Ямпольская Ц.А. О правовой норме и правовом отношении // Советское государство и право. 1951. №9. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ямпольская Ц.А. О правовой норме и правовом отношении // Советское государство и право. 1951. №9.



 

ЛЕКЦИЯ 14. Система норм права (система объективного права).

Правовая действительность и правовая система. Система права и система норм права. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право. Отрасли и подотрасли права. Институты права.

Правовая действительность и правовая система. Под правовой действительностью в широком смысле слова понимается не только действительность самого права, но и всех явлений, так или иначе связанных с правом. Правовая система представляет собой явление производное от правовой действительности, но включает в себя не все правовые явления, а лишь те, которые непосредственно формируют право конкретного общества. Таким образом, правовая система включает в себя общественную правовую идеологию, само право (систему права) и правовую практику. [220]

Общественная правовая идеология и сложившаяся правовая практика (деятельность различных субъектов по реализации норм права, включая деятельность судов) оказывают самое непосредственное влияние на формирование национальной правовой системы. Наиболее типичные, «родственные» правовые системы в науке сравнительного правоведения объединяют в «правовые семьи», среди которых выделяют, например, такие, значимые и сегодня, как романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовые семьи. [221]

Система права и система норм права. Нормы права функционируют не сами по себе, а в рамках единой системы, на основе которой осуществляется правовое регулирование поведения участников общественных отношений. Но в контексте концепции права, излагаемой в данном курсе, следует различать систему права и систему норм права.

Система права состоит из правовых норм и возникающих на их основе межсубъектных правовых отношений.

Система норм права – это совокупность взаимосвязанных между собой правовых норм. Основные элементы такой системы – нормы права – в зависимости от своего функционального предназначения объединяются в более общие структурные подразделения системы – институты, подотрасли и отрасли норм права. В системе норм права можно также выделить нормы частного права и нормы публичного права.

Частное и публичное право.

Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке давно – оно было известно уже римским юристам. В современных правовых системах делению права по этому критерию придается различное значение. Наибольшее значение оно сохраняет в так называемой романо-германской правовой системе, впитавшей в себя основные положения древнеримской правовой доктрины. Основу для деления права на частное и публичное составляет отмеченное выше деление социальных отношений на отношения между юридически равными субъектами (например, между физическими лицами) как элементами социальной системы и на отношения между самой социальной системой (государством) и ее элементами (гражданами, юридическими лицами и др.), основанные на публичном властеподчинении. Уже известный римский юрист Ульпиан, живший в первые века нашей эры, определил публичное право как то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное право, по его мнению, относится к пользе отдельных лиц. Нормы публичного права обеспечивают общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества и государства в целом. Нормы частного права направлены на удовлетворения интересов отдельных субъектов (физических и юридических лиц).

Развитие частного права в современных западных государствах тесно связано с укреплением частной собственности и рыночных отношений, основанных на экономической свободе, конкуренции и равноправии их участников. Поэтому развитое частное право является непременным атрибутом гражданского общества и либерального правового государства. Однако частное право тесно связано с правом публичным, т.к. последнее, в частности, решает и задачу его охраны и защиты. В единой, государственно - организованной системе правовых норм, они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Для норм публичного права характерен императивный источник их возникновения, а по способу выражения предписания они являются авторитарными. Нормам публичного права в качестве типового присущ и специфический метод правового регулирования, который также может быть назван императивным.

Императивный метод основывается на формулировании властных правовых предписаний, которые непосредственно устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей участников общественных отношений и их объем. Нарушение установленных правовых обязанностей вызывает наступление нормативных негативных последствий (санкций) независимо от желания сторон.

Для норм частного права допустим договорный источник, а по способу выражения правила поведения они часто являются нормами диспозитивными. Для частного права характерен и тип правового регулирования, который также может быть назван диспозитивным, или автономным.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемых отношений определять свои права и обязанности в границах, установленных нормами права. При этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному согласию принимают на себя обязанности по отношению друг к другу. Нарушение установленных правовых обязанностей влечет наступление негативных последствий (санкций) не из самого факта нарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны (в исковом порядке).

Типичными отраслями норм публичного права являются конституционное право, уголовное право, административное право, финансовое право, природоохранное право, все процессуальные отрасли права. Нормы частного права сосредоточены в таких отраслях как гражданское право, семейное право, трудовой право, коммерческое право и др.

