Внешние факторы развития Индии. Экономические отношения России с индией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние факторы развития Индии. Экономические отношения России с индией.



 

Страна Уровень развития ВВП по ППС (млрд. долл) Темп прироста ВВП (2001) ВВП на д.н. (долл.) Структура хозяйства ИЧР Индекс Джини Степень открытости экономики Расходы на НИОКР Расходы на здравоох-ранение Уровень образования населения
Индия развивающаяся 2 660 4,3% 2 450 25% 27% 48% 0,571   9% 10,3% 0,73% менее 0,9% 52%

 

Показатели:

ü 7 зон свободной торговли;

ü с 1990 года – политика открытой экономики, либерализация правового режима;

ü внешний долг 16% ВНП (101 млрд. долл.);

ü дефицит текущего платёжного баланса.

Экспорт - 0,67% мирового экспорта:

ü 81% - готовые изделия (электроника, машины и оборудование, транспорт, металл, химия, фармацевтика, текстиль (доля ↓), художественный промысел);

ü 14,5% - с/х (рис, чай, специи, корма);

ü драгоценные и полудрагоценные камни.

Импорт - 0,8% мирового импорта:

ü 22,5% - энергоресурсы, в т.ч. нефть;

ü 17% - капитальное оборудование;

ü 12% - золото и серебро;

ü 9% - химия;

ü 9% - драгоценные и полудрагоценные камни для обработки;

ü 6% - продовольствие (5% - растительное масло).

Основные торговые партнёры:

ü США (21% экспорта и 6% импорта);

ü UK (5% и 6%);

ü Япония (4% и 3,5%);

ü ОПЕК (10,5% и 19%);

ü развивающиеся страны Азии (25% и 21%).

Внешний приток капитала (2002), т.е. с учётом обслуживания внешнего долга и уплаты процентов по депозитам нерезидентов – 6 млрд. долл. (требуется не менее 10 млрд. долл.):

ü внешняя помощь,

ü кредиты МВФ,

ü коммерческие кредиты,

ü депозиты нерезидентов,

ü иностранные инвестиции (прямые и портфельные; 20% США; 7,6% UK; 35% от резидентов иностранного происхождения) в телекоммуникации, энергетику, металлургию, транспорт, нефтехимию, лесозаготовки, экспорт драгоценных камней.

ð один из крупнейших финансовых рынков по объёму капитализации;

ð но: неустойчивая политическая ситуация, бюрократия, коррупция, протекционизм, слабая инфраструктура препятствует ↑ притоку иностранных инвестиций.

Экономические отношения с Россией:

ü 1,8% экспорта и 0,9% импорта Индии;

ü экономики стран взаимодополняемы;

ü Индия импортирует – металл, минеральные удобрения, машины и оборудование, синтетический каучук, топливо;

ü Индия экспортирует – чай (40% в РФ), табак (24%), кофе (18%), перец, рис (13%), текстиль, медикаменты (7%);

ü военно-техническое сотрудничество (Индия – крупнейший покупатель российских вооружений, военной техники, патентов и лицензий);

ü Россия внесла вклад в развитие в Индии металлургии, космоса, фундаментальных наук, газа, нефти;

ü внешний долг – изначально Индия должна была 10 млрд. долл.; погасит к 2004 году традиционными товарами индийского экспорта;

ü много препятствий для сотрудничества – конкуренция ТНК третьих стран, нет долгосрочной программы сотрудничества и финансовых механизмов её реализации, слабость российской экономики и др.

 

 

