Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Экономические процессы в конце XX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1990-е гг. японское правительство продолжило курс на постепенное сворачивание государственного сектора. Приватизировались многие предприятия, объекты инфраструктуры, знаменитые японские железные дороги. Перейдя в частную собственность, они становились более прибыльными, правда, при этом шло значительное сокращение персонала. Сократились также и масштабы государственного регулирования — правительство все реже вмешивалось в экономические процессы, предоставляя рынку возможности саморегуляции. В 1990-е гг. Япония стала крупнейшим кредитором мира, общая сумма ее зарубежных инвестиций давно перевалила за 1 трлн. долл. К 1991 г. Япония обогнала по такому показателю как производительность труда страны Западной Европы и приблизилась к показателю США (90%). Она производила около 90% мирового производства видеоаппаратуры, 2/3 всех промышленных роботов. Зависимость от внешнего рынка обернулась для Японии большими потрясениями в годы «азиатского кризиса» 1997—1998 гг. Ведь 28% ее внешней торговли приходилось именно на страны Юго-Восточной Азии, которые и стали очагом кризиса. Однако негативные последствия были преодолены уже в 1999 г., и в настоящее время вновь начался экономический рост. Сейчас Япония имеет динамично развивающуюся экономику, дающую примерно 14% мирового продукта. Она экспортирует продукции более чем на 400 млрд. долл. Япония занимает первое место в мире в судостроении (52% мирового производства), в тракторостроении, в производстве оборудования для металлообрабатывающей промышленности, на нее приходится свыше 14% мирового производства стали, 60% —цветных телевизоров и 30% — автомобилей. На долю торговли с США выпадает 26% оборота внешней торговли Японии. Дисбаланс в торговле продолжал расти и в 1990-е гг. Американцы даже пытались получить доступ на японский рынок путем предоставления им гарантированных квот на отдельные виды продукции. После провала этих попыток президент Б. Клинтон ввел повышенные тарифы на японские товары и стал снижать курс американского доллара, но и это не помогло. В настоящее время торговые противоречия между Японией и США очень существенны, но, похоже, обе стороны не отваживаются пойти дальше риторической перепалки. Среди политиков США бытует мнение, что экономические успехи Японии достигнуты за счет американцев, несущих основное бремя расходов по обороне всего региона, некоторые из них требуют увеличения японского вклада в оборону. К концу 1990-х гг. Японии удалось свести инфляцию к показателю менее 2%, а безработицу — менее 4%, что может показаться странным, учитывая темпы сокращения числа занятых на японских предприятиях. Но правительство создает систему льгот, которые побуждают предпринимателей заблаговременно принимать меры по профессиональной переподготовке с тем, чтобы не доводить дело до увольнений. Многие японские корпорации постоянно содержат в своей структуре учебные центры переподготовки, ежегодно проводят профессиональное переобучение. В конечном счете это выгодней, чем платить работнику в связи с увольнением. Благосостояние японских трудящихся резко возросло: средняя заработная плата составляет около 4 тыс. долл. в месяц. Введено широкое социальное законодательство, которое регламентирует продолжительность рабочего дня, условия труда и т. д. Тем не менее отмечаются серьезные негативные тенденции в экономическом развитии. Прежде всего, это существование огромных по масштабам «непроизводительных отраслей», т. е. уступающих по конкурентоспособности другим странам, использующих излишнюю рабочую силу. К их числу, например, относится сектор услуг, торговля, где сознательно содержатся излишние работники. В аграрном секторе трудится 6,6% населения, что очень много по сравнению с другими развитыми странами, а его доля в экономическом продукте едва превышает 2%. Не случайно внутренний рынок закрыт от иностранных сельскохозяйственных продуктов высокими таможенными пошлинами: по некоторым данным, цена на рис в Японии в 4 раза выше, чем цены на мировом рынке, что свидетельствует о протекционизме в отношении своих производителей. Но как долго Япония может применять подобного рода протекционистские меры и обеспечивать значительную занятость в нерентабельных отраслях — это большой вопрос. Усугубляет эту ситуацию огромная задолженность японской финансовой системы, превышающая сейчас 500 млн. долл., а также коррупция в верхах государства, о чем речь пойдет далее. Другая проблема связана с самой высокой в мире продолжительностью жизни в Японии: уже сейчас 12% населения — люди в возрасте свыше 65 лет, и процесс старения населения продолжается. Специалисты спорят, когда в Японии наступит такое время, что на одного работающего будет приходиться один пенсионер, — такая ситуация может