Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русско-турецкие войны (1768-1774; 1787-1791)

Поиск

В 1768 г. подстрекаемая и субсидируемая Францией Турция решила возобновить агрессию на Украине и Кавказе. Нападение Турции для России оказалось неожиданным, и военные действия 1768-1769 гг. были неудачны для русской армии. Положение изменилось в 1770 г., когда на притоках реки Прут Л арге и Кагул е П.А.Румянцев одержал крупные победы. Русская эскадра Г.А.Спиридонова, выйдя из Балтики, разгромила 25-26 июня 1770 г. турецкий флот в Чесменской бухте. В 1771 г. российские войска заняли все основные центры Крыма. После некоторого затишья военные действия в 1773 г. вновь активизировались. В 1773 г. войска А.В.Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при Козлудже.

Турция вынуждена была подписать 10 июля 1774 г. мирный договор в деревне Кючук-Кайнарджи. По этому миру ликвидировалась зависимость Крыма от Турции. Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом, Керчь и право беспрепятственного плавания русских торговых судов по Черному морю. Весной 1783 г. прекратило существование Крымское ханство, русские войска вошли в Крым, и он был включен в состав России. В 1783 г. грузинский царь Ираклий II подписал с Россией трактат в г. Георгиевске, по которому Грузия переходила под покровительство России, которая гарантировала ей территориальную целостность и безопасность границ.

Не желая мириться с утратой безраздельного господства на Черном море, Турция начала в 1787 г. новую войну с Россией. В 1787 г. А.В.Суворов разгромил турецкий десант в районе Кинбурна, после чего русская армия осадила Очаков и в конце 1788 г. взяла его. В 1789 г. Суворов одержал победы над турками у Фокшан и при Рымнике. 11 декабря 1790 г. войска А.В.Суворова штурмом взяли крепость Измаил — русским войскам был открыт путь на Стамбул. Успешными были действия молодого Черноморского флота, которым командовал Ф.Ф.Ушаков. В 1790 г. он нанес турецкому флоту поражение в Керченском проливе и у форта Гаджибей. В 1791 г. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В1791 г. в Яссах между Турцией и Россией был подписан мир. Граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днестру. К России были присоединены огромные земли азово-черноморского побережья (Новороссия и Крым-Таврида).

Россия и Запад

В 70-е годы XVIII в. Россия во время войны за независимость североамериканских штатов с Англией выступила с Декларацией о вооруженном нейтралитете.

Воспользовавшись глубоким кризисом и анархией в Речи Посполитой, Австрия, Пруссия и Россия в 70-90-е гг. XVIII в. провели три раздела Польши, ликвидировав ее государственность. По первому разделу 1772 г. к России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. По второму разделу 1793 г. Россия получила Правобережную Украину и центральную часть Белоруссии с Минском. В 1794 г, польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко начали восстание, стремясь отстоять независимость Польши. Оно было подавлено русским царизмом. В 1795 г. произошел третий раздел Польши, по которому к России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь и юридически закреплена Курляндия.

После начала в 1789 г. революции во Франции Россия повела активную борьбу с революционной страной. При Екатерине II противникам революции во Франции через русское посольство оказывалась помощь. В России были запрещены произведения французских просветителей, ужесточена цензура. В 1792 г. были разорваны дипломатические отношения с Францией, аннулирован ввоз в Россию французских товаров. В 1793 г. Россия заключила договор с Англией, Пруссией и Австрией, обязывая помогать им войском и деньгами в борьбе с Францией. Принять участие в интервенции против Франции России помешала война со Швецией (1788-1790) и события в Польше.

Борьба с революционной Францией стала стержнем внешней политики Павла I. Против Франции была создана коалиция в составе Англии, России, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства, которая развернула свои действия в Италии, Средиземном море и Швейцарии. Летом 1789г. флот Ф.Ф.Ушакова вошел в Адриатическое море, овладел Ионическими островами. После штурма была взята мощная французская крепость Корфу. В 1799 г. русские моряки овладели портом Бриндизи, на Аппенинский полуостров был высажен десант, изгнавший французов из Неаполя и Рима.

Центром действия союзников на суше стали оккупированная французами Северная Италия и Швейцария. Во главе союзных войск встал А.В.Суворов, совершивший свой блистательный итальянский поход. А.В.Суворов с войском, во много раз уступавшим противнику, наносил ему молниеносные удары, не давая объединить силы.

16-17 апреля 1799 г. русские одержали победы при р. Адде, открыв путь на Милан и Турин. За пять недель была освобождена вся Северная Италия. Этот успех был закреплен победами в июне 1799 г. при Треббии и в августе того же года при Нови.