51. Турецкая и иранская модель социально-экономического развития: общность и различия. Экономические отношения Турции и Ирана с Россией. Страны объединяет их культурно-цивилизационная общность, прежде всего принадлежность к исламскому миру. Иран богат природными ископаемыми, в Турции их же не очень много. Но Турция по показателям более развита. Проблемы – 1) трансформация полуколониального характера социально-экономической структуры экономики. Внешние факторы: 1) внешняя торговля, 2) использования иностранного капитала. Турецкая модель: 1) 30-40е годы, госкапитализм в форме этатизма (“девлетчилик”) – форсированное развитие страны, большая роль государства, 2) 50е гг., попытка перейти к экономической либерализации – небольшой успех, 3) 60е гг. – военные переворот, двадцатилетний период “смешанной экономики” – планирование, трансформация семейных компаний в корпорации. Импортозамещение – отрицательные последствия. Иранская модель: 1) 25 г. – внедрение этатистской модели – Иран всё активно тырил у Европы, светская модернизация, 2) 30е г. – модель госкапитализма, большая роль государства во всех сферах, первый этап индустриализации, импортозамещающий характер, 3) 50е г. – национализация нефтяной промышленности, децентрализация постепенная экономической системы, привлечение иностранных инвестиций, 4) 60-70е гг. – позитивные сдвиги в экономической и политических сферах, ядерная программа, 5) 79 г. – шиитское правительство, поддержка мелких предпринимателей, очень сильный государственный контроль за всем, “теневая экономика”. Для России регион является приоритетным направлением внешней по­литики и внешнеэкономических интересов, прежде всего как пограничный регион. Россия заинтересована в экспортном и импортном потенциале стран региона, в повышении уровня их экономического развития, как факторе ста­бильности границ, уменьшения степени экстремизма в политике, в переориентации миграционных потоков избыточной рабочей силы в странах Центральной Азии и Кавказа из России в страны Среднего Востока.

 

52. Основные тенденции, проблемы и внешние факторы социально-экономического развития Африки южнее Сахары. По объему производства внутреннего продукта Африка южнее Сахары занимает последнее место среди регионов мира. По размеру подушевого ВНД регион занимает предпоследнее место при расчете по текущим валютным кур­сам, и последнее при расчете по ППС. Все государства Африки южнее Сахары, за исключением ЮАР, относят­ся к развивающимся странам. 32 из них входят в подгруппу наименее разви­тых стран. По размеру ВНД на душу подавляющее большинство стран ре­гиона относится к странам с низким уровнем дохода. Лишь четыре относятся к странам с уровнем дохода ниже среднего и еще четыре — с уровнем дохода выше среднего. Развитие: 1) 60е гг. – “планируемое развитие”, усиление роли государства, 2) 70е гг. – концепция “базовых потребностей”, развитие социальной сферы, 3) 80е гг. – “структурная адаптация, либерализация. ” Ключевыми проблемами социально-экономического развития Африки южнее Сахары являются: 1) сложная демографическая ситуация, 2) высокий уро­вень бедности населения в сочетании с большим неравенством в доходах, 3) внутренняя и внешняя миграция трудовых ресурсов, 4) отсталая отраслевая структура хозяйства. Важную роль в экономическом развитии Африки южнее Сахары играют внешнеэкономические связи. 1) Экспортная квота региона составляет 29%. 2) Вместе с тем около 50% регионального экспорта формируется за счет мине­рального, энергетического и сельскохозяйственного сырья. 3) При этом экспорт многих стран Африки южнее Сахары имеет не просто сырьевой, но и моно­культурный характер. 4) В конкурентной борьбе за привлечение иностранных инвестиций Аф­рика южнее Сахары заметно уступает другим регионам развивающегося мира. Слабый интерес иностранного капитала к инвестированию в экономику стран Африки южнее Сахары объясняется в числе прочего высокой степенью тяжести долгового бремени региона.

 

53. Общность и различия стран с переходной экономикой. Понятие, концепции и основные сферы системных реформ. Исходные условия, эффективность и результаты проведения системных реформ в различных переходных экономиках. Теория переходной экономики формировалась под сильным влиянием опыта стран ЦВЕ и рекомендаций международных финансовых организаций. По методике проведения системных реформ: 1) радикальная концеп­ция и 2) концепция эволюционного перехода. Теория переходной экономики выделяет следующие стратегические на­правления системных реформ: 1) либерализация хозяйственной жизни, 2) инсти­туциональная трансформация, 3) формирование новой отраслевой структуры и открытой экономики, 4) реформирование социальной сферы. Страны с переходной экономикой различаются по радикализму прово­димых ими реформ. Это обусловлено исходными условиями в стране перед началом реформ, а впоследствии и эффективностью проведения реформ. К исходным условиям можно отнести: 1) уровень политической демокра­тии на момент начала реформ, 2) разный уровень экономического развития, 3) хо­зяйственные традиции, 4) сбалансированность экономики, состояние межэтни­ческих и межрегиональных отношений. Эффективность политики проведения реформ зависела, прежде всего, от наличия национальной стратегии, качества политической элиты, степени использования результатов реформ в интересах всего общества. Промежуточные итоги системных реформ оказались наиболее успеш­ными в странах с радикальным и эволюционным вариантами системных ре­форм. Главные уроки системных реформ можно свести к тому, что сильные ин­ституты важнее скорости реформ, наиболее эффективен опирающийся на собственные ресурсы частный сектор, успех работы приватизированных предприятий во многом зависит от их корпоративного, управления, руководство страны должно соблюдать общенациональные инте­ресы при проведении реформ.

