ТОП 10:

III. Экономические процессы в конце XX в.



В 1990-е гг.японское правительство продолжило курс на постепенное сворачивание государственного сектора.Приватизировались многие предприятия, объекты инфраструктуры, знаменитые японские желез­ные дороги. Перейдя в частную собственность, они становились бо­лее прибыльными, правда, при этом шло значительное сокращение персонала. Сократилисьтакже и масштабы государственного регулиро­вания— правительство все реже вмешивалось в экономические про­цессы, предоставляя рынку возможности саморегуляции.

В 1990-е гг. Япония стала крупнейшим кредитором мира,общая сум­ма ее зарубежных инвестиций давно перевалила за 1 трлн. долл. К 1991 г. Япония обогнала по такому показателю как производитель­ность труда страны Западной Европы и приблизилась к показателю США (90%). Она производила около 90% мирового производства видеоаппаратуры, 2/3 всех промышленных роботов. Зависимость от внешнего рынка обернулась для Японии большими потрясениями в годы «азиатского кризиса» 1997—1998 гг. Ведь 28% ее внешней тор­говли приходилось именно на страны Юго-Восточной Азии, которые и стали очагом кризиса. Однако негативные последствия были пре­одолены уже в 1999 г., и в настоящее время вновь начался экономи­ческий рост.

Сейчас Япония имеет динамично развивающуюся экономику,даю­щую примерно 14% мирового продукта. Она экспортирует продукции более чем на 400 млрд. долл. Япония занимает первое место в мире в судостроении (52% мирового производства), в тракторостроении, в производстве оборудования для металлообрабатывающей промыш­ленности, на нее приходится свыше 14% мирового производства ста­ли, 60% —цветных телевизоров и 30% — автомобилей.

На долю торговли с США выпадает 26% оборота внешней торгов­ли Японии. Дисбаланс в торговле продолжал расти и в 1990-е гг. Аме­риканцы даже пытались получить доступ на японский рынок путем предоставления им гарантированных квот на отдельные виды продук­ции. После провала этих попыток президент Б. Клинтон ввел повы­шенные тарифы на японские товары и стал снижать курс американ­ского доллара, но и это не помогло. В настоящее время торговые противоречия между Японией и США очень существенны, но, похо­же, обе стороны не отваживаются пойти дальше риторической пере­палки. Среди политиков США бытует мнение, что экономические ус­пехи Японии достигнуты за счет американцев, несущих основное бремя расходов по обороне всего региона, некоторые из них требуют увеличения японского вклада в оборону.

К концу 1990-х гг. Японии удалось свести инфляциюк показателю менее 2%,а безработицуменее 4%,что может показаться странным, учитывая темпы сокращения числа занятых на японских предприяти­ях. Но правительство создает систему льгот, которые побуждают пред­принимателей заблаговременно принимать меры по профессиональ­ной переподготовке с тем, чтобы не доводить дело до увольнений. Многие японские корпорации постоянно содержат в своей структуре учебные центры переподготовки, ежегодно проводят профессиональ­ное переобучение. В конечном счете это выгодней, чем платить работ­нику в связи с увольнением.

Благосостояние японских трудящихся резко возросло: средняя за­работная плата составляет около 4 тыс. долл. в месяц. Введено широ­кое социальное законодательство, которое регламентирует продолжи­тельность рабочего дня, условия труда и т. д.

Тем не менее отмечаются серьезные негативные тенденции в эконо­мическом развитии.

Прежде всего, это существование огромных по масштабам «непро­изводительных отраслей»,т. е. уступающих по конкурентоспособности другим странам, использующих излишнюю рабочую силу. К их числу, например, относится сектор услуг, торговля, где сознательно содер­жатся излишние работники. В аграрном секторе трудится 6,6% насе­ления, что очень много по сравнению с другими развитыми странами, а его доля в экономическом продукте едва превышает 2%. Не случай­но внутренний рынок закрыт от иностранных сельскохозяйственных продуктов высокими таможенными пошлинами: по некоторым дан­ным, цена на рис в Японии в 4 раза выше, чем цены на мировом рын­ке, что свидетельствует о протекционизме в отношении своих произ­водителей. Но как долго Япония может применять подобного рода протекционистские меры и обеспечивать значительную занятость в не­рентабельных отраслях — это большой вопрос.

Усугубляет эту ситуацию огромная задолженность японской финан­совой системы,превышающая сейчас 500 млн. долл., а также корруп­ция в верхах государства, о чем речь пойдет далее.

Другая проблема связана с самой высокой в мире продолжительнос­тью жизнив Японии: уже сейчас 12% населения — люди в возрасте свыше 65 лет, и процесс старения населения продолжается. Специа­листы спорят, когда в Японии наступит такое время, что на одного ра­ботающего будет приходиться один пенсионер, — такая ситуация мо­жет стать бременем для экономики.

