Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.

Поиск

В 1980—1990-е гг. для всех государств Юго-Восточной Азии были ха­рактерны высокие темпы экономического роста, что позволило им уже в начале 1990-х гг. войти в число так называемых новых индустриаль­ных стран, которые имеют существенное влияние в современном мире. Бурный экономический подъем позволил в 1980-е гг. Малайзии преодолеть острый внутриполитический кризис, связанный с корруп­цией и активизацией исламских фундаменталистов на Севере полу­острова. С 1981 г. премьер-министром страны стал Мохаммад Махат-хир, выдающийся политик, которого можно назвать малайзийским де Голлем. Он столкнулся со многими трудностями, но в конце кон­цов сумел удержаться на политической арене страны. На выборах в апреле 1995 г. ему удалось вновь одержать убедительную победу над своими политическими конкурентами, блокировав влияние фунда­менталистов на Севере, в Келантане. В настоящее время М. Махатхир возглавляет коалицию из 12 политических партий.

Темпы экономического роста составили в 1990-е гг. 8% в год, Малай­зия вошла в число индустриально развитых стран. Ныне она не только производит важнейшие виды сырья (половину мирового производства пальмового масла, 20% мирового производства натурального каучука, яв­ляется крупнейшим производителем олова), но и экспортирует промыш­ленную продукцию в огромных масштабах. Только электронная промы­шленность Малайзии дает стране половину доходов от экспорта. Она входит в число крупнейших в мире производителей интегральных схем, кондиционеров, радио- и телевизионной аппаратуры; хорошо известны на мировом рынке малайзийские автомобили «Протон», одежда и обувь.

Страна успешно преодолела «Азиатский кризис» 1997—1998 гг., уже через год валютные резервы превысили 30 млн. долл.

В настоящее время М. Махатхир уверенно возглавляет правитель­ство страны, умело сочетая интересы различных общин — малайцев, китайцев, индийцев. Это непростая задача, ведь против так называе­мого «засилья китайцев в экономике» периодически выступают ис­ламские фундаменталисты, в основном выходцы из малайской общи­ны. На этом пытаются играть враждебные элементы из организации «Джемаа Исламийе», пытаясь подвигнуть малайских мусульман на вос­стание, как это произошло в 2002 г.

Отношения с Россией усугубляются в связи с проблемой Чечни; МИД России неоднократно обращался к правительству Малайзии с просьбой воспрепятствовать сбору денег для сепаратистов.

В Индонезии, после подавления коммунистического мятежа в 1965 г., был установлен фактически авторитарный режим генерала Сухарто. Он

сохранялся более 30 лет. За это время удалось обеспечить политичес­кую стабильность, добиться внушительных темпов экономического развития — 7—10% в год.

Хотя страна пока не вышла на уровень развития новых индустри­альных стран, это планируется достигнуть к 2020 г. Экономическое развитие было неровным: так, в 1989 г., когда снизились доходы от продажи нефти, Индонезии пришлось даже девальвировать валюту. В том же 1989 г. удалось восстановить нормальные отношения с КНР и СССР, однако с этого времени постоянной проблемой стала борьба против проявлений исламского фундаментализма.

Политическое затишье сохранялось в Индонезии до начала 1990-х гг., затем оппозиции были сделаны послабления, разрешили активизиро­ваться исламским партиям.

В 1997 г. Индонезию поразил «Азиатский кризис»: резко сократи­лись темпы роста, а в 1998 г. произошло даже падение экономики на 15—20%. Это вызвало массовые выступления населения: раздавались требования возврата к политической демократии, Сухарто обвиняли it злоупотреблениях и коррупции. 21 мая 1998 г. он вынужден был уй­ти со своего поста в отставку.

Президентом Индонезии стал Б.Ю. Хабиби; ему пришлось принять меры для стабилизации положения. В октябре 1999 г. на выборах пре­зидентом Индонезии был избран Абдуррахман Вахид. Но к тому време­ни страну охватила волна исламского фундаментализма: начались волнения среди мусульман, погромы христиан, сепаратистские вы­ступления в разных районах страны.

Президент А. Вахид готовил реформу региональной автономии: предполагалось разделить страну на 23 субъекта автономии и передать местным властям ряд полномочий. Но весной 2001 г. против него вы­двинуты обвинения в хищении государственных средств. В июне пар­ламент начал процедуру импичмента президента.

