Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 19 Основные направления социально-политического развития Турции после Второй мировой войны.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2МВ прошла в Турции под знаком формального нейтралитета, но фактически настроения и политика были прогерманскими. В первые послевоенные годы страна была охвачена забастовками, аграрными беспорядками, студенческими волнениями. Выход из складывающейся ситуации руководство НРП (народно-республиканской партии) во главе с занимавшим пост президента республики И. Иненю (1938—1950) видело в изменении некоторых трактовок кемалистской программы. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарности режима, расширению демократических основ власти. Были приняты законопроекты по переходу от однопартийной системы к многопартийной. К этому также подталкивала международная обстановка: крах тоталитарных однопартийных режимов в Италии/Германии; вступление Турции в ООН; политическое и экономическое сближение с США. Т.о. внешний фактор стал катализатором этого процесса. В 1946 образовалось до 30 партий разных ориентации, но наиболее влиятельной из них стала Демократическая партия (ДП). Партии в основном отличались по: 1) гос регулирование (этатизм) или рыночная экономика; 2) принцип лаицизма (=светскость). В партийной программе ДП понятие «этатизм»понималось как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного капитала. Наметившийся пересмотр пути развития турецкого общества способствовал и быстрому сближению Турции и США. После обращения к американской помощи страна была включена в сферу действия «доктрины Трумэна», прямым продолжением которой стал с 1948 г. и «план Маршалла», открывший для Турции возможность получения долгосрочных кредитов и займов. На парламентских выборах в 1950 г. победу - ДП. Новым президентом - ее лидер Д. Баяр. Демократическая партия оставалась правящей в течение десяти последующих лет. Турция за это время укрепила отношения с США и другими западными странами. В 1952 г. ее принимают в НАТО. В экономической области кабинет министров стал проводить политику «поощрения» частной инициативы. Увеличился вес частного сектора в промышленности, он даже превысил государственный, но успехи в экономическом развитии были весьма скромные – существовали такие проблемы как неэквивалентный обмен с Западом, вытеснение иностранными монополиями (получившими льготы) национального капитала, рост внешних займов. С 1954 г. под предлогом борьбы с «происками коммунизма» правительство Турции стало попирать элементарные конституционные права и свободы. В преддверии парламентских выборов в 1958 г., чтобы заручиться поддержкой масс, руководство ДП решило использовать ислам в качестве средства идеологической мобилизации избирателей. «Политизация» ислама фактически означала отказ от лаицистских принципов. Столь явный отход от кемалистского наследия не мог не вызвать серьезной озабоченности турецкой военной и гражданской бюрократии. После выборов ДП сформировала правительство Мендереса, которое продолжило курс прежней политики. Страну охватили волнения, причем особенно были сильны антиамериканские настроения. В начале 1960 г. правительство Мендереса предприняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этой ситуации 27мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управление страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкой республики. 2-я республика. Согласно новой конституции (одобрена на референдуме в 1961)Турция определялась как «социально-правовое государство». Предполагалось развитие плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной реформы и допускалась возможность национализации частных предприятий. Важной особенностью существования 2ой республики следует считать утверждение многопартийной системы. Активность партийных организаций отражала сдвиги, происходившие в турецком обществе, включение в борьбу за власть новых социальных сил. Как старые партии (НРП), так и вновь образованные после 1961 г. выступали уже не в качестве выразителей интересов всего населения, но боролись лишь за свой электорат. Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, стала наращивать производство в ряде областей экономики (промышленность). С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская промышленность. Большое развитие получила сборочная промышленность, для которой основные детали ввозились из-за рубежа. Путь, избранный политиками 2ой республики, имел и положительные и негативные результаты. С одной стороны, были достигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну. С другой - в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике - устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расширения частной инициативы. В конечном итоге противоречивость исходных принципов определила и низкую степень реализации задуманных планов, что усилило недовольство в обществе и способствовало складыванию кризисной ситуации в стране. Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и осуществило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Вся полнота власти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реализации модели догоняющего развития, разработанной еще лидерами ДП, но существенно переработанной в годы существования Второй республики. 3-я республика. Армия оставалась у власти более трех лет, но в 1982 была введена в действие новая конституция, в которой авторы отказались от «идеалистических» принципов управления обществом в пользу более «рациональных», в большей степени обеспечивающих стабильность политического режима. Фактически был провозглашен курс на «направляемую демократию». Обозначился заметный крен в сторону усиления роли исполнительной власти. Регулировалась деятельность СМИ, ограничивалась деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Разрешив создание политических партий, военное руководство оговорило при этом, что было заложено и в текст конституции, что вновь образуемые партии не должны быть восприемниками старых. В ходе выборов победила и получила большинство мест в Великом национальном собрании Турции (ВНСТ) Партия отечество (ПО), а ее руководитель Тургут Озал стал премьер-министром. До конца 80-х гг. ПО оставалась ведущей партией страны, а Озал все эти годы возглавлял исполнительную власть. В 1990 г. он заменил на посту президента К. Эврена и находился при исполнении вплоть до своей смерти в 1993 г. В основе концепции «отца турецких реформ» Т. Озала лежала идея о необходимости либерализации экономики и укрепления рыночных отношений за счет отказа от строго государственного регулирования. В качестве конечного результата предполагалось превращение Турции в полноправного члена ЕЭС. Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких темпом экономического роста (до 8 %), роста экспорта (промизделия и с/х). Собственно в этот период завершился процесс превращения Турции в современное индустриальное государство. Но реализация курса на экономическую либерализацию была достигнута в основном за счет ограничения реальных доходов турецких трудящихся. Ситуация ухудшалась скрывшимися фактами коррупции, провалом программ приватизации, образованием разрыва в доходах. Растущая напряженность усугублялась и вооруженным конфликтом официальных властей с курдскими повстанцами (проживают на стыке Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Турецкие курды борются за самоуправление в рамках Турции). В декабре 1995 г. на выборах победу одержала стоявшая на позициях исламизма Партия благоденствия (ПБ) во главе с Н.Эрбаканом. Успех ПБ свидетельствовал о том, что значительная часть населения Турции, испытавшей на себе тяготы осуществления курса экономической либерализации, выступила против упрочения связей страны с Западом, против спекулятивных махинаций турецких нуворишей. Турецкие исламисты не выступали против модернизации, но считали, что она может быть успешной только при учете интересов всего общества, что возможно только при возвращении к традиционным основам взаимоотношений. За относительно короткий срок своего правления Эрбакан укрепил отношения с Ираном и Ираком, совершил визиты в другие мусульманские страны, приступил к осуществлению долгосрочного плана по созданию альтернативной европейской «большой семерке» исламской «большой восьмерки» (Турция, Иран, Пакистан, Египет, Банладеш, Малайзия, Индонезия и Нигерия). Однако экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. Не были претворены в жизнь обещанные реформы в структурной перестройке экономики. Часто непродуманные действия Эрбакана привели к потере Анкарой авторитета в западном мире, что привело к сокращению иностранных инвестиций => громадный внутренний долг. Не оправдала надежд и исламская «восьмерка». По просьбе президента страны С. Демиреля в политику в очередной раз вмешались военные. Они в ультимативной форме потребовали от Эрбакана отказаться от проводимого им происламистского курса и признания светского характера турецкого государства. Конечным результатом возникшего внутриполитического конфликта явилась отставка правительства Эрбакана. В июне 1997 г. к власти приходит новое коалиционное правительство, которое возглавил лидер Партии отечества (ПО) Месут Йылмаз. В качестве первоочередной задачи было решено восстановить в стране светское образование. Политику лаицизма приветствовали и западно-ориентированные военные. На очередных парламентских выборах в апреле 2000 г. лидировала уже Демократическая левая партия (ДЛП) Бюлента Эджевита. Второе место по результатам голосов избирателей заняли националисты из Партии националистического движения (ПНД), более известной в обществе как «партия серых волков». Места в парламенте получили и исламисты. Новым премьер-министром стал Б. Эджевит. Под давлением общественного мнения был вынужден уйти со своего поста президент С. Демирель, отдавший политике 40 лет. Новым президентом был избран в мае 2000 г. Ахмед Неждет Сезер. Одним из острых стал вопрос об отмене ст. 69 конституции, позволявшей турецким судам запрещать неугодные на их взгляд политические партии и организации. Особую активность при его обсуждении проявили националисты и исламисты из ПНД и Партии добродетели (ПД), предшественницей которой была Партия благоденствия. Однако против отмены этой статьи выступили военные, видя в ее сохранении гарантию политической стабильности. С 2002 года у власти находится происламская ПСР по главе с Эрдоганом (Партия справедливости и развития) разделяет принципы ПБ, но старается больше соблюдать баланс интересов. ПСР щаг за шагом осуществляет курс на устранение военных от власти, причем все нововведения вводятся в конституцию под предлогом приведения законодательства в соответствие с европейским. При ПСР улучшаются экономические показатели Турции, проводятся программы приватизации. Приход к власти турецких исламистов стабилизировал внутриполитическую и экономическую ситуацию в стране, и сегодня в Турции нет силы, способной с ними конкурировать. Анализ. Таким образом можно сказать, что капиталистическая эволюция Турции привела к значительным социальным переменам в обществе. Численно увеличилась и окрепла буржуазия, причем значительная ее часть тесно связана с иностранным, в частности с американским, капиталом. Частное предпринимательство превратилось в наиболее влиятельную экономическую силу страны. При этом удерживает свои позиции и государственно-капиталистический сектор, прежде всего в сфере транспорта и в крупном промышленном производстве. Значительно выросли ряды турецкой интеллигенции. Молодая турецкая демократия мало-помалу воспринимала правила игры западных систем. Переход от демократии большинства к плюралистической демократии. Но есть и проблемы этой демократии: турецкому обществу было далеко до Запада в политической организации и дисциплинированности;-неприспособленность такой формы демократии к местным условиям Происходило болезненное внедрение западных политических норм в традиционную местную почву. С 1946 до 1981 года развитие демократии происходит по такой спирали: демократия – военный переворот – военная диктатура – демократия. После каждого витка демократия приобретала совокупность новых характеристик Особенности динамики развития: от парламентских свобод с политической борьбой к состоянию нестабильности при экономической эффективности и росте задолженности; от нестабильности к острому кризису и, как результат, вмешательству военных, восстанавливающих статус-кво и как бы создающих условия для очередного аналогичного цикла. Структура Турции в целом долгие десятилетия не была вполне готова к радикальной трансформации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.81 (0.014 с.) |