При этом следует иметь в виду, что не существует «чисто» публично-правовых или «чисто» частно-правовых отраслей. Любая отрасль и любая норма права включает в себя в той или иной степени и момент «публичный» и момент «частный».

Отрасли права

Под отраслью права (фактически, отраслью норм права) понимают совокупность правовых норм, специфическим образом регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. [222] Регулируемые общественные отношения называются предметом правового регулирования. Каждая отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Так, предметом правового регулирования гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и т.д. Помимо предмета правового регулирования к основным критериям деления норм права на отрасли относят также метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимается способ правового воздействия со стороны государства на поведение участников общественных отношений. Как было показано выше, существуют два типичных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Но в рамках каждой отрасли права они видоизменяются, получая свою специфику в зависимости от предмета правового регулирования и характеризуются понятием правового режима.[223]

Понятие «правовой режим» призвано полнее характеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли. Зачастую в основе конкретного правового режима лежит определенное сочетание автономного и императивного методов. В своем наиболее «чистом» виде указанные методы проявляются в гражданском праве (автономный метод), в уголовном и административном праве (императивный метод).

Указанные отрасли материального права, наряду с соответствующим отраслями процессуального права (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административно-процессуальным), образуют так называемые основные отрасли системы норм права. Во главе их находится отрасль конституционного права, которая определяет основные нормативные начала развития других отраслей. Помимо названных, в системе норм права выделяют также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, налоговое право и др.

В рамках крупных правовых отраслей выделяют подотрасли, состоящие из ряда правовых институтов, имеющих определенную родовую обособленность. Например, в отрасли гражданского права выделяют такие подотрасли как авторское право, жилищное право, наследственное право и др.

Институт права – это устойчивая группа правовых норм, регулирующая в рамках отрасли определенную разновидность общественных отношений. Например, в трудовом праве имеются такие правовые институты как институт заключения трудового договора, институт расторжения трудового договора, институт заработной платы и т.д.

Дополнительная литература по теме:

Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.

Алексеев С.С. Об отраслях права // Советское государство и право. 1972. №3.

Алексеев С.С. Отрасли советского права: проблемы, исходные положения // Советское государство и право. 1979. №9.

АлексеевС.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. №1.

Братусь С.Н. Отрасль советского права: понятие, предмет, метод // Пра­воведение. 1979. №11.

Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

Карташев В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995.

Красавчиков О.А. Система права и система законодательства (гражданско-правовой аспект) // Правоведение. 1975. №2.

Матузов Н.И. Право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1988.

Павлов И.В. О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. №11.

Поленина С.В. Законодательство в Российской Федерации. М., 1996.

Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода к изучению структуры законодательства // Вопросы философии. 1979. №2.

Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодатель­ства. Саратов, 1993.

Система советского законодательства. Под ред. И.С. Самощенко. М., 1980.

Система советского права и перспективы ее развития // Советское госу­дарство и право. 1982. №№ 6-8.

Советское законодательство: пути перестройки. М., 1989.

Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Советское государство и право. 1986. №10.

Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. Л., 1991.

Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. 1987. №4.

Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения // Правоведение. 1995. №3.

Чхиквадзе В.М., Ямпольская Ц.А. О системе советского права // Совет­ское государство и право. 1967. №7.

 

ЛЕКЦИЯ 15. Источники права.

Понятие источника права: многообразие смыслов. Источник права как правовая форма. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт. Понятие правового акта. Признаки нормативно-правового акта. Статья нормативно-правового акта и норма права. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие закона. Стадии законотворчества. Виды законов. Подзаконные акты: понятие и виды.

Понятие «источник права» имеет в юриспруденции несколько разных значений. Если рассматривать источник права в генетическом смысле (что причинно обусловливает возникновение правовых норм?), то в качестве такового могут пониматься объективные причины, вызывающие необходимость принятия тех или иных норм права. Эти причины могут быть как материальными (объективные потребности общества, обусловленные социально-экономическими условиями его существования), так и идеологическими (представления всего общества или его политической элиты о том, каким должно быть право).

Если рассматривать источник права в онтологическом смысле (что делает право правом?), то его определение будет зависеть от того, что понимается под правом, т.е. от типа правопонимания. Сторонники т.н. правового этатизма, сводящие право к системе норм, установленных и защищаемых государством, понимают в этом случае под источником права ту форму, в которой находит свое выражение содержание правовых норм и через которую они получают общеобязательное значение. С этих позиций, вне такой государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д.) право не существует.[224]

Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм («источники права» – в этатистской традиции) суть следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт.

