Вопрос 38. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Южной Азии: цели и результаты.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 38. Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии и Южной Азии: цели и результаты.



 

 

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

В АТР после окончания Второй Мировой Войны сложилась очень своеобразная система МО: ее узловым центром выступал Дальний Восток, где перекрещивались интересы безопасности крупных мировых и региональных держав. Последние с 1970-х гг. образуют и свои центры регионального притяжения, в том числе и страны АСЕАН- ключевая интеграционная группировка ЮВА.

С середины 50-х гг. в ЮВА выдвигались различные идеи создания региональных организаций. После некоторых неудачных попыток (Август 1961 г. – создание Ассоциации ЮВА (АСА), основанной на антикоммунизме, самороспустилась в 1967 г. , 1963 г. – идея создать организацию Филиппин, Индонезии и Малайзии.

В результате в 1967 г. была создана АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины). Цели: ускорить экономическое развитие, укрепить мир и региональную стабильность. Предпосылки: оказавшись в зоне пересечения интересов великих держав, с активизацией поддерживаемых Китаем леворадикальных группировок страны ЮВА испытывали насущную необходимость в укреплении своей безопасности.

С первых шагов своей деятельности АСЕАН столкнулась с острыми проблемами. Различные уровни развития и исторические условия составляли существенную преграду на пути консолидации стран-участниц. Поэтому, по мнению лидеров Ассоциации, прежде чем решать экономические задачи, необходимо было создать благоприятную политическую атмосферу. Принцип невмешательства стал основным догматом АСЕАН по трем причинам:

- Члены АСЕАН боялись поддержки извне действовавших в их странах партизанских и коммунистических движений,

- Существовала возможность того, что этнические, религиозные, политические и экономические различия могут стать причиной серьезных противоречий;

- Правительства стран Ассоциации не хотели зависеть от наднационального органа, который бы обсуждал их внутренние проблемы и их взаимоотношения.

 

После холодной войны страны АСЕАН сконцентрировали свое внимание на вопросах экономики. В сфере идеологии место антикоммунизма должен был занять так называемый региональный национализм и открытый регионализм, то есть сплочение внутри субрегиона ЮВА и сотрудничество с внешним миром. Для реализации принципа открытого регионализма был учрежден АРФ – Азиатский региональный форму по безопасности(1994 г.). В итоге АСЕАН вышла за рамки региона ЮВА и превратилась в важный политический фактор в АТР.

Однако, несмотря на все разногласия в целом можно сказать, что единство АСЕАН все-таки носит фундаментальный характер благодаря ряду факторов:

- Всеобщее недоверие к политике Китая,

- Общая заинтересованность в сохранении региональной стабильности,

- Общее понимание того факта, сто существование АСЕАН позволяет отодвигать на второй план территориальные конфликты в ЮВА;

- Заинтересованность в том, чтобы Ассоциация продолжает выступать в роли некоего политического зонтика;

- Объективно существующая региональная и экономическая общность.

В настоящее время АСЕАН является наиболее институцианализированной структурой в АТР, центром притяжения для соседних государств. Без Ассоциации как ядра невозможно рассматривать такие международные структуры, как АТЭС, АРФ и АСЕМ, которые постоянно пополняются новыми членами. Политическое значение АСЕАН также подкрепляется тем, что организация является партнером по диалогу крупнейших игроков АТР – Китая, США, России и Японии.

АРФ _ Асеановский региональный форум был создан в 1994 г. в рамках превентивной дипломатии. Встречи проводятся ежегодно в одной из столиц АСЕАН.

Цели АРФ:

1) стимулирование конструктивных диалога и консультаций по вопросам политики и безопасности; 2) создание весомого вклада в усилия, направленные на создание доверительных отношений и превентивной дипломатии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках этого форума существуют две «дорожки»: по первой диалог ведётся на официальном межправительственном уровне, а по второй – между НПО и академическими кругами.

 

Примером весьма успешной экономической интеграции с участием стран ЮВА являестя АТЭСФорум «Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество. АТЭС – это уже межрегиональная интеграция.

Создание – 1989г., по предложению премьер-министра Австралии Р.Хоука.

Участники: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны-члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань, в 1993 г. - Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. - Чили, в 1998 г. - Российская Федерация, Перу и Вьетнам. В настоящее время в Форуме АТЭС состоит 21 страна и территория Тихоокеанского бассейна.

Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.):

(1)содействие экономическому росту стран;

(2)укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц;

(3)проведение торговой и инвестиционной либерализации.

