Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для чего вы проводите мониторинг?

Поиск

Решите, что именно объединяет вашу группу общественного мониторинга. Это могут быть идеи, проблемы, персональные отношения и так далее. Исходя из этого, сформулируйте цели проведения вами общественного мониторинга на вашем водосборе:

- Ставьте вполне конкретные цели и не старайтесь охватить сразу все. Для достижения цели лучше двигаться постепенно, от решения одной задачи к другой. Помните, что от способов достижения цели зависят пути достижения цели, то есть количество времени, материальных ресурсов и душевных сил.

- Определите проблемы и опасности, существующие на вашем водосборе.

- Составьте их список и расставьте проблемы в порядке значимости.

- Сделайте это на основе уже имеющейся информации.

- Определите, какая еще информация нужна вам для того, чтобы начать решать выделенные вами проблемы.

- В дальнейшем постарайтесь составить планы решения проблем и достижения целей.

- Согласуйте свои планы с планами других пользователей, внесите коррективы.

 

Как вы планируете использовать собранные вами данные?

Планы обычно состоят из конкретных программ, одной из которых будет составленная вами программа общественного мониторинга:

- В начале составления такой программы договоритесь, какие действия вы будете предпринимать после сбора и анализа ваших данных.

- Будет ли ваша группа использовать эту информацию в учебных целях, для своей жизнедеятельности, для информирования местных жителей, властей, СМИ и так далее?

- Будете ли вы обращаться к местным властям и природопользователям, акцентируя их внимание на решении проблем и опасностей?

- Будете ли вы предпринимать действия по защите вашего водного объекта?

- Составьте в группе письменный договор о том, как выбудете использовать собранные вами данные.

Помните, что распространяемая вами информация и ваши действия будут иметь вполне определенные последствия.

Как вы будете проводить мониторинг?

Второе, что нужно определить для составления программы общественного мониторинга это ваши ресурсы и возможности:

- Какие методы общественного мониторинга будете использовать?

- Будет ли это визуальная оценка состояния водного объекта, биомониторинг по беспозвоночным, гидрохимический мониторинг и другие виды мониторинга?

- Как эти виды мониторинга будут сочетаться?

- Будете ли вы использовать социальный мониторинг, например, собирать рассказы местных жителей об их отношении к вашему водному объекту, об их образе жизни и влиянии на ваш водный объект, об имениях водного объекта за время их жизни, об их проблемах, об их видении будущего вашего водного объекта?

- Будете ли вы фиксировать состояние вашего водного объекта на фотопленку и так далее?

- Определите, каких ресурсов вам не хватает, и запланируйте их приобретение.

Ответ на эти вопросы во многом будет зависеть от выбранных вами целей и ресурсов, которыми вы располагаете.

 

Где и когда вы будете проводить мониторинг?

Выбрав метод общественного мониторинга, определите точки мониторинга, опишите их, указав причины их выбора. При определении времени проведения мониторинга и при сборе проб необходимо учитывать время года, температуру воздуха, погоду (дождливо или ясно). Необходимо понимать, что все эти факторы влияют на данные, которые вы получите в результате мониторинга.

При проведении мониторинга многократно, чтобы данные были сравнимыми, необходимо брать пробы примерно в одни и те же числа, месяца, времена года, а также брать при одних и тех же погодных условиях. Нанесите на ваши карты точки мониторинга и составьте календарный план на один год. Теперь вы уже знаете, кто, с каким оборудованием, где и когда будет проводить общественный мониторинг в течение ближайшего года.

 

Как повысить качество проводимого мониторинга и контроль этого качества?

Водного объектаДля того, чтобы собранные в ходе общественного мониторинга данные стали значимыми, он должны быть достоверным:

- Рассмотрите, каким образом вы сможете собирать данные, соответствующие нормам качества сбора данных аккредитованных лабораторий научных и государственных учреждений, промышленных предприятий?

- Кто сможет помочь вам в подтверждении их качества, возможно, вы можете проверить часть данных, обратившись в лабораторию СЭС,предприятия или научного института?

- Особенно важно качество данных, если вы будете передавать свои данные органам власти для принятия социально и экологически значимых решений. Определите, когда и как вы будете проводить занятия для участников сбора данных?

