Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С 1980 г., после своего возвращения к власти, И. Ганди начинает постепенно отходить от особо тесных контактов с СССР. Это связано, в частности, с изменением ее экономического курса, а также с политикой Советского Союза в соседнем Афганистане и с общим ухудшением международного имиджа СССР. Еще в большей мере этой политики придерживался ее сын — Раджив Ганди, когда в 1984 г. возглавил индийское правительство. Ему удалось, сохраняя добрые отношения с СССР, улучшить отношения Индии с Китаем и США, получив от последних техническую помощь. По инициативе Индии в декабре 1985 г. в Дакке было объявлено о создании Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). В нее вошли вместе с Индией Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивские острова. Представители ряда стран пытались превратить эту организацию в платформу для обсуждения спорных региональных проблем, однако Индия выступила против подобных попыток. Ей удалось также отвергнуть идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, хотя бы и в отдаленном будущем. В настоящее время Ассоциация занимается исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества, соперничает с АСЕАН. Тогда же, в 1985 г., Раджив Ганди предпринял попытки наладить отношения и с Пакистаном. Состоялось несколько его встреч с генералом ЗиЯ-уль-Хаком, диктатором с 1977 г. Но в начале 1987 г. вооруженные силы обеих стран стали концентрироваться на границах. В сентябре 1987 г. произошли крупные столкновения в районе ледника Сиачин в Кашмире, на высоте в несколько километров. Общие потери Индии и Пакистана превысили 500 человек. В 1980-е гг. спор по поводу Кашмира отошел на второй план из-за вторжения советских войск в Афганистан. Пакистан использовал эту ситуацию, чтобы получить от США дополнительную помощь (в 1976 г. экономическая помощь США Пакистану была приостановлена из-за его ядерной программы). Индия обвинила Пакистан в подстрекательстве воинственных сикхов в Пенджабе и направила войска, чтобы пресечь переход сикхов из Пакистана в Индию. В 1988 г. генерал Зия-уль-Хак погиб в авиационной катастрофе и премьер-министром была назначена Беназир Бхутто, дочь казненного генералами в 1979 г. Зульфикара Али Бхутто. Была вновь предпринята попытка улучшить отношения между Индией и Пакистаном, состоялась встреча Р. Ганди и Б. Бхутто. Но в 1989 г. вновь разгорелись споры о Центральном Кашмире; произошли беспорядки в индийской части, было много убитых. Индия обвинила Пакистан в организации столкновений. Тогда же, в 1990 г., Б. Бхутто была смещена со своего поста и власть в Пакистане перешла в руки исламских экстремистов, которые контролировали 2/3 парламента. Даже попытка налаживания политического диалога в начале 1990-х гг., подписание отдельных соглашений не приводили к улучшению отношений между Индией и Пакистаном. Уже осенью 1992 г. лидеры обеих стран обменялись крайне резкими заявлениями. Это было связано и с обострением ситуации в самом Кашмире. В 1994 г. Индия обвинила Пакистан во вмешательстве во внутренние дела страны и потребовала возвратить территорию аннексированной части Кашмира. С 1996 г. правительство Индии вновь попытается нормализовать отношения с Пакистаном. Проводились консультации на высоком уровне; в апреле 1997 г. велась речь даже о создании конфедерации Индии с Пакистаном и Бангладеш, но летом того же года на границе вновь начались перестрелки. Аналогичная история произошла и во время правления Бхаратия Джаната парти, в период сессии СААРК в Коломбо. В июле 1998 г. состоялись переговоры между премьер-министром Индии А.Б. Ваджпаи и премьер-министром Пакистана Наваз Шарифом. В октябре 1998 г. переговоры вели министры иностранных дел. В феврале 1999 г. было открыто автобусное сообщение между странами, и А.Б. Ваджпаи отправился первым рейсом в Лахор, где встретился с премьер-министром Пакистана Н. Шарифом. Но в то время, когда происходил этот диалог, боевики уже готовились к вторжению в Кашмир. Весной 1999 г. вся пограничная линия в Кашмире превратилась в зону боев. Во время столкновений в Каргил-ле Пакистан потерял убитыми и ранеными 1,5 тыс. человек. Сотни миллионов долларов составили военные расходы. В мае 2001 г. на похоронах мусульманского проповедника Мухаммеда Фарака присутствовали все видные мусульманские деятели Кашмира; индийские силы безопасности открыли огонь по толпе. Это стало причиной нового обострения. Почему сохраняются напряженные отношения между Индией и Пакистаном? Ведь, казалось бы, руководство Индии после 1971 г. не заинтересовано в дальнейшем ослаблении Пакистана. В регионе Южной Азии Индия и без того доминирует: на нее приходится 3/4 территории и населения этого региона, 80% валового национального продукта. Именно это и питает опасения Пакистана, который не хочет ни в чем отставать от Индии. Известно военное преимущество Индии: по