Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исламский фундаментализм и радикализм. Его роль в социально-политической жизни различных стран и регионов азии и африки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1920-1960-е гг. национализм в странах ислама, как и в большинстве стран Востока доминировал безоговорочно. Однако ислам почти повсеместно оставался важнейшей частью его идеологии. Поэтому, когда национализм в (на уровне светской политической доктрины) стал терять свою популярность, на первое место вышли исламские фундаменталисты. Фундаментализм в исламе был вызван ощущением опасности и даже угрозы самому его существованию. Это ощущение возникло в обстоятельствах явной неудачи националистических лидеров решении насущных проблем почти всех стран Востока. Молодые государства Азии и Африки, добившись в 1940-1960-х гг. политического суверенитета, так и не обрели суверенитета экономического, оставшись неравноправной и унижаемой периферией бывших метрополий. Явное и быстрорастущее преимущество Запада в хозяйственной сфере и технологии, продолжавшаяся в этих условиях интенсивная «вестернизация» быта, нравов, поведения и отношений между людьми подрывали в гораздо большей степени, чем раньше традиционную монополию ислама во всех областях жизни. Чрезвычайно болезненно происходил распад традиционных структур мусульманского общества в ходе его непростой адаптации к требованиям модернизации экономики и глобализации мировых хозяйственных связей. Непосредственными результатами этого процесса были падение жизненного уровня, убыстрение разорения сельских жителей и пополнение ими социальных низов горожан, превращавшихся в готовый к взрыву политический динамит. Таким образом к концу 1960-х гг. действовали следующие объективно сформировавшиеся в ходе исторического развития мусульманского Востока факторы радикализации ислама: 1) давняя традиция противостояния Западу, ничуть не ослаблявшаяся с годами и даже закреплявшаяся к колониальный и постколониальный период 2) ограниченный, локальный, незавершенный характер модернизации и «вестернизации» Востока в целом, мусульманского – в сособеннсоти 3) разочарование широких масс мусульман в политике светских националистов и, тем более, их социалистического крыла, неспособных справиться с тяжестью постколониальных проблем в странах ислама 4) отторжение в их сознании всего, что было связано с опытом светских националистов, т.е. западных образцов и идеологий
5) возникновение и быстрое распространение исламского фундаментализма как реакции на «вестернизацию» мусульманского общества 6) небывалый рост социальной напряженности Еще одним важным стимулом радикализации ислама является крайняя напряженная обстановка в мусульманском мире, уже более полувека сотрясаемого вспышками насилия, ударами извне. Неурегулированность ближневосточного конфликта уже более 55 лет отравляет политический климат в Азии и Африке, а являющийся его частью палестинский вопрос привлек внимание также Европы и Америки. Война 1979-1989 гг. в Афганистане, также как исламская революция в Иране 1978-1979гг., в небывалом масштабе способствовали фанатизации исламо-экстремистов и вовлечению их в ряды десятков тысяч добровольцев-моджахедов. Фактически тем самым четверть века назад стало формироваться в странах ислама поколение людей, единственным занятием которых стали война и террор. После 1989г. они способствовали радикализации исламо-экстремизма как у себя на родине, так и в мусульманских диаспорах на Западе. В качестве раздражающего фактора, провоцирующего и подстегивающего радикализм мусульман, выступает политика Запада, продолжающего традиции экономического, культурного и иного колониализма на Востоке. Война в Персидском заливе в 1990-1991гг., определившая постоянное присутствие войск США и их союзников в регионе, более раннее их вмешательство в дела Ливана, Сомали, Ливии, давление на Ирак, Сирию и Иран, а с 2001г. – на Афганистан и Пакистан лишь закрепляют негативный образ Запада, в первую очередь - США, в сознании большинства мусульман и провоцируют рост исламского радикализма. В последнее время особенно активно ведут себя различные исламистские группировки. В условиях кризиса радикальных светских идеологий и режимов они взяли на себя функции «исламского проекта», который призван преодолеть социально-экономическую и политическую отсталость, обеспечить на базе создания исламского государства справедливость для всех его граждан. Термин (фундаментализм) вполне приложим ко всем тем социально-политическим и идеологическим процессам, которые имеют место в обществе — в том случае, если это общество находится в состоянии кризиса. Фундаментализм — это общественное течение, которое призывает вернуться к тому, что расценивается в качестве первооснов («фундамента») коллективного бытия. Фундаментализм всегда связан с ключевыми словами — возврат, восстановление, возрождение. Не исключение и исламский фундаментализм. Его суть — в призыве возвратиться к чистоте первоначального ислама времен пророка Мухаммеда и его сподвижников. Исламское возрождение и рост влияния политического ислама имеют как общие, так и специфические причины.
