Вопрос 28. Особенности внутри- и внешнеполитического развития Ирака при Саддаме Хусейне (1979-2003 гг.). положение Ирака на современном этапе.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 28. Особенности внутри- и внешнеполитического развития Ирака при Саддаме Хусейне (1979-2003 гг.). положение Ирака на современном этапе.



7 июля 1979 г. президент А.Х. аль-Бакр был отстранен от всех постов в государстве и армии. Президентская власть передавалась С.Хусейну, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть в стране.

Одной из первоочередных задач правящей партии и ее лидера стало установление своего полного идеологического, политического и административного контроля над государством. На ответственные должности в партии, армии и государственном аппарате назначались лица, преданные баасистской партии и лично С.Хусейну. Особое внимание уделялось баасизации средств массовой информации, огромные средства выделялись на совершенствование методов и форм пропаганды и социальной демагогии. Идеологизированный характер приобретали сферы культуры и просвещения, ориентируемые на воспитание людей в духе баасизма. Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской (БААС – партия арабского соц возрождения) партии на власть и тотальной идеологизацией общества страны.

Хусейн либерализовал экономическую политику, признав роль и место частной собственности и стал играть на чувстве национального достоинства, выдвинув на передний план образ врага, против которого всем надлежало сплотиться.

Изменялась внешняя политика Ирака. После Кэмп-Дэвидского договора между Израилем и Египтом Ирак пытался представить себя преемником курса Насера в арабском мире. В противостоянии Израилю Ирак пошел на союз с Сирией, но из-за глубоких идеологических разногласий союз оказался недолговечным. На политику С.Хусейна оказала влияние «исламская революция» в Иране, грозившая дестабилизировать политические режимы соседних государств, прежде всего Ирака. Под воздействием революционных перемен в Иране Ирак пошел на сближение с Саудовской Аравией, Иорданией, Ливией и монархиями Персидского залива. Правители арабских стран возлагали надежды на Ирак в защите арабского мира от наступления «исламской революции» Ирана.

Режим С.Хусейна усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал претендовать на роль панарабского лидера, демонстрировать готовность восстановить честь и достоинство арабов, попранные израильской агрессией и великодержавной политикой США.

Ужесточение курса внешней политики использовалось в целях милитаризации экономики и всей политической жизни Ирака. Курс на милитаризацию режима сочетался с пропагандистскими призывами к созданию «единого фронта против агрессии» Израиля и США, против экспансионистских устремлений исламского режима С.Хомейни в Иране.

Ирано-иракская война (1980-1988). В конфронтации лежат причины политического, религиозного, этнического, территориального и экономического характера. Основные проблемы: территориальный спор из-за р. Шатт-эль-Араб, курдская проблема, правовой статус шиитской общины в Ираке, проблема хузестанских арабов в Иране, вопросы эксплуатации пограничных нефтяных месторождений, проблемы хаджа к святым места в Ираке. В возникновении войны большую роль сыграл и субъективный фактор – враждебные личные отношения и амбиции руководителей (Хомейни и Саддам Хусейн).

После прихода Хомейни к власти «экспорт исламской революции» гальванизировал настроения шиитов в Ираке. Волнения и невыполнявшиеся соглашения 1975 года (Алжирское соглашение– о границах –решили пограничную реку по тальвегу делить) послужило росту напряженности. В ответ с лета 79года Ирак поддерживают сепаратистов в Хузестане. Хомейни заявляет, что Ирак необходимо освободить от «произраильского режима Саддама Хусейна», проирански настроенные шииты организуют теракты в Ираке. Обостряются старые проблемы, учащаются столкновения на границе и начинается война.

Запад опасался роста радикального исламизма Хомейни и делал все возможное, чтобы предотвратить победу Ирана. В 1982 году США вычеркнули Ирак из списка стран, поддерживающих терроризм. В 1984 были восстановлены двусторонние дипл отношения. При этом Ирак продолжал оставаться союзником СССР и получать от него вооружение и кредиты, + получал от Великобритании, Франции и США.

С самого начала войны ООН принимает многочисленные резолюции с требованиями о прекращении огня. В июле 1988 года Иран признал резолюцию ООН, причиной этому стали иранские неудачи и иракское наступление (удачное) и ухудшение экономической ситуации, а также укрепление прагматиков внутри Ирана во главе с Рафсанджани. 20 августа 1988 вступило в силу прекращение огня.

Конец 1980-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошёл под знаком спада напряжённости, что было связано прежде всего с прекращением ирано-иракской войны.

После прекращения огня Ирак стал оказывать военную помощь командующему вооружёнными силами Ливана генералу Мишелю Ауну, выступившему против сирийской армии, дислоцированной на ливанской территории. Таким образом Саддам Хусейн пытался ослабить позиции сирийского президента Хафеза Асада и расширить и укрепить своё влияние в регионе.

