Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-политическое развитие ири после хомейни. Эволюция ее внешней политики. Российско-иранские отношения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К моменту окончания ирано-иракской войны в августе 1988 г. произошло разделение правящих верхов на два течения: «прагматиков» и «ортодоксов». Представители ортодоксального крыла выступали за жестко централизованную эконокму; экономическую самодостаточность и самоизоляцию от внешнего, особенно западного мира; исламизацию всех сторон жизни; «Прагматики», руководимые президентом Рафсанджани (стал президентом после смерти Хомейни), осознавали, что задачу восстановления страны невозможно решить без приватизации, привлечения иностранного капитала (в т.ч. западного), расширения связей с внешним миром, либерализации общественно-политических структур и продвижения к свободной рыночной экономике. Хомейни скончался 3 июня 1989. Его преемником Совет экспертов избрал Али Хаменеи (до этого был президентом). Затем были проведены новые президентские выборы и референдум по поправкам к конституции, наиболее важными из которых стали отмена поста премьер-министра, повышение статуса правительства и роли президента, закрепление полномочий Ассамблеи по определению целесообразности (орган, который мог одобрять закон, даже если Наблюдательный Совет считал его противоречащим Конституции или исламу. Необходимость объясняется тем, что Наблюдательный совет в постреволюционные годы блокировал работу Меджлиса по важнейшим направлениям, а Ассамблея помогла разрешить проблему). Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, чье правительство начало проводить политику экономической либерализации и ограничения госвмешательства. Либерализация цен, отказ от дотаций убыточным госпредприятиям, приватизация части государственных компаний, организация свободных экономических зон, привлечение иностранных капиталов, либерализация валютной политики, смягчение контроля над импортно-экспортными операциями - однозначно свидетельствуют о стремлении Ирана перейти к рыночной модели развития. Названная ее сторонниками исламской, экономика дала неплохие результаты. Если первый пятилетний план развития, принятый в 1990 г., обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5%, то второй дал уже не менее 10%. Дефицит госбюджета снизился за этот период с 50% до 0,5%. Реформы Хатами. Экономическая либерализация общества усилила требования по демократизации социально-политической жизни, прорыва в отношениях с мировым сообществом. Результатом стало избрание на пост президента в 1997. ходжат-оль-эслама Мохаммеда Хатами – сторонника реформ и улучшения отношений с Западом. Хатами провозгласил начало реформ, направленных на построение более демократичного толерантного общества в стране и более терпимых отношений по отношению к странам Запада. При их осуществлении Хатами столкнулся с жесткой оппозицией консерваторов. Совет стражей конституции часто прибегал к своему праву вето в отношении наиболее радикальных законопроектов, разработанных правительством. Кроме того, реформы часто критиковались на государственном телевидении и радио. В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования. Тем не менее добиться решительного перелома в повышении жизненного уровня населения, в создании подлинно гражданского общества правительству Хатами не удалось. Законопроекты, внесенные Хатами, призванные изменить соотношение сил в пользу республиканских органов, так и не были приняты из-за позиции консерваторов. В настоящее время в Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Иран находится в переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько установление такого соотношения светских и религиозных начал в политсистеме общества, которое обеспечит возможность полномасштабной модернизации страны. В 2005 году президентом стал М.Ахмадинежад, который, как считается, входит в числе неоконсерваторов, что и отразилось на проводимой политике в сторону «закручивания» гаек. Он был переизбран летом 2009 года, однако по стране прокатилась волна демонстраций протеста в связи с результатами выборов. Основным соперником Ахмадинежада на выборах был МирХосейн Мусави (от либералов) (кстати, он был премьером, когда упразднили этот пост). Эволюция внешней политики. В результате революции 1979 произошла полная смена внешнеполитического курса страны. Так, взаимоотношения Ирана с США из союзнических превратились во враждебные + враждебные отношения с Израилем вместо тесного сотрудничества. Изменилась и региональная политика. Враждебный настрой по отношению к США привел к сближению с Сирией и Ливией. На ранних этапах своего существования ИРИ провозглашала своей ближайшей целью экспорт «исламской революции» в страны региона, а конечной — построение исламской республики мирового масштаба. Однако на протяжении 80-х гг. (со второй половины) наблюдалось определенное движение в сторону прагматизма, и в начале 90-х Иран отказался от стратегии по экспорту революции. Прагматизм, в частности, выразился в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной режима эмбарго, введенного ООН на торговлю с Ираком. Иран в постсоветский период. Распад СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. После иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех иностранных войск. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными из-за спора по поводу трех островов в заливе (Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек), негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержки воинствующих мусульманских группировок среди арабов. Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во ВП страны. Крупные изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Избранный в 1997 г. президент М. Хатами выдвинул новую формулу о необходимости «диалога цивилизаций» вместо «экспорта исламской революции». Однако после того как Хатами призвал к расширению неофициальных контактов между иранской и американской нациями, ясность внес духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. «Никаких контактов с Большим Сатаной. Америка была и остается для Ирана врагом номер один», — заявил тогда иранский рахбар. Хатами удалось наладить отношения со странами западной Европы, однако отношения с США остались на том же уровне. 