Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Активизация «исламистов» произошла в 1970-е гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во-первых, это обусловлено ростом радикальных настроений в арабском мире в связи с палестинской проблемой; с начала 1970-х гг. многие палестинские организации обращаются к террору против израильтян и Запада, начинаются многочисленные угоны самолетов, взятие заложников и т.д. Во-вторых, в 1970 г. президент Египта А. Садат разрешил «Братьям-мусульманам» возобновить свою деятельность в Египте. Но очень скоро, уже в 1974 г., как только они убедились в намерении Садата заключить мир с Израилем, дело дошло до открытого конфликта с властями Египта, и волны террористических актов захлестнули страну. В-третьих, в Сирии во второй половине 70-х гг. «Братья-мусульмане» организовали массовое повстанческое движение против президента Асада. Им удалось захватить даже два крупных города — Хама и Халеб. Правительственные войска вынуждены были брать города штурмом, используя авиацию и тяжелое оружие. Четвертым, и главным, фактором стала революция в Иране, где в 1978—1979 гг. был свергнут режим шаха и установлен теократический режим аятоллы Хомейни. Он и явился рассадником исламского фундаментализма, активно распространяя влияние исламистов по всему миру, призывая свергать повсеместно «незаконные светские режимы». В 1981 г. задачу создания «исламской республики» в Сирии провозгласил «Исламский фронт». Только в 1982 г. сирийской армии и силам безопасности удалось разгромить отряды боевиков. Среди шиитов в Ливане была создана на деньги Ирана организация «Хесболла» («Партия аллаха»), которая обратилась к террору против американцев и европейцев. 6 октября 1981 г. исламистами убит президент Египта А. Садат; сменивший его X. Мубарак вынужден прибегнуть к жестким карательным мерам, но полностью устранить террор ему так и не удалось. Об этом свидетельствует, в частности, убийство председателя египетского парламента Рифаата аль-Махгуба и покушения на иностранных граждан в Египте. В 1992 г. активизировались организации «Аль-Гамаа-аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» в лице их духовного наставника Мустафы Машхура; службам безопасности Египта только к концу 1990-х гг. удалось несколько ограничить их деятельность. Наконец, сплачивающим фактором для исламистов стал ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., он превратил «джихад» в общеисламское дело. Все исламские организации и правительства активно включились в оказание помощи «моджахедам»: им была выделена огромная финансовая помощь и около 15 тыс. арабских добровольцев направились в Афганистан. С 1984 г. «моджахедам» стали оказывать помощь и США. В 1980-е гг. чаще стали совершать террористические акции шииты-смертники, которые, как известно, проповедуют культ мученической смерти. 23 октября 1983 г. одним из таких «смертников» в Бейруте был взорван штаб американской морской пехоты, в результате погибли 239 человек. Участились и трагические случаи с захватом заложников: в 1985 г. группа террористов захватила итальянское судно «Акилле Лаура»; еще одна, под руководством Абу Нидаля, захватила египетский самолет, а при попытке египтян освободить заложников, погибли 57 пассажиров. В 1986 г. произошел взрыв в дискотеке Западного Берлина, во время которого погиб один американец. США обвинили в подготовке этого акта Ливию и нанесли бомбовый удар по Триполи и Бенгази, но Каддафи остался жив. В декабре 1988 г. над местечком Локерби в Шотландии взорвался американский самолет: погибли сотни пассажиров, среди которых было немало американцев. США, Англия и Франция обвинили в этом двух ливийцев и потребовали от Каддафи их выдачи. После отказа выдать террористов к Ливии были применены экономические санкции по решению Совета Безопасности ООН. Только в 2000 г. Ливия выдала двух своих подозреваемых граждан, и в январе 2001 г. состоялся суд, признавший одного из них виновным. Между тем в результате бойкота Ливия потеряла 30 млрд. долл. Похоже, жесткие санкции против «исламистов» способствуют лишь радикализации их позиций. Так, израильтяне в 1989 г. похитили из Ливана лидера «Хесболла» Абдулу Карима Обейду, а в 1992 г. убили нового лидера — шейха Аббаса Мусави, но радикализм организации только усилился. После убийства в 1994 г. 29 мусульман в мечети т. Хеврон другая организация, «Хамас», объявила, что будет убивать и гражданских лиц. К началу 1990-х гг. ситуация изменилась, 2 августа 1990 г. лидер Ирака Саддам Хусейн захватил Кувейт и объявил «священную войну» против «неверных». ООН обвинил Ирак в агрессии и направил международные силы для освобождения Кувейта. Но призыв Хусейна к «священной войне» сыграл свою роль, и большинство населения мусульманских