Быстрое возрастание веса Ирака в регионе вызвало настороженность его давних союзников. Созданный в разгар противоборства Багдада с Тегераном Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) во главе с Саудовской Аравией стремился восстановить паритет Ирака и Ирана, чтобы не попасть в зависимость ни от одного, ни от другого. Малые страны Залива после окончания войны поспешно приступили к восстановлению отношений с Ираном. В новых условиях Хусейн принял решение ускорить переоснащение армии современным оружием и развивать военную промышленность. В результате всего за два послевоенных года ему удалось создать крупнейшую на Арабском Востоке военную машину. Почти миллионная иракская армия, укомплектованная современным вооружением, стала одной из крупнейших в мире.

В 1987-89 гг. была осуществлена акция Анфаль – кампания геноцида курдов. По различным данным погибло или пропало без вести до 182 тысяч курдов.

16 февраля 1989 года по инициативе Хусейна в Багдаде было подписано соглашение о создании новой региональной организации — Совета арабского сотрудничества, в который вошли Ирак, Иордания, Йемен и Египет. Тогда же в Багдад приглашается король Саудовской Аравии, и во время его визита подписывается иракско-саудовский договор о ненападении.

Вторжение в Кувейт.В результате войны с Ираном иракской экономике был нанесён значительный ущерб. Хусейн предполагал, что социальные и экономические проблемы страны удастся решить с помощью арабских стран, которые встали на его сторону в ходе войны, и прежде всего стран ССАГПЗ. Однако стало очевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга, а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.

В июле 1990 года Ирак обвинил соседний Кувейт в ведении экономической войны против него и в незаконной добыче нефти на иракской стороне пограничного нефтяного месторождения Румейла. Каких-либо свидетельств того, что Кувейт выкачивал нефть с иракской территории, нет. Кувейтская сторона не выделила Ираку требуемую им компенсацию (2,4 млрд долларов). Терпение Хусейна лопнуло, и 2 августа 1990 года иракская армия вторглась в Кувейт и оккупировала его. 8 августа было объявлено об аннексии страны, ставшей 19-й провинцией Ирака под названием «Аль-Саддамия».

Агрессия против Кувейта вызвала единодушное осуждение мирового сообщества. На Ирак были наложены санкции, и по мандату ООН была создана международная коалиция, ведущую роль в которой играли США, пользовавшиеся поддержкой всех стран НАТО и умеренных арабских режимов. США и их союзники провели операцию «Буря в пустыне», разгромив иракские войска и освободив Кувейт (17 января — 28 февраля 1991).

Успехи войск коалиции вызвали всеобщее восстание против режима, как на шиитском юге, так и на курдском севере, которое было жестоко подавлено. За этим последовала операция НАТО в Иракском Курдистане в защиту курдов и создание «Свободного Курдистана».

С начала 1990-х гг. после вторжения в Кувейт Ирак жил в условиях мн- санкций, включавших три основных эмбарго: на продажу оружия этой стране, на продажу ею своей нефти и на эконом. контакты с нею. Экономические санкции были жестко связаны с программой разоружения Ирака. В соответствии с резолюцией № 687 они должны были сохраняться до тех пор, пока Багдад не продемонстрирует полное свертывание работ по разработке и производству ОМУ, ракетных систем дальнего радиуса действия. Для обеспечения контроля за выполнением Ираком требований СБ в сфере разоружения здесь работали инспекторы ООН (1991-1998).

В 1996 ООН ввела программу «Нефть в обмен на продовольствие», разрешившую Ираку продавать определенный объем нефти и закупать на вырученные деньги еду и др. продукцию гуманитарного назначения. Эта программа, однако, стала источником коррупции как для администрации ООН, так и для самого Хусейна. Помимо этого существовали бесполетные зоны над районами проживания курдов и шиитов, чтобы Хусейн не применял против них оружие с помощью военной авиации.

Хусейну это надоело и в 1998 он выгнал комиссию ООН из Ирака, что привело к обострению отношений с ООН. Багдад намеренно пошел на конфронтацию с ООН, потребовав жесткой увязки снятия санкций с возвращением инспекторов. Он опасался, что спецкомиссия не намерена закрывать ни одного досье, даже убедившись в отсутствии следов разработки и производства оружия.

Во второй пол. 1990-х США, осуществляя постоянный военно-полит. нажим на Ирак, не решили главной задачи — свержения режима Хусейна, а хотели еще с операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Свержение иракского режима, подготовка к к-му формально шла в рамках антитеррор. борьбы, было призвано способствовать решению более широких задач — изменению полит. карты этого региона, стабилизации цен на нефть и обеспечению поставок этого сырья.