23 июля 2001 г. парламент Индонезии единогласно отправил А. Ва-хида в отставку, назначив его преемником дочь бывшего президента Индонезии Сукарно — Мегавати Сукарнопутри, ранее занимавшую пост вице-президента. Вахид пытался воспрепятствовать этому, объя­вив чрезвычайное положение, но армия и полиция ему не подчини­лись. Приверженцы Вахида получили на выборах всего 10% голосов. Иго престиж был подорван и двумя коррупционными скандалами, и об­винениями в личной нечистоплотности, а также неспособностью по­ложить конец потрясениям на финансовых рынках и предотвратить резкое падение курса национальной валюты.

М. Сукарнопутри возглавила страну в атмосфере кризиса; она на­мерена опираться на высокопоставленных генералов. Тем не менее деловой мир позитивно отреагировал на отстранение Вахида: курс ру­пии подскочил вверх, активизировался фондовый рынок. Новое ин­донезийское правительство стало энергичнее вести международные дела — М. Сукарнопутри успешно выступила в роли посредника меж­ду Северной и Южной Кореей. 11 июня 2002 г. она встретилась с Па­пой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане.

В течение долгого времени ущерб международному престижу Ин­донезии наносился оккупацией Восточного Тимора в 1975 г. Индоне­зийские войска взяли его под контроль после крушения фашистско­го режима в Португалии и стали подавлять движение местного населения за независимость. До 1979 г. в мире старались не замечать происходивших там событий. В течение последних 20 лет сопротив­ление местного населения подавлялось индонезийскими военными с большой жестокостью. В сентябре 1999 г. вспыхнула самая настоящая резня, к которой причастны многие военные и гражданские чиновники Индонезии. Всего за 1990-е гг. погибла '/5 часть населения острова. В Восточный Тимор были направлены миротворческие силы ООН. Сейчас в Джакарте проходят судебные процессы над причастными к этой трагедии, но общественное мнение настроено против вынесения обвинительного приговора. В конце 1999 г. был проведен референдум ООН, режим индонезийской оккупации ликвидирован.

12 октября 2002 г. на острове Бали, в городе Куте, произошла страшная трагедия: прогремел взрыв в центре отдыха иностранных туристов, погибло 180 человек, граждане 21 государства. Правитель­ство Сукарнопутри срочно провело расследование, уже арестовано 29 человек, причастных к взрыву.

Восточный Тимор стал независимым государством, президентом избран Шанана Гуджмау. 3 мая 2002 г. он встретился с президентом Индонезии Мегавати Сукарнопутри и пригласил ее на празднование независимости Восточного Тимора. Премьер-министром назначена Мари Аркатири.

На Филиппинах президент Ф. Маркое к 1980-м гг. стал настоящим диктатором. Его режим обвиняли в коррупции, в семейственности. Огромную роль в жизни страны играла его жена — Имельда Маркое. В 1981 г. он отменил военное положение, но продлил срок своего пре­бывания на президентском посту. В стране мало что изменилось.

В 1983 г. был убит Бенитко Акино, самый видный противник режи­ма, когда он проходил курс реабилитации в США после заключения в 1973—1979 гг. Это событие окончательно подорвало доверие населе­ния к властям. В 1986 г. в результате мощных демонстраций Ф. Маркое вынужден был уйти в отставку. Он уехал в США, где и умер в 1989 г.

Победившая на президентских выборах 1986 г. вдова Б. Акино Карасон Акино получила незавидное наследство: на Юге ширилось восстание мусульманских сепаратистов, платежи по внешнему долгу поглощали треть всех поступлений от экспорта, происходил спад в экономике. К тому же ее внутриполитические позиции были ос­лаблены ввиду зависимости от армии.

На рубеже 1980—1990-х гг. шли напряженные переговоры о про­длении присутствия на Филиппинах американских военных баз, но в 1991 г. сенат страны проголосовал против. В 1992 г. базы были ликви­дированы. Президент К. Акино официально отказалась также от фи­липпинских притязаний на Сабах.

