Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 19 Основные направления социально-политического развития Турции после Второй мировой войны.

Поиск

2МВ прошла в Турции под знаком формального нейтралитета, но фактически настроения и политика были прогерманскими. В первые послевоенные годы страна была охвачена забастовками, аграрными беспорядками, студенческими волнениями. Выход из складывающейся ситуации руководство НРП (народно-республиканской партии) во главе с занимавшим пост президента республики И. Иненю (1938—1950) видело в изменении некоторых трактовок кемалистской программы. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарности режима, расширению демократических основ власти. Были приняты законопроекты по переходу от однопартийной системы к многопартийной. К этому также подталкивала международная обстановка: крах тоталитарных однопартийных режимов в Италии/Германии; вступление Турции в ООН; политическое и экономическое сближение с США. Т.о. внешний фактор стал катализатором этого процесса.

В 1946 образовалось до 30 партий разных ориентации, но наиболее влиятельной из них стала Демократическая партия (ДП). Партии в основном отличались по: 1) гос регулирование (этатизм) или рыночная экономика; 2) принцип лаицизма (=светскость). В партийной программе ДП понятие «этатизм»понималось как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного капитала.

Наметившийся пересмотр пути развития турецкого общества способствовал и быстрому сближению Турции и США. После обращения к американской помощи страна была включена в сферу действия «доктрины Трумэна», прямым продолжением которой стал с 1948 г. и «план Маршалла», открывший для Турции возможность получения долгосрочных кредитов и займов.

На парламентских выборах в 1950 г. победу - ДП. Новым президентом - ее лидер Д. Баяр. Демократическая партия оставалась правящей в течение десяти последующих лет. Турция за это время укрепила отношения с США и другими западными странами. В 1952 г. ее принимают в НАТО.

В экономической области кабинет министров стал проводить политику «поощрения» частной инициативы. Увеличился вес частного сектора в промышленности, он даже превысил государственный, но успехи в экономическом развитии были весьма скромные – существовали такие проблемы как неэквивалентный обмен с Западом, вытеснение иностранными монополиями (получившими льготы) национального капитала, рост внешних займов.

С 1954 г. под предлогом борьбы с «происками коммунизма» правительство Турции стало попирать элементарные конституционные права и свободы.

В преддверии парламентских выборов в 1958 г., чтобы заручиться поддержкой масс, руководство ДП решило использовать ислам в качестве средства идеологической мобилизации избирателей. «Политизация» ислама фактически означала отказ от лаицистских принципов. Столь явный отход от кемалистского наследия не мог не вызвать серьезной озабоченности турецкой военной и гражданской бюрократии. После выборов ДП сформировала правительство Мендереса, которое продолжило курс прежней политики.

Страну охватили волнения, причем особенно были сильны антиамериканские настроения. В начале 1960 г. правительство Мендереса предприняло ряд мер по подавлению оппозиции.

В этой ситуации 27мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управление страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкой республики.

2-я республика. Согласно новой конституции (одобрена на референдуме в 1961)Турция определялась как «социально-правовое государство». Предполагалось развитие плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной реформы и допускалась возможность национализации частных предприятий.

Важной особенностью существования 2ой республики следует считать утверждение многопартийной системы. Активность партийных организаций отражала сдвиги, происходившие в турецком обществе, включение в борьбу за власть новых социальных сил. Как старые партии (НРП), так и вновь образованные после 1961 г. выступали уже не в качестве выразителей интересов всего населения, но боролись лишь за свой электорат.

Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, стала наращивать производство в ряде областей экономики (промышленность). С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская промышленность. Большое развитие получила сборочная промышленность, для которой основные детали ввозились из-за рубежа.

Путь, избранный политиками 2ой республики, имел и положительные и негативные результаты. С одной стороны, были достигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну. С другой - в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике - устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расширения частной инициативы.

В конечном итоге противоречивость исходных принципов определила и низкую степень реализации задуманных планов, что усилило недовольство в обществе и способствовало складыванию кризисной ситуации в стране.

Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и осуществило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Вся полнота власти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реализации модели догоняющего развития, разработанной еще лидерами ДП, но существенно переработанной в годы существования Второй республики.

3-я республика. Армия оставалась у власти более трех лет, но в 1982 была введена в действие новая конституция, в которой авторы отказались от «идеалистических» принципов управления обществом в пользу более «рациональных», в большей степени обеспечивающих стабильность политического режима.

Фактически был провозглашен курс на «направляемую демократию». Обозначился заметный крен в сторону усиления роли исполнительной власти. Регулировалась деятельность СМИ, ограничивалась деятельность профсоюзов и других общественных организаций.

Разрешив создание политических партий, военное руководство оговорило при этом, что было заложено и в текст конституции, что вновь образуемые партии не должны быть восприемниками старых. В ходе выборов победила и получила большинство мест в Великом национальном собрании Турции (ВНСТ) Партия отечество (ПО), а ее руководитель Тургут Озал стал премьер-министром. До конца 80-х гг. ПО оставалась ведущей партией страны, а Озал все эти годы возглавлял исполнительную власть. В 1990 г. он заменил на посту президента К. Эврена и находился при исполнении вплоть до своей смерти в 1993 г.

В основе концепции «отца турецких реформ» Т. Озала лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления рыночных отношений за счет отказа от строго государственного регулирования. В качестве конечного результата предполагалось превращение Турции в полноправного члена ЕЭС.

Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких темпом экономического роста (до 8 %), роста экспорта (промизделия и с/х). Собственно в этот период завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство.

Но реализация курса на экономическую либерализацию была достигнута в основном за счет ограничения реальных доходов турецких трудящихся. Ситуация ухудшалась скрывшимися фактами коррупции, провалом программ приватизации, образованием разрыва в доходах. Растущая напряженность усугублялась и вооруженным конфликтом официальных властей с курдскими повстанцами (проживают на стыке Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Турецкие курды борются за самоуправление в рамках Турции).

В декабре 1995 г. на выборах победу одержала стоявшая на позициях исламизма Партия благоденствия (ПБ) во главе с Н.Эрбаканом. Успех ПБ свидетельствовал о том, что значительная часть населения Турции, испытавшей на себе тяготы осуществления курса экономической либерализации, выступила против упрочения связей страны с Западом, против спекулятивных махинаций турецких нуворишей. Турецкие исламисты не выступали против модернизации, но считали, что она может быть успешной только при учете интересов всего общества, что возможно только при возвращении к традиционным основам взаимоотношений.

За относительно короткий срок своего правления Эрбакан укрепил отношения с Ираном и Ираком, совершил визиты в другие мусульманские страны, приступил к осуществлению долгосрочного плана по созданию альтернативной европейской «большой семерке» исламской «большой восьмерки» (Турция, Иран, Пакистан, Египет, Банладеш, Малайзия, Индонезия и Нигерия).

Однако экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. Не были претворены в жизнь обещанные реформы в структурной перестройке экономики. Часто непродуманные действия Эрбакана привели к потере Анкарой авторитета в западном мире, что привело к сокращению иностранных инвестиций => громадный внутренний долг. Не оправдала надежд и исламская «восьмерка». По просьбе президента страны С. Демиреля в политику в очередной раз вмешались военные. Они в ультимативной форме потребовали от Эрбакана отказаться от проводимого им происламистского курса и признания светского характера турецкого государства. Конечным результатом возникшего внутриполитического конфликта явилась отставка правительства Эрбакана.

В июне 1997 г. к власти приходит новое коалиционное правительство, которое возглавил лидер Партии отечества (ПО) Месут Йылмаз. В качестве первоочередной задачи было решено восстановить в стране светское образование. Политику лаицизма приветствовали и западно-ориентированные военные.

На очередных парламентских выборах в апреле 2000 г. лидировала уже Демократическая левая партия (ДЛП) Бюлента Эджевита. Второе место по результатам голосов избирателей заняли националисты из Партии националистического движения (ПНД), более известной в обществе как «партия серых волков». Места в парламенте получили и исламисты. Новым премьер-министром стал Б. Эджевит.

Под давлением общественного мнения был вынужден уйти со своего поста президент С. Демирель, отдавший политике 40 лет. Новым президентом был избран в мае 2000 г. Ахмед Неждет Сезер.

Одним из острых стал вопрос об отмене ст. 69 конституции, позволявшей турецким судам запрещать неугодные на их взгляд политические партии и организации. Особую активность при его обсуждении проявили националисты и исламисты из ПНД и Партии добродетели (ПД), предшественницей которой была Партия благоденствия. Однако против отмены этой статьи выступили военные, видя в ее сохранении гарантию политической стабильности.

С 2002 года у власти находится происламская ПСР по главе с Эрдоганом (Партия справедливости и развития) разделяет принципы ПБ, но старается больше соблюдать баланс интересов. ПСР щаг за шагом осуществляет курс на устранение военных от власти, причем все нововведения вводятся в конституцию под предлогом приведения законодательства в соответствие с европейским. При ПСР улучшаются экономические показатели Турции, проводятся программы приватизации. Приход к власти турецких исламистов стабилизировал внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране, и сегодня в Турции нет силы, способной с ними конкурировать.

Анализ. Таким образом можно сказать, что капиталистическая эволюция Турции привела к значительным социальным переменам в обществе. Численно увеличилась и окрепла буржуазия, причем значительная ее часть тесно связана с иностранным, в частности с американским, капиталом. Частное предпринимательство превратилось в наиболее влиятельную экономическую силу страны. При этом удерживает свои позиции и государственно-капиталистический сектор, прежде всего в сфере транспорта и в крупном промышленном производстве. Значительно выросли ряды турецкой интеллигенции.

Молодая турецкая демократия мало-помалу воспринимала правила игры западных систем. Переход от демократии большинства к плюралистической демократии. Но есть и проблемы этой демократии: турецкому обществу было далеко до Запада в политической организации и дисциплинированности;-неприспособленность такой формы демократии к местным условиям

Происходило болезненное внедрение западных политических норм в традиционную местную почву. С 1946 до 1981 года развитие демократии происходит по такой спирали: демократия – военный переворот – военная диктатура – демократия. После каждого витка демократия приобретала совокупность новых характеристик Особенности динамики развития: от парламентских свобод с политической борьбой к состоянию нестабильности при экономической эффективности и росте задолженности; от нестабильности к острому кризису и, как результат, вмешательству военных, восстанавливающих статус-кво и как бы создающих условия для очередного аналогичного цикла. Структура Турции в целом долгие десятилетия не была вполне готова к радикальной трансформации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.014 с.)