Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 44. Новые измерения отношений Север-Юг в политической сфере.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термины Север и Юг возникают вместе с распадом колониальной системы. Изначально дихотомия «Север-Юг» понималась синоним противоречий между "богатыми и бедными", промышленно развитыми и развивающимися странами. С учетом процессов мирового развития проблема разрыва между Севером и Югом стала звучать по-новому. Более того, к началу XXI века отношения в системе Север-Юг стали одним из проявлений глобальной конфронтации, созвучной дихотомии Восток-Запад. Т.е. последнее время, наряду с проблемой преодоления разрыва в экономическом развитии, не менее важным стал политический аспект взаимоотношений Севера и Юга. Юг активизировался в политическом плане и принимает активное участие в перераспределении власти в мире, что очень беспокоит Север, а особенно США (это отмечает Бжезинский). Бжезинский (из книги «Второй шанс»): «Антизападничество — это больше, чем просто популистское отношение. Это неотъемлемая часть сдвигов глобального демографического, экономического и политического баланса» (это применяется и к дихотомии Север-Юг). Для современного периода характерен “феномен глобального политического пробуждения”. “Глобальное политическое пробуждение исторически является антиимперским, политически антизападным и эмоционально все более антиамериканским. В своем развитии оно вызывает смещение центра глобального притяжения. А это, в свою очередь, в глобальном масштабе меняет расположение центров власти и оказывает серьезное влияние на роль Америки в мире”. Таким образом, речь идет о явлении изменения дихотомии Север-Юг. Глобальное политическое противостояние является угрозой не только для США как лидера стран Севера, но и для всей западной цивилизации. В течение долгого времени одним из главных аргументов Севера в “общении” с Югом было отсутствие или неразвитость демократических институтов в странах последнего. Подобная категоричность в оценках уже неприемлема в общении с другими государствами мира. Поэтому подчас насильственное "осчастливливание" незападных народов инструментами “продвинутой демократии”, новейшими технологиями и т.п. уже не может привести к результатам, на которые ранее рассчитывал или в некоторых своих частях продолжает рассчитывать Север, возглавляемый США.
1. Проблема разной степени развития среди стран Юга: ЮГ - 140 развивающихся стран (по классификации ООН), 80% населения планеты. Процент нищеты по регионам: Южная Азия - 40% (522 млн), Восточная Азия - 15% (267млн), Латинская Америка - 12 %. - 25 относительно продвинутых в экономическом отношении государств (24,9 % населения Юга). - средний «эшелон» (54 страны - 24,9% населения) - нижний (36 стран - 60,8% населения) - гос-ва Севера способствуют этому, избирая себе партнеров по строгим критериям (в результате многие страны совсем не привлечены) Проблема либерализации и демократизации стран Юга и прямая зависимость их развития от этих детерминант. - гражданское общество - либеральные реформы НО -медленные темпы -большая роль стереотипов традиционной политической культуры, этнический корпоративизм, клановость и персонификация политических отношений
Сотрудничество по линии Юг-Юг. - интеграция - регионализация - помощь наиболее развитых наименее развитым (фонды ОПЕК, ССАГПЗ и т.д.) 4. Действия стран Юга по преодолению разрыва и интенсификации развития: - "Группа 77 ". Создана в 70ые для продвижения в структурах ООН интересов развивающихся стран. 133 государства. Например, Группа 77 с опорой на механизмы ЮНКТАД добивается отмены в зоне Севера правительственных субсидий фермерским хозяйствам, чтобы повысить конкурентоспособность развивающихся стран-экспортеров. Группа 77 также блокирует предложения ЕС по созданию многосторонней инвестиционной инфраструктуры, позволяющей иностранным инвесторам пользоваться равными правами с местными компаниями. - " Группа 24 ". Создана в 1972г. на встрече Группы 77 для представления интересов развивающихся стран на переговорах по международным валютным вопросам. Заседания проводятся вместе с Комитетом развития при МВФ. Группа 24 включает по 8 стран из Африки, Азии и Латинской Америки. Например, Индия, Шри-Ланка, Сирия, Алжир, Египет, Венесуэла, Гватемала и др. У Китая статус "приглашенного участиника. - " Группа 15 ". Создана в 1989г. в качестве составной части Движения Неприсоединения и Группы 77 для укрепления и совершенствования экономических связей развивающихся стран с развитыми. 17 государств. Алжир, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Индия, Индонезия, Зимбабве, Перу, Чили, Ямайка и др. В 2000г. состоялась конференци Группы 15 в Египте, в 2001 - в Иране. Были отмечены попытки радикальной политизации требований развивающихся стран в целях изменения мирового экономического порядка. 1976 - создан Фонд Международного развития при ОПЕК (или простотФонд ОПЕК). Первоначальная цель - способствовать экономической независимости развивающихся стран. В результате Фонд оказывает финансовую помощь и предоставляет льготные займы. Предпочтение отдается странам Африки южнее Сахары. Но у некоторых членов ОПЕК и так большие дефициты платежного баланса (Алжир, Нигерия, Иран), поэтому они ссылаются на необходимость финансирования собственных социальных программ.
5. Действия стран Севера и международных институтов: - списание внешнего долга/его части беднейшим странам - берут на себя дополнительные финансовые обязательства по осуществлению программ развития, включая образование, здравоохранение и др. март 2002 - Конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика). Члены ЕС обязались повысить к 2006г. свою квоту ODA с 0,33% до 0,39%. ODA - Official Development Assistance - доля средств в ВВП развитых стран, выделяемых на оказание помощи развивающимся. С 80ых МВФ, ВБ и МБРР являются крупнейшими донорами по поддержке развивающихся стран. - инициативы под эгидой ООН В рамках ООН происходит поиск путей преодоления разрыва, преодоления критической бедности. Благодаря ООН произошла смена главной парадигмы модернизационных процессовв в развивающихся странах: вместо догоняющего развития - устойчивое развитие. Это поэтапное преодоление наиболее резких проявлений нищеты, удовлетворение основных человеческих потребностей на принципах самоообеспечения и социальной справедливости, экологическая сбалансированность в зоне Юга. - особую роль в преодолении разрыва и содействии развитию играет ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). ЮНКТАД содействует интеграции развивающихся стран в мировую торговлю. - ВТО. Тоже содействует интеграции в мировую торговлю. Например, Дохийский раунд 2001г. рассматривал в т.ч. вопросы устранения таможенных барьеров. Интеграция стран Юга в мировую торговую систему осложняется не только торгово-экономическими претензиями со стороны Севера, а также еще претензиями по поводу социальных условий в развивающихся странах (требование запрета детского труда, наличие системы соц.страхования и т.д.). - G8 тоже принимает участие в борьбе с бедностью в развивающихся странах. Это обсуждалось на Эвианском саммите в 2003г.
6. Социальные факторы - Развитые страны полагают обязательным учитывать социальные критерии (в частности, запрет детского труда, труда заключенных, наличие системы социального страхования и установленного минимума заработной платы) при решении вопроса о включении развивающихся стран в систему глобальных экономических связей и привилегий. - В середине 1997 г. западные страны предложили добавить к теме «трудовых стандартов» также проблему коррупции в правительственных сферах. - На одном из последних форумов ВТО индонезийский представитель заявил, в частности, что, «многие так называемые нарушения трудовых стандартов и практика работы государственных учреждений составляют традиционный азиатский образ жизни». - Коррупция.
Вопрос №45
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.012 с.) |