 

54. Воздействие внешнеэкономических факторов на страны СНГ. Факторы: 1) Реформирование внешнеэкономического механизма. Задачи: отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, допуск частных фирм; создание необходимых институтов и правовой основы; использование инструментов внешнеэкономического регулирования, присущего рыночным отношениям, прежде всего таможенных тарифов как главного средства регулирования; достижение обратимости, хотя бы частичной, собственных валют, без чего было невозможно проведение внешнеторговых и валютных операций; отмена или снижение экспортные пошлины и вводятся импортные, формирование валютной системы, формирование валютного курса для поддержания уровня конкурентоспособности продукции и уменьш. возможной инфляции в случае роста цен на импорт. 2) Внешняя торговля. Задачи: падение объемов внеш. торг., уменьш. торговли готовыми изделиями, страны-члены СНГ стали заметными экспортерами нефти и нефтепродуктов, черных и цветных металлов (медь, хром, алюминий), золота, калийных удобрений, хим. сырья; закупки машин и оборудования в развитых стр.), 3) Иностранный капитал Задачи: приток иностранного капитала из США, Зап. Европы, Японии, Южной Кореи, Китая, Турции; получение займов).

55. Основные тенденции и проблемы соц.-эк. развития восточноевропейских стран СНГ ( Белоруссия, Украина, Молдавия). Эта группа – довольно крупный регион, второй после России (77%) по ВВП (12%). Белоруссия и Украина – индустриально-аграрные страны, Молдавия – с/х. Экспорт стран региона ориентирован на Россию, импорт – Западная Европа. Наилучшие социально-экономические показатели – Белоруссия, менее привлекательно – Украина. Молдавия – положение кризисное и малоуправляемое. В 2000-2005 гг. в странах региона шла стабилизация фин. положения (укрепление государственных финансов и национальных валют, улучшение фин. показателей деятельности предприятий), сохранение достаточно высокого уровня инфляции (10-14%). Сейчас финансовое положение хоз субъектов стабильно – большинство предприятий и организаций по итогам 2002-2005 года получили прибыль. Социальные процессы отлич. высоким уровнем динамизма: сокращ. численности населения, рост безработицы, рост соц. дифференциации общества. Несмотря на рост денежных доходов населения, уровень жизни повышается медленно. К настоящему времени эти страны почти полностью прошли этап национализации государственного строительства и становления экономических методов управления соц.-эк. жизнью. Задача – эк. рост и реформы в соц. сфере. Россия остаётся важнейшим внешнеэкономическим партнёром.

56.Главные тенденции и проблемы социально-экономического развития закавказских стран СНГ. Страны Закавказья (ГрАзАр) производят 2,5% совокупного ВВП СНГ. Среднеразвитая экономика Закавказья во многом базируется на c/х, чему способствует климатическая зона (субтропики). Соответственно и доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП – 10%, 24;, 22% (Азербайджан, Армения, Грузия). Важная черта – огромный масштаб глубокого социально-экономического кризиса, поздно преодолённого Азербайджаном и до сих пор не преодолённого Грузией. Кризис привёл к остановке целых производств (электробытовых приборов, обуви, текстиля), вызвал огромную инфляцию, снизил реальные доходы населения(бедные – 50%), привёл к развалю всех соц систем. Кризис в Закавказье был затяжным и жестоким: к экономическим причинам прибавились военно-политические: конфликт карабахский у Азербайджана с Арменией, абхазский и южноосетинский в Грузии. Нагрузка военных расходов на неокрепшие национальные бюджеты, нарушение структуры, людские потери, неустойчивость обстановки – не есть гуд. Вместе с тем с 90-ч гг. начали осуществлять системные реформы, прежде всего приватизацию государственной собственности (быстрее – в Армении, медленнее – в Грузии). Это позволило этим странам к 200 г. перейти в фазу экономического роста с высокими ежегодными темпами ВВП. Показатели уровня социально-экономического развития и уровня жизни скромны: ВНД на душу населения по ППС составил в 2004 г. от 4270 долларов в Армении до 2930 в Грузии. Среднемесячная пенсия – 20 долл., однако предстоящая продолжительность жизни была неплохой – 72-74 года. Всё это вызвало миграцию в Россию и другие страны. Что касается внешнеэкономических связей – переориентация на дальнее зарубежье. С Россией торговля идёт в основном традиционными для них с/х и продовольственными товарами в обмен на российские электроэнергию и металлы, а также машины и оборудование, прежде всего транспортные.

