Социально-политическое развитие ири после хомейни. Эволюция ее внешней политики. Российско-иранские отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политическое развитие ири после хомейни. Эволюция ее внешней политики. Российско-иранские отношения.



К моменту окончания ирано-иракской войны в августе 1988 г. произошло разделение правящих верхов на два течения: «прагматиков» и «ортодоксов». Представители ортодоксального крыла выступали за жестко централизованную эконокму; экономическую самодостаточность и самоизоляцию от внешнего, особенно западного мира; исламизацию всех сторон жизни;

«Прагматики», руководимые президентом Рафсанджани (стал президентом после смерти Хомейни), осознавали, что задачу восстановления страны невозможно решить без приватизации, привлечения иностранного капитала (в т.ч. западного), расширения связей с внешним миром, либерализации общественно-политических структур и продвижения к свободной рыночной экономике.

Хомейни скончался 3 июня 1989. Его преемником Совет экспертов избрал Али Хаменеи (до этого был президентом). Затем были проведены новые президентские выборы и референдум по поправкам к конституции, наиболее важными из которых стали отмена поста премьер-министра, повышение статуса правительства и роли президента, закрепление полномочий Ассамблеи по определению целесообразности (орган, который мог одобрять закон, даже если Наблюдательный Совет считал его противоречащим Конституции или исламу. Необходимость объясняется тем, что Наблюдательный совет в постреволюционные годы блокировал работу Меджлиса по важнейшим направлениям, а Ассамблея помогла разрешить проблему). Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, чье правительство начало проводить политику экономической либерализации и ограничения госвмешательства.

Либерализация цен, отказ от дотаций убыточным госпредприятиям, приватизация части государственных компаний, организация свободных экономических зон, привлечение иностранных капиталов, либерализация валютной политики, смягчение контроля над импортно-экспортными операциями - однозначно свидетельствуют о стремлении Ирана перейти к рыночной модели развития. Названная ее сторонниками исламской, экономика дала неплохие результаты. Если первый пятилетний план развития, принятый в 1990 г., обеспечил ежегодный прирост ВВП на 6,5%, то второй дал уже не менее 10%. Дефицит госбюджета снизился за этот период с 50% до 0,5%.

Реформы Хатами. Экономическая либерализация общества усилила требования по демократизации социально-политической жизни, прорыва в отношениях с мировым сообществом. Результатом стало избрание на пост президента в 1997. ходжат-оль-эслама Мохаммеда Хатами – сторонника реформ и улучшения отношений с Западом. Хатами провозгласил начало реформ, направленных на построение более демократичного толерантного общества в стране и более терпимых отношений по отношению к странам Запада. При их осуществлении Хатами столкнулся с жесткой оппозицией консерваторов. Совет стражей конституции часто прибегал к своему праву вето в отношении наиболее радикальных законопроектов, разработанных правительством. Кроме того, реформы часто критиковались на государственном телевидении и радио.

В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования.

Тем не менее добиться решительного перелома в повышении жизненного уровня населения, в создании подлинно гражданского общества правительству Хатами не удалось. Законопроекты, внесенные Хатами, призванные изменить соотношение сил в пользу республиканских органов, так и не были приняты из-за позиции консерваторов.

В настоящее время в Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Иран находится в переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько установление такого соотношения светских и религиозных начал в политсистеме общества, которое обеспечит возможность полномасштабной модернизации страны.

В 2005 году президентом стал М.Ахмадинежад, который, как считается, входит в числе неоконсерваторов, что и отразилось на проводимой политике в сторону «закручивания» гаек. Он был переизбран летом 2009 года, однако по стране прокатилась волна демонстраций протеста в связи с результатами выборов. Основным соперником Ахмадинежада на выборах был МирХосейн Мусави (от либералов) (кстати, он был премьером, когда упразднили этот пост).

Эволюция внешней политики.

В результате революции 1979 произошла полная смена внешнеполитического курса страны. Так, взаимоотношения Ирана с США из союзнических превратились во враждебные + враждебные отношения с Израилем вместо тесного сотрудничества. Изменилась и региональная политика. Враждебный настрой по отношению к США привел к сближению с Сирией и Ливией. На ранних этапах своего существования ИРИ провозглашала своей ближайшей целью экспорт «исламской революции» в страны региона, а конечной — построение исламской республики мирового масштаба. Однако на протяжении 80-х гг. (со второй половины) наблюдалось определенное движение в сторону прагматизма, и в начале 90-х Иран отказался от стратегии по экспорту революции. Прагматизм, в частности, выразился в нейтральной позиции, которую занял Иран во время войны в Персидском заливе в 1991, и в соблюдении страной режима эмбарго, введенного ООН на торговлю с Ираком.

Иран в постсоветский период. Распад СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. После иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех иностранных войск. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными из-за спора по поводу трех островов в заливе (Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек), негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержки воинствующих мусульманских группировок среди арабов.

Избрание в мае 1997 президентом Мохаммеда Хатами открыло новую страницу во ВП страны. Крупные изменения произошли в отношениях Ирана с внешним миром. Избранный в 1997 г. президент М. Хатами выдвинул новую формулу о необходимости «диалога цивилизаций» вместо «экспорта исламской революции». Однако после того как Хатами призвал к расширению неофициальных контактов между иранской и американской нациями, ясность внес духовный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи. «Никаких контактов с Большим Сатаной. Америка была и остается для Ирана врагом номер один», — заявил тогда иранский рахбар. Хатами удалось наладить отношения со странами западной Европы, однако отношения с США остались на том же уровне.

