Вопрос 20. Роль ислама в политическом развитии Турецкой Республики. Особенности внешнеполитической ориентации Турции на современном этапе. Российско-турецкие отношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Роль ислама в политическом развитии Турецкой Республики. Особенности внешнеполитической ориентации Турции на современном этапе. Российско-турецкие отношения.



Турция – единственная мусульманская страна, светский характер власти закреплен в Конституции 1982 года. Статьи УК и законы о политических партиях не позволяют использовать религию в политических целях.

В середине XX века ислам в Турции политизируется, и секуляристские принципы Ататюрка сходят на нет под давлением активизировавшихся происламских сил. Это было закономерно, так как отделение религии от государства никогда не было абсолютным. Различные партии и политические движения часто использовали ислам в политической борьбе, что приводило их лидеров на скамью подсудимых. Первые уступки исламу были сделаны после прихода к власти в 1950 году ДП (призыв к молитве начал звучать на арабском, религиозные школы, чтение Корана по радио). После переворота в 1960 военные оставили в силе эти нововведения, так как рассматривали их как противовес коммунистическим и социалистическим взглядам.

Происламские силы создают политические партии. В 1970-е некоторые отказываются от ортодоксального ислама и заявляют о возможности и необходимости сочетания современного экономического прогресса и исламских культурных ценностей. Они предполагали ускорение темпов экономического роста через интеграцию с исламским миром и возвращению к старым культурным ценностям. Это обеспечивало им много сторонников.

Популярность исламистских группировок можно объяснить: разочарованием населения в традиционных политических партиях; промышленный бум привел в города много сельских людей, которые не смогли приспособиться к городским реалиям и находили защиту/уверенность лишь в религии; Турция не могла поддерживать стабильную динамику в развитии; затянувшийся процесс принятия Турции в ЕС вызывает антизападные настроения (+ их подогревает плохое отношение к туркам на западе).

Рост популярности ислама в Турции также частично был связан с последствиями военного правления в 1980—1983 гг. Конституция 1982 г., вводя жесткие ограничения на деятельность партий левой ориентации, в то же время обязывала ввести курс ислама в турецких школах.

Тенденция к исламизации общества на официальном уровне еще более укрепилась в период правления Озала. Бюджетные ассигнования государственному управлению по делам религии, в ведении которого находилось 60 тыс. мечетей, увеличились быстрее, чем ассигнования, предоставляемые любым другим ведомствам. В школах с исламским уклоном в начале 80-х гг. обучалось уже свыше 13 % детей. В стране стали образовываться происламские и исламистские партии и организации. В начале 70-х гг. их поддерживало около 11 % населения. В 1994 г. этот показатель уже составил 20 %, а в конце 1995 г. — 21,3 %.

С приходом к власти Партии благоденствия Эрбакана наступил медовый месяц и для исламских организаций фундаменталистского толка. Преследуя политические цели, турецкие правительства, и прежде всего правительство Эрбакана, поощряли их деятельность в стремлении направить ее на борьбу с левым движением и Рабочей партией Курдистана. Наряду с ПБ Эрбакана в стране развернула свою деятельность официально незарегистрированная организация «Нурджулар», а также турецкая «Хезболлах» («Партия Аллаха» с 1985 г.).

Турецкие власти мирились с существованием «Нурджулар», когда ее члены вели миссионерскую деятельность за пределами страны. 7 тыс. «проповедников-просветителей» работали в 30 созданных ими образовательных учреждениях на Северном Кавказе и в Крыму, в 200 учебных заведениях в среднеазиатских странах СНГ. Однако когда стало ясно, что около 30 % экономики Турции подпало под контроль так называемого «исламистского капитала» и нависла прямая угроза трансформации страны в исламское, теократическое государство, на арену борьбы с исламистами выступила армия и конституционный суд республики как гаранты сохранения светского характера государства.