численности вооруженных сил она превосходит Пакистан в 2,5 раза, по самолетам — в 2 раза, по танкам и артиллерии — в 1,7 раза, не говоря уже о том, что качество военной техники у Индии значительно выше. При этом Пакистан тратит на оборону более 6% ВВП, в то время как Индия — только 2%. Военный потенциал Индии продолжает возрастать и, по прогнозам, к 2015 г. сравняется с военным потенциалом Китая. Сейчас внимание мировой общественности приковано к развитию ядерных программ в обеих странах. Как известно, Индия провела успешные испытания ядерного оружия еще в 1974 г. Правительство Пакистана осуществляет свою ядерную программу с 1972 г. Вероятно, обе страны создали свои атомные бомбы в 1980-е гг.; имеются косвенные тому свидетельства — заявления политических деятелей. В августе 1994 г. премьер-министр Пакистана Наваз Шариф официально признал наличие атомной бомбы и даже заявил, что готов применить ее против Индии в случае необходимости. Обе страны отказались подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, несмотря на давление со стороны США. Еще в 1986 г. американский Конгресс принял так называемую «поправку Прессле-ра», запрещавшую оказывать экономическую и военную помощь странам, создающим свое ядерное оружие. Но президенты США избирательно относились к ее выполнению. Много шума наделали ядерные испытания в Индии и Пакистане, проведенные в мае 1998 г. Пакистан испытал такое же количество зарядов, как и Индия, примерно той же суммарной мощности — даже в этом проявилось стремление не отстать от соседа любой ценой. Создаются и средства доставки. В начале 1990-х гг. Пакистан получил от КНР 50 ракет средней дальности М-11; Китай ведет также строительство завода по производству ракет в районе Исламабада. В 1997 г. в Пакистане испытана ракета «Хатф-III» с дальностью полета 800 км, что позволяет достигать крупных городов Индии. В Индии в 1997 г. было объявлено о завершении разработки двух моделей ракет «Притхви» класса «земля-земля» (с радиусом действия до 250 км) и началось их серийное производство. 11 апреля 1999 г. Индия провела успешный запуск ракеты «Агни-2», дальность полета которой составила 2 тыс. км. Сейчас проводятся испытания межконтинентальной ракеты «Сурья» с дальностью полета от 8 до 12 тыс. км. Но противостояние Индии и Пакистана близко к завершению, причем в пользу Индии. Об этом говорят все тенденции в развитии ее военного и экономического потенциала. При катастрофическом положении в экономике военные расходы Пакистана в пересчете на душу населения более чем вдвое превосходят показатели Индии. Кроме того, Пакистан сейчас явно находится под угрозой установления исламского фундаментализма и обострения других внутренних проблем, втянут в события в соседнем Афганистане. 12 октября 1999 г. в Пакистане произошел очередной военный переворот и власть захватил генерал Первез Мушарраф. Прежнее правительство было обвинено в коррупции и бездействии перед лицом экономического кризиса. К тому времени внешние долги страны превысили 34 млрд. долл. и поглощали 62% доходов от экспорта. В апреле 2000 г. был даже вынесен приговор суда бывшему премьер-министру Н. Шарифу (правда, впоследствии он был помилован и выслан из страны). В декабре 1999 г. власти приняли новую Программу экономических реформ, составленную в рамках требований МВФ. В настоящее время она осуществляется, но за последние два года уровень жизни в Пакистане сократился на 20%. Отсутствие выборной власти в Пакистане негативно воспринимается Западом и Индией, что делает проблематичным серьезное улучшение индо-пакистанских отношений. Нынешнее обострение отношений связано с террористическим актом в декабре 2001 г., когда террористами были убиты 14 членов индийского парламента. С 1 января 2002 г. перекрыто транспортное сообщение между двумя странами. В июне 2002 г. дело чуть было не дошло до войны: на границу стянуты войска, из Дели отозван пакистанский посол. С большим трудом удалось избежать дальнейшей эскалации конфликта: войска отведены от линии противостояния. В Пакистане были запрещены 5 экстремистских мусульманских организаций, проведены аресты виновных в терроризме. В 1990-е гг. происходит постепенное сближение Индии с Китаем, хотя он и воспринимается в Индии как союзник Пакистана. Пока нет существенного продвижения в переговорах по территориальным проблемам. Этого не удалось добиться и в декабре 1996 г. во время визита Цзянь Цзэминя в Дели, хотя и было подписано Соглашение о мерах доверия в военной области. Но, тем не менее, существует фактор, сближающий обе страны, — исламский фундаментализм. Он представляет потенциальную угрозу и для Индии с ее 100-миллионным мусульманским населением, и для Китая с мусульманским населением в Синцзяне. Можно надеяться, что решение сходных задач и проблем будет способствовать сближению этих стран. Маленькие гималайские княжества Бутан и Сикким еще в 1949— 1950 гг. заключили