Глобализация и вестернизация породили на периферии исламского мира феномен переплетения традиционных структур с современными техническими средствами, сделавший возможным ведение борьбы в интересах мусульманской уммы. Речь идет о попытках реализовать масштабную глобальную утопию, в которой причудливо сочетаются достижения современной цивилизации с ценностями исламского захолустья. Примером может служить ситуация с Аль-Каидой, базировавшейся в Афганистане. Многие исламистские организации, в отличие от Аль-Каиды, имеют не глобальную, а региональную, местную национальную повестку дня. Например, палестинская ХАМАС борется за справедливое урегулирование палестинской проблемы, к которому она подходит с куда более радикальных позиций, чем представители светского «Фатха», но при этом вовсе не выдвигает общемировых целей. В рамках палестино-израильского конфликта усиление роли радикальных исламских организаций и их влияния в обществе было обусловлено отсутствием реальных перспектив решения палестинской проблемы, кризисом ожиданий после подписания «Соглашений Осло», ростом недоверия к светским палестинским лидерам. Процесс исламского возрождения на посткоммунистическом пространстве явился частью поиска национальной идентичности. Национальное возрождение шло в тесной связке с возрождением ислама и его политизацией. Ислам является не только религией, но и образом жизни: он вбирает в себя местные традиции, подчиняя их определенным моделям поведения. Кроме того, он генетически связан с политикой. Ислам в отсутствие сильного светского политического противовеса стремился не только утвердиться в роли регулятора духовной жизни, но и полностью занять образовавшийся идеологический вакуум. Формированию исламского фактора способствовали также общие экономические и социальные проблемы переходного периода. Падение уровня жизни, пауперизация (паупер = бедняк, нищий) и маргинализация населения, рост бехработицы, появление депрессивных зон в тех районах, где сократили объемы производства градообразующие предприятия, - все это в комплексе способствовало не только политизации ислама, но и его радикализации. Отчаяние и безнадежность, особенно в среде молодежи, вытесненной из сферы нормального производства, не способной получить образование и найти себя в новых условиях «дикого рынка», создавали «горючий» социальный материал, который легко мог быть использован любыми крайними националистияескими течениями, оперировавшими к тому же в целях социальной мобилизации и исламскими лозунгами. Так возникла связь исламского радикализма с национализмом и сепаратизмом. Исламизм возник как совокупность общественно-политических сил (движений, групп, партий), выступающих за переустройство общества и государства на основе принципов ислама (шариата). Среди исламистов никогда не существовало единого представления о конкретных формах, темпах и методах исламизации. С практической точки зрения главным предметом разногласий было отношение к насилию (в том числе вооруженному) как средству социальных и политических стандартов «исламского порядка». На базе этого критерия, а также с учетом реальной роли насилия в деятельности исламистских движений и группировок их принято подразделять на умеренные и радикальные (экстремистские). Радикализм (экстремизм), по сути, означает приверженность к крайним взглядам. Экстремисты нередко обращаются к террору как средству достижения своих целей.
После поражения Египта и других арабских государств в войне 1967 года с Израилем, на мусульманском Востоке резко увеличилось влияние религии, что было связано с провалом многих социально-экономических доктрин, которые пытались взять на вооружение те или иные мусульманские государства, прежде всего, арабские. Потерпели неудачу и проекты арабского социализма, и баасизма и национализма, провалом закончились попытки построить общество научного социализма в Афганистане и т.п. Отсюда такая популярность тезиса религиозных деятелей о том, что все поражения мусульман связаны с отходом от истинной религии, и путь к решению всех проблем ведет через возвращение к истокам, правильному первоначальному исламу (на Западе это называют фундаментализмом). То обстоятельство, что религия и политика на мусульманском Востоке, по сути дела, не разъединяются, во многом объясняет появление исламистских радикальных течений и движений. К сожалению, действия некоторых радикалов ведут к тому, что зачастую ислам отождествляют с терроризмом, и преступления небольшой кучки экстремистов приписывают самой религии, считая, что именно она рождает волну насилия и ненависти. Это далеко не соответствует истине, поскольку ислам по сути своей является миролюбивой религией, а милосердие и великодушие были и остаются одними из самых главных культивируемых достоинств. Мусульмане немало делают для того, чтобы доказать, что нельзя ставить знак равенства между их миролюбивой и сострадательной религией и терроризмом. Сейчас мусульманский мир мобилизует свои ресурсы для борьбы с экстремистами, и эта борьба становится все более результативной, Консолидация умеренных сил мусульманского мира, это — процесс, который уверенно набирает обороты. Сейчас все труднее становится вешать ярлыки на многие организации, которые на Западе торопятся назвать террористическими.
