Вопрос 16. Объединение вьетнама, его внутренняя и внешняя политика в 1976-1986гг. Политика обновления в срв: успехи и проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 16. Объединение вьетнама, его внутренняя и внешняя политика в 1976-1986гг. Политика обновления в срв: успехи и проблемы.



Итак, 1973 г – Парижские соглашения, США обязуются признать и уважать независимость, суверенитет, территориальную целостность Вьетнама, прекратить агрессию против ДРВ, вывести войска за два месяца. Однако США и Сайгон стали саботировать Парижские соглашения => первоочередной задачей ДРВ ставит «завершение национально-дем революции» на Юге, наступательным путем.

После вывода войск в Южном Вьетнаме оставалось ок 10 тыс американских военных советников, продолжалась военная помощь и бомбардировки в районах, контролируемых сторонниками Севера. К концу 1974 г сайгонский режим столкнулся с политическим и экономическим кризисом, рост недовольства населения. ДРВ мобилизует все силы и резервы, перебрасывает войска и боеприпасы на Юг, готовится к решающему сражению.

Март 1975 г – начало генерального наступления, успешного для ДРВ. Постепенно освобождаются города и провинции. 30 апреля, в результате операции «Хо Ши Мин», был взят Сайгон. Марионеточный режим пал.

Переходный период объединения продолжался около года. 1976 г - всеобщие выборы в Национальное собрание, которое на первой сессии утвердило гос воссоединение страны, провозгласило образование Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). В конце 1976 на IV съезде Партия Трудящихся Вьетнама была переименована в коммунистическую (КПВ) и главной ее задачей было объявлено строительство социалистических отношений во всем Вьетнаме в течение 20 лет. Задача: социалистическая индустриализация, т.е. по факту восстановление страны заброшено, заданы слишком высокие темпы. Фактическим руководителем СРВ стал генеральный секретарь ЦК КПВ Ле Зуан.

Укрепление позиций на мн арене. 1977 г – СРВ вступает в ООН, в 1978 г – в СЭВ. Ориентация на СССР, подписание Договора о дружбе и сотрудничестве (1978). Аналогичные договоры подписаны с ГДР, Болгарией, Монголией, Чехословакией, Кубой, Венгрией. Отношения с соседями во второй половине 70х – конфронтационные. Камбоджа считает Вьетнам «врагом №1», красные кхмеры пытаются захватить острова в Сиамском заливе, вторглись в приграничные районы Вьетнама => ввод войск, ограниченный контингент оставался до 1989 г (что США и КНР впоследствии использовали как повод для изоляции СРВ на мн арене).

КНР: считает, что есть проблема «преследуемых хуацяо», развернули кампанию по возвращению китайцев. Февраль 1979 г – КНР вторгается на территорию СРВ. Операция была представлена как «контрнаступление в целях обороны», рассчитана на краткие сроки с целью демонстрации силы и подрыва экономического и военного потенциала СРВ. СРВ сопротивляется, СССР помогает, мировое сообщество осуждает. 5 марта 1979 г – КНР объявляет об отводе войск и согласии на переговоры.

До 1980 г во Вьетнаме действовала Конституция ДРВ 1960 г. Новая была принята Национальным Собранием 18 декабря 1980 г, «СРВ является государством диктатуры пролетариата». Политическую основу системы государственных органов составляли Национальное собрание и народные советы. Закреплялась руководящая роль КПВ в обществе. Создан «коллективный президент» – Государственный Совет СРВ.

В первой половине 80-х гг. усилились кризисные тенденции во вьетнамском обществе, нарастали экономические трудности, связанные в первую очередь с переоценкой собственных возможностей, производство продовольствия не растет, после введения единой валюты резкий рост инфляции. Экономическая помощь со стороны СССР (совместные работы на 100 объектах: предприятие по добыче нефти и газа «Вьетсовпетро», ГЭС Чиан, etc)

С начала 80х – осторожные шаги по реформированию системы. Введение системы оплаты труда по конечным результатам, призыв применять на селе семейный подряд (недалеко и до единоличного пользования), признание необходимости существования нескольких экономических укладов.

В 1986 г. скончался Генеральный секретарь ЦК КПВ Ле Зуан, находившийся несколько десятилетий на высших постах в партии и государстве, в соц странах началась перестройка. На VI съезде КПВ (декабрь 1986 г) были отмечены ошибки прежнего руководства в проведении внутренней и внешней политики, выдвинута идея «обновления» (дой мой). Развивалась на следующих пленумах. Предполагала следующий курс: допущение развития всех соц-эк укладов (в т.ч. частного), поощрение личной инициативы, ослабление механизма централизованного управления, политика «открытых дверей» в ВП.