2001. Хаменеи осудил теракты 11 сентября 2001 года. После того, как международная коалиция во главе с США начала операцию по уничтожению баз "Аль Каеды" в Афганистане и свержению режима талибов, Иран принял в процессе урегулирования ситуации в Афганистане очень активное участие и активно сотрудничал с ООН в деле возвращения на родину афганских беженцев. Однако "медовый месяц" в отношениях Вашингтона и Тегерана продлился недолго: в начале 2002 года Буш назвал Иран в числе трех стран, входящих в "ось зла" (наряду с Ираком и Северной Кореей).

После вторжения в Ирак США ужесточили риторику в отношении Ирана (видимо, опасались иранского влияния в Ираке на военизированные группировки).

Эра Ахмадинеджада. Новый президент Махмуд Ахмадинеджад, возглавивший страну в 2005 году, изначально имел репутацию консерватора. Однако он попытался контактировать с США. В мае 2006 года он отправил Бушу персональное письмо, где содержалась жесткая критика политики США и обвинения в том, что Администрация Буша скрывает правду о терактах 11 сентября 2001 года. Позднее президент Ирана предложил президенту США принять участие в прямых дебатах в ООН, дабы обсудить ядерную программу Ирана. США отказались обсуждать это предложение. В конце 2006 года Ахмадинеджад направил письмо американскому народу: в нем также критиковалась внешняя политика США и осуждался терроризм во всех формах.

На данный момент характер ВП Ирана отличается в зависимости от региона – в Центрально Азии Иран проводит взвешенную политику с минимальным исламским фактором, цель которой - сотрудничество и стабильность. Иран заинтересован в восстановлении Афганистана и устранении угрозы талибов. Идет сотрудничество с Пакистаном (в т.ч. в энергетической сфере) и Индией. Со странами Залива отношения все еще сложные – соперничество за лидерство в исламском мире с Саудовской Аравией накладывает отпечаток на ситуацию. На БВ Иран все еще ведет подрывную политику, поддерживая ХАМАС и Хезболлу и ведя борьбу против Израиля. Важной проблемой является и ядерная программа Ирана (подробнее в вопросе про Иран в СМО). Сейчас обсуждается 4ый круг санкции в СБ ООН.

Необходимо отметить, что Иран по-прежнему слишком лакомый кусок для Запада по многим показателям: запасам стратегического сырья, промышленному потенциалу и инфраструктуре, геостратегическому положению и др. Именно поэтому самостоятельный, независимый политический курс этой страны вызывает на себя огонь критики, экономических и иных санкций, угроз и т.п.

Россия-Иран. Важно иметь в виду, что, если бы не антиамериканизм иранцев, то российско-иранские отношения были бы совсем иными. После исламской революции СССР был провозглашен врагом, так же как и США (один из залов советского пос-ва тоже разгромили), но советский посол был единственным послом, кого принял Хомейни + обсуждался вопрос с газопроводом (на свои деньги мы построили в Иран газопровод, за что Иран должен был поставлять газ по дешевке. Но после революции Хомейни захотел честных цен, диалог провалился и газопровод постепенно развалился).

Все изменило послание Хомейни Горбачеву 1989 года (опять же большое значение ирано-американских отношений – Иран тогда был фактически в изоляции, а СССР был почти единственным выходом из нее). На момент отправки послания основные проблемы решены не были (войска из Афгана еще не были выведены до конца + Наджибуллу поддерживали), коммунизм и атеизм в СССР, но Иран пошел на контак => прагматические интересы.

В 1989 состоялся визит Рафсанджани, в ходе которого были подписаны многочисленные соглашения по вопросам двустороннего сотрудничества. Распад СССР все испортил, и динамика отношений восстановилась только с визита Хатами в 2001 году. Тем не менее, были контакты и в 1990е годы, произошел значительный рост товарооборота. В 1992 было подписано соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере, что стало основой для подписания контракта на сооружение АЭС в Бушере (до сих пор строим).

МИД: Отношения строятся в соответствии с Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ, подписанным 12 марта 2001 года. На 2007 товарооборот – 3,3 млрд долл.

Сотрудничество с ИРИ носит многоплановый характер: поддерживается активный политический диалог, развиваются торгово-экономические, военно-технические и культурные связи. В последние годы активизировались межрегиональные контакты между нашими странами.

Российско-иранский политический диалог охватывает широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику иранской ядерной программы (ИЯП), Афганистана, Ирака, БВУ, борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей, а также Центральной Азии, Закавказья и Каспийского моря. На регулярной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров, руководителей подразделений и экспертов.

Иран занимает близкие российским позиции по ряду региональных и международных проблем, в частности по построению многополярного миропорядка, укреплению роли ООН в международных делах, афганскому и иракскому урегулированию.

На нынешнем этапе важным аспектом российско-иранских политических отношений является диалог по урегулированию ситуации вокруг ИЯП. Россия в рамках усилий «шестерки» стран (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) стремится побудить Иран к выполнению требований Совета управляющих МАГАТЭ, подкрепленных резолюциями СБ ООН.

В 2007 г. состоялся визит в ИРИ Путина. Это было первое после 1943 года посещение Ирана руководителем нашей страны. Визит придал серьезный импульс укреплению связей двух стран по всем направлениям. В последующие месяцы был подписан ряд двухсторонних документов в торгово-экономической, военно-технической и других областях. В 2007 году в Тегеране трижды побывал министр иностранных дел России С.В.Лавров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.009 с.)