Вопрос 44. Новые измерения отношений Север-Юг в политической сфере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 44. Новые измерения отношений Север-Юг в политической сфере.



 

Термины Север и Юг возникают вместе с распадом колониальной системы. Изначально дихотомия «Север-Юг» понималась синоним противоречий между "богатыми и бедными", промышленно развитыми и развивающимися странами. С учетом процессов мирового развития проблема разрыва между Севером и Югом стала звучать по-новому. Более того, к началу XXI века отношения в системе Север-Юг стали одним из проявлений глобальной конфронтации, созвучной дихотомии Восток-Запад. Т.е. последнее время, наряду с проблемой преодоления разрыва в экономическом развитии, не менее важным стал политический аспект взаимоотношений Севера и Юга. Юг активизировался в политическом плане и принимает активное участие в перераспределении власти в мире, что очень беспокоит Север, а особенно США (это отмечает Бжезинский).

Бжезинский (из книги «Второй шанс»): «Антизападничество — это больше, чем просто популистское отношение. Это неотъемлемая часть сдвигов глобального демографического, экономического и политического баланса» (это применяется и к дихотомии Север-Юг). Для современного периода характерен “феномен глобального политического пробуждения”. “Глобальное политическое пробуждение исторически является антиимперским, политически антизападным и эмоционально все более антиамериканским. В своем развитии оно вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире”. Таким образом, речь идет о явлении изменения дихотомии Север-Юг. Глобальное политическое противостояние является угрозой не только для США как лидера стран Севера, но и для всей западной цивилизации.

В течение долгого времени одним из главных аргументов Севера в “общении” с Югом было отсутствие или неразвитость демократических институтов в странах последнего. Подобная категоричность в оценках уже неприемлема в общении с другими государствами мира. Поэтому подчас насильственное "осчастливливание" незападных народов инструментами “продвинутой демократии”, новейшими технологиями и т.п. уже не может привести к результатам, на которые ранее рассчитывал или в некоторых своих частях продолжает рассчитывать Север, возглавляемый США.

 

1. Проблема разной степени развития среди стран Юга:

ЮГ - 140 развивающихся стран (по классификации ООН), 80% населения планеты.

Процент нищеты по регионам:

Южная Азия - 40% (522 млн), Восточная Азия - 15% (267млн), Латинская Америка - 12 %.

- 25 относительно продвинутых в экономическом отношении государств (24,9 % населения Юга).

- средний «эшелон» (54 страны - 24,9% населения)

- нижний (36 стран - 60,8% населения)

- гос-ва Севера способствуют этому, избирая себе партнеров по строгим критериям (в результате многие страны совсем не привлечены)

Проблема либерализации и демократизации стран Юга и прямая зависимость их развития от этих детерминант.

- гражданское общество

- либеральные реформы

НО

-медленные темпы

-большая роль стереотипов традиционной политической культуры, этнический корпоративизм, клановость и персонификация политических отношений

 

Сотрудничество по линии Юг-Юг.

- интеграция

- регионализация

- помощь наиболее развитых наименее развитым (фонды ОПЕК, ССАГПЗ и т.д.)

4. Действия стран Юга по преодолению разрыва и интенсификации развития:

- "Группа 77 ". Создана в 70ые для продвижения в структурах ООН интересов развивающихся стран. 133 государства. Например, Группа 77 с опорой на механизмы ЮНКТАД добивается отмены в зоне Севера правительственных субсидий фермерским хозяйствам, чтобы повысить конкурентоспособность развивающихся стран-экспортеров. Группа 77 также блокирует предложения ЕС по созданию многосторонней инвестиционной инфраструктуры, позволяющей иностранным инвесторам пользоваться равными правами с местными компаниями.

- " Группа 24 ". Создана в 1972г. на встрече Группы 77 для представления интересов развивающихся стран на переговорах по международным валютным вопросам. Заседания проводятся вместе с Комитетом развития при МВФ. Группа 24 включает по 8 стран из Африки, Азии и Латинской Америки. Например, Индия, Шри-Ланка, Сирия, Алжир, Египет, Венесуэла, Гватемала и др. У Китая статус "приглашенного участиника.

- " Группа 15 ". Создана в 1989г. в качестве составной части Движения Неприсоединения и Группы 77 для укрепления и совершенствования экономических связей развивающихся стран с развитыми. 17 государств. Алжир, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Индонезия, Зимбабве, Перу, Чили, Ямайка и др. В 2000г. состоялась конференци Группы 15 в Египте, в 2001 - в Иране. Были отмечены попытки радикальной политизации требований развивающихся стран в целях изменения мирового экономического порядка.

1976 - создан Фонд Международного развития при ОПЕК (или простотФонд ОПЕК). Первоначальная цель - способствовать экономической независимости развивающихся стран. В результате Фонд оказывает финансовую помощь и предоставляет льготные займы. Предпочтение отдается странам Африки южнее Сахары. Но у некоторых членов ОПЕК и так большие дефициты платежного баланса (Алжир, Нигерия, Иран), поэтому они ссылаются на необходимость финансирования собственных социальных программ.

 

5. Действия стран Севера и международных институтов:

- списание внешнего долга/его части беднейшим странам

- берут на себя дополнительные финансовые обязательства по осуществлению программ развития, включая образование, здравоохранение и др.

март 2002 - Конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика). Члены ЕС обязались повысить к 2006г. свою квоту ODA с 0,33% до 0,39%. ODA - Official Development Assistance - доля средств в ВВП развитых стран, выделяемых на оказание помощи развивающимся.

С 80ых МВФ, ВБ и МБРР являются крупнейшими донорами по поддержке развивающихся стран.

- инициативы под эгидой ООН

В рамках ООН происходит поиск путей преодоления разрыва, преодоления критической бедности. Благодаря ООН произошла смена главной парадигмы модернизационных процессовв в развивающихся странах: вместо догоняющего развития - устойчивое развитие. Это поэтапное преодоление наиболее резких проявлений нищеты, удовлетворение основных человеческих потребностей на принципах самоообеспечения и социальной справедливости, экологическая сбалансированность в зоне Юга.

- особую роль в преодолении разрыва и содействии развитию играет ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). ЮНКТАД содействует интеграции развивающихся стран в мировую торговлю.

- ВТО. Тоже содействует интеграции в мировую торговлю. Например, Дохийский раунд 2001г. рассматривал в т.ч. вопросы устранения таможенных барьеров. Интеграция стран Юга в мировую торговую систему осложняется не только торгово-экономическими претензиями со стороны Севера, а также еще претензиями по поводу социальных условий в развивающихся странах (требование запрета детского труда, наличие системы соц.страхования и т.д.).

- G8 тоже принимает участие в борьбе с бедностью в развивающихся странах. Это обсуждалось на Эвианском саммите в 2003г.

 

6. Социальные факторы

- Развитые страны полагают обязательным учитывать социальные критерии (в частности, запрет детского труда, труда заключенных, наличие системы социального страхования и установленного минимума заработной платы) при решении вопроса о включении развивающихся стран в систему глобальных экономических связей и привилегий.

- В середине 1997 г. западные страны предложили добавить к теме «трудовых стандартов» также проблему коррупции в правительственных сферах.

- На одном из последних форумов ВТО индонезийский представитель заявил, в частности, что, «многие так называемые нарушения трудовых стандартов и практика работы государственных учреждений составляют традиционный азиатский образ жизни».

- Коррупция.

 

 

Вопрос №45



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.007 с.)