Если при мониторинге используется оборудование, то его участники должны заранее научиться с ним работать. Если часть проб вы будете проверять в собственной или другой лаборатории, то надо заботится о соблюдении сроков сдачи данных, то есть учитывать, сколько проба может храниться без изменения свойств.

Очень важна процедура документирования данных. То есть вы должны при каждой пробе указывать место, где вы ее взяли, дату, время, погодные условия, температуру воздуха и воды, а также Ф.И.О и социальный статус того, кто брал пробу.

Что вы будете делать с полученными данными?

На этом этапе надо вспомнить о групповом договоре об использовании данных, полученных в ходе общественного мониторинга. Затем надо определиться, какие методы будете использовать для анализа данных и как вы будете презентировать собранные в ходе общественного мониторинга данные:

- Будете ли составлять таблицы данных, использовать компьютерные программы, видеофильмы и так далее?

- Где и как вы будете представлять их (на родительских собраниях, на собраниях жителей вашего населенного пункта, в СМИ, в виде плакатов и так далее)?

Собирайте архив активности вашей группы, копите и повторяйте положительный опыт, анализируйте и исправляйте ошибки.

 

Как и какие задания будут распределяться между участниками группы общественного мониторинга?

Теперь у вашей группы есть накопленный в течение первого полугодия опыт общественного мониторинга. Можно начинать составлять программу на второй год. Совсем не обязательно, чтобы каждый участник группы участвовал во всех видах общественного мониторинга и деятельности группы. Можно разделить обязанности в соответствие с интересами участников.

Группе надо договориться и письменно закрепить те социальные роли участников, которые уже определились. Необходимо составить таблицу заданий для участников группы, где определить обязанности ответственных - координатора программы, тренеров и добровольцев, координатора сбора данных, координатора по лаборатории, архивариуса и так далее. Программа по изучению водного объекта и его водосбора должна пересматриваться ежегодно.

Необходимо определять, отвечают ли собираемые данные на поставленные вами вопросы, пересматривать эти вопросы и цели работы в соответствие с проблемами вашего водного объекта. Желательно пересматривать методы общественного мониторинга, специализируя его к изменяющимся местным условиям.

Общественный мониторинг, как инструмент достижения поставленных группой целей будет работать, если он будет постоянно совершенствоваться. Жизнеспособность группы общественного мониторинга будет расти, если деятельность группы будет успешна и востребована.


Экологический мониторинг как механизм общественного участия в решении экологических проблем водных объектов (на примере малой реки Шограш в городе Вологде)

Авторская статья опубликована ранее в сборнике материалов проекта Отработка модели взаимодействия «НКО - население» через реставрацию водосбора малой р. Шограш в г. Вологде. Вологда. 2005. с. 14-23.

 

Введение

Основная цель данной статьи - описать и проанализировать, как общественный экологический мониторинг становится механизмом общественного участия в решении экологических проблем. Статья написана по материалам, собранным автором в ходе полевых социологических и экологических исследований.

В статье будет рассказано о том, как проекты Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ) способствовали активизации деятельности региональных и местных водоохранных экологических негосударственных организаций (экоНГО). Также будет описан процесс объединения местных и районных сетей общественного экологического мониторинга в областную (такую общественную структуру пока нельзя рассматривать как сетевую НГО, её можно рассматривать как общественное движение или часть экологического движения). Во многом благодаря деятельности и поддержке ЦНСИ в Вологодском регионе водоохранные школьные экогруппы смогли самостоятельно проводить на достаточно высоком уровне химические исследования и усовершенствовать методики визуальной, гидрофизической и гидробиологической оценки водных объектов. Особое внимание будет уделено возможностям и практикам общественного участия школьных водоохранных экогрупп в охране и реставрации водосборов в Вологодском регионе.

Автор благодарят всех участников проектов ЦНСИ, в том числе участников и руководителя экогруппы средней школы №37 г. Вологды учителя биологии Самодурову Галину Ивановну за сбор и обработку экологических данных о малой реке Шограш и разрешение использовать их в данной публикации. Особую благодарность первый автор выражает всему медперсоналу Отделения микрохирургии Вологодской офтальмологической больницы и врачу Дугинову Андрею Геннадьевичу, которые лечили, заботились и отпускали после процедур, чтобы он смог написать эту статью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.007 с.)