Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межрегиональный проект как возможность активизации деятельности региональных и местных водоохранных экоНГОСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Межрегиональный проект ЦНСИ «Распространение опыта работы по созданию сети общественного мониторинга малых рек» осуществлялся в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Вологодской областях с мая 2002 года по апрель 2003 года. Одна из основных составляющих проекта это семинары-тренинги, в которых участвовали заинтересованные местные жители. По замыслу проекта местные жители, прошедшие семинар-тренинг, должны были стать активными строителями сети общественного экологического мониторинга и возглавить местные экогруппы, состоящие из детей и взрослых, в основном, учителей и их учеников, которые на добровольной основе стали бы непосредственно проводить общественный экологический мониторинг. Учитывалось, что старшеклассники также смогут в ближайшие годы стать такими руководителями. Кроме семинаров-тренингов участниками проекта постоянно проводились консультации по адаптации методов сбора и анализа данных, а также организационной работе - вовлечению новых участников, составлению планов, практикам общественного участия. Было выпущено учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга, где не только дано практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек, но и сделан акцент на составлении программы изучения водного объекта и его водосбора (Скворцов 2003; Кулясов 2003б: 8-10). На заключительной межрегиональной конференции руководители местных экогрупп спланировали совместные действия по улучшению экологического состояния опекаемых ими водных объектов. Они решили использовать единые методы обследования качества воды и береговых зон для изучения водных объектов, рядом с которыми расположены их школы. Для осуществления общественного экологического мониторинга специалистами Института озероведения РАН была разработана ранцевая полевая лаборатория «НКВ-Р», которая пришла на смену достаточно неудобному «чемодану» с набором реактивов и тестов для гидрохимической и гидрофизической индикации. НКВ-Р теперь стала выпускаться серийно Научно-производственным объединением ЗАО «Кристмас+», включив оптимальный набор реактивов, инструментов и приборов для проведения визуальной оценки, гидрофизической, гидрохимической и гидробиологической индикации (http://www.christmas-plus.ru). После окончания проекта 8 таких «ранцев» было списано с баланса ЦНСИ и передано в 8 созданных в ходе проекта региональных эколого-информационных центров (3 из них остались в Вологодской области - Соколе, Тотьме и Вологде). Предполагалось, что любой руководитель экогруппы, прошедший обучение на семинарах-тренингах и написавший в эколого-информационный центр заявку, может получить на время проведения исследований эту лабораторию.
Школьные экогруппы Школьные экогруппы в России, в целом, и в Вологодском регионе, в частности, пока не в состоянии значительно влиять на принятие властью экологически значимых решений. Также им не под силу влиять на предприятия-загрязнителей и часть безответственно ведущего себя населения. В апреле 2004 года экосоциологами ЦНСИ и экогруппами школы-интерната №2, средних школ №7 и №37 г Вологды было проведено социологическое исследование среди жителей микрорайонов, непосредственно пользующихся водосбором реки Шограш. Было выяснено, что только около пятой части населения всегда бросают мусор в недозволенных местах, то есть ведет себя экологически безответственно, и еще какая-то часть балансируют между экологически ответственным поведением и «неэкологическими традициями». Получается, что большинство экологически ответственного населения страдает от экологически безответственного меньшинства. Эту проблему мусора в городе Вологде готовы решать организации казачества, которые по форме - военные организации, а по статусу - тоже НГО, то есть это тоже общественность. Одна из них относится к Волжскому казачеству (водосборный принцип), а вторая - к казачеству Северо-западного округа (административный принцип). У них уже есть соответствующие предложения к властям, но те не спешат наделить их административными полномочиями (не разрешают составлять протокол или штрафовать на месте экологического правонарушения) или «общественными» полномочиями народных дружин (не разрешают арестовывать и сопровождать для оформления протокола в органы юстиции - отдел борьбы с экологически правонарушениями). С одной стороны, власть можно понять, ведь ошибок не будет, если ничего не делать. Но и ничего не делать уже нельзя. Экологическое состояний реки Шограш такое, что согласно тому же социологическому исследованию, около 7,5% населения в настоящее время воспринимают ситуацию как экологическое бедствие и готово лично помогать структурным подразделениям Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) убирать мусор. Участие населения в решении экологических проблем может быть спланировано и осуществлено также школьными экогруппами. Но это будет больше выражаться в сборе и предоставлении экологических данных всем заинтересованным лицам в тех точках мониторинга водных объектов, где нет контроля со стороны государственных природоохранных структур. Обычно эти точки являются излюбленным местом пользования местного населения, поэтому получаемые данные и их анализ крайне важны для самих местных жителей, так как часто дают возможность выжить и сохранить здоровье при пользовании водным объектом и его водосборной территорией. Также участники школьных экогрупп, в частности, экогруппы средней школы №37 города Вологды готовы своими руками очищать водосбор реки Шограш от мусора, проводить разъяснительную работу среди руководства предприятий-загрязнителей и вовлекать в это своих родителей, соседей и друзей. Наиболее оптимальным является общественное участие школьных экогрупп, «малых» экоНГО, в ходе проектов «больших» экоНГО, которые достаточно хорошо организованны, независимы и влиятельны в регионах. В такие проекты могут быть успешно вовлечены все сектора и слои общества. Такое общественное участие даёт ощутимые результаты экологического улучшения территории их родных водосборов. В заключение можно порекомендовать действующим в России международным и региональным экоНГО, а также государственным организациям (вузам, школам, природоохранным органам, администрации) внедрять полученный опыт и помогать местным городским и сельским экогруппам в получении навыков, методик и лабораторного оборудования для проведения общественного экологического мониторинга. Школьные экогруппы разбросаны по территории России и несут огромный потенциал объединения в деле сохранения природы и вовлечения населения в экологически дружественный образ жизни. Они готовы под руководством специалистов обучиться по единой методике методам общественного экологического мониторинга, готовы совместно создать общегосударственную систему (структуру, организацию) общественного экологического мониторинга, которая бы смогла контролировать экологическую ситуацию там, куда «не дотягивается рука государства» в лице контролирующих экологию органов. Подобный «симбиоз» центра и «глубинки» будет полезен всем секторам общества и природе.
Литература 1) Коробейникова Л. А. (ред.) Экологическое просвещение и воспитание молодежи: Опыт работы школ, внешкольных учреждений и вузов. Вологда: ВГПУ, Русь. 1993. 2) Кулясов И. П. Экологическое движение по сохранению водосборов в России // Охрана водосборов в России и США. Ред. М. Тысячнюк, И. Кулясов, А. Кулясова. Вологда: ВИРО. 2001. гл. 2. с. 24-98. 3) Кулясов И. П. Восприятие местными жителями своей жизни на загрязненной территории (город Сокол Вологодской области) // Спектрум: Экология в Северо-западном регионе России. СПб: ТЭИА. Июль 2003а. 4) Кулясов И. П. Составление программы изучения водного объекта и его водосбора. // Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга. Ред. В. Скворцов. СПб: Крисмас+. 2003б. с. 8-10. 5) Кулясов И. П., Кулясова А. А. Возможности экологической модернизации градообразующих предприятий на примере Сокольского ЦБК // Экологическая модернизация лесного сектора в России и США. Ред. М. Тысячнюк, А. Кулясова, И. Кулясов, С. Пчелкина. СПб: НИИХ СПбГУ. 2003. с. 88-126. 6) Кулясова А. А., Кулясов И. П. Реструктуризация государственных природоохранных органов // Охрана водосборов в России и США. Ред. М. Тысячнюк, И. Кулясов, А. Кулясова. Вологда: ВИРО. 2001. с. 10-13. 7) Скворцов В. В. (ред.) Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга. СПб: Крисмас+. 2003. 88 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.007 с.) |