Правовой обычай – один из наиболее древних источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определенных местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для непосредственно социального действия в качестве нормы права он должен иметь объективно правовое содержание (см. выше), а для того, чтобы получить значение государственно-признанного источника права – быть санкционированным государством (в романо-германской правовой семье). Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путем ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства, или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой.

В настоящее время обычай постепенно вытесняется (особенно в романо-германской правовой семье) другими нормативно-правовыми формами, прежде всего, законом. Но поскольку государственно-нормативное регулирование не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права.

Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».

Ст.134 Кодекса торгового мореплавания устанавливает, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон (договором), а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Обычай является источником не только государственного, но и общесоциального права. Последнее и существует преимущественно в форме традиций, обычаев, обыкновений. Наиболее значимые из них или признаются правовыми по своей природе (при наличии определенных признаков - в англо-саксонском праве), или санкционируются государством и становятся нормами государственного права (в романо-германских правовых системах). При этом в англо-саксонском правовом сообществе фактически признается существование негосударственного, социального права, так как обычай признается правовым не с момента вынесения судебного вердикта, ссылающегося на него, а с того момента, когда обычай получил необходимые правовые свойства (длительность существования, добровольность исполнения, соответствие разуму и действующим законам и т.д.).

Например, французская правовая теория признает обычай источником частного права, следуя древнеримскому воззрению о том, что "долго применяющийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона".[225] Т.С. Мартьянова и Г.О. Коваль выделяют два формообразующих французский правовой обычай элемента: 1) diuturnus usus - длительное повсеместное применение, основанное на повторении и 2) opinio necessitatis - "осознание обязательности" - убеждение, что поступать следует именно в соответствии с требованиями обычая. Источник обязательной силы обычаев в этом случае понимается в духе Ф.К. Савиньи - как коренящийся в "общенародном сознании" (или, в традиционной терминологии - "в духе народа").[226] И хотя некоторые французские цивилисты с этим не согласны и утверждают, что лишь судебная власть может сформировать opinio necessitatis, Т.С. Мартьянова и Г.О. Коваль полагают, что формирование элемента осознания обязательности зависит от природы обычая - "если торговые обычаи, возможно, и опираются преимущественно на авторитет судебной практики по причине нежелания коммерсантов терпеть убытки из-за неправильного применения права, то обычаи, касающиеся, например, так называемых "чаевых", с судебной практикой никак связаны быть не могут (хотя, может быть, и бытуют несколько гражданских дел о взыскании "чаевых") имея безусловное основание в нравственно-психологической области".[227]

Понятно, что opinio necessitatis в констексте изложенного есть не просто убеждение в необходимости совершения определенных поступков, т.е. исполнении обязанности, но и осознание наличия коррелятивного ему правомочия, что вполне подтверждается и приведенным авторами примером с чаевыми. Именно наличие или отсутствие правообязывающей структуры позволяет различать правовые и неправовые обычаи. Например, традиция наряжать елку под Новый год не является правовой (не предоставляет никому социально признаваемых прав), а существовавшая в средневековом периоде человеческой истории традиция "первой брачной ночи" долгое время имела правовой характер, пока не утратила его под воздействием новых представлений о моральности человеческого поведения и обстоятельств социально-экономического характера.

Правовые обычаи могут представлять как государственное, так и социальное право, но в любом случае их отличительной чертой является неписанный характер. По римским представлениям, в этом заключается их особенная сила. Это право пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствие необходимости придать ему письменную форму. Считается, что неписанные обычаи наиболее пластичны и отвечают постоянно изменяющимся потребностям гражданского оборота.[228]

