Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
«Культурная революция» — пожалуй, самое загадочное событие во всей новейшей истории Китая. Советские трактовки («стремление Мао установить свою диктатуру, разгромить коммунистическую партию» и т. д.) во многом объясняются чисто идеологическими моментами. Но даже среди западных исследователей нет единого мнения по поводу того, что это было, для чего понадобилось разрушать весь государственный аппарат и проводить такие массовые репрессии против интеллигенции. Многие видят в этом лишь «проявления террора и самой отвратительной жестокости». Иностранные авторы сообщают о гибели в результате проведения «культурной революции» 20 млн. человек. Все это верно, но в чем конкретные причины, что двигало китайцами и толкало их на этот путь? Известно также, что идеи «культурной революции» были с энтузиазмом восприняты не только в «странах третьего мира», но и на Западе. Левые интеллектуалы, радикальная интеллигенция, молодежь создали в Западной Европе массу организаций под громкими названиями, которые ориентировались на китайские лозунги. На короткое время они даже захватили лидерство в студенческом движении некоторых стран. Все это выглядит странно и требует своего объяснения. Прежде всего возникает вопрос: что сближало западных радикалов с китайскими, какие общие проблемы их волновали, что именно привлекло их в «культурной революции», происходившей в далекой восточной стране? Главное состоит, пожалуй, в том, что именно в Китае решились ликвидировать всякие государственные структуры, чтобы полностью искоренить бюрократию; Как показала практика, в том числе и опыт китайских коммунистов, любые попытки перевоспитать человека ничего не дают — появляются новые с точно такими же качествами. Оставалось одно, а именно ликвидировать бюрократию вместе со структурами, которые ее порождают. Проблемы такого рода волновали и молодежь Западной Европы. Там шел, по словам радикалов, процесс «бюрократизации политики»: чиновники превратили политику в род профессиональной деятельности, их уже не тревожили заботы людей, которые их избирали. Этим объясняется столь пристальное внимание к событиям в Китае — казалось, опыт китайских коммунистов подходит и для Запада.
Создание системы прямой демократии, когда воля народа напрямую претворяется в решения государственных органов, отсутствует бюрократия и сопутствующие ей негативные явления, — это всегда было голубой мечтой радикалов всех мастей, что особенно свойственно романтически настроенной молодежи. То, что это никогда, никому и нигде не удавалось, не воспринималось в качестве весомых аргументов. Многих на Западе привлекали и попытки воспитания нового человека—с качествами альтруиста, готового трудиться много и безо всяких материальных стимулов. Коммунисты, как известно, всегда отличались верой в то, что природу человека можно изменить. Альтруизм проявляется зачастую в романтической юности, но у некоторых этот период затягивается надолго и появляется стремление навязать собственные нормы поведения другим. Массовое перевоспитание населения с целью подготовки его к жизни в коммунистическом обществе, наряду с устранением бюрократизации общества, были главными задачами «культурной революции» в Китае. В 1963—1964 гг. развернулась открытая полемика между представителями КПК и КПСС. С весны 1965 г. большинство контактов между партийным и государственным руководством двух стран было прервано. Китай все чаще говорит о «гегемонизме», «о двух свер-державах» и видит себя в качестве «третьей силы» в противоборстве СССР и США. Важным этапом подготовки к новой кампании принято считать публикацию в ноябре 1965 г. статьи шанхайского интеллектуала Яо Вэньюана с критикой У Ханя, автора исторической пьесы «Разжалование Хай Жуя». Статья была тут же перепечатана всеми газетами в КНР, хотя за рубежом не сразу обратили на это внимание. В Пекине создан специальный комитет во главе с Первым секретарем столичного горкома КПК Пэн Чженем: он должен был «разобраться» с У Ханем, который являлся заместителем мэра Пекина. Но основной задачей, по мнению Мао Цзэдуна, была чистка партии. А этого и не происходило, так как Пэн Чжень поддерживал тесные связи с Дэн Сяопином и действовал наперекор Цзян Цин, жене Мао Цзэдуна и стороннице жестких мер. У Ханя сослали на периферию и все свелось к критике «неверной» трактовки исторических фактов.