 

 

57.Ведущие тенденции и проблемы социально-экономического развития центральноазиатских стран. Центральноазиатский регион (казах, узбек, таджик, киргиз, туркмен) является заметной частью СНГ. Совокупный размер ВВП стран региона составляет более 8% общего ВВП стран СНГ. Страны региона – аграрные страны с весомым сектором добывающей промышленности. Основа хозяйства: Казахстан – ТЭК и металлургия, Узбекистан – производство и экспорт хлопка-сырца, Туркмения – природный газ, Киргизия и Таджикистан не имеют ярко выраженной экспортной направленности. После распада СССР – много проблем (отсталось соц отношений, изношенность основных фондов, отсутствие класса предпринимателей, низкий уровень квалификации рабочей силы). Сейчас – позитивные тенденции. Лидером успешных преобразований является Казахстан, наиболее далеко продвинувшийся по пути реализации программ перехода к рыночной экономике. Остальные страны относятся к беднейшим странам мира. Казахстан – одномоментная либерализация цен и рынков, обвальная приватизация, высокая роль сырьевого экспорта как фактора стабилизации экономики в переходный период (т.е. реформы похожи на российские). В наст. время Казахстан – страна среднего уровня развития. Киргизия – небольшая горная страна с аграрной экономикой. Природные ресурсы – сурьма, ртуть, уран, золото. Высокий уровень социальной дифференциации (за чертой бедности>50%). Активный сторонник углубления интеграционных процессов в СНГ. Таджикистан – аграрная страна с чрезвычайно низким уровнем развития промышленности. Месторождения золота, полиметаллических руд, урана и т.п. Высокий уровень безработицы, более 85% за чертой бедности, средняя зарплата 0,5 баксов в день. В 2004 г. – договор с Россией об инвестировании в течение 5 лет 2млрд. долл в гидроэнергетику, добывающую промышленность и соц сферу. Туркмения. Объём экспорта (в основном газ – 65 млрд м3) – 3,5 млрд долл. Импорт – 2,8. Узбекистан. Внешняя торговля-экспорт хлопка-сырца (41,5%). В 2005 г. объём экспорта – 3,9 млрд. долл, импорта – 3 млрд долл.

 

