Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
До 1973 г. продолжалось военное правление. Армия поддерживала жесткое вмешательство государства в экономику, но не свернула полг ностью политическую жизнь. Были внесены дополнения в Конституцию 1961 г., усилены полномочия исполнительной власти, ограничены права и свободы граждан f компетенция обычных судов: были сформй1 рованы суды национальной безопасности для рассмотрения чрезвычайных дел. Государственные служащие утратили право на создание профсоюзов и участие в коллективных договорах. В 1972 г. Исмета Инёню сменил на посту лидера НРП Бюдент Эджевит. К тому времени на политическом горизонте Турции появились две партии. Одну из них — Партию национального движения (ПНД), созданную еще в 1969 г., возглавил А. Тюркеш. ПНД- придерживалась националистической ориентации. Другую -— Партию национального спасения (ПНС), созданную в 1970 г., возглавил Неджметдин Эрбакан. ПНС придерживалась идей исламизма. Разумеется, эти партии во многом уступали двум ведущим — НРП и nG, но могли внести изменения в расстановку политических сил в Турции. Осенью 1973 г. чрезвычайное положение в Турции было отменено; затем состоялись выборы в Великое национальное собрание (ВНС). Сразу после выборов две крупнейшие партии создали коалиционное правительство, но вскоре соперничество между НРП и ПС возобновилось. Б. Эджевит и С. Демирель поочередно сменяли друг друга на посту премьер-министра, создавая коалиции с мелкими партиями, так как ни у кого из них не было абсолютного большинства голосов. Тем временем ситуация в экономике резко ухудшилась, что было обусловлено новыми ценами на нефть, установленными в ноябре 1973 г. В развитых странах мира начался экономический спад. Турция попыталась переориентироваться на Ближневосточный регион — займы, полученные у нефтедобывающих стран, несколько смягчили экономические последствия повышения цен на нефть. В 1975 г. возобновился экономический рост (на 8%), но экономика Турции оставалась в основном государственной, а следовательно, малоэффективной. Это отягощало государственный бюджет. Дорого обошлась стране и военная экспедиция на Кипр в 1974 г., когда турецкие войска высадились на острове и оккупировали 40% его территории. Это привело к конфликту с Грецией, который смягчился лишь в 1986 г. После выборов 1975 г. С. Демирель заключил союз с националистами А. Тюркеша, создав коалиционное правительство с участием ПС, ПНД и рядом других мелких партий. Но эта коалиция не была прочной, и правительства сменяли друг друга. В 1977 г. досрочные выборы в ВНС также не внесли ясности в расстановку сил: НРП получила 205 мест, ПС - 187, ПНС - 22, ПНД - 17 мест. Хотя НРП добилась наилучших результатов, у нее все же не оказалось большинства в парламенте. Правительство вновь возглавил С. Демирель при поддержке А Тюркеша. Но эта коалиция вскоре распалась, а с января 1978 г. правительство Турции формирует НРП во главе с Б. Эджевитом. Тем временем беспорядки охватили всю страну: политические убийства как правых, так и левых деятелей, активизация курдских сепаратистов, террор — только за два года (с 1978 по 1980 г.) от терактов погиб 5241 человек. В 1978 г. Б. Эджевит был вынужден ввести военное положение. Решительно разгонялись митинги и демонстрации, арестовывались Тысячи людей, закрывались органы прессы, полицию Турции обвиняли в применении пыток. Кроме того, возникли новые экономические затруднения. В 1979 г. последовал еще один скачок цен на нефть, что привело к сокращению ВНП за 1979 г. на 0,3%. В октябре 1979 г. Б. Эджевит подал в отставку, правительство вновь возглавил лидер ПС — С. Демирель. В 1980 г. ситуация продолжала ухудшаться: экономические показатели снизились, инфляция выросла в 2 раза, внешние долги увеличились. Извечными проблемами стали сепаратизм курдов и террор, забастовки профсоюзов и студенческие беспорядки. В январе 1980 г. новый экономический советник С. Демиреля, Тургут Озал, известный экономист, работавший несколько лет в США, во Всемирном банке, подготовил план стабилизации турецкой экономики. Он предусматривал коренные изменения курса экономической политики. В частности, реорганизацию государственных предприятий, повышение