Интересна классификация обычаев, предлагаемая современным французским цивилистом Ж. Корню.[229] Последний выделяет универсальные, национальные, профессиональные и договорные обычаи. Универсальные обычаи фактически занимают место естественного права и формулируются в виде известных каждому правоведу максим, например: никто не должен несправедливо обогащаться за счет другого; обман все портит; не все, что законно, благородно; никто не может передать другому больше права, чем то, которым он сам обладает; судебное решение принимается за истину и т.д. Универсальные обычаи не входят во французское законодательство, но признаются судами в качестве общих начал, позволяющих принимать решения по аналогии права, т.е. признаются правом.[230] Важно подчеркнуть различие между "естественным правом" и нормой обычая, которое, по-видимому, не вполне осознается авторами цитированной выше работы. Так, Т.С. Мартьянова и Г.О. Коваль полагают, что универсальные обычаи это идеи римского частноправового наследия и начала естественного права, которые "витают" в юридической атмосфере европейских государств и по мере практической необходимости закрепляются законодательно..."[231] Однако "витания" в юридической атмосфере далеко недостаточно для того, чтобы из идеи превратиться в право, так как в этом случае отсутствуют как "длительное повсеместное применение", так и "осознание обязательности". Поэтому универсальный обычай есть не только идея, но и социальный факт, т.е. своеобразное идеал-реальное явление.

Судебный прецедент (лат. - предшествующий) – правовой акт, представляющий собой судебное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, в т.н. англо-саксонской правовой семье (Великобритания и страны Содружества, США).

В основе доктрины судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу. Мотивировочная часть такого судебного решения, называемая ratio decidendi, принимается за общее обязательное для всех правило при разрешении всех аналогичных дел, т.е выступает судебным прецедентом. Фактически суд при этом осуществляет правотворчество, хотя создаваемая им правовая норма как бы «растворена» в конкретном судебном решении, и для ее последующего применения необходимо его толкование. Поэтому прецедент зачастую формулируется не в одном судебном решении, а в судебной практике по его применению.

Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд безусловно связан решениями всех вышестоящих судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья обладает полной свободой.

Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут более полно отражать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.

Нормативный правовой договор – правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве. Нормативные правовые договоры имеют распространение также в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 г. В области трудового права значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры.

Коллективные договор – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договоры будут обязательны для всех представителей администрации и работников как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.

Правовая доктрина – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Священные книги – различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных. Один из древнейших источников права, сохраняющий свое значение в традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Принципы международного права – имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Нормативный правовой акт является основной формой государственно-организованных норм права в романо-германской правовой семье. Является одной из разновидностей правовых актов.

Понятие правового акта. Все правовые акты можно подразделить на акты – действия (юридические факты) и акты – документы (носители определенной юридической информации, имеющей правовой значение и зафиксированной в письменной форме). Правовые акты-документы могут быть как нормативными, так и индивидуальными. В последнем случае они не содержат общих правил поведения, а регулируют индивидуальные отношения между субъектами (судебное решение по спору между гражданами о праве собственности, постановление о наложении административного предупреждения, расписка о получении денег взаймы и т.д.). Индивидуальные акты в свою очередь делятся на акты применения права (см. ниже) и акты реализации субъективных прав и обязанностей (например, письменный договор о покупке дома).

Нормативно-правовой акт и его признаки. Нормативный правовой акт – это императивный правовой акт (официальный письменный документ), который содержит правовые нормы.[232] Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

1. Имеет императивный характер, так как исходит от государства или от организаций, которые могут прибегнуть к государственной защите установленных актами правил. Нормативный правовой акт является односторонним актом выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативных договоров.

2. Принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание норм и их форму.

3. Имеет признаки официального письменного документа: название акта; указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера.

4. Имеет собственную структуру: содержание нормативно-правового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, параграфах, пунктах и подпунктах акта.

5. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов.

6. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные характеристики.

7. Содержит нормы права, т.е. общие правила поведения. (Не всякий нормативный акт будет являться правовым. При отсутствии правовой структуры никакая принудительная сила не сможет сделать из клочка бумаги источник права).

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.). См. лекцию «Применение права».

Соотношение статьи нормативно-правового акта и нормы права. Как уже было отмечено выше, норму права не следует отождествлять со статьей нормативно-правового акта. В статье нормативно-правового акта редко содержится норма целиком. Чаще всего в ней фиксируется лишь часть правовой нормы: диспозиция, или даже часть диспозиции, или гипотеза и т.д. Именно поэтому статьи нормативно-правовых актов отличаются своей спецификой.

Статьи или другие элементы нормативно-правовых актов (пункты, параграфы и т.д.) могут быть, в отличие от норм права, - по форме изложения: определенными и относительно определенными, по способу изложения: прямыми, ссылочными и бланкетными; по темпоральному действию: постоянными и временными; по территориальному действию: общими, местными и локальными (действующими на территории организации, учреждения, предприятия); имеет место и дифференциация статей по субъектному действию.

