Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Изменение экономического курса

Поиск

На выборах в январе 1980 г. ИНК(И) (так стала называться партия И. Ганди) противостояла не единая Джаната парти, а множество мел­ких партий. Найти нюансы в их программах простому человеку было сложно, в то время как Конгресс ассоциировался в сознании масс с устойчивым положением в стране.

Выборы принесли победу партии И. Ганди, завоевавшей 67% мест. После поражения на выборах Джаната парти еще раз раскололась. На сей раз из нее вышли коммуналистские силы Джана Сангх И Раштрия Сваямсек Сангх. Они вскоре и образовали новую партию — Бхаратия Джаната парти.

В мае 1980 г. ИНК(И) на местных выборах завоевал 63% мест, что позволило ему сформировать правительства в 15 штатах (из 22). В трех из оставшихся семи штатов у власти были левые правительства, еще в трех — правительства, сформированные местными партиями, в Асса­ме — введено президентское правление.

Через несколько месяцев после триумфального возврата к власти И. Ганди постигло личное горе: погиб в авиакатастрофе ее сын Санд-жай. Он активно занимался политикой, был руководителем молодеж­ной организации Конгресса. После его гибели по просьбе матери по­литикой занялся ее младший сын Раджив, который, как считалось, не имел ранее никаких политических амбиций.

Одержав победу, И. Ганди все же приняла решение кардинально изменить экономическую политику страны. К этому вынуждали многие обстоятельства, среди которых и неудачи прежнего курса, и измене­ния в мировой экономике: высокие цены на нефть, кризис сбыта на Западе, переход в передовых странах к новейшим технологиям, струк­турные процессы. Кроме того, на страну оказывали давление и международные финансовые институты, к помощи которых Индия была вынуждена обратиться по причине острой нехватки валюты.

В ноябре 1980 г. МВФ обещал предоставить новые кредиты лишь при выполнении следующих условии: а) снижение налогов, б) сокра­щение социальных расходов, в) прекращение выплат субсидий на зер­но, г) понижение импортных тарифов. На этих условиях Индия вско­ре получила кредит в 5 млрд. долл.

Изменение экономической политики в Индии выразилось:

• во-первых, в сокращении госсектора и ассигнований на него из бюджета;

• во-вторых, в ограничении государственного вмешательства в эко­номику, что означало, в частности, снижение импортных пош­лин, либерализацию экспорта, снятие ограничений на иност­ранные инвестиции и привлечение зарубежных технологий;

• в-третьих, в понижении прямых налогов, что поощрило внут­ренние инвестиции;

• в-четвертых, в уменьшении субсидий на зерно и социальную помощь.

Эти меры привели к экономическому оживлению. С 1982 г. начал­ся ежегодный рост промышленного производства на 4—5%; сельско­хозяйственное производство росло еще быстрее — 9%; уже в 1985 г. был собран урожай в 150 млн. т зерна.

Стал расти экспорт, сокращалось отрицательное сальдо внешней торговли, улучшилось положение с валютой. В Индию пошли иност­ранные капиталовложения; был смягчен контроль за деятельностью корпораций, поощрялось заимствование новых технологий и передо­вого опыта.

Резко возросло внимание правительства к вопросам развития аг­рарной инфраструктуры. На социальные нужды сельского населения выделялись огромные средства. Особое значение имела электрифика­ция сельских районов: только за 1981—1985 гг. число электрифициро­ванных деревень увеличилось на У3, конкретно, на 100 тыс. Но Индия еще оставалась страной массовой нищеты, хотя правительство посте­пенно снижало уровень бедности: в 1980 г. доля бедных от общего чис­ла населения составляла 51%, в 1984 г. — 37%, в 1990 г. — 23%.

На рубеже 1980—1990 гг. экономическое положение Индии вновь ухудшилось: страна уже в значительной мере интегрировалась в ми­ровую экономику и поэтому новые тенденции не могли обойти ее стороной. Как и во всем мире, в Индии приостановился экономиче­ский рост, возросла инфляция, сократился экспорт и золотовалют­ные резервы.

Это подвигнуло правительство на проведение новых рыночных ре­форм.

Во-первых, началось быстрое сокращение госсектора — осуществ­лялась приватизация крупных государственных предприятий. В ре­зультате под контролем у государства остались лишь железные дороги и энергетика, да примерно по 40% металлургического производства, производства оборудования, атомной и оборонной промышленности, часть гражданской авиации и морского транспорта. В настоящее вре­мя частный сектор производит 3Д всеи экономической продукции (ВНП).

Во-вторых, продолжалось сокращение государственного вмеша­тельства; в частности, власти отказались от права выдачи лицензий на экономическую деятельность, сократили административное регули­рование.