стран поддержало его «противостояние Западу». Это стало сигналом к новому наступлению фундаменталистов-исламистов. После того как из Афганистана в феврале 1989 г. были выведены советские войска, в 1992 г. там пал режим НДПА. Началась борьба между различными группировками «моджахедов», которая и привела в 1996 г. к захвату Кабула фундаменталистами из движения «Талибан». Но снятие с повестки дня «афганской проблемы» отнюдь не привело к спаду исламского фундаментализма. В 1988 г. прекращается ирано-иракская война, а в 1989 г. умирает Хомейни. Но и это не привело к ослаблению радикалов. Прежний союзник Ирана — Ливия резко свернула сотрудничество с ним. Каддафи обрушил репрессии на исламистов-радикалов в Ливии, заявив что «Хесболла» — это не «партия Аллаха», а «партия дьявола». В 1989 г., после военного переворота, в Судане была установлена «исламская государственность», возникла новая коалиция: Иран—Судан. 25 апреля 1991 г. в столице Судана Хартуме состоялась «Исламо-арабская народная конференция», в которой участвовали радикальные исламские партии и организации из 50 стран мира. На ней было принято решение создать неправительственную организацию «Исла-мо-арабской конференции» с центром в Хартуме, как бы в противовес правительственной ОИК. Были определены перспективные задачи — достижение исламской солидарности; текущие проблемы — освобождение оккупированных территорий, к которым с 1995 г. относят и Чечню. Эта радикальная организация, ее приверженцы исповедуют террор и насилие; в Судане и других странах создается система лагерей, занимающихся подготовкой исламских боевиков, оказывается помощь сепаратистам в Чечне. Серьезная опасность захвата власти исламистами возникла в 1992 г. в Алжире. Там армия вынуждена была ввести чрезвычайное положение, чтобы не допустить победы Исламского фронта спасения во втором туре выборов. ИФС был запрещен. С того времени в Алжире идет террористическая война, в ходе которой уже погибли около 45 тыс. человек; исламисты добиваются отъезда из Алжира всех иностранцев, совершают на них нападения. С 1994 г. президентом Алжира избран Ламин Зеруаль, но ИФС бойкотировала выборы. Исламисты требуют от Франции возместить ущерб за все годы ее колониального владычества в Алжире. С весны 1992 г. исламские фундаменталисты развернули самую настоящую террористическую войну по всему Ближнему Востоку и Северной Африке. Особой интенсивности она достигла в последние годы в Египте, Палестине, а также в зоне расположения американских войск в Саудовской Аравии. В 1994 г. президент Египта X. Мубарак обратился к королю Саудовской Аравии Фахду с требованием прекратить финансирование радикальных исламских организаций. В ответ саудовцы арестовали в 1995 г. несколько сотен членов организации «Братья-мусульмане», в том числе широко известных воинствующих проповедников шейхов Салма-иа-аль-Авда и Сафара аль-Хавали. Но финансирование радикальных исламистов, хоть и в меньших масштабах, продолжается. Проблема международного терроризма обсуждалась в марте 1996 г. it Шарм аш-Шейхе на совещании участников ближневосточного урегулирования. Но и после этого террористическая война продолжалась; боевики-исламисты стали даже чаще прибегать к убийствам иностранных граждан. В последние годы примечательна попытка активизации «умеренных исламистов»; инициативу взял на себя лидер Партии благоденствия в Турции Н. Эрбакан, назначенный в сентябре 1996 г. премьер-министром. Его партия была предельно ориентирована на исламские ценности. Он призвал к объединению всего мусульманского мира от Казахстана до Марокко, выдвинул идею исламского общего рынка, исламского НАТО и исламской ООН. Намерением Эрбакана было противопоставить «семерке» промышленно развитых стран Запада «восьмерку» развитых мусульманских государств. 15 июня 1997 г. в Стамбуле объявлено о создании этого объединения в составе Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии. «Восьмерка» намеревалась ввести в обращение региональную денежную единицу — исламский динар. Исламисты заявили о необходимости пересмотреть условия присоединения Турции к таможенному соглашению с ЕС, требовали выхода Турции из НАТО. Но это уже не позволили сами турецкие военные, в январе 1998 г. Н. Эрбакан был смещен, а его партия запрещена. В апреле 1998 г. экстремистскими кругами исламских стран образован «Международный фронт джихада», эта организация поощряет террористические акции по всему миру. Ее духовным лидером считают Усаму бен Ладена, целью — создание всемирного теократического исламского государства. 19 октября 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию по вопросу о мерах противодействия терроризму, но пока все усилия международного сообщества не дают результатов. Каковы перспективы у исламского фундаментализма, имеет ли он шанс стать главной проблемой XXI в.? Ответить однозначно на этот вопрос чрезвычайно сложно. Главный российский специалист по Востоку Л.