их рентабельности, создание в Турции благоприятных условий для привлечения иностранных капиталов, переориентацию экономики на экспорт. План был одобрен МВФ и западными экономистами, но осуществить его в данной политической обстановке было невозможно. С 22 марта 1980 г. в парламенте начались выборы президента, но ни одному кандидату не удалось набрать необходимого количества голосов. Было проведено 100 туров голосования — и все безрезультатно. Стало очевидным, что политическая игра зашла в тупик, С. Демирель сознательно добивался роспуска парламента, чтобы затем попытаться победить на новых выборах. Это переполнило чашу терпения военных. Армия давно уже с беспокойством взирала на ширящиеся беспорядки, угрозу анархии, политические убийства. Военных особенно тревожила деятельность исламистов, к тому же партия Н. Эрбакана была в коалиции с С. Демирелем. Об этом неоднократно предупреждали политиков. 6 сентября 1980 г. в городе Коньи состоялась грандиозная демонстрация исламистов. Она проходила под зелеными флагами ислама, звучали призывы ввести в Турции законы шариата, отказаться от-лаи-цизма в государственной политике и создать в стране правительство меньшинства из числа лидеров Партии национального спасения. Это и стало последней каплей — 12 сентября 1980 г. армия во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном захватила власть. Порядок был восстановлен, хотя и жестокими мерами. Тысячи людей были арестованы, политические дискуссии запрещены, все партии, профсоюзы и прочие общественные организации распущены. Выводы 1. Резко ухудшившиеся в конце Второй мировой войны советско-турецкие отношения побудили правящие круги Турции встать на сторону Запада в начавшейся вскоре «холодной войне». Страна стала получать от США экономическую и военную помощь, была включена в «план Маршалла», вступила в блок НАТО. 2. Под давлением обстоятельств в Турции начали проводиться экономические и политические реформы. Стала расти популярность Демократической партии, созданной в 1946 г. Одержав победу над НРП на парламентских выборах 1950 г., Демократическая партия оказывается у власти на целых 10 лет. 3. За время нахождения у власти правительства А. Мендерёса развился частный сектор, укрепился фермерский уклад. Но одновременно усилились националистические и исламские настроения, что вызывало в армии беспокойство за судьбу лаицизма в Турции. В I960 г. армия произвела военный переворот и взяла власть в свои руки. 4. С 1961 г. армия стала играть особую роль в жизни Турции: она вмешивается в ход событий, когда создается угроза анархии или проявляется беспомощность политических партий. Так произошло в марте 1971 г. и в сентябре 1980 г., когда войска стали действовать решительно, чтобы преодолеть кризис. ЛЕКЦИЯ 35 Турция в конце XX в. I. Переход к гражданскому правлению и экономические Реформы 1980-х гг. После переворота 12 сентября 1980 г. власть сосредоточилась в руках Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном. В Совет входили также командующие четырьмя родами войск. Правительство возглавил бывший командующий военно-морским флотом Турции адмирал Бюлент Улусу. Были предприняты чрезвычайные меры для наведения порядка: распущены все политические партии, введена строгая цензура, закрыты многие средства массовой информации, за два месяца было арестовано 43 тыс. человек. Активизировались действия по борьбе с терроризмом, а также против курдских сепаратистов. Была категорически запрещена деятельность профсоюзов, прекратились бесконечные забастовки, студенческие демонстрации. 16 октября 1981 г. последовал специальный Закон о запрете всех политических партий. Даже их имущество было национализировано, настолько военные были возмущены деятельностью политиков. Для разработки новой Конституции был созван Учредительный меджлис. В него вошли Совет национальной безопасности и так называемый Консультативный меджлис. Он состоял из 60 человек и формировался СНБ, главным критерием отбора стало неучастие в какой-либо политической партии до сентября 1980 г. Новая Конституция Турции была одобрена на референдуме 7 ноября 1982 г.: 91% населения страны высказался «за». В первые же недели после переворота в силу сложной