Понятие глобальной безопасности и распространение ядерных технологий в Азии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие глобальной безопасности и распространение ядерных технологий в Азии



Глобальная безопасность — вид безопасности для всего человечества, т.е. защита от опасностей всемирного масштаба, угрожающих существованию человечества или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете. К таким угрозам прежде всего относят глобальные проблемы современности.

Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются: разоружение и контроль над вооружениями; защита окружающей среды, содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран; эффективная демографическая политика, борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков; предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов; сохранение культурного многообразия в современном мире; обеспечение соблюдения прав человека; освоение космоса и рациональное использование богатств Мирового океана и т.п. Обеспечение глобальной безопасности неразрывно связано с ослаблением давления глобальных проблем на мировое сообщество. Глобальные проблемы современности — это такие проблемы планетарного масштаба, которые затрагивают в той или иной мере жизненно важные интересы всего человечества, всех государств и народов, каждого жителя планеты; они выступают в качестве объективного фактора развития современной цивилизации, приобретают чрезвычайно острый характер и угрожают не только позитивному развитию человечества, но и гибелью цивилизации, если не будут найдены конструктивные пути их решения, и требуют для своего решения усилий всех государств и народов, всего мирового сообщества.

Глобальная безопасность имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что глобальная безопасность обеспечивается согласованными усилиями всех членов мирового сообщества. Всеобъемлющий характер безопасности связан с тем, что ее достижение возможно лишь при учете всех кризисогенных факторов мирового развития и принятии мер, способствующих поддержанию состояния устойчивости и стабильности всех жизнеобеспечивающих систем современной цивилизации.

Международную безопасность можно определить как взаимосвязь безопасности конкретного государства с безопасностью других государств, коллективное использование вооруженной силы, международные институты и режимы и т. д. Региональная же безопасность рассматривается как разновидность международной безопасности и составная часть глобальной безопасности, но в нее включают более эффективные системы безопасности в пределах конкретного региона.

Существенные изменения качества современного пространства безопасности по составу действующих лиц, предметному полю, влиянию глобализации, смещению осей конфликтности и сотрудничества дают основание поставить вопрос о дополнении понятия «международная безопасность» более комплексным понятиями – «мировая» и «глобальная» безопасность.

Тезис о повышении степени неделимости пространства мировой безопасности в условиях глобализации требует уточнений. Именно революционные события в области военной безопасности явились одной из первых предпосылок выхода многовекового процесса постепенной интеграции мира на качественно новый рубеж нынешней глобализации. Изобретение и гонка ракетно-ядерных вооружений сделали каждое государство, каждый регион и каждого индивида абсолютно взаимозависимыми в том смысле, что физическое выживание всех и любого из них стало общей и главной проблемой. Снижение вероятности глобального уничтожения жизни на Земле после окончания конфронтации восстановило некоторую автономность действий государств и негосударственных действующих лиц в пространстве безопасности.

В этом же направлении работало и снижение уровня внутриблоковой дисциплины. Проблемы международных отношений более не воспринимаются в черно-белой гамме биполярной «игры с нулевым результатом». Во второй половине ХХ в. индо-пакистанский конфликт или война между Израилем и соседними арабскими странами существенно повышали угрозу перерастания их в мировую «центральную войну» между Востоком и Западом. Сегодня такого рода конфликты представляют угрозу в основном в масштабах региона.

На развитие ситуации в отдельных регионах влияет усиление противоборства с новыми транснациональными вызовами. Сохраняется проецируемое извне воздействие ведущих нерегиональных держав. Однако в том или ином регионе повышенное значение имеют местные проблемы. Рассмотрение мировой безопасности в глобальном единстве – как бы глазами наблюдателя с борта космического корабля – вполне оправдано. Но изучение карты мира «малого масштаба» необходимо дополнить работой с более детальными «крупномасштабными картами» регионов.

Происходит определенный «передел» границ регионов мира по критериям безопасности. С этой точки зрения под «регионом» подразумевается группа соседних государств, угрозы, интересы и способы решения которых в этой сфере переплетены так плотно, что национальную безопасность каждого нельзя продуктивно рассматривать в отрыве друг от друга. Например, рассматривавшиеся раньше отдельно регионы Ближнего и Среднего Востока сегодня объединяются общностью процессов в единый регион Большого Ближнего Востока. Расширились границы региона, который раньше именовался «западноевропейским». Высокой динамикой и незавершенностью отличаются процессы формирования нового качества региональной безопасности на пространстве, которое принято обозначать «постсоветским» или «евразийским».