В 1992 г. президентом Филиппин избран генерал Фидель Рамос. Он пытался разгромить мусульманских повстанцев на Юге, но потерпел неудачу. В 1996 г. заключено соглашение с мусульманскими партизана­ми о прекращении военных действий на острове Минданао, но оно не­однократно нарушалось. Мусульман на Филиппинах около 6 млн. че­ловек, свое происхождение они ведут от легендарного пророка, иы шедшего из ствола бамбука. Существует несколько мусульманских организаций. Основная из них — Фронт Народного освобождения Минданао (ФНОМ). Он настаивает на расширении Автономного рай­она мусульман Минданао (АРММ), включающего 4 провинции с пре­обладанием мусульманского населения, до 14 провинций, в том числе и тех, где большинство составляют католики. Но есть и более ради­кальные организации, например Исламский фронт освобождения (ИФОМ), «Абу Сайяф», Совет исламского командования. Они распо­лагают многими десятками тысяч хорошо вооруженных боевиков, приобретающих боевой опыт в Афганистане и на Северном Кавказе.

19 ноября 2001 г. вспыхнул очередной мусульманский мятеж на Филлиппинах. Hyp Мисуари, бывший лидер Фронта освобождения Моро, объявил войну правительству, опираясь на 600 повстанцев. Он заявил о поддержке «Абу Сайяф». Президент Филиппин обратилась за помощью к США; те откликнулись, и в настоящее время идут контр­террористические операции с участием спецподразделений США.

Экономическое развитие в 1990-е гг. удалось ускорить: темпы рос­та достигли 5—7% в год. Филиппины стали одним из крупнейших производителей продукции электронной и химической промышлен­ности.

30 июня 1998 г. президентом страны стал Джозеф Эхерсито Эстра­да. Киноактер в прошлом, он был очень популярен в стране, имел кинематографический образ местного Робин Гуда. Но затем в прессе появились сведения о его финансовых махинациях. Начались слуша­ния в конгрессе Филлиппин об объявлении ему импичмента. В горо­дах состоялись многотысячные демонстрации с требованиями его от­ставки.

В начале 2001 г. Верховный суд Филиппин признал пост президен­та вакантным и возвел на эту должность вице-президента Глорию Ма-гапагал Арройо. Она является президентом Филиппин и поныне. Глав­ная проблема правительства страны — это борьба с террористами, которые берут в заложники как местных жителей, так и иностранцев. США прислали спецподразделения для участия в контртеррористиче­ских операциях совместно с вооруженными силами Филиппин.

Д.Э. Эстрада находится в тюрьме, но не оставляет попыток перево­рота — 3 апреля 2002 г. он попытался поднять бунт в армейских час­тях, но неудачно.

Таиланд в 1980— 1990-е гг. имел самые быстрые темпы экономическо­го роста в мире, до 12% ежегодно. Он привлекал в огромных масштабах иностранные капиталовложения, расширял производство, туризм, торговлю. Его ежегодный экспорт превышает сегодня 60 млрд. долл., причем его полностью составляют промышленные изделия. Таиланд находится в числе наиболее развитых новых индустриальных стран.

Таиланд — активный член АСЕАН, образованной в 1967 г., а также один из инициаторов создания Азиатско-тихоокеанского экономичес­кого совета (АТЭС). Эта общерегиональная организация ставит целью создание к 2010 г. зоны, открытой для торговли и инвестиций для раз­витых стран, а к 2020 г. — для развивающихся стран—членов АТЭС.

С завершением эвакуации вьетнамских войск из Камбоджи Таиланд старается сохранять нейтралитет во внешней политике; никакого воен­но-политического договора с США в настоящее время он не имеет.

Во внутренней политике начиная с 1976 г. правили генералы, кото­рые поддерживали тесные связи с бизнесом и старались придержи­ваться Конституции. После назначения в 1994 г. нового премьер-ми­нистра без санкции парламента в Таиланде начались массовые беспорядки. Это заставило короля Бумипола вмешаться, отстранить генералов от власти и назначить гражданское правительство.

С тех пор кабинеты формируются, как правило, на коалиционной основе, после утверждения их парламентом. В ноябре 1997 г. в резуль­тате правительственного кризиса пришел к власти кабинет во главе с Ч. Ликпаем и была принята новая Конституция. Планируется приня­тие новых законов о всеобщих выборах, о политических партиях. Со­гласно Конституции, обе палаты парламента будут отныне избираться.