с Индией соглашения, по которым, в обмен на субсидии, передали ей права на контроль за оборонной и внешней политикой. В 1974 г. Сикким вошел в состав Индии на правах ассоциированного штата. Бутан же по-прежнему отдает Индии на откуп только внешние связи. В отношениях Индии с Бутаном существуют проблемы, связанные с деятельностью террористических групп в Ассаме. Более крупным и единственно полностью независимым государством в этом регионе остается Непал, родина гуркхов. В Непале живут буддисты; издавна он был пристанищем и для индуистов, бежавших туда еще от Моголов, т. е. между двумя странами существовали давние тесные связи. В последние десятилетия король Непала Бирендра стремился к установлению разносторонних внешних связей с другими государствами, чтобы сделать страну не столь зависимой от Индии. Так, вЛ988 г. была заключена сделка с Китаем о поставках вооружений. В следующем году, когда истек срок торгового соглашения, Индия вдруг закрыла 13 из 15 пограничных пунктов между двумя странами. Это вызвало серьезные экономические трудности и возбудило недовольство режимом. В столице государства — Катманду в 1990 г. произошли волнения, что показало королю его зависимость от Индии и вынудило изменить Конституцию — ввести свободные выборы и ограничить свою власть. 1 июня 2001 г. король Непала Бирендра и члены его семьи при загадочных обстоятельствах были убиты сыном короля Дипендрой, который вскоре покончил с собой. Новым королём стал младший брат Бирендры — Гьянендра. Но убийство короля дестабилизировало ситуацию в стране. Население другого соседа, Шри-Ланки, — индуисты; это объясняет тесные связи между двумя государствами. Индия пытается помочь Шри-Ланке в решении тамильской проблемы — в 1987—1989 гг. даже посылались на остров индийские войска. Но подавить сепаратистское движение в стране не удается. От рук организации «Тигры освобождения Тамил Илама» уже погибло свыше 60 тыс. мирных жителей. Отношения с мусульманской Бангладеш складываются сложно, хотя Индия стояла у истоков создания этого государства и его население в этническом отношении практически не отличается от населения индийского штата Западная Бенгалия. М. Рахман, первый популярный лидер Бангладеш, был убит в результате военного переворота в 1975 г. Но это не привело к улучшению обстановки, поскольку экономика страны была в полном упадке. Второй лидер Бангладеш также был убит в 1982 г., и президентом стал Х.М. Эршад. В 1985 г. он сделался рьяным исламистом — провозгласил ислам государственной религией. Хотя он правил только до 1990 г., политическая нестабильность в стране сохраняется до сих пор. Бангладеш имеет самую большую плотность населения в мире, к тому же 3/4 территории затопляются во время частых стихийных бедствий. Экономические неурядицы дополняют безрадостную картину. В этих условиях нестабильные военные, режимы часто используют внешнеполитические вопросы для отвлечения внимания населения от решения собственных проблем страны. Еще одна мусульманская страна — Мальдивы — расположена географически изолированно. Отношения ее с Индией складываются нормально, поскольку последняя обеспечивает безопасность этого небольшого государства. Отношения Индии с Россией развиваются успешно, ряд соглашений о сотрудничестве подписан во время визита президента России В.В. Путина в Индию в октябре 2000 г. Сейчас только ежегодные поставки российской военной техники оцениваются в 1 млрд. долл. Внешняя политика Индии в настоящее время отличается независимостью. Страна стремится развивать добрые отношения со всеми стра-ными, в том числе с США, Европейским союзом, Японией, Россией, государствами Юго-Восточной Азии. Экономика Индии постепенно открывается миру, хотя правительство еще вынуждено проводить протекционизм по отношению к ряду секторов. В XXI в. Индия станет достойным членом международного сообщества, полностью интегри-ровавшись в мировое хозяйство. Выводы /. Главная цель нейтралитета во внешней политике — избегать вовлечения в конфликты «холодной войны», что Д. Неруудалось. Однако в начале 1960-хгг. Индию одолевают сомнения: способен ли нейтралитет обеспечить безопасность страны. 2. В I960—1970-е гг. Индия постепенно сближается с СССР, который становится главным поставщиком оружия индийской армии, поддерживает дипломатические инициативы Индии, сотрудничает во многих областях. 3. С 1980-х гг. внешняя политика Индии вновь становится независимой; страна стремится, сохраняя хорошие отношения с Россией, развивать сотрудничество с США, Европейским союзом, Японией, Китаем. 4. В последние десятилетия Индия уделяет особое внимание улучшению отношений со странами региона Южной Азии. В результате удалось наладить сотрудничество со всеми соседними странами, за исключением Пакистана. Он по-прежнему остается главным соперником Индии на международной арене. ЛЕКЦИЯ 24
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.011 с.) |