Процесс над турецкими исламистами был ускорен провокационным выступлением иранского посла в Турции в феврале 1997 г., призывавшего турецкую общественность к введению в стране законов шариата. Конституционный суд Турции принимает решение о роспуске Партии благоденствия. Ее обвинили в действиях, направленных против принципов светского устройства государства и создании в стране обстановки гражданской войны. Лидеру ПБ Н. Эрбакану было запрещено впредь заниматься политической деятельностью. В ноябре 1999 г. прокуратура Турции признала антиконституционной и деятельность исламистской организации «Нурджулар». А в январе 2000 г. была запрещена и «Хезболлах», а ее лидер Хусейн Велиогла был физически устранен турецкими спецслужбами.

Надо отметить, что со времен Кемаля в Турции идет борьба двух направлений – панисламизма и пантюркизма. До недавнего времени у власти находилась исламистская партия (ПСР, ее глава и премьер - Эрдоган), но президент был из пантюркистской партии (Демократическая партия, Сезер). Однако в 2007 году с трудом, но все же президентом стал представитель происламистской партии – Абдулла Гюль, а премьером остался - Эрдоган. Таким образом, сегодня у власти происламистская партия.

ВП Турции на современном этапе. Надо помнить, что Турция – член НАТО, но в последнее время начинает все меньше проводить проамериканскую политику и все более независимую (не открыли пролива кораблям США в августе 2008, осложнение отношений с Израилем из-за палестинской проблемы, укрепление отношений с Ираном (в мае 2010 заключили сделку о топливе Иран-Турция-Бразилия – обмен низкообогащенного урана на территории Турции на ядерные материалы для реактора). Турция позиционирует себя в качестве регионального лидера и главного транзитера энергоресурсов из Азии в Европу.

После распада СССР Турция стала инициатором создания Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами.

В 1997–1998 под сильным давлением со стороны США Турция пошла на укрепление связей с Израилем, несмотря на критику этой акции со стороны Ирана и других соседних государств. Помимо этого в ВП проявляются:

1)Пантюркизм. Распад СССР и образование на его периметре самостоятельных тюркоязычных государств придали внешнеполитическому курсу Турции новый импульс. В правительственных кругах страны возобладали имперские амбиции.

Сразу же после Беловежских соглашений премьер-министр Турции Озал провозгласил лозунг: «Великий Туркестан от Средиземного моря до Китайской стены». Провозглашалась идея образования «Великого Турана», или «Туранского пояса», — геополитического альянса тюркских народов под эгидой Турции.

Турция стала методично усиливать свое присутствие и оказывать влияние на Азербайджан и Крым, молдавскую Гагаузию, на среднеазиатские государства, на ряд автономных образований Российской Федерации, стремясь создать своего рода уферную зону под протекторатом Анкары. Стали прилагаться большие усилия в области формирования совместного культурного и информационного пространства тюркских народов (исследовательские фонды, введение в средней Азии латиницы).

С 1991 по 1995 г. официальные лица Турции провели три пантюркистские встречи с руководителями среднеазиатского региона. В апреле 1992 г. президент Демирель совершил визиты в Узбекистан и Кыргызстан, где в своих выступлениях высказывался в пользу выхода среднеазиатских республик из рублевой зоны и создании новой международной финансовой организации - банка развития для Средней Азии и Кавказа. Но особенно тесные связи сложились у Турции с Азербайджаном.

2)Турция и Евросоюз. В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование.

В 1978—1979 Турцию приглашали вступить в ЕЭС совместно с Грецией, но она отказалась. После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее, на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека.

В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.

Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Кипр, который в мае 2004 вступил в Евросоюз. В 1974 Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной — греческой части – и поддерживает ТРСК (Турецкую республику Северного Кипра).

Российско-турецкие отношения опираются на широкую договорно-правовую базу. Важнейшие документы - Договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г., Договор о принципах взаимоотношений от 25 мая 1992 г., Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства от 6 декабря 2004 года и Совместная Декларация о продвижении к новому этапу отношений между РФ и Турцией и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнёрства от 13 февраля 2009 г. В своей статье Медведев написал, что можно с уверенностью утверждать, что российско-турецкие связи выходят на уровень полномасштабного стратегического партнёрства, о чем свидетельствует подписанная президентами в Москве в феврале 2009 года Совместная декларация.