Еще один симптом неблагополучия — изменение системы ценнос­тей.В связи с глобализацией японская молодежь все более становит­ся восприимчивой к культурным ценностям развитых стран, она уже не стремится, как старое поколение, полностью выкладываться на ра­боте, ее прельщают и другие стороны жизни. Индивидуализм посте­пенно вытесняет коллективистские ценности в японском обществе, и это может создать серьезные проблемы уже в ближайшем будущем. Все чаще возникает вопрос: не слишком ли много стрессов испыты­вают рядовые японцы еще со школьной скамьи, не убивает ли это личную инициативу, изобретательность и предприимчивость, кото­рые всегда имели столь важное значение в достижении экономичес­кого успеха.

Однако не должно оставаться сомнений, что все эти проблемы бу­дут успешно преодолены. Япония в последние десятилетия не раз де­монстрировала удивительную способность сочетать новации с тради­циями. Ее новейшая история служит наиболее ярким примером успешного синтеза достижений Запада с гуманистической этикой Востока, что вселяет людям надежду на лучшее будущее перед лицом конфликта цивилизаций на рубеже XX—XXI вв.

Выводы

1. В 1970-е гг. Япония столкнулась с серьезными проблемами: в 17,5раз выросли мировые цены на нефть, подскочили учетные ставки в США, изменился курс доллара по отношению к йене, появились новые индустриальные страны с конкурирующими товарами, обострились проблемы окружающей среды. Это поставило под вопрос прежнюю стратегию развития.

2. Перестройка экономических структур, начавшаяся в 1980-е гг., привела к формированию «постиндустриальной модели в экономике». Ее характерные черты видны уже сейчас: доминирование «третичного сектора» и наукоемко­го производства, сворачивание старых отраслей, децентрализация управле­ния промышленностью, внедрение принципиально новых технологий.

3. Меры, принимаемые японским правительством, помогли бизнесу приспосо­биться к новым условиям, но вызвали падение спроса на внутреннем рынке. Это привело к резкому расширению экспорта в 1981 г., что обострило отно­шения с США и европейскими странами из-за огромного превышения импор­та над экспортом в Японии.

4. На протяжении 1980—1990-х гг. японское государство постепенно отходит от жесткой опеки над экономикой, сокращая вмешательство и приватизи­руя предприятия государственного сектора. Это повысило эффективность всех отраслей экономики. В настоящее время Япония, справившись с послед­ствиями «азиатского кризиса» 1997—1998 гг., успешно решает возникшие перед ней сложные проблемы.


ЛЕКЦИЯ 33

Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.

I. Адаптация системы представительной демократии

К японским условиям

Навязав Японии систему демократии на основе Конституции 1946 г., апробировав ее в течение нескольких лет, США в апреле 1952 г. лик­видировали оккупационный режим и передали всю полноту власти правительству Сигэру Ёсида, который был ярым приверженцем тес­ного союза с США. Однако после инцидента в марте 1954 г. с судном «Фукуру мару» он вынужден был подать в отставку.

Главой правительства был назначен Итиро Хатояма.По настоя­нию министра иностранных дел Мамору Сигэмицу он выступил сто­ронником улучшения отношений с СССР и КНР. Именно в это вре­мя (1955) прекращено состояние войны между СССР и Японией; в страну вернулись, наконец, японские солдаты, взятые в плен еще во время Второй мировой войны.

Хатояму сменил Нубусукэ Киси,который добился заключения в I960 г. нового Договора (о взаимном сотрудничестве и гарантии безо­пасности) с США сроком на 10 лет. Он, впрочем, был непопулярен в японском обществе, его действия вызвали критику правительства: оно-де втягивает Японию в «холодную войну». Это мнение стало осо­бенно актуальным после инцидента с американским самолетом «У-2», сбитым СССР в мае 1960 г. В Японии начались беспорядки, приведшие к отмене визита президента США Д. Эйзенхауэра и отставке Н. Киси в конце 1960 г.

В 1960-е гг. произошла окончательная стабилизация политического режимав Японии: это стало возможным благодаря достигнутым успе­хам в экономическом развитии страны. Политическая демократия в Японии все более приобретала западные черты, хотя и сохраняла из­вестную специфику. Так сложилась система политических партий, среди которых условно можно выделить левые, правые партии и пар­тии центра, как на Западе.

К левым относились социалисты и коммунисты. Социалистическая партиясчиталась принципиально оппозиционной правительственно­му курсу. Она выступала за широкие социальные реформы на базе пе­ревода ключевых отраслей экономики в общественную собствен­ность. Социалисты также выступали за демократизацию общества, против возрождения милитаризма, а во внешней политике — за де­нонсацию Договора безопасности е США и улучшение отношений с СССР. В начале 1960-х гг. партия набирала на выборах до 30% голо­сов, позднее — до 20—25%. Главная ее опора — профсоюзы и населе­ние крупных городов.