Вместо движения во Францию и на Рейн, как предлагал Суворов, он вынужден был выполнять приказ Павла I о переброске войск через Альпы в Швейцарию на соединение с корпусом А.М.Римского-Корсакова. Это был беспримерный переход. 13 сентября 1799 г. русские овладели перевалом Сен-Готард, а на следующий день разбили французов у Чертова моста и ворвались в Швейцарию, но были окружены превосходящими силами французов. Потеряв в жестоких боях 7 тыс. человек, Суворов все же вырвался из окружения.

Швейцарский поход еще более обострил отношения в коалиции и привел к выходу России из войны. Павел I заключил союз с Наполеном и разорвал отношения с Англией.

Культура

Просвещение и наука

Культура России XVIII в. развивалась под большим влиянием тех изменений, которые происходили в жизни народа, в социально-экономическом развитии страны.

Русская культура XVIII в. развивалась как культура светская.

Герои Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама мало походили на стрельцов и ополченцев XVII в. Они отличались на только новыми мундирами, но и выучкой и вооружением. Без людей знающих немыслимо было строить флот, находить руду, создавать заводы, каналы, управлять государством. Все это требовало развития светского гражданского просвещения.

В 1701 г. в Москве открыта Навигацкая школа, ас 1715 г. она стала приготовительным классом для созданной в Санкт-Петербурге Морской академии. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные (для детей духовенства), цифирные (для разночинцев), гарнизонные и адмиралтейские (для солдат и матросов). В первой четверти XVIII в. были созданы учебники "Арифметика" Л.Магницкого, руководство по механике Скорнякова-Писарева, издана книга мировоззрения Гюйгенса, пропагандировавшая учение Коперника. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться многочисленные типографии, книжные лавки. В 1719 г. а России был открыт первый музей — Кунсткамера.

Огромное значение для развития имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Составлялись карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Был составлен "Атлас российской империи" Кириллова, проводились геологические разыскания. Из стен Академии вышли многие крупные ученые. Первое место среди них по праву занимает М.В.Ломоносов и его многие ученики: математик и астроном С.Я.Румовский, основоположник русской минералогической школы В.М.Севергин, натуралист и этнограф И.Н.Лепехин, философ Н.Н.Поповский и др. В первые десятилетия XVIII в. развитие науки было связано с практическими потребностями страны, что стимулировало развитие естественных наук. Во второй половине XVIII в. активно развивались общественные науки. Именно в это время В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, М.ВЛомоносов, И.Н.Болтин создают первые труды по истории российского государства.

Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. Его центром был созданный в 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах — малые двухклассные училища. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Дворянские дети обучались в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах, институте благородных девиц или получали домашнее образование. Во второй половине XVIII в. в России насчитывалось около 20 горных, медицинских, штурманских, межевых, коммерческих и других школ. Образование носило сословный характер.

Всего на рубеже XVIII-XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек. Это говорило об успехах просвещения, но оно все же не удовлетворяло потребностей страны в образованных людях.

Литература и искусство

Во второй половине XVIII в. возросла самостоятельная роль художественной литературой в первой четверти XVIII в. служила в основном средством правительственной деятельности. Главным содержанием культурного процесса середины и второй половины XVIII в. было становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти. Для русского классицизма как литературного направления был характерен пафос гражданственности, в нем были сильны просветительскге тенденции, резка обличительная струя, защита идеи неразрывности интересов дворянства и монархии. В стиле классицизма творили А.Д.Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, В.Н.Майков, М.М.Херасков. В живописи А.П.Лосенко — "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", Г.И.Угрюмов — "Испытание силы Яна Усмаря". Для этих полотен характерны отвлеченный характер образов, условность колорита, подражание позам античных образов.

В архитектуре на смену барокко (Зимний дворец — В.В.Растрелли) пришел классицизм. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов (Дом Пашкова), И.Е.Старов (Таврический дворец), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, Московского университета, дом князей Долгоруких — ныне Дом Союзов).

Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I Э.М.Фальконе.

Результатом обострения социальных противоречий в стране был кризис классицизма, начавшийся в 70-е г. XVIII в.

В конце XVIII в. начинает развиваться стиль сентиментализма, отмеченного эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина ("Бедная Лиза"). В архитектуре сентиментализм сказался в парковых ансамблях ("гроты уединения"), в живописи в чувствительных сюжетах, в пасторальной обрисовке природы.

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявились две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистического образа. Это было характерно и для скульптуры. Обе тенденции проявились в творчестве художников Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского, скульптора Ф.И.Шубина.

В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Волковым.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.008 с.)