Глобализация во всех ипостасях обозначает проникновение транснациональных потоков через национальные границы с согласия «принимающей» стороны или без такового. Это может рассматриваться как «вмешательство» в ранее считавшуюся исключительно суверенной сферу внутренней политики. В сфере безопасности растет озабоченность государств не только внешней политикой других стран, но и их внутренним состоянием – в той степени, в которой оно влияет на их собственную безопасность и безопасность мирового сообщества в целом. Наглядным примером может считаться Афганистан, где политический характер режима «талибов» и предоставление части территории страны базам «Аль-Каиды» превратили внутригосударственную ситуацию в прямую угрозу для международного мира и безопасности. Достигшая уровня геноцида внутренняя борьба племен и народностей в Дарфуре также приравнивается мировым сообществом к угрозе миру.

Пространство мировой безопасности приобретает новое наполнение, отражающее изменение других пространств под влиянием сложной и противоречивой парадигмы глобализации – с существенными особенностями, характерными для этого пространства. В этом смысле мировую безопасность можно обозначить как безопасность «эпохи глобализации», или «глобальную безопасность».

В последнее время происходит расширение субъектной сферы мировой безопасности. На рубеже XX и XXI веков транснациональный терроризм бросил вызов безопасности многих государств и мирового сообщества в целом. Кроме довольно нетипичного случая полулегального базирования «Аль-Каиды» на территории Афганистана, контролировавшегося хотя и нелегитимным, с точки зрения международного права, но признаваемым де-факто режимом «талибов», силы транснационального терроризма не имеют обратного национального адреса. Они растворены в глобальном мировом сообществе. Часть из них получает поддержку финансами и вооружениями от отдельных государств. Но, как правило, такая поддержка не является основой потенциала, без которого террористическая деятельность была бы невозможна.
Другим негосударственным вызовом безопасности мирового сообщества служит та часть угрозы распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств доставки, которая связана с вероятностью их попадания в руки неконтролируемых государствами «общественных организаций». Сохраняется вероятность доступа фанатиков к ядерным взрывным устройствам. Некоторые исследователи, например, не исключают сценария потери правительственного контроля над ядерным потенциалом Пакистана.

Одновременно происходит расширение предметного поля безопасности за счет включения в эту сферу невоенных мировых угроз. Новые вызовы и угрозы (прежде всего международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, опасность распространения ОМУ и средств его доставки, региональные конфликты, демографические проблемы, глобальная бедность, в том числе энергетическая, а также нелегальная миграция, изменение климата, информационная незащищенность) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. Существенно возрастает роль экологического фактора, все более актуальной становится проблема профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями. Сложность стоящих перед международным сообществом задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем безопасности, социально-экономического развития и защиты прав человека.

ДНЯО остается наиболее универсальным по охвату стран международным документом современности (кроме Устава ООН). Его членами являются все государства ООН, и только четыре стоят за его пределами (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР).

Все еще не присоединившиеся к ДНЯО страны расположены в самых нестабильных регионах мира и вовлечены в конфликты, чреватые применением ядерного оружия (ЯО). Примеры Ирака, Ирана, КНДР, Ливии и ряда других стран продемонстрировали недостаточную эффективность международного контроля над оборотом ядерных материалов и технологий в рамках ДНЯО (по ст. III), прежде всего гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Обострение проблем климата и прогнозируемый дефицит углеводородного сырья предопределяют интенсивный рост мировой ядерной энергетики в ближайшие десятилетия, включая распространение критических технологий ядерного топливного цикла (ЯТЦ) и ядерных материалов.

Ядерное распространение: говорим про Корею (вопрос №11), Иран (из СМО – идет ниже).

ИЯП (иранская ядерная программа, Иран – член ДНЯО как неядерная страна). Иранцы утверждают, что она исключительно мирная. Программа развивалась без скандалов до августа 2002 года, когда ОМИН (террористическая организация) опубликовала информацию о наличии в Иране предприятий по обогащению урана и производству тяжелой воды.

