Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности курса «История стран АзииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И Африки в новейшее время (1918-2000)» I. Задачи курса Изучение новейшей истории стран Азии и Африки неотделимо от уяснения сути драматических процессов, сотрясавших в XX в. весь мир. Учитывая масштабы катаклизмов, остроту конфликтов, можно заключить, что XX в. — время перманентных кризисов. Разобраться, в чем же их причины, каковы взаимосвязи, правильно оценить последствия — в этом и состоит первейшая задача курса. В советской историографии весь XX в. представлялся как время перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе. Именно такой подход присущ большинству изданий учебной литературы, доступных студентам, ведь создавались они в свое время на основе марксистско-ленинской концепции истории. Поэтому важной задачей настоящего курса является преодоление идеологических стереотипов, присущих столь одностороннему подходу. Уже сама по себе хронологическая привязка новейшей истории к 1917 г. явно преувеличивает роль революции в России, ее глобальное влияние на все страны мира. В отношении истории Востока следует признать, что воздействие марксистского социализма на этот регион в самом деле чрезвычайно велико, но прослеживается оно в совершенно ином ключе. Подъем национального движения, активизация антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки после Первой мировой войны были порождены сложными внутренними факторами, а вовсе не являлись прямым следствием событий, происходивших в далекой России. Требуют серьезного переосмысления и многие другие устоявшиеся в сознании догмы. Следует иметь в виду, что все проблемы рассматривались исключительно сквозь призму противостояния двух мировых систем. Отсюда и соответствующие трактовки. Это относится даже к событиям, сравнительно далеко отстоящим от нас по времени. А если речь идет о процессах, происходивших в мире после окончания Второй мировой войны, а тем более в последние десятилетия, то ясно, что следует крайне осторожно подходить к оценкам и выводам, содержащимся в большинстве изданий. II. Специфика дисциплины Недооценка специфики стран Востока долгое время была уязвимым местом исторической науки, а в советской историографии прослеживалось стремление «подогнать» процессы в этом регионе к общим выводам марксистско-ленинской концепции истории. Ныне ситуация изменилась. Для объективной оценки событий XX в. необходимо хорошо себе представлять цивилизационный фундамент традиционных обществ, их ориентацию, систему ценностей, приоритеты, структуры, разбираться в вопросах религии, культуры, национального менталитета. И, разумеется, необходимо составить представление о предшествовавшей истории развития этих сообществ. Ключевыми для понимания являются процессы, протекавшие в странах Востока в XVIII—XIX вв. Именно в это время возросли контакты с Западом, что нередко становилось причиной конфликтов, в которых Восток оказался слабее. Это вело к экономической экспансии Запада, к подчинению стран Азии и Африки, к навязыванию европейских стандартов, к возникновению колониальной системы. Не все страны Востока стали колониями, но все испытали на себе силу экспансии Запада. Внешне казалось, что Запад доминирует во всем, навязывает чуждые странам Азии и Африки нормы жизни, определяет основные направления изменений в структурах традиционного Востока. Но так только казалось. Взаимные контакты породили в регионе кризисные процессы. Они вызывали двойственную реакцию: с одной стороны, происходили попытки заимствования новшеств (модернизация), с другой — обнаружилось стремление вернуться к истокам собственной цивилизации, к отторжению всего чуждого (фундаментштизм). Именно эта борьба между модернизацией и фундаментализмом проявилась затем в XX в. Разумеется, Восток далеко не однороден. Можно выделить регионы, где сложились древнейшие цивилизации, — Китай, Индия, Япония, Иран. В большинстве же районов Африки, к примеру, какой-либо прочный религиозно-цивилизационный фундамент полностью отсутствовал. Среди регионов, имевших давние цивилизационные традиции, следует различать три: • индо-буддистский (Индия, Цейлон, Бирма и пр.); • конфуцианский (Китай, Япония); • исламский (Иран, Турция, Афганистан и прочие исламские страны). У каждого из них были свои возможности приобщения к западным ценностям и свои препятствия на этом пути. Следует учитывать и роль внешних факторов, стечение исторических обстоятельств. Все это вело к тому, что процессы исторического развития протекали в этих регионах совершенно по-разному. К