Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Трудности на пути реформСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сопротивление преобразованиям в Китае оказывалось с самого начала реформ. Против реформ выступали, прежде всего, левые в руководстве КПК, активисты партии, во-вторых, недовольство проявляла армия. С начала 1980-х гг. в КНР проводится массовая борьба со взяточничеством, тысячи ганьбу были арестованы и преданы суду. Началось сокращение аппарата, его численность в то время уже превысила 20 млн. человек. В сентябре 1982 г. сопротивление в рядах КПК существенно ослабло в результате решения XII съезда о создании комиссий советников в партии, под этим предлогом удалось избавиться от многих поклонников «социализма». Новые кадры отличались молодостью, профессионализмом; в партию стали вовлекать интеллигенцию, образованных людей. Шло разделение партийных и государственных функций в аппарате. В армейской среде недовольство объясняется резким сокращением государственных расходов на военные нужды с 1979 г. и изменением всей военной концепции в Китае. Лидером сопротивления стал министр обороны, престарелый Е. Цзянин, — он был смещен. Массовые сокращения в армии начались с октября 1982 г.: увольнялись некомпетентные офицеры и политработники, шло общее сокращение численности войск. По мере продвижения к рыночной экономике общество становилось все более независимым от властей: значительная часть населения трудилась в частном секторе, крестьянство также не чувствовало особой нужды в сельских партийных организациях. Было ясно, что постепенно складываются предпосылки для изменений в политической сфере. Это подвигло адептов старого на новую попытку перейти в наступление и спасти «социализм». Было решено воспользоваться социальным недовольством определенных слоев. В результате реформ не только ускорился экономический рост, но и произошло социальное расслоение, увеличилась безработица и возросла инфляция. К 1986 г. темпы экономического развития замедлились. Девальвация, проведенная в 1987 г., вызвала резкий рост цен, потому что почти половина товаров уже продавалась по рыночным ценам. В ноябре 1987 г. на XIII съезде КПК сняли с должности руководителя партии Ху Яобана, обвиненного в «либерализме». Его преемником стал Чжао Цзыян, а новым премьером Госсовета избран Ли Пэн. Оживились дискуссии о реформе политической системы. Ширилась критика коммунистов, громче звучали требования об отмене цензуры, упразднении единоличной власти КПК, о дальнейшем развитии демократии. Казалось бы, курс правительства стал более либеральным. Дэн Сяопин на какое-то время отошел в тень. Недовольство коррупцией было всеобщим. Весной 1989 г. умер Ху Яобан. Его похороны в Пекине послужили поводом для массовых демонстраций студентов и молодежи. К ним присоединились недовольные рабочие и интеллигенция, произошли волнения в 80 крупных городах. В этот критический момент Чжао Цзыян находился в зарубежной поездке, но после возвращения он стал проявлять сочувствие демонстрантам, в то время как в официальных изданиях они подверглись гневным нападкам. В этот момент как раз состоялся визит М.С. Горбачева в Пекин, в официальную резиденцию китайских лидеров его пришлось доставлять вертолетом. Визит был скомкан. Студенческие беспорядки на площади Тяньаньмэнь продолжались, там собралась толпа студентов численностью около 1 млн. человек. Собравшиеся требовали проведения политических реформ. 20 мая 1989 г. в Пекине введено чрезвычайное положение. 4 июня 1989 г. Дэн Сяопин дал приказ разогнать демонстрантов. Была применена сила: людей расстреливали из тяжелых пулеметов и давили танками; погибли сотни человек, среди них десятки журналистов, в том числе и иностранные. Проведены аресты диссидентов. Но в других городах, например в Шанхае, удалось избежать беспорядков. Последовали и кадровые перестановки: снят Чжао Цзыян, на его место назначен Цзян Цзэминь, выходец из Шанхая. Реформы рыночной экономики были приостановлены. Вновь оживились противники перемен, стали поговаривать об «откате назад», в стране оживились подозрения в отношении «новых китайцев». Правительства всех стран мира выразили свое возмущение расправой над демонстрантами, но оно длилось недолго. Конгресс США ввел санкции против КНР в связи с нарушением прав человека и даже отложил на год предоставление этой стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако ухудшения отношений КНР с индустриальными странами не произошло. Вскоре США в неофициальном порядке провели с китайцами переговоры об урегулировании ситуации. Президент США Д. Буш принял меры по ограничению санкций, а режим наибольшего благоприятствования для КНР был восстановлен. Китай стал слишком влиятельным государством в мире, чтобы к нему можно было применять какие-либо санкции. Это явилось косвенным подтверждением успеха реформ, но то, что они застопорились, оставалось несомненным фактом. И неизвестно было, когда они возобновятся. Общество в Китае стало более независимым от властей, вот почему на повестку дня выдвинулся вопрос о проведении политических преобразований. Вместе с тем это могло бы привести к ослаблению центральной власти в Китае, а крушение режима коммунистов обернуться анархией. Выводы 1. Отказ Китая от «строительства социализма» стал результатом сложного сочетания внутренних и внешних факторов. Решающей предпосылкой все же было изменение политического климата в обществе, в КПК и ее руководстве, хотя это и не привело к смене политического режима. 