Основные проблемы: 1)незаявленная ядерная деятельность (что обогащали на протяжении почти 20 лет, но не заявили об этом) 2)следы высокообогащенного урана на центрифугах (представляется, что тут Пакистан/Китай виноват – нелегально поставили Ирану, а следы – их рук дело). Основной механизм, в рамках которого ведётся переговорный процесс по ядерному досье, - так называемая «шестёрка» - 5 постоянных членов СБ ООН + Германия (или называет E3+3).

После первой резолюции МАГАТЭ позиция Ирана претерпела изменения и по итогам переговоров между Ираном и «евротройкой» (Франция, Германия, Великобритания) 21 октября 2003 года было заявлено о решении об остановке процесса обогащения урана и о подписании Дополнительного протокола (можно проводить инспекции без согласования).

После избрания М.Ахмадинежада в 2005 Иран уведомил МАГАТЭ о возобновлении работ по обогащению урана. Затем иранское досье было передано в СБ, с июля 2006 по сентябрь 2008 по Ирану было принято пять резолюций (три из них вводят санкции). Санкции (примеры): запрет на поставку технологий и материалов для обогащения 2)запрет оказывать помощь по этим направлениям 3) заморозить фонды и активы определенных лиц и организаций 4) запрет продавать вооружения в другие страны; и т.д.

В последней санкционной резолюции UNSCR 1803 (март 2008) прослеживается двухвекторный подход, предусматривающий два направления усилий: стимулы с целью убедить Иран выполнить требования СБ ООН и санкции за их невыполнение. Санкции носят точечный, ограниченный характер. Они привязаны к тем аспектам, которые непосредственно угрожают режиму ДНЯО и не затрагивают АЭС в Бушере (РФ строит) и помощь, оказываемую МАГАТЭ Ирану в ядерной области.

В настоящее время в СБ ООН обсуждаются новые санкции, но неясна позиции КНР и многиз развивающихся стран в СБ (Бразилии, Ливана и т.д.).

Современное положение. По сути Иран идет на уступки МАГАТЭ: открыли все объекты (в Натанзе обогащают под камерами МАГАТЭ). МАГАТЭ только говорит, что программа может быть шире, чем официально заявлено.

МАГАТЭ в октябре 2009 провело первую проверку уранового завода "Форду" (начали строить новый завод, в СМИ подняли шум) – но ничего не нашли на предприятии.

В октябре 2009 в Женеве состоялась встреча Иран- шестерка, где обсуждалась схема обмена топлива (Иран поставляет своей низкообогащенный уран в РФ. Мы его дообогащаем и передаем Франции, где изготавливают урановые таблетки, а потом снова в Иран). В итоге сделка провалилась, так как Иран настаивал на моментальном обмене топлива (уран сразу на таблетки) и на иранской территории). Налицо кризис доверия. В итоге Иран сам произвел партию урана, обогащенного до 20% для работы исследовательского реактора в Тегеране.

В апреле 2010 прошли ядерные саммиты в Вашингтоне и Тегеране (тегеранский стал ответом на Вашингтон). Тегеран имел четкую пропагандистскую направленность, о чем свидетельствует его девиз: «Ядерная энергия для всех, ядерное оружие никому». На обоих саммитах по сути критиковали друг друга, но Вашингтонском еще обсуждали вопросы обеспечения безопасности ядерных материалов.

17 мая 2010 Иран заключил ядерную сделку с Турцией и Бразилией, в рамках которой иранский обогащенный уран обменяют на ядерные материалы, пригодные для использования в научных целях. По условиям в Турции будет храниться иранский уран, обогащенный до 3,5%", - сказал после переговоров представитель МИД Ирана Рамин Мехманпараст. Обмен должен произойти на территории Турции. Как заявило иранское внешнеполитическое ведомство, в течение недели Иран официально проинформирует о сделке Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ).

Индия и Пакистан работали над своими ядерными программами долгое время. Индия провела первое испытание ядерного устройства в 1974г. Однако считает это взрывом в военных целях. Обе страны стали де-факто ядерными державами в 1998г. Они не являются членами ДНЯО, не подписали ДВЗЯИ. В начале 2004г. стало известно о том, что отец пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадир Хан на протяжении 10 лет продавал ядерные технологии другим странам. Среди них, как предполагается, могли быть Иран, Ливия, Сирия, КНДР.

Короче, ввиду дефицита безопасности в азиатском регионе, а также ввиду наличия у некоторых стран амбиций по повышению своего влияния проблема ядерного распространения стоит очень остро.

 

Вопрос №46



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.014 с.)