Ключевым направлением нашего взаимодействия, несомненно, является сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Есть ряд приоритетных знаковых совместных проектов в этой области: сооружение газопроводов «Южный поток»(по дну ЧМ в Болгарию и Европу) и «Голубой поток-2» (по дну Черного моря через Турцию в Израиль), нефтепровода «Самсун–Джейхан» (чтобы не через проливы перевозить), строительство российской стороной АЭС в Турции.

Турция является одним из наших значимых партнёров в региональных и мировых делах. Нас объединяет понимание насущной необходимости противодействия международному терроризму и другим вызовам и угрозам современного мира, осознание безальтернативности углубления межрелигиозного и межцивилизационного диалога.

За последние годы между двумя странами был развернут и поддерживается интенсивный политический диалог на высшем и высоком уровнях – регулярные обмены посланиями и телефонные разговоры. Новый этап контактов на высшем уровне был открыт состоявшейся в 2001 г. в Нью-Йорке в ходе Саммита тысячелетия встречей Путина с президентом Турции Сезером. В 2004 состоялся официальный визит Путина в Турцию, в ходе которого были подписаны Совместная политическая декларация (см выше) и ряд межправительственных соглашений. Систематически проводятся российско-турецкие консультации по линии МИД, силовых ведомств двух стран, осуществляются контакты между заинтересованными министерствами и организациями.

В ноябре 2005 г. Президент России В.В.Путин находился с рабочим визитом в Самсуне, где состоялась официальная церемония открытия трансчерноморского газопровода «Голубой поток», по которому российский газ поставляется в Турцию.

Российско-турецкое сотрудничество в торгово-экономической области динамично развивается, играя ведущую роль в общем спектре двусторонних отношений. В последние годы Россия устойчиво занимает второе место (после ФРГ) во внешнеторговом обороте Турции.В 2007 товарооборот составил 22,5 млрд долл. Главными его статьями являются товары ТЭК - Турция занимает третье место (после Германии и Италии) по объемам закупок российского газа. Импорт из Турции представлен машинами, транспортными средствами, текстилем. Сохраняющееся положительное сальдо в пользу России в значительной степени компенсируется поступлениями от «челночной» торговли, доходами Турции от туризма, от реализации турецкими компаниями подрядных строительных работ в России и денежными переводами турок, работающих в России.

Турецкие инвестиции в российскую экономику в 2007 г. составили около 3,9 млрд. долл. В основном – это прямые инвестиции в развитие пищевой, стекольной, электронной отраслей промышленности, сферу услуг, торговлю и т.д. Турция проявляет значительный интерес к прямому сотрудничеству с субъектами РФ. Для развития и расширения деловых связей между регионами двух стран в конце 1980-х годов были созданы деловые советы.

 

Вопрос №21

Гражданская война в Афганистане (1979-2001гг.): внутриполитические и внешнеполитические последствия. «Антитеррористическая операция» и ее последствия для афганского государства.

В июне 1973г. монархия в Афганистане была ликвидирована: государственный переворот совершил Мухаммед Дауд, двоюродный брат короля Захир-Шаха. В апреле 1978г. – произошла Саурская (Апрельская) революция. Дауд был свергнут. Переворот был организован фракциями Хальк (глава - Тараки) и Парчам (глава - Кармаль) коммунистической партии, объединившимися под названием Народно-Демократическая Партия Афганистана (НДПА). Было провозглашено создание Демократической Республики Афганистан (ДРА). Президентом стал коммунист Нур Мухаммад Тараки. Бабрак Кармаль стал вице–президентом. В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от СССР. Тысячи советских советников прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами были проведены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена. Ни фракции Хальк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения. Члены партии вместе с симпатизирующими составляли менее половины процента населения Афганистана.

В апреле 1979 года, через год после апрельской революции, во всех афганских провинциях началось восстание против коммунистического режима. В мае 1979 года премьер–министром стал Хафизулла Амин, который принялся жестоко подавлять восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. Такая перспектива беспокоила советское правительство. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к волнениям среди мусульманского населения советских центрально–азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме того, обстановка в регионе серьезно осложнилась из-за Иранской революции и прихода там к власти Хомейни, разорвавшего все отношения с США - советские политики всерьез опасались усиления влияния США в Афганистане, в т.ч. и прямой интервенции американцев, чтобы хоть частично восполнить потерю Ирана. А перспектива получить у самых своих границ еще одно недружественное государство, ориентированное на запад, всерьез обеспокоила СССР.

Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать Амина, которого советское руководство не без оснований подозревало в связях с ЦРУ. Но Амин реагировал быстрее. В сентябре 1979г. он штурмовал президентский дворец. Тараки был тяжело ранен и скончался. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. В то же время советское руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю, однако Амин категорически этому воспротивился.

25 декабря 1979г. 40-я советская армия была введена в Афганистан. 27 декабря 1979 года советский спецназ штурмом взял дворец Дар-уль-аман, известный как «дворец Амина». Амин был убит, Кабул был взят под контроль советских сил.

28 декабря 1979 года: президентом Афганистана становится Бабрак Кармаль. Ситуация в Афганистане позволяет Бжезинскому, советнику по вопросам национальной безопасности президента США Джимми Картера, сказать последнему: «У нас появился исторический шанс дать Советскому Союзу свой Вьетнам».

Афганистан, по сути, превратился в арену борьбы между двумя сверхдержавами. Почти все страны (кроме Индии), не входящие в советский соцблок, осудили советское вторжение в Афганистан. Афганские силы, оппозиционные просоветскому режиму в Кабуле, а также советским войскам стали активно поддерживаться США, некоторыми западными странами, Пакистаном, Саудовской Аравией, Ираном и Китаем. На территории Пакистана, в полосе расселения племен были развернуты тренировочные лагеря для подготовки моджахедов (борцов за веру), которые затем отправлялись для ведения джихада (священной войны) в Афганистане. Через Пакистан к моджахедам поступала военная, финансовая, идеологическая помощь. В 1979-1989гг. вооруженный конфликт протекал между правительственными силами ДРА, поддерживаемыми СССР, и вооруженной оппозицией (моджахедами), поддерживаемой вышеупомянутыми странами.

В феврале 1980 года произошли первые акции протеста в Кабуле против советского присутствия. Волна сопротивления стала подниматься в различных частях страны, и советское руководство посылает в Афганистан подкрепления. После ряда успешных военных операций советских сил сопротивление начинает ослабевать.

Тем не менее, помощь моджахедам со стороны внешних акторов осложняла ситуацию. В марте 1985 года Михаил Горбачев становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС и заявляет о намерении вывести войска из Афганистана.

В 1986 году Мухаммад Наджибулла сменяет Кармаля на посту президента Афганистана. В этом же году США начинают поставлять моджахедам ракетные системы «стингер», с помощью которых моджахеды смогли сбивать советские вертолеты (считается, что данный шаг привел к небывалому усилению оппозиции).

С июня 1982 г. афганской проблематикой стала заниматься ООН. Посредником на переговорах между сторонами был личный представитель Генсека ООН в Исламабаде, Кабуле и Тегеране Диего Кордовес.

15 апреля 1988 года СССР, Афганистан, Пакистан и США подписывают в Женеве мирные соглашения, согласно которым стороны взяли на себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела Афганистана. Советские войска должны были быть выведены в течение 9 месяцев.

15 февраля 1989 года последние части 40-й армии покинули Афганистан.