2. При проведении преобразований в Китае руководствовались рядом принципов: все реформы шли сверху, под контролем центра, корректировались с учетом социальных последствий. При этом сохранялась видимость прежнего курса «на социализм», чтобы не раздражать часть людей, приверженных прежним идеалам. 3. Результатом реформ в Китае стало внедрение рыночных элементов в китайскую экономику, она все больше отходила от прежней, централизованно управляемой. Это вело к тому, что общество становилось более независимым от коммунистической идеологии и властей, создавались предпосылки для устранения политической диктатуры. 4. По мере углубления реформ во второй половине 1980-х гг. сопротивление сторонников «социализма» возрастало. Обострялись и социальные проблемы, усилилась поляризация общества. Требования о проведении изменений в политической сфере были решительно пресечены в июне 1989 г.; дальнейшие реформы в Китае приостановлены. ЛЕКЦИЯ 29 Китай в конце XX в. I. Возобновление преобразований в 1992 г. После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 г. создалось впечатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десятки диссидентов арестованы, активизировались «леваки». Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказались неэффективными и были прекращены. Период неопределенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 г. Дэн Сяопин отказался от своего последнего официального поста — Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он все еще сохраняет руководящее положение в стране. Весной 1992 г. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о необходимости возобновления рыночных реформ; это стало сигналом — сопротивление «леваков» было легко сломлено. В октябре 1992 г. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Они свелись к следующему: 1. Уже в 1992 г. началась широкомасштабная либерализация цен; отменялась централизованная система государственного распределения ресурсов. В результате уже в 1993 г. лишь 5% товаров в Китае продавалось по твердым государственным ценам. Были введены свободные цены на зерно; в 1993 г. по государственным ценам продавалось лишь 10% всей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые меры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло. 2.С 1992 г. в КНР введен двойной государственный бюджет: регулярный и бюджет развития. Первый пополняется за счет налогов, второй — за счет неналоговых поступлений: он идет на нужды реформ. 3. В 1994 г. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низкорентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств. 4. В 1994 г. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, все валютные операции перешли под контроль государства. 5. В том же 1994 г. принят закон о внешней торговле: государственная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли самостоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции! 19 февраля 1997 г. умер Дэн Сяопин — «отец реформ». Однако к тому времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 г. состоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную «Программу модернизации госсектора». Государственные предприятия давали лишь У3 валового внутреннего продукта, но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всей инфраструктуры страны (железные дороги, авиация, энергетика, связь, почта), примерно 90% всех банков, предприятий металлургии и химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше половины всей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счет казны. Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну тысячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструктуры. Они должны превратиться в корпорации с широкой хозяйственной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хозяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки. Это было непростым решением, поскольку оно касалось устранения главных препятствий на пути реформ. Весной 1998 г. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминем. Во время трагических событий в Пекине в июне 1989 г. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, настроен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют «царь экономики», за границей — «китайский Людвиг Эрхард» (отец германского «экономического чуда» 1950—1960-х гг.). Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную реформу госаппарата, поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подготовленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 г. было уволено свыше 3 щп\, человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного. В ноябре 2002 г. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена высшего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генерального секретаря КПК. На его место избран 59-летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 г. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.012 с.) |