58. Место Китая в мировом хозяйстве, динамика и перспективы его экономического развития. Главные особенности системных реформ в Китае на современном этапе. Структура прав собственности в Китае. Денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная система Китая. В последние два десятилетия экономика Китая демонстрирует впечатляющие количественные и качественные перемены. Среднегодовые темпы прироста ВВП 1980-2000-е – 10,5%. 2004г. ВНД по ППС – 7,2 трлн. долл (2 место в мире). В 2005г. в КНР более 15% ВВП мира. Тенденция к сокращению разрыва в уровнях ВВП на душу населения между Китаем и развитыми странами, хотя он ещё очень велик. Сказать ещё что-нибудь для «воды» (используя общие знания). Важнейший элемент в проведении экономических реформ – руководство страны все преобразования рассматривает через призму сохранения социально и политической стабильности в огромной по численности населения стране (1,35 млрд в 2005)=> градуалистский характер системных реформ. Удалось обеспечить высокую динамику развития и стабильное улучшение уровня жизни населения. Уровень бедности сокращается, 1% городского за чертой, сельского – 25,4%. Население поддерживает проводимую политику реформ. Заметное отставание политической реформы от экономической, политической монополии коммунистической партии. Реформы основываются на принципе разделения политической и экономической составляющих данного процесса. В будущем в собственности государства останется много стратегически важных отраслей промышленности (нефть, газ, металл, ж/д, авиация и тп). Остальные – акционированы с гос участием. Сохранение сильного госсектора не из-за идеологии, а из-за потребностей гос поддержки наиболее важных отраслей, сохранения экономической мощи государства. Структура прав собственности находится на этапе трансформации, характеризуется неопределенностью, велика роль переходных и смешанных форм. Сектора экономики: гос, коллективный, частный (труд >8 лиц намного труда), индивидуальный (раб сами собственники), смешанной экономики (иностранный капитал), акционерный сектор, сектор иностранных предприятий, предприятия с участием капитала соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня. + дополняется разделением секторов с позиций прав собственности и прав хозяйствования=>расплывчатось прав собственности=>тяжело дать реальную роль той или иной собственности в экономике страны. Однако не мешает Китаю динамично развиваться. Доля госсектора в выпуске валовой продукции уменьшается, в 2002 г. 40,8%. При этом объём производства в госсекторе количественно возрастал. Денежно-кредитная политика. Усиливается денежно-кредитное регулирование. В 1993 г. признана необходимость развития денежного рынка и рынка капиталов, проведение изменений институциональной структуры финансового сектора. Усилен статус Народного Банка Китая как основного института в проведении макроуправления в денежной-кредитной сфере, разработке и проведении денежной политики. Периоды «урегулирования» экономики (механизм торможения рыночных реформ) для борьбы с инфляцией. Задача удержать инфляцию на уровне 5-6%. В 1994 году переход к новой системе налогообложения. Система налогообложения-22 вида налогов, шесть крупных групп. В целом эта реформа не доведена до конца. Сложная - проблема реформирования налогообложения крестьянства. 2000-е- в ряде провинций начался эксперимент по снижению налоговой ставки и отмене значительного числа дополнительных платежей с крестьян. Успешно продолжает распространяться по сельским районам всей страны.

 

59.Демографическая проблема в Китае. Проблема отраслевой структуры экономики. Региональная проблема в Китае. 1,35 млрд. человек в 2005, 20% жителей планеты, 1990-2005 гг. среднегодовые темпы прироста 1,1%. Связано с уровнем экономического развития и уровнем жизни населения, возможностями выполнения задач модернизации экономики страны. Политика ограничения рождаемости (поощрение однодетных семей). Китай добился проблем в этом направлении (без этих мер было бы на 250 млн больше). Относительно низкие показатели прироста – 0,7% (в мире – 1,4%). Много недовольств по поводу однодетной семьи (традиция другая). Выход – двухдетная семья, но возрастное ограничение по вступлению в брак. Для решения проблемы отраслевой структуры в годы модернизации: 1)обеспечение сбалансированного развития промышленности и c/x, 2)перестройка работы промышленности=>более полное обеспечение потребностей населения, 3)ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжёлой промышленности, 4) стимулирование развития наиболее современных отраслей. Черты периода модернизации: развитие добывающей промышленности (КНР угледобыча – первое, нефтедобыча - пятое), отставание энергетики (решение – расширение строительства ГЭС и АЭС), развитие машиностроения (23% в ВВП, судостроение третье в мире), легкой пищевой промышленности, переход с/х от традиционного типа к современному (доля земледелия сокращается - 51%, животноводство увеличивается - 31%), его отставание от промышленности (промышленность возрастает на 10%, с/х – 6-7%). Региональная проблема- усиление диспропорций развития различных регионов Китая, особенно прибрежного восточного пояса. В восточном Китае – >50% ВВП. Проблема осложняется тем, что в отсталых регионах проживает основная масса нац меньшинств и задачи развития этих районов тесно связаны с нац политикой, которая является необходимым условием укрепления соц-политического единства КНР. Разработана стратегия развития западных регионов – ускоренная модернизация, повышение уровня жизни. Мероприятия по развитию остальных районов – увеличение бюджетного финансирования на их нужны, создание льготного режима инвестирования и кредитования, снижение налогов, подключение иностранного капитала, создания условий для переезда рабочей силы из Восточного Китая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.019 с.)