концу XX в. страны Востока оказались на разных полюсах развития: среди них были страны, вставшие на путь формирования постиндустриальной цивилизации, и страны, безнадежно отставшие в своем развитии и даже демонстрирующие тенденцию к деградации. Одна из особенностей изучения курса новейшей истории состоит в том, что необходимо регулярно следить за текущими событиями, которые могут полностью изменить всю картину, — ведь мы имеем дело с историей современности, когда могут появиться совершенно непредсказуемые факторы. Поэтому недостаточно усвоить лекционный курс и ознакомиться со специальной литературой. Необходимо постоянно следить за публикациями в прессе, в периодической печати, за сообщениями прочих средств массовой информации. Разумеется, изучение новейшей истории, так же как и усвоение любой исторической дисциплины, требует хороших знаний географии. Очень важно ориентироваться в местоположении основных регионов — без этого просто невозможно уяснение исторических событий, логики их развития. При подготовке к семинарским занятиям, в ходе самостоятельной работы студентам придется иметь дело с разнообразной литературой. Ни в коей мере не ставя под сомнение ценность фактического материала, следует все же избегать «обаяния» авторитета авторов в том, что касается выводов и обобщений. Следует научиться сопоставлять различные взгляды, трактовки, вырабатывать собственную точку зрения на те или иные события. III. Основное содержание курса Курс изучения новейшей истории стран Азии и Африки охватывает два учебных семестра. В первом рассматриваются события до окончания Второй мировой войны (в некоторых регионах вплоть до 1947— 1949 гг.); во втором — события и процессы послевоенного времени, вплоть до конца XX в. В первом семестре рассматривается история Индии, Китая, Японии, стран исламского региона: Турции, Ирана, Афганистана, подмандатных территорий на Ближнем Востоке и отдельных арабских стран, а также некоторые общие проблемы в развитии колониальной Африки. Изучая конкретные события, мы должны составить общее представление о глобальных процессах, протекавших в это время, чтобы правильно ориентироваться в следующих проблемах. В первом семестре рассматриваются следующие вопросы: 1. Антиколониальная борьба: • чем объяснить подъем антиколониального движения после окончания Первой мировой войны; • в каких формах эта борьба развивалась, ее эффективность; • в какой мере формы борьбы отвечали национальной специфике; • какова была стратегия и тактика метрополий, как она менялась; • как постепенно происходило продвижение к самостоятельности. 2. Национальное движение в Китае: • чем объясняется оживление национального движения после 1918 г.; • проблемы, объективно стоявшие перед Китаем к тому времени; • как произошло формальное объединение Китая под властью Чан Кайши; • чем объяснить длительное противостояние Гоминьдана и КПК в 1920-1930-х гг.; • роль внешних факторов в развитии внутренних процессов в Китае в 1930-е гг. 3. Альтернативные пути развития Японии между двумя мировыми • что представляла собой Япония к окончанию Первой мировой войны; • как шел процесс политической модернизации в начале 1920-х гг.; • причины неудач в развитии парламентской демократии к концу 1920-х гг.; • чем объясняется нарастание ксенофобии и изоляционистских тенденций в 1930-е гг.; • как шло формирование тоталитарного режима в Японии. 4. Модернизация в исламском мире: • результаты и последствия реформ Мустафы Кемаля в Турции; • достижения и особенности реформ Реза-шаха Пехлеви в Иране; • причины неудач реформ Амануллы-хана в Афганистане; • общие итоги политики Англии и Франции на Ближнем Востоке; • проявление первых симптомов фундаментализма в исламском мире. 5. Проблемы колониальной Африки: • что представляла собой колониальная система в Африке; • реальные достижения колониализма в Африке; • изменения в политике метрополий в 1920—1930-е гг. в Африке; • роль Панафриканского движения в пробуждении Африки в 1920-е гг.; • активизация национальной элиты в африканских колониях в 1930-е гг. 6. Вторая мировая война и страны Востока: • антияпонская война (1937—1945) в Китае и ее последствия; • Япония в войне на Тихом океане (1941—1945); • Индия в годы Второй мировой войны; • воздействие Второй мировой войны на страны исламского региона; • роль Африки во Второй мировой войне (1939—1945). 7. Провозглашение независимости Индии: • в чем выразилось ослабление позиций британского колониализма; • попытки лейбористского правительства организовать переговоры между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой; • обострение политической ситуации в Индии, потребовавшей скорейшего предоставления независимости; • причины индо-мусульманской резни 1946—1947 гг.; • как и почему произошел раздел Индии. 