Тайцы являются приверженцами буддизма южной ветви. Это об­стоятельство и местные традиции, вероятно, отразились на этнопси­хологии тайцев, отличительными чертами которых являются уравно­вешенность, оптимизм, доброжелательность и гостеприимство. Это создает хороший международный имидж Таиланду.

5 февраля 2002 г. в Таиланде избран новый премьер-министр. Им стал лидер политического движения «Тайцы любят тайцев» Таксин Шинаватра.

Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины в 1967 г. объединились в организацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 1984 г. в АСЕАН вступил Бруней, в 1995 г. — Вьетнам, в 1997 г. — Ла­ос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа. Ежегодно страны АСЕАН прово­дят встречи на уровне министров иностранных дел. Страны АСЕАН активно участвуют в работе Азиатско-тихоокеанского экономического совета (АТЭС). Ныне на страны — члены этого совета приходится 60% мирового ВНП и половина объема мировой торговли. Россия также вступила в эту организацию в 1998 г. и приняла активное учас­тие во встрече стран АТЭС в Брунее в ноябре 2000 г.

Страны АСЕАН создали в 1990 г. Восточно-азиатский экономиче­ский совет. Они также участвуют в Тихоокеанской конференции по торговле и экономическому развитию и Экономическом совете бас­сейна Тихого океана. Упор делается на экономическое, а не на военно-политическое сотрудничество.

После 1976 г. по инициативе Таиланда и Филиппин блок СЕАТО был распущен. Новым многосторонним институтом является действующий с 1995 г. Региональный форум по вопросам безопасности, в котором со­трудничают девять стран АСЕАН, а также США, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия, КНР, Россия; участвуют в его работе также представители Южной и Северной Кореи, Европейского союза. Эта организация не является военно-политической в обычном смысле, но дает возможность ее членам поддерживать диалог, привлекать внима­ние к своим проблемам и опасениям, а в случае появления реальных уг­роз сформировать неформальную коалицию для их устранения.

В настоящее время страны Юго-Восточной Азии оказались перед угрозой деградации окружающей среды — сказались последствия бур­ного промышленного развития последних десятилетий. Сейчас это самый загрязненный регион в мире; ежегодно площадь лесов там со­кращается на территорию, равную Швейцарии. Только ущерб от страшных лесных пожаров 1997—1998 гг. составил свыше 14 млрд. долл., а в атмосферу выделилось двуокиси углерода больше, чем про­изводят предприятия всей Западной Европы. Треть населения регио­на лишена доступа к чистой питьевой воде. Энергозатраты местных предприятий на выпуск продукции в десятки раз превышают энерго­затраты развитых странах. Все эти проблемы волнуют ныне прави­тельства и общественность Юго-Восточной Азии.

С начала 2002 г. страны Юго-Восточной Азии показывают фантас­тическую деловую активность: их фондовые индексы с января 2002 г. увеличились на 20%. Это должно способствовать повышению темпов экономического роста с 2 до 4%.

III. Бирма в 1945-2000 гг.

Бирма стала британской колонией еще в 1886 г. Долгое время она вхо­дила в состав Британской Индии. Накануне Второй мировой войны Бирма обеспечивала половину экспорта риса в мире, добывала нефть, ценные минералы и породы леса.

В годы войны страна стала ареной боевых действий, значительная часть ее была оккупирована японцами. Группа бирманских национали­стов во главе с Аунг Саном сформировала Антифашистскую лигу народ­ной свободы (АЛНС), организацию, вначале пытавшуюся сотрудни­чать с японцами, а затем с англичанами, получая от них оружие. После окончания войны английские власти в Бирме относились к АЛНС как к вероятной преемнице власти, но в июле 1947 г. Аунг Сан и многие его сторонники были убиты в результате террористического акта.

Тем не менее 4 января 1948 г. была объявлена независимость Бирмы. Англичане покидали страну, оставляя бирманцев наедине с их про­блемами. Первой проблемой был сепаратизм: в 1948 г. началось вос­стание мусульман в Аракане (на Западном побережье), а затем шанов, живших на границе с Китаем, и качинов, обитавших в самых север­ных районах. Шаны и качины в основной массе были христианами.

Вторая проблема — действия коммунистов. Они не только вышли из состава АЛНС, но и разбились на несколько группировок, подняли про­тив правительства восстание, превратившееся в долгую войну. Они за­хватили контроль над центральной и большей частью Южной Бирмы.