Были приняты и чрезвычайные меры. Министр финансов Индии Монмохан Сингх провел девальвацию рупии, снизил тарифы, провел налоговые реформы, пополнил валютные резервы, и экономика мед­ленно пошла на подъем: сначала с темпами роста 3,9%, потом они возросли до 9,1% (2000 г.).

К настоящему времени Индия добилась значительных успехов: ее валовой продукт уже превосходит в несколько раз показатели России. По мнению некоторых специалистов, Индия к 2015 г. достигнет уров­ня экономического развития Японии. Потенциал Индии может поз­волить ей добиваться ежегодного прироста валового продукта на 9% на протяжении 30 лет. Индия укрепляет собственные золотовалютные резервы (они уже превысили 30 млрд. долл.), расширяет добычу неф­ти, достигшую 34 млн. т.

Успешно развивается и сельское хозяйство: с 1992 г. Индия экспор­тирует зерно, а в 1999 г. урожай зерна составил 203 млн. т. В целом стра­на экспортирует товаров на сумму в 36 млрд. долл., в том числе товары высоких технологий. Так, в 1997 г. Индия продала высококачествен­ные компьютерные программы на сумму свыше 3 млрд. долл., в 2002 г. эта сумма составит уже 5 млрд. долл., а к 2006 г., как предсказывают специалисты, Индия будет экспортировать компьютерных программ на сумму 50 млрд. Долл.

По количеству высококлассных профессиональных кадров в об­ласти компьютерного программирования Индия занимает 2-е место в мире после США; 3-е место — по общему количеству научно-тех­нического персонала. Не случайно в США охотно берут на работу выходцев из Индии: в знаменитой Силиконовой долине, например, 30% служащих компании «Майкрософт» составляют индийцы.

Вообще, успехи Индии в сфере высоких технологий впечатляют: уже в 1988 г. был образован Центр высоких технологий в Пуне, кото­рый добился замечательных успехов. В 1998 г. индийцами был создан суперкомпьютер «Парам—10000», способный выполнять более трил­лиона математических операций в секунду. Это второй в Азии (после Японии) компьютер, данное обстоятельство выдвинуло Индию в чис­ло передовых держав в этой сфере, что позволило ей вести масштаб­ные исследования в области молекулярной биологии, разведки нефти и газа, изучения климата и т. д. В настоящее время Россия также зака­зала в Индии «Парам—10000».

Во внешней торговле Индии 60% оборота приходится на развитые страны Запада. Индийская диаспора за рубежом превышает 14 млн. человек. Как правило, это состоятельные люди, например в США 1,3 млн. выходцев из Индии составляют самую богатую этническую общину. Ежегодные переводы из-за рубежа превышают 1 млрд. долл. Индия имеет большую внешнюю задолженность, но 95% ее долгов со­ставляют долгосрочные льготные кредиты. В последние годы растет поток инвестиций из-за рубежа, в 1999 г. он резко увеличился.

Однако перед Индией стоят, как и прежде, трудноразрешимые экономические проблемы.

Две проблемы стоят наиболее остро.

1. Необходимо сохранять в экономике традиционный сектор: за ним
в настоящее время закреплено около 500 наименований товаров. Да­
же в производстве станков и электроприборов около 60% приходится
на мелкие предприятия, свыше половины текстильного производства
падает на кустарей.

Простой факт определяет экономическую политику: 10 млн. рупий инвестиций позволяют создать в современном секторе 360 рабочих мест, на мелких предприятиях — 1200 рабочих мест, а в традиционном секторе — 5,5 тыс. рабочих мест.

2. Усугубляется аграрное перенаселение: в Индии уже освоено под пашню свыше 1/2 части территории, и это больше, чем где-либо в мире (в США— 16%, в Японии — 15%, в КНР — 11%). Возможностей дальнейшего увеличения пахотной земли практически нет — максимум 20 млн. га. Потенциал «зеленой революции» ограничен — ею охвачены лишь 20% хозяйств. Около 35 млн. крестьян имеют менее 1 га земли. Поэтому перед Индией стоит дилемма — чему отдать предпочтение: более эффективному фермерскому пути или всеобщей занятости.

Есть проблемы социального плана, в частности неравенство в дохо­дах: 20% населения, занятого в современном укладе, потребляют свы­ше половины национального дохода.

Остается и проблема бедности, уровень ее, по сравнению с боль­шинством других стран, явно высок. Но к чести Индии надо заметить, что ее грандиозные экономические и социальные проблемы реша­лись в последние десятилетия в пределах страны исключительно соб­ственными силами. В стране в настоящее время около 300 млн. чело­век относятся к среднему классу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.011 с.)