Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Экономическая политика Реза-шаха

Поиск

В аграрной политике режим воздерживался от радикальных нов­шеств. В ходе подавления сепаратизма проводились конфискации зе­мельных владений племенных вождей и прочих землевладельцев. В ряде районов конфисковывалось до 80% земель, в том числе и часть вакуфов. Эти земли раздавались новым владельцам из числа прибли­женных Реза-шаха, его офицерам. Всего таким образом было перерас­пределено 2,5 млн. га земли. Но в ее использовании ничего не изме­нилось: новые хозяева, как и прежние, получали плату с крестьян.

Лишь в 1929 г. принят закон о частной собственности на землю. Он должен был дать стимулы к эффективному хозяйствованию. Началась распродажа земель из государственного фонда частным лицам. Одно­временно с этим в 1930 г. был принят закон, гарантировавший непри­косновенность земельной собственности, запрещавший насильствен­ный сгон с земли. Созданный в том же году государственный Сельскохозяйственный банк начал выдавать ссуды на внедрение нов­шеств в сельскохозяйственное производство.

Государство пыталось стимулировать производство технических культур, давая с этой целью льготные ссуды, устанавливая налоговые поблажки. Однако в основном в Иране сохранялись традиционные отношения в сельском хозяйстве. Крестьяне арендовали земли, рас­плачиваясь частью урожая; платить приходилось и за воду, и за скот, и за инвентарь. Арендная плата в среднем составляла от 1/2 до 4/5 уро­жая. Только в 1939 г. был принят закон, регулирующий размер аренд­ной платы и отношения крестьян с землевладельцами.

Целью проводимой экономической политики являлось укрепление на­ционального суверенитета, независимости от иностранного капитала. Еще в 1928 г. был создан Национальный банк Ирана, к нему постепен­но переходили полномочия Английского банка. В 1930 г. право денеж­ной эмиссии было передано в исключительное ведение Национально­го банка.

Правительство поощряло развитие промышленного сектора. С 1930 г. в страну был разрешен безлицензионный ввоз машин и оборудования, установлены льготные таможенные пошлины на импорт, если он пред­назначен для организации предприятий. Вновь создаваемые предприя­тия на 5 лет освобождались от всяких налогов. Были введены протекци­онистские пошлины на промышленную продукцию.

Реза-шах так же, как и Мустафа Кемаль, видел перспективу в раз­витии государственного сектора. Шло интенсивное строительство крупных предприятий госсектора в химической, цементной, сахарной промышленности. Развивалась горнодобывающая, текстильная про­мышленность, росло производство военной техники, увеличивалась переработка сельскохозяйственного сырья. Государственные средства давали половину всех инвестиций в промышленность Ирана в 1930-е гг. На эти цели шла У4 часть бюджета.

И все же, несмотря на успехи, техническая отсталость Ирана сохрнялась, чему в немалой степени способствовала неразвитость про­мышленной инфраструктуры. Хотя в 1930 г. началось строительство Трансиранской железной дороги, которое велось с помощью немец­ких и американских специалистов и завершилось в 1938 г. Но разви­тие инфраструктуры — дело хлопотное, требующее немалых вложе­ний и времени.

Стремясь ограничить влияние англичан, Реза-шах охотно прини­мал экономическую помощь Германии. В страну приглашались в боль­шом количестве немецкие технические специалисты, ввозилось немецкое оборудование. В 1931 г. Иран ввел государственную монополию на внешнюю торговлю, пытаясь ограничить импорт и увеличить экс­порт любыми путями. Был даже поставлен вопрос о пересмотре усло­вий договора с Англо-иранской нефтяной компанией.

Концессия была приобретена англичанами еще до Первой миро­вой войны, сроком на 60 лет. Согласно договоренности, иранское правительство получало определенный процент чистой прибыли. Это было невыгодно для Ирана, поскольку его доходы были поставлены в зависимость от уровня налогообложения в Англии. В 1932 г. Иран аннулировал концессию и начал с Англией переговоры, завершивши­еся подписанием нового соглашения.

Новая концессия предоставлялась компании также сроком на 60 лет (начиная с 1933 г.), но район эксплуатации месторождений зна­чительно ограничивался по площади, а отчисления в пользу Ирана подсчитывались исходя из объема добычи нефти.

Экономические льготы и привилегии англичан в Иране были сильно урезаны. В ряде случаев государство перекупало акции иност­ранного капитала, способствовало переходу собственности в руки иранцев. Экономическая зависимость страны сократилась.

IV. Внешняя политика Ирана

Реза-шах применял во внешней политике стратегию лавирования между интересами Запада и СССР. Разумеется, он поддерживал хоро­шие отношения с СССР, используя советскую экономическую по­мощь и дипломатическую поддержку в укреплении суверенитета страны. Одновременно с этим он укреплял отношения со странами Запада. Исключение составляла разве что Англия, которую Иран тра­диционно остерегался, учитывая ее экономическое влияние и роль на международной арене.