Мао Цзэдун не появлялся публично 6 месяцев. Затем, 7 мая 1966 г., Мао Цзэдун обратился к министру обороны Линь Бяо с письмом «Превратить армию в великую школу», в котором он призывал распространить армейский образ жизни на все сферы общества. Армия в самом деле напоминала ячейку коммунизма: демонстрировала всеобщее равенство в питании, одежде; даже всякие знаки отличия, офицерские звания были отменены в Китае еще в мае 1965 г. В марте 1966 г. там смещены многие высшие чины, в том числе и начальник Генерального штаба; все назначения шли теперь только через министра обороны и военный совет ЦК КПК, возглавлявшийся лично Мао Цзэдуном. 16 мая 1966 г. была создана новая комиссия по делам «культурной революции»; возглавил ее Чень Бода, личный секретарь Мао Цзэдуна, очень преданный ему человек. Его заместителями в комиссии были Цзян Цин, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь и Чжан Чуньцяо (в будущем так называемая «банда четырех»). Прежняя комиссия была распущена. 18 мая 1966 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК был смещен Пэн Чжень и другие члены ЦК КПК, много говорилось о значении предстоящей кампании, об угрозе ревизионизма и буржуазного перерождения. 25 мая 1966 г. в Пекинском университете появились настенные газеты — «дацзыбао», с призывами разгромить партком и ректорат, отказаться от системы экзаменов, перевоспитать преподавателей,, помочь им избавиться от «буржуазных привычек». Эту задачу взяли на себя специально созданные отряды «хунвейбинов» — «красных охранников» из учащейся молодежи. Началась вакханалия: преподавателей, заслуженных Профессоров облачали в колпаки, вешали на грудь табличку с надписью «Каппу-тист» (т. е. идущий по капиталистическому пути). Их заставляли публично каяться, признавать свои «ошибки», давать обещания «исправиться». Если учесть традиционную роль «потери лица» в Китае, неудивительно, что зачастую после таких акций происходили самоубийства. Движение было подхвачено учащейся молодежью других вузов и школ. Объективно поведение молодых людей можно понять: молодежь — романтична, настроена максималистски, считалось, что она в самом деле может перевоспитать старших, помочь им отказаться от вредной привычки жить лучше остальных. Почему никто из высших руководителей не выступил против «культурной революции», хотя основное ее направление понятно, а бюрократия инстинктивно чувствует угрозу? Подобное поведение объясняется, во-первых, существованием тоталитарной системы, не допускающей в принципе проявлений недовольства. Во-вторых, очевидно, в среде ганьбу полагали, что кампания откроет дорогу новым чиновникам, поскольку чистки в Китае уже стали обычным явлением. В июне 1966 г. из рабочей молодежи начинают создаваться особые группы — «цзаофани». Дэн Сяопин, Лю Шаоци пытаются направлять их в учебные заведения, считая эти группы более консервативными, чем хунвейбины, но вакханалии продолжались. Шли погромы руководства учебных заведений, издевательства над преподавателями, сжигание книг. Занятия были повсеместно прекращены. В июле 1966 г. распространились слухи о серьезной болезни Мао Цзэдуна, поговаривали даже о его предстоящем уходе на почетный пост. Чтобы опровергнуть эти слухи, в июле 1966 г. был организован грандиозный заплыв через реку Янцзы, в районе города Ухань. Мао Цзэдун, преодолев 15 км, продемонстрировал тем самым отменное здоровье и хорошую форму.
1 августа 1966 г. открылся XI Пленум ЦК КПК. До 5 августа все шло обычным путем, пока Мао Цзэдун в перерыве между заседаниями не вывесил в качестве дацзыбао свой лозунг: «Огонь по штабам!». Это означало, что главный удар теперь будет нанесен по высшему руководству. В последующие дни прямо на Пленуме были сняты со своих постов 7 руководителей секретариата ЦК КПК, ликвидированы посты всех заместителей Мао Цзэдуна, за исключением одного — Линь Бяо. Многие члены Политбюро и ЦК КПК выведены из его состава. На Пленуме даже заявили, что «главный штаб мировой буржуазии переместился в Пекинский горком партии», вероятно, имелась в виду роль Пэн Чженя и других руководителей горкома. На Пленуме ЦК КПК было принято решение о начале «Великой пролетарской культурной революции». Ее главная цель — «разгром стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». Хунвейбинов призывали нападать на партийных бюрократов, искоренять старые традиции и ревизионизм. Предусматривался и возврат к социально-экономической политике конца 1950-х гг.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.008 с.) |