Определенные статьи полностью формулируют какой-либо элемент нормы;

относительно определенные – требуют обращения к другим статьям для того, чтобы полностью определить элемент нормы, не ссылаясь прямо на них.

Прямые статьи – элемент (элементы) нормы прямо формулируется в статье (но, возможно, неполностью).

Ссылочные статьи также не формулируют содержание какого-либо элемента полностью, а отсылают к другим статьям нормативно—правовых актов.

Бланкетные статьи являются разновидностью ссылочных. В отличие от последних, они отсылают не к конкретной статье какого-либо акта, а к правилам определенного вида (которые со временем могут изменяться).

Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц. Право в целом, как и его элементы, не существует вечно и действует в определенных границах, в отношении определенных субъектов, т.е. имеет временные (темпоральные), пространственные и субъектные характеристики. Наибольшее значение они имеют для нормативно-правовых актов, которые создаются государством и встраиваются в уже существующую систему права. При этом под действием нормативно-правового акта понимается не его реальное функционирование в качестве источника права, а лишь признание за ним с конкретного момента времени определенной юридической силы, т.е. своего места в иерархии актов, что всегда определяется волей законодателя.

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления его в юридическую силу и моментом прекращения юридической силы нормативно-правового акта.

Нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

1) через указание в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой он вступает в юридическую силу;

2) через указание на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление акта в юридическую силу («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента утверждения» и т.д.).

3) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.

Например, законы РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. (Если в самом акте не указано иное).

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Изданиями, в которых официально публикуются важнейшие нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и «Бюллетень текущего законодательства РФ».

Порядок вступления в юридическую силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно. Так, законы Санкт-Петербурга вступают в юридическую силу по истечении четырнадцати дней после их официального опубликования.

Момент утраты нормативно-правовым актом юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан с:

1) истечением срока, на который он был принят;

2) наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы, известные в теории, поскольку они не связаны с выявлением воли законодателя, являются способами прекращения правового действия нормативно-правого акта, а не способами прекращения его юридической силы. Так, если принимается нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу чем акт, уже регулирующий те же отношения, то это означает, что применяться должен акт, имеющий большую юридическую силу. В случае его отмены необходимо вернуться к тому акту, который не применялся, но не утратил своей юридической силы. На наш взгляд, сказанное относится и к тем актам, которые перестают действовать в виду изменившейся обстановки. Например, акты, принятые для регулирования отношений в период введенного чрезвычайного положения, не утрачивают своей юридической силы после его отмены (если только они не имели временного характера, т.е. не были приняты только на время введения данного чрезвычайного положения), хотя и прекращают свое действие.

Действие нормативно-правовых актов во времени является, как правило, футуроспективным, т.е. обращенным в будущее, рассчитанным на поведение, совершенное с учетом получения нормативно-правовыми актами юридической силы. С этим связан важный правовой принцип, в соответствии с которым нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на отношения, возникшие до момента их вступления в силу. Но этот принцип является совершенно необходимым для того, чтобы можно было требовать соответствующего поведения от субъектов, т.е. требовать исполнения возлагаемых на них обязанностей. Если же закон устанавливает не новые правовые обременения, а формулирует какие-либо дополнительные права, то ему может быть придана обратная сила.

Как правило, обратной силой наделяются нормативно-правовые акты, отменяющие или смягчающие уголовную и административную ответственность.

С действием нормативно-правовых актов во времени связана и такая возможная ситуация, когда акт утрачивает юридическую силу, а отдельные его нормы продолжают регулировать некоторые уже существовавшие ранее отношения. (Так называемое «переживание закона». Имеет распространение, например, в гражданском праве).

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяется юрисдикция субъекта, издавшего акт. Нормативно-правовые акты, издаваемые органами центральной государственной власти и управления, действуют на всей территорией государства.[233] Под государственной территорией понимается территория, которая находится под суверенитетом определенного государства.

В состав государственной территории входят:

1) Сухопутная территория (включая недра и континентальный шельф);

2) Водная территория, охватывающая:

а) внутренние воды, включающие в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;

б) территориальное море – полоса прибрежных морских вод шириной не более 12 морских миль;

3) Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем;

4) Территории посольств, военных кораблей, морских, речных и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.

Акты территориальных органов власти действуют на соответствующих территориях; акты субъектов РФ – на территории соответствующих субъектов, а акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципалитетов.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт. Все субъекты права, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия его законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.094 с.)