стать бременем для экономики. Еще один симптом неблагополучия — изменение системы ценностей. В связи с глобализацией японская молодежь все более становится восприимчивой к культурным ценностям развитых стран, она уже не стремится, как старое поколение, полностью выкладываться на работе, ее прельщают и другие стороны жизни. Индивидуализм постепенно вытесняет коллективистские ценности в японском обществе, и это может создать серьезные проблемы уже в ближайшем будущем. Все чаще возникает вопрос: не слишком ли много стрессов испытывают рядовые японцы еще со школьной скамьи, не убивает ли это личную инициативу, изобретательность и предприимчивость, которые всегда имели столь важное значение в достижении экономического успеха. Однако не должно оставаться сомнений, что все эти проблемы будут успешно преодолены. Япония в последние десятилетия не раз демонстрировала удивительную способность сочетать новации с традициями. Ее новейшая история служит наиболее ярким примером успешного синтеза достижений Запада с гуманистической этикой Востока, что вселяет людям надежду на лучшее будущее перед лицом конфликта цивилизаций на рубеже XX—XXI вв. Выводы 1. В 1970-е гг. Япония столкнулась с серьезными проблемами: в 17,5раз выросли мировые цены на нефть, подскочили учетные ставки в США, изменился курс доллара по отношению к йене, появились новые индустриальные страны с конкурирующими товарами, обострились проблемы окружающей среды. Это поставило под вопрос прежнюю стратегию развития. 2. Перестройка экономических структур, начавшаяся в 1980-е гг., привела к формированию «постиндустриальной модели в экономике». Ее характерные черты видны уже сейчас: доминирование «третичного сектора» и наукоемкого производства, сворачивание старых отраслей, децентрализация управления промышленностью, внедрение принципиально новых технологий. 3. Меры, принимаемые японским правительством, помогли бизнесу приспособиться к новым условиям, но вызвали падение спроса на внутреннем рынке. Это привело к резкому расширению экспорта в 1981 г., что обострило отношения с США и европейскими странами из-за огромного превышения импорта над экспортом в Японии. 4. На протяжении 1980—1990-х гг. японское государство постепенно отходит от жесткой опеки над экономикой, сокращая вмешательство и приватизируя предприятия государственного сектора. Это повысило эффективность всех отраслей экономики. В настоящее время Япония, справившись с последствиями «азиатского кризиса» 1997—1998 гг., успешно решает возникшие перед ней сложные проблемы. ЛЕКЦИЯ 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг. I. Адаптация системы представительной демократии К японским условиям Навязав Японии систему демократии на основе Конституции 1946 г., апробировав ее в течение нескольких лет, США в апреле 1952 г. ликвидировали оккупационный режим и передали всю полноту власти правительству Сигэру Ёсида, который был ярым приверженцем тесного союза с США. Однако после инцидента в марте 1954 г. с судном «Фукуру мару» он вынужден был подать в отставку. Главой правительства был назначен Итиро Хатояма. По настоянию министра иностранных дел Мамору Сигэмицу он выступил сторонником улучшения отношений с СССР и КНР. Именно в это время (1955) прекращено состояние войны между СССР и Японией; в страну вернулись, наконец, японские солдаты, взятые в плен еще во время Второй мировой войны. Хатояму сменил Нубусукэ Киси, который добился заключения в I960 г. нового Договора (о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности) с США сроком на 10 лет. Он, впрочем, был непопулярен в японском обществе, его действия вызвали критику правительства: оно-де втягивает Японию в «холодную войну». Это мнение стало особенно актуальным после инцидента с американским самолетом «У-2», сбитым СССР в мае 1960 г. В Японии начались беспорядки, приведшие к отмене визита президента США Д. Эйзенхауэра и отставке Н. Киси в конце 1960 г. В 1960-е гг. произошла окончательная стабилизация политического режима в Японии: это стало возможным благодаря достигнутым успехам в экономическом развитии страны. Политическая демократия в Японии все более приобретала западные черты, хотя и сохраняла известную специфику. Так сложилась система политических партий, среди которых условно можно выделить левые, правые партии и партии центра, как на Западе. К левым относились социалисты и коммунисты. Социалистическая партия считалась принципиально оппозиционной правительственному курсу. Она выступала за широкие социальные реформы на базе перевода ключевых отраслей экономики в общественную собственность. Социалисты также выступали за демократизацию общества, против возрождения милитаризма, а во внешней политике — за денонсацию Договора безопасности е США и улучшение отношений с СССР. В начале 1960-х гг. партия набирала на выборах до 30% голосов, позднее — до 20—25%. Главная ее опора — профсоюзы и население крупных городов. Коммунистическая партия — одна из самых многочисленных в Японии. Она создала широкую сеть печатных изданий, в том числе выпускала популярную газету «Акахата», которая пользовалась влиянием в некоторых профсоюзах и в крупных городах. На выборах партия получала до 10% голосов. Уязвимым местом ее политики стало сотрудничество с СССР, хотя руководство коммунистов не всегда было послушным Кремлю: председатель партии Кэндзи Миямото не раз демонстрировал независимую позицию перед лицом диктата Москвы. В программе компартии было много общего с программой социалистов, но некоторые аспекты сформулированы нарочито расплывчато, в частности идея «демократического коалиционного правительства» или «поворот к интересам народа» в экономической политике. Центр представляли Партия демократического социализма (ПДС) и специфически японская партия «Комэйто». ПДС образовалась в 1960 г. в результате выхода из Социалистической партии деятелей правого толка. Она предлагала «третий путь»: «преодоление капитализма путем реформ». На выборах эта партия получала 6—7% голосов, имея поддержку в профсоюзной организации «Домэй». Она выступала за развитие «производственной демократии»: за создание органов участия работников в управлении производством, по образцу ФРГ. ПДС поддерживала Договор безопасности с США, но выступала с позиций пацифизма, т. е. добивалась неучастия Японии в каких-либо военных акциях. Она часто вступала в конфронтацию с Социалистической партией, блокируясь с правыми по различным вопросам. Партия «Комэйто» создана в ноябре 1964 г. на базе буддийской секты «Сока гаккай» (около 10 млн. семей). Партия «чистой политики», как она себя называла, ратовала за создание в Японии «общества всеобщего благоденствия», свободного от всех пороков Запада. Она выступала с острой критикой коррупции, с проповедями строгой религиозной морали, подчеркивала ценность национальных традиций — сдержанности, трудолюбия и т. п. В основе ее программы лежали три принципа: 1) гарантия прав человека, 2) суверенитет нации, 3) пацифизм. Ориентируясь на традиционные слои населения, «Комэйто» получала на выборах свыше 7% голосов и сумела создать в 1960-е гг. третью по величине фракцию в парламенте. Правые силы представлены самой крупной — Либерально-демократической партией (ЛДП). Партия возникла в 1955 г. в результате слияния Демократической и Либеральной партий, до этого формировавших коалиционное правительство. Будучи консервативной по духу, ЛДП с самого начала широко практиковала государственное регулирование в экономике, опиралась на государственный сектор. Это было необычным для прочих развитых государств: по сути, ее политика более соответствовала левым взглядам. Другая отличительная черта партии состояла в стремлении стать правящей в условиях многопартийной системы, и это ей удавалось. ЛДП чутко улавливала новые веяния и, когда это было востребовано жизнью, быстро меняла свою экономическую стратегию. Это объясняет, в частности, ее интерес к экологическим проблемам (с начала 1970-х гг.), консервативный курс в экономике (в 1980-х гг.) и т. д. Долгое время ЛДП сохраняла единство, не допуская раскола в своих рядах. Это объясняется наличием в структуре партии 5—6 фракций со своими региональными лидерами, что позволяло уживаться сразу нескольким видным политическим фигурам. Они поочередно сменяли друг друга на крупных государственных постах. Вопрос о председателе партии (он же автоматически становился новым главой японского правительства) решался на ежегодных съездах ЛДП. Там же фракции ставили вопрос о распределении министерских портфелей в правительстве в соответствии с результатами выборов в парламент. Еще одна причина доминирующей роли ЛДП в политической жизни Японии — существование системы разного рода фондов, позволявших партии в нужный момент располагать финансовыми ресурсами. С помощью этих посреднических организаций ЛДП собирала до 80% своих средств и могла их использовать в политической борьбе. Это» было очень важно в Японии, ведь по Конституции 1947 г. правительство могло распустить парламент досрочно, в любой момент, который правящая партия сочтет благоприятным для выборов, чем ЛДП неоднократно и пользовалась. Другие партии, застигнутые врасплох этим неожиданным решением, попросту не могли за месяц, отводимый для подготовки новых выборов, мобилизовать достаточные финансовые ресурсы. Групповая солидарность, характерная для японского общества, также отразилась на специфике политической системы. Преданность определенным группам политиков, готовность «отблагодарить за поддержку» — все это вело к откровенным подкупам избирателей. Это it Японии отнюдь не считалось криминалом. Немыслимая, по западным меркам, степень коррупции получила распространение и в ЛДП как партии, имевшей доступ к власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.009 с.) |