Тем не менее, помощь афганским силам Пакистан и СССР оказывать не перестали. Россия пресекла поставки лишь с 1 января 1992 года. Считается, что это было главной причиной ослабления режима Наджибуллы и его падения в этом же году. После захвата власти моджахедами в рядах последних разгорелась борьба. Многие командиры (Дустум, Масуд и т.д.) были недовольны постами, которые они получили. В борьбу вмешался и командир Хизб-е Ислами (Исламская партия Афганистана) Г.Хекматияр. Одновременно, произошли столкновения между уже укрепившимися в Кабуле формированиями Масуда и шиитами-хазарейцами. Командиры моджахедов вели войну не только за контроль над Кабулом, но и за районы Афганистана. Полевой командир Исмаил-хан с помощью Ирана установил свою власть в Герате, пуштуны хозяйничали в Кандагаре, а Дустум, после нескольких месяцев боев с Масудом за контроль над Кундузом, создал собственную неависимую администрацию в Мазари-Шарифе. Местные вожди грабили и взимали плату за проход через их территорию караванов. Небольшие группировки соперничали за контроль над территориями и полями опиумного мака. Хазарейцы-шииты погрязли в междоусобице, как и суннитские группировки моджахедов. В начале 1994 г. Хекматияр предпринял попытку овладеть Кабулом. К нему присоединились хазарейцы, а затем, заключив союз с Дустумом, он выступил против Раббани и Масуда. Масуд в ответ нанес удар, отбив у Дустума Кундуз, а затем начал контрнаступление, в результате которого войска Хекматияра и Дустума были отброшены от Кабула. Дустуму пришлось отступить на север, а хазарейцы и пуштуны Хекматияра возобновили бои за столицу.

Бурхануддин Раббани был президентом Афганистана с 1992 по 2001 годы. Он реально не обладал президентскими полномочиями после взятия Кабула талибами в 1996 году, однако признавался международным сообществом как легитимный президент Афганистана.

Летом 1994 г. в Кандагаре было создано движение Талибан под руководством Муллы Омара. Первоначально, членами этого движения были исламские фундаменталисты — студенты медресе в провинциях Гильменд и Кандагар. В подавляющем большинстве талибы были этническими пуштунами. Их идеология базировалась на исламском фундаментализме, неприятии всего западного и современного. Талибы, поддерживаемые пакистанской Объединенной военной разведкой (ОВР) начали свое наступление и осенью 1996 г. взяли Кабул. Было провозглашено создание Исламского Эмирата Афганистан (ИЭА).

К концу 2000 года движение «Талибан» контролировало около 95 % территории страны. Оппозиция (Северный альянс = Объединенный исламский фронт спасения Афганистана, в него вошли силы многих афганских полевых командиров – таджика Ахмад Шаха Масуда, узбека Абдула Рашида Дустума, хазарейца Абдул Али Мазари и т.д.) была вытеснена в северо-восточную провинцию Бадахшан. Во время правления талибов в стране были установлены законы шариата в самой строгой интерпретации. Позднее, талибы укрывали членов Аль-Каиды, в том числе Усаму бен Ладена, и потому были объявлены международным сообществом пособниками террористов.

В течение пяти лет истории ИЭА, на значительную часть населения были наложены ограничения их свободы и нарушения прав человека. Женщинам было запрещено работать, девочкам было запрещено посещать школы или университеты. Все сопротивляющиеся наказывались по законам Шариата. Воров наказывали отсечением одной из своих рук или ног.

Режим талибов был признан лишь тремя странами: Саудовской Аравией, ОАЭ и Пакистаном.

Операция сил антитеррористической коалиции «Несокрушимая свобода».

После событий 11 сентября 2001 г. президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию бен Ладена, а также все руководство Аль-Каиды. Однако талибы ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили достаточно веских доказательств причастности аль-Каиды к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне. В течение ещё двух недель талибы несколько раз предлагали судить бен Ладена в Афганистане в шариатском суде либо выдать его правосудию третьей страны. США ответили отказом.

Военная операция против движения Талибан началась 7 октября 2001 года.

В течение первого месяца боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам американской авиацией различных военных объектов движения Талибан. Система ПВО талибов была выведена из строя почти сразу; вся имевшаяся у них авиация была уничтожена на аэродромах. На территории Афганистана проводились и операции с участием сил специального назначения стран коалиции.