Коммунистическая партия— одна из самых многочисленных в Япо­нии. Она создала широкую сеть печатных изданий, в том числе выпу­скала популярную газету «Акахата», которая пользовалась влиянием в некоторых профсоюзах и в крупных городах. На выборах партия полу­чала до 10% голосов. Уязвимым местом ее политики стало сотрудниче­ство с СССР, хотя руководство коммунистов не всегда было послушным Кремлю: председатель партии Кэндзи Миямото не раз демонстрировал независимую позицию перед лицом диктата Москвы. В программе ком­партии было много общего с программой социалистов, но некоторые аспекты сформулированы нарочито расплывчато, в частности идея «де­мократического коалиционного правительства» или «поворот к интере­сам народа» в экономической политике.

Центрпредставляли Партия демократического социализма (ПДС)и специфически японская партия «Комэйто». ПДСобразовалась в 1960 г.в результате выхода из Социалистической партии деятелей правого толка. Она предлагала «третий путь»: «преодоление капитализма пу­тем реформ». На выборах эта партия получала 6—7% голосов, имея поддержку в профсоюзной организации «Домэй». Она выступала за развитие «производственной демократии»: за создание органов учас­тия работников в управлении производством, по образцу ФРГ. ПДС поддерживала Договор безопасности с США, но выступала с позиций пацифизма, т. е. добивалась неучастия Японии в каких-либо военных акциях. Она часто вступала в конфронтацию с Социалистической партией, блокируясь с правыми по различным вопросам.

Партия «Комэйто» создана в ноябре 1964 г.на базе буддийской сек­ты «Сока гаккай» (около 10 млн. семей). Партия «чистой политики», как она себя называла, ратовала за создание в Японии «общества все­общего благоденствия», свободного от всех пороков Запада. Она вы­ступала с острой критикой коррупции, с проповедями строгой религиозной морали, подчеркивала ценность национальных традиций — сдержанности, трудолюбия и т. п. В основе ее программы лежали три принципа: 1) гарантия прав человека, 2) суверенитет нации, 3) паци­физм. Ориентируясь на традиционные слои населения, «Комэйто» получала на выборах свыше 7% голосов и сумела создать в 1960-е гг. третью по величине фракцию в парламенте.

Правые силыпредставлены самой крупной — Либерально-демокра­тической партией(ЛДП). Партия возникла в 1955 г.в результате слия­ния Демократической и Либеральной партий, до этого формировав­ших коалиционное правительство. Будучи консервативной по духу, ЛДП с самого начала широко практиковала государственное регули­рование в экономике, опиралась на государственный сектор. Это бы­ло необычным для прочих развитых государств: по сути, ее политика более соответствовала левым взглядам. Другая отличительная черта партии состояла в стремлении стать правящей в условиях многопар­тийной системы, и это ей удавалось. ЛДП чутко улавливала новые ве­яния и, когда это было востребовано жизнью, быстро меняла свою экономическую стратегию. Это объясняет, в частности, ее интерес к экологическим проблемам (с начала 1970-х гг.), консервативный курс в экономике (в 1980-х гг.) и т. д.

Долгое время ЛДП сохраняла единство, не допуская раскола в сво­их рядах. Это объясняется наличием в структуре партии 5—6 фракцийсо своими региональными лидерами, что позволяло уживаться сразу нескольким видным политическим фигурам. Они поочередно сменя­ли друг друга на крупных государственных постах. Вопрос о председа­теле партии (он же автоматически становился новым главой японско­го правительства) решался на ежегодных съездах ЛДП. Там же фракции ставили вопрос о распределении министерских портфелей в правительстве в соответствии с результатами выборов в парламент.

Еще одна причина доминирующей роли ЛДП в политической жиз­ни Японии — существование системы разного рода фондов,позволяв­ших партии в нужный момент располагать финансовыми ресурсами.С помощью этих посреднических организаций ЛДП собирала до 80% своих средств и могла их использовать в политической борьбе. Это» было очень важно в Японии, ведь по Конституции 1947 г. правитель­ство могло распустить парламент досрочно, в любой момент, который правящая партия сочтет благоприятным для выборов, чем ЛДП неод­нократно и пользовалась. Другие партии, застигнутые врасплох этим неожиданным решением, попросту не могли за месяц, отводимый для подготовки новых выборов, мобилизовать достаточные финансовые ресурсы.

Групповая солидарность,характерная для японского общества, так­же отразилась на специфике политической системы.Преданность опре­деленным группам политиков, готовность «отблагодарить за под­держку» — все это вело к откровенным подкупам избирателей. Это it Японии отнюдь не считалось криминалом. Немыслимая, по запад­ным меркам, степень коррупции получила распространение и в ЛДП как партии, имевшей доступ к власти.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.032 с.)