8. Провозглашение КНР: • ситуация к моменту окончания Второй мировой войны в Китае; • факторы, способствовавшие развязыванию новой гражданской войны; • динамика военных действий в 1946—1949 гг.; • роль аграрных преобразований в победе КПК; • стратегические причины победы коммунистов в длительном противостоянии с Гоминьданом. Во втором семестре внимание будет акцентироваться на следующих вопросах. 1. Проблемы независимой Индии: • меры преодоления структурной деформации в экономике; • основные внутриполитические процессы в 1950-е гг.; • сущность «курса Неру» в политике ИНК в 1960—1970-е гг.; • смена ориентации в Индии в 1980—1990-е гг.; • современные религиозно-этнические и конфессионально-кастовые проблемы. 2. «Строительство социализма» и реформы в Китае в конце XX в.: • как были заложены основы «советской модели» в КНР; • достижения и проблемы на пути «социализма»; • основные причины неудач в «строительстве социализма»; • стратегия и тактика реформ в КНР в 1980-е гг.; • новые успехи Китая на пути реформ в 1990-е гг. 3. Япония после Второй мировой войны: • как осуществилась модернизация в ходе реформ, проводившихся американскими оккупационными властями; • причины «экономического чуда» 1950— 1960-х гг.; • в чем выразилось воздействие кризисов 1970-х гг.; • процессы становления постиндустриального общества; • опыт Японии — пример успешного синтеза цивилизаций. 4. Исламский мир и фундаментализм: • в чем выразилось противостояние между религией и лаицизмом в Турции в 1950-е гг.; • основные направления и успехи модернизации в Иране в 1960-1970-е гг.; • попытки насильственной модернизации в Афганистане в 1970-1980-е гг.; • проявления фундаментализма в 1980—1990-е гг. в разных странах мира; • есть ли перспективы у исламского фундаментализма. 5. Палестинская проблема в международных отношениях: • суть проблемы, как и почему она зародилась; • какую роль она играла в годы «холодной войны»; • почему потерпели неудачу попытки урегулирования в 1970— 1980-е гг.; • с чем связаны первые успехи в ее разрешении в 1990-е гг.; • есть ли перспектива полного и окончательного урегулирования всех проблем Ближнего Востока. 6. Арабские государства Ближнего Востока и Аравийского полуострова: • специфика истории этих стран; • как и когда завершился период присутствия на их территориях иностранных войск; • как отразились на внутренней жизни арабских стран процессы, протекающие в современном мире в конце XX в.; • роль арабских стран в современном мире. 7. Страны Индокитая и Восточной Азии: • в чем заключаются специфические проблемы этих стран; • как отразился на их истории период «холодной войны»; • какие изменения произошли там в 1980-е гг.; • причины успешного формирования в этих странах «постиндустриальной цивилизации». 8. Деколонизация Африки: • главные причины крушения колониальной системы; • образование независимых государств в Северной Африке; • процесс деколонизации в Тропической Африке; • основные трудности на пути деколонизации; • ликвидация режима апартеида в Южной Африке. 9. Развитие независимых стран Африки: • поиск путей преодоления отсталости молодых государств; • что означал так называемый некапиталистический путь развития; • причины усиления внутриполитической напряженности с 1960-х гг.; • чем вызваны растущие экономические трудности современной Африки; • чем объяснить трайбализм и прочие внутренние конфликты 1990-х гг. 10. Международные отношения в Азии и Африке после 1945 г.: • в чем проявились новые факторы международных отношений в 1940-1950-е гг.; • дух «Бандунга» и попытки сформировать «движение неприсоединения»; • как отразилась «холодная война» на международных отношениях в регионах Азии и Африки; • причины обострения международных отношений в Африке в 1980-е гг.; • новые тенденции в международных отношениях 1990-х гг. Новейшая история стран Азии и Африки относится к числу дисциплин, завершающих подготовку историка. Поэтому предполагается, что слушателями будет использована вся совокупность знаний, полученных в ходе изучения разнообразных дисциплин исторического и общегуманитарного циклов. Современный историк должен быть всесторонне образованным человеком, постоянно анализировать информацию о быстро меняющемся мире и регулярно отслеживать происходящие события. Предлагаемый же курс лекций может стать лишь основой знаний новейшей истории. ЛЕКЦИЯ 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.009 с.) |