экономической ситуации на должность первого заместителя премьер-министра, курирующего экономические вопросы, был назначен гражданский политик — Тургут Озал. Он еще с января 1980 г. предлагал свой план выхода из экономического тупика. Теперь появилась возможность осуществить его. Началась политика экономической либерализации: государство отказалось от жесткого контроля над ценами, разрешило свободное их формирование; более чем вдвое сократилось число чиновников и служащих в государственных экономических организациях (ГЭО). Стали снижаться дотации госсектору, предприятия потеряли возможность пользоваться льготными кредитами и ценами на промышленное сырье и услуги. Были сняты ограничения для иностранных инвесторов — в страну устремился капитал: с 1980 г. ежегодно возникает до 17 тыс. совместных предприятий. Возрос объем денежных переводов от сотен тысяч граждан Турции, работающих в странах Западной Европы. Многие стали возвращаться в Турцию, используя накопленный капитал для создания мелких предприятий, ориентированных на экспорт и услуги. Вместе с тем были приняты строгие меры для обуздания инфляции (высокие процентные ставки, низкая заработная плата), ужесточен контроль над использованием валюты. Все это впоследствии дало результаты. Тем временем военные готовились передать власть в руки гражданских лиц. 22 апреля 1983 г. в Турции принят Закон о политических партиях: он запрещал бывшим лидерам партий, известным политикам, участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. Закон вводил также запрет на политическую деятельность в вузах, запрещал участие студентов в политической борьбе. 10 июня 1983 г. принят Закон о выборах, который регламентировал многие процедуры. В частности, устанавливал 10%-ный барьер: партии, набравшие меньше голосов, не могли быть представлены в парламенте. Вводилась периодичность выборов — 1 раз в 5 лет. Началось воссоздание политических партий. Т. Озал оказался не только блестящим экономистом, но и удачливым политиком: ему удалось создать чрезвычайно популярную Партию отечества и хорошо подготовиться к предстоящим выборам. Парламентские выборы в Турции состоялись 6 ноября 1983 г. Результаты их оказались неожиданными для военных — их политические протеже не смогли добиться успеха. Полную победу одержала Партия отечества Т Озала: она набрала 45% голосов и получила 211 мест в парламенте (из 400). Второй результат был у Народнической партии (НП): 30,4% голосов, 117 мест. Третьей оказалась Национально-демократическая партия (НДП): 23,2% голосов, 71 место. Остальные 8 партий, участвовавшие в выборах, не набрали необходимых 10% голосов и не были представлены в парламенте. В их числе были Партия верного пути, созданная в 1983 г. сторонниками С. Демиреля, а также социал-демократы, вскоре после выборов вышедшие на арену политической жизни Турции. Однопартийное правительство возглавил Т. Озал. Сразу же, в конце 1983 г., был резко ослаблен государственный контроль над экономикой. С 1984 г. началась широкая приватизация низкорентабельных предприятий государственного сектора. В январе 1984 г. принят Закон о поощрении экспорта: он предусматривал создание специальных фондов для поддержки предпринимателей, скидки в налогообложении, льготные таможенные тарифы. В июне 1985 г. принят Закон о создании свободных экономических зон. Речь шла о двух зонах — Мерсине и Анталье. Там началось быстрое развитие инфраструктуры и иностранного туризма, создание экспортоориентированных производств; естественно, все это делалось с привлечением иностранного капитала. Результаты экономических преобразований сказались сразу: возобновился рост ВНП — 5,5% в год, с середины 1980-х гг. стал расти экспорт, достигнув в конце 1980-х гг. 10 млрд. долл. Турция преображалась на глазах: появились благоустроенные дороги, ирригационные сооружения, современные коммуникации, связь, развивался туризм и сектор услуг. Повысилась эффективность труда. Правда, были и негативные проявления: росли цены, безработица, усиливалось социальное расслоение общества — не все смогли преуспеть в жизни. Росла и коррупция в государственном аппарате. На этом стали играть исламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.009 с.) |