Третья проблема возникла в 1950 г., когда из Китая в Бирму про­никли остатки гоминданской армии; возникли опасения, что КНР бу­дет преследовать отступавшие войска на чужой территории.

Тем не менее Бирма в 1950-е гг. стремилась воздерживаться от со­юзов с великими державами и отказалась продлить в 1953 г. англо­бирманский оборонительный договор. В этом безусловная заслуга первого лидера независимой БирмыУ Ну. Отказались бирманцы и от американской помощи. Более того, были предприняты попытки наладить нормальные отношения с КНР: состоялся обмен визитами на самом высоком уровне. Но устранить угрозу сепаратизма и пода­вить коммунистическую повстанческую деятельность не удавалось. Это в конце концов привело к власти военных во главе с генералом Не Вином в марте 1962 г..

Генерал Не Вин установил в стране жесткий авторитарный режим, запретив всякую оппозиционную деятельность. Но его экономичес­кая политика, направленная на развитие государственного сектора, оказалась крайне неэффективной: производство падало, экономичес­кие стимулы исчезли, экспорт сократился до 1/10 довоенного объема, а в 1966 г. в стране была введена карточная система. В Бирме высоки­ми темпами росла инфляция, крестьяне в отдаленных районах заня­лись выращиванием наркотических растений.

В 1977 г. после покушения на генерала Не Вина в Бирме начались репрессии против мусульман. Тем временем экономическая ситуация все ухудшалась, страна попала в число наименее развитых стран мира. В 1987 г. правительство провело финансовую реформу, фактически ликвидировав все накопления людей. Это привело к массовым вы­ступлениям населения в марте—августе 1988 г. Не Вин ушел в отстав­ку, но в стране началась чехарда переворотов. Военные распустили парламент и обещали провести новые выборы. В 1989 г. генерал Со Маунг переименовал страну в Мьянму.

Выборы состоялись 27 мая 1990 г. Более 80% голосов на них полу­чила Национальная лига за демократию (НЛД), партия, возглавляемая дочерью Аунг Сана — Су Чжи. Но военные отказались передать власть Су Чжи и арестовали ее. В 1991 г. ей была присуждена Нобелевская премия мира. В июле 1995 г. она была освобождена, вместе с ней бо­лее 600 ее сторонников. Но с 22 сентября 2000 г. Су Чжи — снова под арестом, вплоть до мая 2002 г.

С тех пор НЛД постоянно апеллирует к международному сообще­ству с призывом бойкотировать военный режим, а военные обвиняют оппозицию в неконструктивной политике. Отвергаются также все ре­золюции Генеральной Ассамблеи ООН и требования Комиссии по правам человека. США объявили режим экономических санкций против Мьянмы. Власть в стране находится в руках Госсовета во главе с генералом Тан Шве.

В последние годы военным удалось несколько нормализовать обстановку, достичь соглашения с повстанцами (с 17 из 18 повстан­ческих организаций), подавить деятельность торговцев наркотика­ми. В частности, в декабре 1995 г. властям сдался известный нарко­барон Кхун Са, а вместе с ним 14 тыс. боевиков. Но и сегодня половина всего героина, производимого в мире, имеет происхожде­ние из Мьянмы.

Серьезной задачей для правительства остается решение проблемы каренов; они составляют примерно 7% населения страны. В свое время они приняли одну из ветвей христианства — баптизм, а остальное насе­ление страны в основном буддийское. Карены стремятся к независимо­сти еще с 1948 г.; во время Второй мировой войны они поддерживали японцев, надеясь с их помощью получить независимость. С тех пор они ведут вооруженную борьбу за отделение. В последнее время в прессе появились сообщения об использовании в войне детей — такую борьбу ведут вроде бы братья Лютер и Джунни Хту, создавшие так называемую «Армию бога». Социально-экономическое положение каренов нахо­дится на грани катастрофы.

В настоящее время разрабатывается новая Конституция страны. Будущее страны во многом зависит от того, какой она будет.

С Россией отношения складываются нормально: недавно заклю­чено соглашение о сотрудничестве в ядерной области; предполагает­ся построить в Мьянме ядерный реактор и исследовательский центр. Оборудование поступит в страну уже в 2003 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.016 с.)