Особенности АТЭС. У нее нет военно-политической окраски, есть прочная организационная структура (постоянный секретариат, специальные комитеты, ежегодные саммиты). Все решения имеют консенсусный характер, отсутствует единый региональный лидер или центр. Экономическая интеграция рассматривается как важный компонент региональной стабильности.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

3) Отказ от принуждения, примат добровольности.

АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC (Asia-Pacific Economic Community) как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран. Выполнение этого плана отнюдь не бесспорно: в 1995 на Осакском саммите АТЭС уже была названа дата начала формирования зоны свободной торговли (1 января 1997), но это решение не выполнено.

 

ЮЖНАЯ АЗИЯ

 

Южная Азия - региональная подсистема МО, состоящая из 7 государств: Индии, Пакистана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Бутана и Мальдивской республики.

В середине 1970-х годов первая попытка институционализации групповых взаимодействий предпринимается тремя странами Южной Азии (Бангладеш, Индия, Шри-Ланка), которые вместе с соседними Лаосом (Юго-Восточная Азия) и Южной Кореей (Восточная Азия) учреждают организацию, призванную способствовать расширению взаимных торговых обменов — Бангкокское соглашение (БС).

Очередной толчок в своем развитии интеграционные процессы в макрорегионе получили в конце 70ых - начале 1980-х годов в результате создания Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) – все 7 государств. СААРК была создана по инициативе короля Непала Бирендры и президента Бангладеш Зияура Рахмана. Первый саммит состоялся в Дакке в 1985г.

До сих пор деятельность СААРК принесла относительно мало реальных результатов, это достаточно слабая интеграционная группировка. Представители ряда стран пытались превратить эту организацию в форум для обсуждения спорных региональных проблем, с тем чтобы придать ей в дальнейшем политический и даже военный характер. Однако Индия категорически отвергла идею превращения СААРК в военно-политическую организацию, СААРК занимается исключительно вопросами экономического, технического и культурного сотрудничества. СААРК пока отличается от АСЕАН и других ассоциаций «третьего мира» отсутствием консенсуса по проблемам внерегиональных, внутрирегиональных источников угрозы региональной безопасности.

Деятельность СААРК в экономической области не позволила достичь существенных результатов. Это объясняется различными уровнями социально-экономического развития (а в ЮВА, например, нет столь резких разрывов в уровне развития). Экономические системы южноазиатских стран ориентированы на весьма емкий внутренний рынок, и все они стремятся к самодостаточности. Экономические структуры стран Южной Азии не взаимодействовали, а существовали почти в полной изоляции друг от друга. Соседние с Индией страны (прежде всего Пакистан) опасались, что широкое экономическое сотрудничество в рамках СААРК может привести к дальнейшему укреплению более мощного индийского капитала за их счет.

У Индии есть вполне реальный шанс стать в XXI веке лидером СААРК, противодействуя влиянию Китая на страны региона. Для этого в первую очередь необходимо, чтобы механизмы внутрирегионального решения политических проблем в Южной Азии работали эффективно и у стран СААРК не возникала бы потребность в поисках “внешней силы”, способной изменить военный, политический, экономический баланс в регионе. Однако пока что малые государства ЮА с настороженностью относятся к индийским интеграционным инициативам, в частности, к идее установления в Южной Азии зоны свободной торговли с единой валютой, поскольку опасаются, что асимметричное развитие экономик региона станет причиной потерь этих стран во внешней торговле и приведет к нарастанию их экономической зависимости от Индии.

СААРК демонстрирует пример вертикальной, иерархической структуры связей в регионе (что, например, нетипично для ЮВА, где преобладают горизонтальные связи).

В то же время, следует признать, что малые государства ЮА уже вносят весомый вклад в развитие регионального сотрудничества, в котором они серьезно заинтересованы в силу объективных экономических причин. В 1998 году во многом благодаря их усилиям, региональное сотрудничество в Южной Азии дополнилось межрегиональным: образована Организация экономического сотрудничества стран Бенгальского залива (BIMST-EC) в составе Бангладеш, Индии, Мьянмы, Шри-Ланки и Таиланда –БИМСТЭК. Этот проект участницами, традиционно поддерживающими тесные культурные и экономические связи.

Самая молодая организация региона – АРСИО (Ассоциация стран регионального сотрудничества стран Индийского океана). Участники: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Индия, Маврикий, Танзания и др. Цель – освоение новых рынков и взаимное укрепление экономик.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.009 с.)