2001. Хаменеи осудил теракты 11 сентября 2001 года. После того, как международная коалиция во главе с США начала операцию по уничтожению баз "Аль Каеды" в Афганистане и свержению режима талибов, Иран принял в процессе урегулирования ситуации в Афганистане очень активное участие и активно сотрудничал с ООН в деле возвращения на родину афганских беженцев. Однако "медовый месяц" в отношениях Вашингтона и Тегерана продлился недолго: в начале 2002 года Буш назвал Иран в числе трех стран, входящих в "ось зла" (наряду с Ираком и Северной Кореей). После вторжения в Ирак США ужесточили риторику в отношении Ирана (видимо, опасались иранского влияния в Ираке на военизированные группировки). Эра Ахмадинеджада. Новый президент Махмуд Ахмадинеджад, возглавивший страну в 2005 году, изначально имел репутацию консерватора. Однако он попытался контактировать с США. В мае 2006 года он отправил Бушу персональное письмо, где содержалась жесткая критика политики США и обвинения в том, что Администрация Буша скрывает правду о терактах 11 сентября 2001 года. Позднее президент Ирана предложил президенту США принять участие в прямых дебатах в ООН, дабы обсудить ядерную программу Ирана. США отказались обсуждать это предложение. В конце 2006 года Ахмадинеджад направил письмо американскому народу: в нем также критиковалась внешняя политика США и осуждался терроризм во всех формах. На данный момент характер ВП Ирана отличается в зависимости от региона – в Центрально Азии Иран проводит взвешенную политику с минимальным исламским фактором, цель которой - сотрудничество и стабильность. Иран заинтересован в восстановлении Афганистана и устранении угрозы талибов. Идет сотрудничество с Пакистаном (в т.ч. в энергетической сфере) и Индией. Со странами Залива отношения все еще сложные – соперничество за лидерство в исламском мире с Саудовской Аравией накладывает отпечаток на ситуацию. На БВ Иран все еще ведет подрывную политику, поддерживая ХАМАС и Хезболлу и ведя борьбу против Израиля. Важной проблемой является и ядерная программа Ирана (подробнее в вопросе про Иран в СМО). Сейчас обсуждается 4ый круг санкции в СБ ООН. Необходимо отметить, что Иран по-прежнему слишком лакомый кусок для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и инфраструктуре, геостратегическому положению и др. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций, угроз и т.п. Россия-Иран. Важно иметь в виду, что, если бы не антиамериканизм иранцев, то российско-иранские отношения были бы совсем иными. После исламской революции СССР был провозглашен врагом, так же как и США (один из залов советского пос-ва тоже разгромили), но советский посол был единственным послом, кого принял Хомейни + обсуждался вопрос с газопроводом (на свои деньги мы построили в Иран газопровод, за что Иран должен был поставлять газ по дешевке. Но после революции Хомейни захотел честных цен, диалог провалился и газопровод постепенно развалился). Все изменило послание Хомейни Горбачеву 1989 года (опять же большое значение ирано-американских отношений – Иран тогда был фактически в изоляции, а СССР был почти единственным выходом из нее). На момент отправки послания основные проблемы решены не были (войска из Афгана еще не были выведены до конца + Наджибуллу поддерживали), коммунизм и атеизм в СССР, но Иран пошел на контак => прагматические интересы. В 1989 состоялся визит Рафсанджани, в ходе которого были подписаны многочисленные соглашения по вопросам двустороннего сотрудничества. Распад СССР все испортил, и динамика отношений восстановилась только с визита Хатами в 2001 году. Тем не менее, были контакты и в 1990е годы, произошел значительный рост товарооборота. В 1992 было подписано соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, что стало основой для подписания контракта на сооружение АЭС в Бушере (до сих пор строим). МИД: Отношения строятся в соответствии с Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ, подписанным 12 марта 2001 года. На 2007 товарооборот – 3,3 млрд долл. Сотрудничество с ИРИ носит многоплановый характер: поддерживается активный политический диалог, развиваются торгово-экономические, военно-технические и культурные связи. В последние годы активизировались межрегиональные контакты между нашими странами. Российско-иранский политический диалог охватывает широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику иранской ядерной программы (ИЯП), Афганистана, Ирака, БВУ, борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей, а также Центральной Азии, Закавказья и Каспийского моря. На регулярной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, руководителей подразделений и экспертов. Иран занимает близкие российским позиции по ряду региональных и международных проблем, в частности по построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, афганскому и иракскому урегулированию. На нынешнем этапе важным аспектом российско-иранских политических отношений является диалог по урегулированию ситуации вокруг ИЯП. Россия в рамках усилий «шестерки» стран (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) стремится побудить Иран к выполнению требований Совета управляющих МАГАТЭ, подкрепленных резолюциями СБ ООН. В 2007 г. состоялся визит в ИРИ Путина. Это было первое после 1943 года посещение Ирана руководителем нашей страны. Визит придал серьезный импульс укреплению связей двух стран по всем направлениям. В последующие месяцы был подписан ряд двухсторонних документов в торгово-экономической, военно-технической и других областях. В 2007 году в Тегеране трижды побывал министр иностранных дел России С.В.Лавров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.011 с.) |