Напряженность между Ираком и ООН особенно активно стала использоваться Бушем после 9/11 и провозглашения оси зла в 2002. В 2002-2003 американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки ОМУ и в сотрудничестве с международным терроризмом (Аль-Каидой). США сначала попытались заручиться поддержкой ООН, но столкнувшись с противодействием России, Франции и Германии, США предпочли больше не обсуждать вопрос о войне в Ираке в СБ ООН, и в конце февраля провели совещание коалиции желающих, а 19 марта 2003 г. напали на Ирак (а в мае объявили о победе). Не обнаружили ни ОМУ, ни доказательств связей с «Аль-Каидой».

После вторжения труднее оказалось поддерживать порядок в стране, где партия «Баас» ранее обеспечивала полный контроль (проблемы арабы vs курды, шииты vs сунниты). Коалиция проводила политику деБААСизации Ирака, в результате чего со своих постов ушли почти все руководители. В Ираке росла напряженность. Американские войска и их союзники становились объектами диверсий. Лето 2003 года стало периодом зарождения организованных партизанских групп, состоявших поначалу в основном из активистов партии Баас и сторонников Хусейна. Началась террористическая война.

Когда обрисовалась проблема послевоенной реабилитации Ирака, США вновь обратились к СБ. В данном случае они пытались достичь ряда целей: легитимизировать военную акцию и свержение режима Хусейна; преодолеть трения с РФ, Фр, Герм; создать условия для восстановления нефтпром страны и обеспечить поставки иракской нефти на мировой рынок без особых затрат для себя; осенить присутствием ООН переходное управление Ираком.

Именно попытки «легитимизации» военной кампании в Ираке стали причиной, по к-ой Россия, Франция и Германия вначале весьма прохладно отнеслись к проекту новой резолюции СБ ООН. После заверений США в том, что все эконом. интересы будут учтены, и внесения в документ ряда поправок, позволяющих этим трем странам сохранить лицо, 22 мая 2003 СБ принял резолюцию 1483, по которой с Ирака были сняты экономические санкции, а управление страной переходило под контроль США и UK при содействии спецпредставителя ООН вплоть до формирования и укрепления собственно иракских административных структур. Страна была разделена на несколько оккупационных зон.

28 июня 2004 года Временная коалиционная администрация передала свои полномочия Переходному правительству Ирака во главе с премьер-министром Айядом Аллауи. Войска международной коалиции оставались в стране по просьбе нового правительства и в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1546 от 8 июня 2004 года).

В 2005 прошли первые многопартийные парламентские выборы, победу на которых одержал шиитский Объединённый Иракский Альянс. Была принята конституция, которая в основном отражала взгляды шиитов и курдов, обладавших большинством в парламенте. В 2006 премьер-министром страны стал Нури Малики – победивший на выборах аль-Джафари под давлением американцев, а также оппозиции в лице суннитов, курдов и светских шиитов был вынужден уступить пост (его обвиняют в неспособности обуздать насилие в стране, в потворстве шиитским группировкам и чересчур тесных связях с Ираном). Приход к власти в Ираке шиитских политических сил заметно обострил отношения между иракцами, принадлежащими к двум разным ветвям ислама. И суннитские, и шиитские вооружённые группировки выступали против присутствия иностранных войск в Ираке, однако в 2006 году борьба против войск международной коалиции отошла на второй план. Страну захлестнула волна насилия на почве межрелигиозного конфликта.

В январе 2007 года Буш обнародовал новую стратегию США в Ираке, получившую неофициальное название «Новый путь вперёд» (The New Way Forward), более известную как «Большая волна» (Surge), которая предусматривала отправку в Ирак дополнительно 21,5 тыс. военнослужащих и усиление мер по охране границы. К концу 2007 США решили проблему: работа с населением, ввели войска в опасные точки, заключили соглашение, что уйдут в 2011. По оценке американского посла в Ираке Крокера, свою роль в снижении уровня насилия в Ираке сыграл Иран; именно под его влиянием шиитская «Армия Махди» в августе объявила о прекращении огня сроком на полгода.

Но в марте-апреле 2008 года во многих районах Ирака вспыхнули восстания. Уличные бои проходили в двух крупнейших городах Ирака — Басре и Багдаде. Армия Махди, организовавшая восстание, вынудила премьер-министра Ирака Нури аль-Малики возобновить переговорный процесс. Во время конфликта отметка погибших американских солдат в Ираке перевалила за 4000 человек. В конце марта лидер шиитской армии Муктада ас-Садр отозвал своих сторонников с улиц иракских городов. Однако в начале апреля ситуация вновь начала накаляться, и новые столкновения периодически начинаются в разных районах страны.

В настоящее время в Ираке более менее наладился полит процесс, проходят выборы. В марте 2010 состоялись парламентские выборы, на которых победу одержал светский блок "Аль-Иракийя" во главе с бывшим премьер-министром Иядом Аллауи, но аль-Малики не признал результаты.

Россия потеряла много контрактов с Саддамом и была вынуждена согласится на списание долгов. Мы выступили против действий коалиции, но были вынуждены проголосовать за резолюцию в июне 2003 о восстановлении Ирака.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.01 с.)