13 ноября талибы без боя оставили Кабул. Несколько дней спустя они продолжали удерживать лишь южную часть Афганистана, на севере под их контролем оставался Кундуз. Осада Кундуза завершилась капитуляцией удерживавших город сил Талибана. К концу ноября под контролем талибов оставался только Кандагар, колыбель движения Талибан. Здесь находился и лидер движения мулла Омар. 25 ноября в Афганистане высадился первый крупный воинский контингент США. Положение талибов в осаждённом Кандагаре постепенно ухудшалось, и 7 декабря город пал. Часть боевиков Талибана сумела бежать в соседний Пакистан, часть ушла в горы (включая и муллу Омара), остальные сдались в плен Северному Альянсу. Взятие Кандагара символизировало завершение основного этапа боевых действий. Продолжавшаяся два с половиной месяца военная операция США и Великобритании увенчалась успехом — движение Талибан было отстранено от власти и практически утратило боеспособность. Во главе страны встал Хамид Карзай, назначенный главой переходной афганской администрации в декабре 2001 года на конференции в Бонне и утверждённый временным президентом в июне 2002 года на Лойя Джирга (Всеафганский Совет старейшин). Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, получившая название Международных сил содействия безопасности (МССБ). МССБ были созданы согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. Поначалу её зона ответственности распространялась только на Кабул.

Первый год после падения режима талибов прошёл в Афганистане весьма спокойно. Сумев избежать столкновений с войсками международной коалиции после военной операции «Анаконды», проводившейся в 2002 г. в долине Шахи-Кот, Талибан начал постепенно восстанавливать силы. Как и вооружённая оппозиция, сражавшаяся против советских войск в 1980-х годах, талибы использовали полосу расселения племен на афгано-пакистанской границе в качестве своей тыловой базы. Этот район очень слабо контролировался пакистанскими властями и прекрасно подходил для развёртывания тренировочных лагерей и набора пополнения из числа учащихся медресе. Была восстановлена цепочка командования, серьёзно пострадавшая во время осенней кампании 2001 года, созданы пять оперативных зон, за каждую из которых отвечал определённый полевой командир. В 2003—2004 годах Талибан набирал силу и постепенно усиливал боевые действия в южных районах Афганистана. Эксперты отмечают, что с 2006 г. произошло серьезное усиление активности афганской вооруженной оппозиции.

Несмотря на активизацию боевых действий, в Афганистане продолжалась экономическая и политическая реконструкция. В январе 2004 года на Лойя Джирга была принята новая конституция, а 9 октября 2004 г. прошли первые свободные президентские выборы в истории страны, на которых победил Хамид Карзай. В 2009 г. он был переизбран президентом страны.

Принятая в 2008 г. «новая стратегия Североатлантического альянса по Афганистану» включала в себя четыре главных пункта: 1) укрепления законов в Афганистане; 2) укрепления позиций центрального правительства; 3) реконструкции социальной сферы; 4) ускорения решения вопроса афгано-пакистанского приграничья.

В декабре 2009 г. Барак Обама объявил, что американский военный контингент в Афганистане будет увеличен к августу будущего года до 150 тысяч человек, а этим летом численность американских войск достигнет 100 тысяч человек. При этом было заявлено о планах в скором времени начать вывод войск из Афганистана, а пока – о необходимости тренировать силы афганских военных и полиции, чтобы они сами могли обеспечивать безопасность страны.

За время операции войск МССБ в Афганистане производство наркотиков в Афганистане выросло в десятки раз.

В начале 2010 года администрация президента Карзая разработала план по интеграции в общество боевиков движения Талибан, готовых отказаться от террористической деятельности – «Программа мира и реинтеграции в Афганистане». Бывшие боевики должны будут принести присягу на верность афганскому правительству, отказавшись от всех обязательств, данных лидерам Талибана. Взамен они получат право участвовать в спонсируемой государством программе профессиональной переподготовки.

Был озвучен также план национального примирения, предполагающий переговоры с «умеренными» талибами, которые могли бы в будущем войти в правительство Афганистана. Однако возникает вопрос о том, кто такие есть «умеренные» талибы. Ситуация остается сложной. Вооруженная оппозиция дестабилизирует обстановку в отдельных провинциях, организует теракты, использует тактику партизанской борьбы, избегая прямых столкновений, что невероятно осложняет деятельность сил МССБ и афганской армии (в феврале 2010 г. в провинции Гильменд началась операция «Муштарак» по очистке данного района от боевиков). Упоминавшийся Северный Альянс, в принципе, поддерживает нынешний режим и силы антитеррористической коалиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.028 с.)