Наряду с этим процесс конфронтации Запада с исламским миром углубляется. Здесь стоит напомнить об известной концепции столкновения цивилизаций С. Хантингтона, в соответствии с которой, ислам определяется в качестве главной угрозы цивилизации Запада, причем С. Хантингтон сделал очень важную оговорку, подчеркивая, что «основная проблема Запада — вовсе не исламский фундаментализм, а — ислам, ибо это — иная цивилизация». Его последователи настойчиво проводили мысль о том, что общность мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие ценности, это — реальная опасность. Больше того, в США и в Западной Европе опубликовано множество книг и статей, доказывающих, что эта религия рождает насилие, и в этом, а не в политике развитых капиталистических государств, заключается суть проблемы между Западом и исламским миром. При этом некоторые западные политологи не особенно скрывают свой тезис о том, что исламская цивилизация является культурой более низкого уровня: хорошо известно высказывание на этот счет премьер-министра Италии С. Берлускони о превосходстве западной цивилизации. По мнению некоторых ученых, в настоящее время имеет место также феномен неофундаментализма, цель которого – утверждение шариата, очищение нравов, в то время как проблемы политического порядка, экономики, социальных отношений поднимаются ими только на словах. К неофундаменталистам зачастую относят, например, Движение пакистанских талибов. После 11 сентября радикальное крыло исламизма несет потери. Тысячи талибов убиты и схвачены в Афганистане, моджахедов уничтожают в Ираке, арестованы десятки исламистских активистов в Европе и России. Еврохристианский мир объявил настоящую охоту за лидерами исламизма, нанесен удар по системе их финансирования. Тем не менее, исламисты упрочили свое положение на политической арене. Они получили признание в качестве глобального «центра силы», с которым нельзя не считаться и от действий которого зависит стабильность в ключевых регионах. Свержение в 2001 г. режима талибов, а в 2003 г. – режима Саддама Хусейна стимулировало радикальных исламистов, которые стали главным звеном в сопротивлении коалиции в Ираке. Дополнительный толчок дан исламизации палестинского сопротивления. После кончины Ясира Арафата ключевым вопросом стала легитимизация участия исламистов в деятельности Палестинской автономии и их активности в вопрос создания Палестинского государства. По мнению А.В.Малашенко исламисты действуют во имя реализации исламистского проекта на четырех уровнях – локальном, национальном, региональном, глобальном. Признаки локального исламистского проекта (речь идет об исламизации местности – деревни, сельского района или другой территории, жизнь которой и так в немалой степени уже регулируется исламскими нормативами) можно обнаружить почти во всех мусульманских странах. В Алжире Фронт исламского спасения одержал в 1990 г. свою первую победу именно на муниципальных выборах, предлагая исламистский проект на уровне общин. Идея исламизации укоренилась в общинах Индонезии, что создает широчайшую социальную базу местным исламистам. При решении социальных вопросом местные мусульмане предпочитают обращаться за помощью не к государственным институтам, а просить заступничества у исламских организаций.
На национальном уровне исламисты заявляют о претензиях на власть в масштабах всего государства. Наиболее ожесточенная борьба за национальное исламское государствовелась и ведется в Алжире, Судане, Афганистане, Иране, Пакистане, Узбекистане. Национал-исламисты формируют правительство Турции, участвуют в правящей коалиции Таджикистана, заседают в парламентах Пакистана, Йемена, Малайзии, многих арабских стран. С 1984 г. «Братья-мусульмане» участвуют в парламентских выборах в Египте. В Марокко умеренная исламистская Партия справедливости и развитии в 2002 г. стала третьей по значению национальной партией. Призыв к созданию исламского государства является идеологией мусульманских сепаратистов в индонезийской провинции Аче, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая На региональном уровне наиболее известна деятельность «Хизб ут-Тахрир», руководители которой призывают к созданию трансграничного исламского халифата в Ферганской долине. Реализация исламистского проект на глобальном уровне – еще более глубока утопия. Однако исламисты, выступающие за ведение глобального джихада, наиболее радикальны и беспощадны в своих действиях. Здесь можно сказать о созданном Усамой бен Ладеном в 1998 г. Всемирном исламском фронте, в который входят множество международных террористических структур, включая Аль-Каиду, а также различные исламские экстремистские группировки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.011 с.) |