общественных организациях в связи с переходом на веганство и вегетарианство стали часто употребляться соевые продукты в виде имитации мясных продуктов - котлет, фарша и т. п. Употребляется много новых продуктов питания не из региона проживания, что стало возможным в последнее время в результате новых рыночных отношений и освоения элементов образа жизни других культур, наблюдается возрождение блюд древнерусской кухни. Из новых продуктов питания, вошедших в рацион в последнее время, чаще всего упоминается соя. Обращает на себя внимание, возникшее в последние годы употребление тропических и субтропических фруктов и овощей, морской капусты, дикорастущих трав, продуктов из пшеницы цельной или грубого помола.

Из напитков наиболее часто упоминается чёрный листовой и травяной чай, сок и кофе. Также достаточно часто пьют молоко и родниковую воду. Из напитков, вошедших в рацион в последнее время, наиболее часто упоминается сборный чай из трав, цветов и ягод. Список употребляемых растений расширяется, происходит постепенный переход на чаи из растений региона проживания.

Фактически участники общественных организаций уже являются или стремятся быть веганцами и вегетарианцами. Большинство из них всё же не выполняет рекомендаций полностью по причинам: психического характера - «большие психические нагрузки в связи с духовно-просветительской деятельностью», «отклонение от „чистой“ диеты для того, чтобы „заземлиться“, прийти в равновесие с низкими сознаниями»; определенных черт характера - «лень», «слабая воля», «скепсис», «распущенность», «отсутствие фантазии», «искушение», «старые привычки»; по материальным причинам - «отсутствие продуктов», «отсутствие времени». Несмотря на низкую материальную обеспеченность респондентов, ни один из них не назвал в качестве причины невыполнения рекомендаций нехватку денежных средств.

Для иллюстрации картины отказа респондентов от мясных продуктов приведем некоторые высказывания. Некоторые отказывались от мясных продуктов нелегко: «У меня это проходило не просто. Я отказалась от мясных продуктов где-то три года назад. Год страдала, мимо курочки своей любимой совсем не могла пройти. Я уже не ем ни кур, ни мяса, позволяю себе рыбу, это уже балую себя, а потом обычно переживаю». Другие респонденты, наоборот, отвыкали легко и просто. «А у меня естественно это как-то проходило, причем много лет назад. Я не заставляла себя, а мясо перестала любить. Сначала мясо, потом сосиски, курочку, рыбу».

С приходом в общественные организации и переходом на веганство и вегетарианство через некоторое время (у каждого индивидуально) происходит значительное улучшение душевного и физического здоровья, изменяется стиль жизни, налаживаются контакты с окружающими. Приблизительно улучшения можно разделить на несколько блоков:

1. Улучшение физического состояния произошло у 20 человек из 45 респондентов. Об этом они говорили с удовольствием и душевным подъемом: «Прошли болезни - поджелудочная железа, камни в почках, остеохондроз», «Лекарства теперь не принимаю», «Всегда есть надежда на то, что все-таки сумею использовать правильное питание. Если иногда удается это сделать в течение 3-6 месяцев, то чувствую себя легко, худею», «Восстановилось здоровье, прекрасно себя чувствую», «Духовный образ жизни и в, том числе, питание в соответствии с требованиями исключения мясной пищи, улучшило мое состояние здоровья: отсутствуют тяжёлые формы болезней, несмотря на возраст, а мне 48 лет; в теле чувствую легкость, подвижность, соответствующую юношескому возрасту и это не смотря на то, что не занимаюсь никакой физкультурой, даже зарядкой; выносливость намного превосходит показатели молодых лет жизни».

2. Улучшение психического и физического состояния произошло у 33 человек из 45 респондентов: «Психологически и морально - внутренний комфорт, физически - отсутствие заболеваний, но повышенная чувствительность к природным, энергетическим и космическим явлениям», «Стала менее раздражительной, терпимой, глубже задумываюсь, стараюсь познать истину и глубже понимать Природу», «Эмоционально стала уравновешенная», «Колоссально положительные ощущения, вышла из депрессии, стала счастливым человеком; но не увязываю это с питанием. Скорее, наоборот, сначала я стала собирать себя в „кучу“ после длительной болезни, была тяжелая операция, выбралась из психологического кризиса, а потом заметила, что меньше хочу мяса и картофеля, а больше молочного, овощей», «Стала спокойнее, гармоничнее, меньше болею».

3. Улучшение отношений с людьми: «Физически чувствую себя значительно лучше, а, следовательно, и мысли стали чище. Я смогла справиться с комплексом неполноценности, почти. Изменилась сама, изменились отношения с окружающими», «Очень трудно сказать однозначно. Духовно произошел резкий скачок, в социальном тоже, остановка и затем снова скачок. Для одного года это слишком быстро, сознание меняется даже в течение месяца, скорость растёт», «Хочу и стараюсь быть лучше, чем я есть на самом деле, получается не всегда, но сдвиги в лучшую сторону есть», «Стал более терпимым к людям, исчезла злость», «Физически окреп, закалился, душевно уравновесился, стал спокойнее, в социальном - работаю педагогом, до этого работал врачом», «Не одним хлебом единым жив человек, но правильный подход к питанию помогает правильнее воспринимать окружающий мир», «Произошла гармонизация».

4. Изменилось восприятие мира и стиль жизни респондентов: «Нельзя зацикливаться на питании, необходимо этот предмет переводить в спокойное русло, отключив наш мозг от этого», «Стала спокойнее, меньше хочу получить что-то, более спокойна, если не получается что-то получить. Лекарства не принимаю, меньше хотеть - больше думать, перестала смотреть телевизор, слушать сумасшедшую музыку, бегать в гости, более спокойное отношение к работе, не хожу в театр, на стадионы, не смотрю спортивные передачи, не читаю газет, не читаю художественную литературу. Полюбила одиночество, не говорю много по телефону», «Чувство радости, широта взглядов на мир, интерес познавания и творчества, уход от бытовой мелкой суеты и возни вокруг еды. Еда стала занимать меньше мыслей и времени. Еда как необходимость, чтобы чувствовать себя хорошо, не более».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.011 с.)