Отношения с СССР начинают ухудшаться с 1937 г., когда Иран подписывает Саадабадский пакт (с участием Турции, Ирака и Афга­нистана). В 1938 г. Иран отказался от подписания нового договора с СССР о торговле, хотя 38% всего торгового оборота страны прихо­дилось как раз на СССР.

В том же году под давлением Англии Иран подписывает соглаше­ние с Ираком о границе в районе реки Шатт-эль-Араб, уступая Ираку оба берега, что не соответствовало международным правилам и впос­ледствии привело к ирано-иракской войне.

Место СССР в торговле с Ираном начинает занимать Германия. Уже в 1939 г. ее доля в иранской внешней торговле составляла 41%, а в 1940 г. превысила 45%. Иран был буквально наводнен огромным числом германских экспертов, военных и политических советников.

Когда СССР уже был втянут во Вторую мировую войну, в Иран бы­ли введены советские и английские войска — это произошло 25 авгу­ста 1941 г. А 27 августа 1941 г. в Иране было создано новое правитель­ство, высланы все дипломатические миссии Германии и ее союзников — внешнеполитические планы Реза-шаха рухнули. Сам он 16 сентября 1941 г. отрекся от престола в пользу своего малолетне­го сына Мухаммеда Реза Пехлеви.

В январе 1942 г. Мухаммед Реза подписал новый договор с СССР и Англией: вся территория страны предоставлялась на время войны в распоряжение СССР и Англии -— через нее проходили важные ком­муникации, связывавшие СССР с его западными союзниками. Дого­вор предусматривал и вывод иностранных Войск из Ирана через 6 ме­сяцев после завершения войны.

Оккупация Ирана привела к резкому ослаблению центральной власти, поскольку союзники контролировали лишь стратегически важные пути снабжения. Повсеместно активизировались противники реформ, сепаратисты всех мастей, многие требовали возврата конфи­скованных шахом земель. Некоторые получали оружие, деньги и ин­струкции от Германии. Начались вооруженные выступления.

В национальных районах возникают сепаратистские «правитель­ства», растет вес радикальных партий. В том числе, в советской зоне оккупации была создана в октябре 1941 г. партия Туде (коммунисты), которая вскоре стала играть большую роль на севере страны.

В 1943 г., накануне проведения Тегеранской конференции, союз­ники усилили давление на Иран, провели чистку от агентов Германии, а 9 сентября 1943 г. Иран объявил о вступлении в войну на стороне ан­тифашистской коалиции.

Начиная с 1942 г. в Иране растет влияние США. В том году в страну были введены американские войска, с марта 1943 г. в Иране находится военная миссия США. В различные учреждения страны направляются американские советники. В апреле 1943 г. заключен американо-иран­ский договор о торговле — началось тесное экономическое сотрудниче­ство. С декабря 1942 г. американский банкир Мильспо получает полно­мочия главного администратора иранских финансов. С мая 1943 г. они становятся чрезвычайными: Мильспо контролирует цены, распределение товаров, торговлю, пытается улучшить систему управления госу­дарственными предприятиями, но все тщетно — экономическая ситуа­ция не улучшилась, и в январе 1945 г. он был смещен.

Многие считают, что это произошло в результате английских ин­триг, но в любом случае сомнительно, чтобы усилия Мильспо навести элементарный порядок в Иране могли в то время увенчаться успехом.

В годы войны усилились и консервативные силы, ориентирован­ные на шиитское духовенство. Они выступали против всяких реформ, против европеизации, за возврат к нормам ислама. В меджлисе, со­бранном в 1944 г., большинство депутатов принадлежало к деятелям именно этого толка. К тому времени результаты всех преобразований Реза-шаха рассыпались в прах.

Выводы

/. После завершения Первой мировой войны власть центрального правительст­ва в Иране была номинальной, страна раздиралась на части сепаратистами и иностранными державами. С февраля 1921 г. это привело к вмешательст­ву в политику армии: растет популярность военного министра Реза-хана, который к концу 1925 г. смещает династию Каджаров и добивается провоз­глашения себя шахом новой династии Пехлеви.

2. Новый шах решительными мерами укрепляет в стране центральную власть, подавляет сепаратизм, проводит модернизацию по примеру Турции.

3. Экономическая политика Реза-шаха в Иране также демонстрирует сходст­во с политикой М. Кемаля в Турции: упор делается на ускоренное развитие промышленного уклада в госсекторе, на отстаивание национальных интере­сов в регулировании отношений с другими странами.

4. Накануне Второй мировой войны происходит сближение Ирана с Германией, однако в августе 1941 г. страна была оккупирована советскими и английски­ми войсками. Это привело к отстранению Реза-шаха от престола, ослабле­нию центральной власти и ликвидации всех результатов реформ.


ЛЕКЦИЯ 15

Афганистан в 1920-1930-е гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.007 с.)