Линия партии: развитие многоукладного товарного хозяйства – долговременная стратегическая линия перехода к социализму.

В конце 80х-начале 90х сделано: с/х кооперативы переведены на принципы самоокупаемости и хозрасчета, сами планируют производство с учетом потребностей рынка, стимулируется семейная экономика, право наследования/сдачи в аренду земли; цены стали определяться рынком (за небольшими исключениями – электроэнергия, нефтепродукты), как и курс валюты; принят Закон об иностранных инвестициях – Вьетнам открыт зарубежному капиталу; легализация частников, появление мелких собственников.

Достижения: решена продовольственная проблема, Вьетнам даже стал крупным экспортером риса; снижение инфляции; удовлетворение спроса населения на повседневные товары. Уже в 90ые – подтверждается необходимость развивать рыночную экономику, в Конституции 1992 г закреплено право на частную собственность, гарантии от национализации иностранным инвесторам. (also, по новой К глава г-ва – председатель/президент). Приняты законы о земле и труде (т.е. обновлена правовая база), довольно стабильные темпы прироста; появление внутренних источников накопления; рост уровня жизни населения. Привлекали средства извне, both безвозмездная помощь и инвестиции. Начало вывоза вьетнамского капитала за рубеж, открытие первой фондовой биржи (Хошимин, 2000г).

Проблемы: в сложном положении госпредприятия – не выдерживают конкуренции, нехватка денежных фондов, сокращение рабочих. Затем акционирование (вторая пол 90х), что позволило увеличить прибыль предприятия и зарплаты. Кроме того, негативные последствия рыночных реформ: усилиление соц расслоения, коррупция.

Кризис 1997-98 гг: темпы роста несколько сократились, страны АСЕАН свернули свои вложения, но гос регулирование спасло ситуацию – к 2000 г ВВП уже растет.

В политике: дискуссия на тему большей свободы творчества и расширения демократии. КПВ: плюрализм = анархия и хаос, всё остается на своих местах.

Во второй половине 80х основными партнерами СРВ остается СССР и соцблок. После вывода вьетнамских частей из Камбоджи начинает ослабевать изоляция страны. Распад СССР сильно отразился на Вьетнаме, который зависел от СССР (ex. почти 100% ввозимых нефтепродуктов). Провозглашена линия на развитие равноправных дружеских отношений со всеми государствами. => во Вьетнам потекли инвестиции, спецы, интенсификация культурного обмена.

1995 г – вступление в АСЕАН.

2001 г – поправки в К, лозунг «богатый народ – сильная страна».

Нормализация отношений с бывшими противниками. 1994 г – США отменяют эмбарго на экономические связи с Вьетнамом, через год – полная нормализация отношений. 2000 г – визит Клинтона, подписание торгового соглашения.

С КНР: 1991 г – объявление о полной нормализации отношений, переговоры по пограничным проблемам. Обмен визитами, принятие Совместной декларации о всестороннем сотрудничестве в новом веке (2001).

Попытки восстановления отношений с бывшими советскими республиками, РФ, Украиной, Белоруссией.

1994 г – Договор об основных принципах сотрудничества между РФ и СРВ. Впоследствии – списание 80% вьетнамского долга. 2001 г – визит Путина, подписание Декларации о стратегическом партнерстве.

Руководство КПВ планирует индустриализацию быстрыми темпами, продолжение движения к социализму, воспринимая при этом всё ценное, что было создано в капстаранах в области науки и техники.

 

 

17. Исламская революция в Иране: причины, роль духовенства, главные послереволюционные преобразования.

Исламская революция неразрывно связана с провалом реформ белой революции, проводя которые, шах и американские советники нисколько не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями.

Белая революция (курс шаха на ускоренное капиталистическое развитие Ирана) привели в середине 70-х годов к резкому обострению внутренних противоречий и к массовому недовольству в стране. Главной проблемой было то, что белая революция делалась для небольшой части населения, все остальные рассматривались как материал и оставались за бортом развития. Предпосылки:

1) Экономический бум + поток нефтедолларов привели к диспропорциям.

2) В результате аграрной реформы в города хлынуло «избыточное» сельское население, которое не могло найти себе применения на новейших предприятиях и скапливалось в «городских низах». Люди не были готовы к столь быстрым темпам трансформации – усиление роли ислама.