С. Васильев считает, что «условий для превращения в фактор мирового значения исламский фундаментализм сегодня не имеет». На первый взгляд, это подтверждается некоторыми последними событиями в том же Иране, быстрым распространением современных средств коммуникаций, далеко зашедшим процессом модернизации во многих исламских странах. Но имеются и тревожные сигналы. В основе фундаментализма лежит неудовлетворенность тех слоев, которые не получили ожидаемых успехов от проводимых преобразований. Отсюда — психологический дискомфорт, ностальгия по прошлому, идеализация традиций. В странах с незначительным населением и обилием нефти можно без труда компенсировать бытовую неустроенность и материальные нехватки, снять напряженность в обществе, но что делать в таких бедных странах, как Судан, Пакистан, Бангладеш? Даже пример Алжира, неожиданно лишившегося нефтяного изобилия, примечателен. Одним из оплотов фундаментализма стал Афганистан под властью талибов; не случайно там обосновался один из исламских теоретиков терроризма Усама бен Ладен. Исламский фундаментализм в Афганистане стремился, прежде всего, отстоять свои собственные традиции и сплотить страну воедино. Правда, в результате последних акций армии США режим талибов в Афганистане уничтожен, но резервы у исламистов еще есть. Под угрозой находятся и молодые государства Средней Азии, а также Азербайджан — фундаментализм может распространиться и на эти страны. Даже в государствах, уже давно ставших на путь модернизации, в Турции и Египте, фундаменталисты имеют солидную социальную базу, что и доказывают их успехи на местных и парламентских выборах. Там также растет неприятие культурных ценностей и моральных принципов Запада. Для России трудноразрешимой проблемой стала Чечня, значительная часть населения которой поддерживает идеи исламского фундаментализма ваххабитского толка. Сейчас там воюют боевики-наемники из многих мусульманских стран, движимые чувством исламской солидарности. Для США в частности и для Запада в целом особые проблемы возникли в связи с известными событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Несомненно, это связано с проявлением исламского экстремизма в наиболее опасной форме. Актуальность проблемы исламского фундаментализма подчеркивает то, что в 2001 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал индийский писатель, ныне проживающий в Англии, — B.C. Найпаул. В своих книгах он дает критическую оценку проявлениям исламского фундаментализма в таких неарабских странах, как Индонезия, Иран, Малайзия, Пакистан. Исламский фундаментализм — это не просто терроризм, а культурная революция в современном мире, явление чрезвычайно многогранное и неоднозначное. Относиться к нему следует с особым вниманием. Тем более что ислам исповедует в мире свыше 1 млрд. человек; в 40 странах мусульмане являются большинством населения, еще в 30 — составляют значительную его часть. Выводы /. В период «холодной войны» страны Азии стали инициаторами движения неприсоединения. В этом отразилось их стремление быть подальше от конфликтов между великими державами. Но постепенно движение неприсоединения отходит от первоначальных принципов, поскольку сами развивающиеся страны стали объектом конкуренции между США и СССР. В 1970-е гг. движение окончательно выродилось и утратило прежнее значение. 2. Уже в 1960-е гг. часть исламских стран оказалась в фарватере советской внешней политики. Это связано не только с военной и экономической помощью, но и с политикой «исламского социализма», который осуществлялся в этих странах. Отход от политики сотрудничества с СССР завершился к концу 1980-х гг. 3. Всплеск «исламского фундаментализма» приходится на 1970-е гг., что связано с успехами модернизации в странах ислама и противостоянием арабских стран Израилю. По большому счету, фундаментализм — реакция отторжения европейских ценностей, которые, по мнению фундаменталистов, угрожают самому существованию ислама как цивилизации. 4. В1980— 1990-е гг. термин «исламский фундаментализм» все чаще употребляется применительно к террористической деятельности радикалов. Многочисленные попытки покончить с акциями исламских боевиков пока не приводят к успеху, поскольку социальный потенциал радикальных элементов в мусульманских стран накоплен немалый. 5. Наиболее серьезное преступление «исламских радикалов» это, несомненно, террористические атаки в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. Каков будет ответ Запада — от этого во многом будут зависеть судьбы современного мира. ЛЕКЦИЯ 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.128 (0.01 с.) |