Пути решения глобальной проблемы бедности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути решения глобальной проблемы бедности



-экономический рост (противоречие – рост населения и несбалансированность отраслейц)

-государственная помощь бедным (негативное последствие – застойная бедность)

- 2000 г. 180 государств – Декларация тысячелетия: 8 ключевых задач мирового развития на период до 2015 г., в том числе уменьшения чрезвычайной бедности к 2015 г.

В том числе

-льготный режим участия в межд.эк.отношениях

-оказания прямой помощи развитыми странами и международными организациями

 

Географически наиболее сосредоточение бедняков в сельской местности отмечается в долине реки Ганга в Индии, на острове Ява в Индонезии, на Андском нагорье в Южной Америке и в Сахеле в Африке.

Проблемы: терроризм (бедных легко вербовать), негативное отношение к развитым странам, стремление к переделу, конфликты (150 конфликтов в мире из-за отсталости).

В городах основным источников существования бедняков служит неформальный сектор.

Бедные люди играют небольшую роль в политике. Низкий уровень жизни бедных, и как следствие их слабое здоровье, плохое образование снижают их хозяйственную активность и приводят к замедлению темпов экономического роста.

Бедность в наибольшей степени затрагивает женщин и детей. Расширение занятости, улучшение положения женщин в экономической и социальной жизни выступают наиболее действенными инструментами уменьшения бедности.

Пути разрешения:

1)последовательная модернизация экономики силами отсталых стран (индустриализация, либерализация, агр. реформа, образование, демогр. политика);

2)безвозмездная помощь (для нек стран Африки достигает 3-5% ВВП);

3) привлечение займов, портфельных инвестиций и ПЗИ.

 

Продовольственная проблема

1)проблема абсолютной нехватки питания

2)несбалансированность

3)физическая доступность

4)экономическая доступность.

5) среднедушевое потребление меньше 200 ккал в день(в основном Африка Южнее Сахары)

6)сдерживание мирового с/х пр-ва (нехватка угодий, огр.водн.рес-в, выс. урбанизация)

7)невозможность экспортировать продовольствие и торговые войны.

8) с/х инфраструктура;

9) контроль качесва и санитарные меры.

8) ВТО и ФАО с 2006 г.+РФ(от нетарифным к тарифным методам и постепенное их сниженеи)

???Как в РФ, есть ли в ВТО

Мировой экспорт продовольствия – 400 млрд.долл.

Основные проблемные регионы – Индия и Китай (50%)

!!!Прогресс: 50 лет – численность недоедающих уменшилась в 2р.

Вопрос №11. Глобальная проблема устойчивого развития и различные подходы к ее решению.

В 60-е годы в мире стало расти внимание к проблемам сохранения окружающей среды в связи с ее нарастающей деградацией. Однако серьезно изучаться они стали позже.

Деградация окружающей среды происходит по двум причинам:

-ресурсоемкий экономический рост

-отсутствие учета возможностей природной среды адаптировать хозяйственные нагрузки

По мнению многих мир должен перейти на новый тип экономического роста – устойчивое развитие (англ. sustainable development) – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Центральное место в понятии устойчивого развития занимает учет экологический последствий принимаемых сегодня экономических решений. гестерезис

Доклады Римского клуба

В 70-е годы – пессимистические концепции сохранения окружающей среды для будущих поколений. Основатель клуба А. Печчеи, Э. Тофлер, Р. Фолк, П. и А. Эрлихов говорили, что дальнейшее существование общества, т.е. продолжение демографического и экономического роста несовместимы с «абсолютно ограниченными» природными ресурсами планеты, которые ставят физический предел развитию. Сторонники этой концепции выдели решение экологической проблемы и проблемы устойчивого развития в резком принудительном замедлении экономического роста.

Концепция нулевого роста Месаровича и Пестеля (регресс лучше катастрофы)

В 80-е годы – оптимистические и сверхоптимистические модели (модель Гудзоновского института США). НТП – естественный исцелитель природы, безгранично умножающий её потенциал.

В 90-е годы – более прагматические подходы к проблемам окружающей среды.

Конференция в Рио-де-Жанейро (3-14 июня 1992 г.)сколько стран?

Два официальных документа:

-Декларация Рио (27 принципов экономического, экологического и социального развития)+ решение развитых стран выделять в прямую помощь развивающимся до 0,7% своего ВВП.

-«Повестка дня на XXI век» (основные глобальные проблемы и механизмы их решения)

 

Три конвенции:

-борьба с опустыниванием

-сохранение биологического разнообразия

-предотвращение изменений климата

Главное достижение Рио – введение в международную политику представления об устойчивом развитии – социально-экономическом развитии, которое не подрывает ресурсного потенциала будущих поколений.

Принцип интернализации, т.е. рыночного механизма контроля экологического ущерба, предусматривающего его учёт в себестоимости продукции.

Киотский протокол (1997 г. 84 государства и в 2002 г. Ратифицировали 74 из них)

Направлен против глобального потепления, причиной которого является выброс в атмосферу промышленных газов.

Россия ратифицировала в 2005 г. (+ - сближение с ЕС и продажа квот)

Конференция в Йоханнесбурге2002

(«монолог глухих», «форум упущенных возможностей») Помощь развитых стран развивающимся не увеличилась, а уменьшилась с 0,35 до 0,23 ВВП

- сокращений лесов стало идти медленнее, чем до Рио

-относительный прирост населения уменьшился

-снизились темпы потребления энергии в ряде стран (Швейцария, Дания, Япония)

-в ряде стран площадь лесов увеличивается (Зап. Европа и Северная Америка, Россия - зарастание)

-«позеленение» целых отраслей мировой экономики (лесозаготовок, наземного транспорта и т.д.)

 

Вопрос №12. Глобальная проблема развития человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

То обстоятельство, что развивающиеся страны показывают наихудшие показатели в плане качественных характеристик рабочей силы, обуславливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека – способности человека к созидательной деятельности, обусловленными прежде всего состоянием его здоровья и развития как живого организма.

Повышенная интенсивность современного производства увеличивает физическую и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и обуславливает создание адекватных условий для ее воспроизводства.

В развивающихся странах этому препятствуют такие факторы, как:

-низкий уровень доходов

-отсутствие полноценного питания

-плохие жилищные условия

-низкий уровень развития здравоохранения

-массовые заболевания и др.

Образование как элемент человеческого потенциала

Увеличение срока обучения рабочей силы всего на один год способно обеспечить дополнительный рост ВВП в 3%.

Одним из прибыльных видов капитальных вложений в настоящее время являются:

-расходы на общее образование

-расходы на профессиональную подготовку

- расходы на здравоохранение

Основной показатель уровня образования населения:

-среднее кол-во лет обучения в начальной, средней и высшей школе (развитые страны 15-17 лет; страны с переходной экономикой 11-13 лет; Буркина-Фасо 2,5 года, Мозамбик 3,5, Эритреей 4,5, Бангладеш и Бурунди 5 лет)

Пути решения глобальной проблемы человеческого потенциала:

-экономический рост во всех составных частях мирового хозяйства (в первую очередь в развивающихся странах)

 

В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 41%, в Африке южнее Сахары – 39%, в арабских странах – 36%, Нигер – 86%, Бенин – 56%, Гамбия – 63%, Сенегал – 61%, Эфиопия – 58%, Пакистан и Бангладеш – 51%.

 

Вопрос №13. Американская, западноевропейская и японская модели социальной политики. Социальная политика в наименее развитых странах. Социальная политика в странах с переходной экономикой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.031 с.)