3)деспотизм шаха - нужны были силовые методы, чтобы заставить людей энергичнее врастать в непривычную для них структуру: ограничение прав, деятельность охранки (САВАК), подавление оппозиции.

4) произошло стремительное увеличение молодежи, которая не была абсорбирована современными секторами экономики т.е. иранские вузы перестали обеспечивать функцию вертикальной мобильности, что провоцировало антиправительственные настроения в студенческой среде.

5) в определенной степени можно отметить неприятие западных ценностей и всеобщее падение нравственности и морали

 

Духовенство. В числе важных просчетов шаха было пренебрежение к духовенству. Вместо того, чтобы как-то наладить контакт с шиитскими лидерами, он вступил в конфронтацию с ними. У духовенства были отобраны вакфы (принадлежащие им земли), чем шах обратил духовенство против себя. Шиитские вожди умело воспользовались ошибками шаха и начали против него ожесточенную кампанию, обличая симпатии шаха к Западу, экономические просчеты, чересчур быструю трансформацию привычных норм бытия, шахское отношение к служителям ислама. В результате идейное знамя ислама оказалось у противников шаха. Иранский народ был выбит из привычной колеи жизни, и отсутствовала понятная людям идея, которая могла бы объяснить смысл необходимых преобразований. Образованные круги иранской интеллигенции, в том числе и студенты, высказывались за сохранение исламской традиции. Аятолла Хомейни в сложившейся ситуации оказался тем, кто не только бросил открытый вызов шаху и поднял против него народ, но и сумел возглавить «антишахскую» (исламскую) революцию и довести ее до успешного конца.

Революция. Попытка шаха разрядить ситуацию путем замены в конце 1978 г. военного правительства кабинетом во главе с либеральным политиком из числа лидеров Национального Фронта (НФ) Бахтияром, не удалась. НФ исключил Бахтияра из своих рядов. Хомейни расценил образование кабинета Бахтияра как заговор и призвал народ к неповиновению. Попытки американцев спасти шаха лишь усилили антиамериканский настрой в стране. В условиях политического тупика по Ирану прокатилась волна студенческих выступлений, которые сыграли роль детонатора. Началом революции явился расстрел антиправительственной демонстрации в Куме в январе 1978 г. Затем волнения охватили целый ряд городов страны, где народ без оружия шел на войска и под танки. В итоге забастовали нефтяники (самые привилегированные), а армия сложила оружие, что предрешило исход революции. В начале 1979 шах бежал, а в стране образовалось двоевластие (кабинет Бахтияра и Временное правительство Базаргана, которого главой Временного правительства назначил вернувшийся из многолетней эмиграции Хомейни). Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегеране, начавшееся 9—10 февраля 1979 г.

«Исламскую революцию» можно определить следующим образом: по характеру, движущим силам и методам борьбы как народную, по основной направленности как антишахскую, антиимпериалистическую и остро антиамериканскую, по социальной сути как буржуазную (при определенных антикапиталистических тенденциях), по руководящей роли духовенства и организационно-идеологической основе как исламскую.

После революции.

1) Шиитское духовенство сумело превратить в свою опору организации, созданные в ходе революции. Легализовались позиции территориальных исламских революционных комитетов, революционные суды стали исламскими революционными трибуналами; в качестве своей вооруженной духовенство создало Корпус стражей исламской революции (КСИР) + органы полиции, жандармерии и армия. Органы самоуправления на предприятиях и в учреждениях были преобразованы в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей, составив низовую базу данного режима вместе с территориальными комитетами при мечетях.

2) Осуществление исламизация всех сторон жизни общества – экономика, политика, культура, СМИ. Исламская форма одежды, борьба с проституцией, алкоголизмом и наркоманией, создание общественных благотворительных фронтов, развитие системы образования и здравоохранения. Имело место подавление оппозиции (как правой, так и левой).

3) Внешняя политика. ВП- парадигма Ирана изменилась коренным образом – Иран порвал тесные отношения с США и Израилем, которые превратились в его основных противников Провозгласив основным вп-принципом «Ни Запад, ни Восток, а Ислам», Иран отделил себя от двух «сверхдержав» и заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнуты многие военные и гражданские контракты с зарубежными странами. Фактически, страна оказалась в изоляции, а тут ирано-иракская война (1980-88, где Иран поддерживала Сирия – самый значительный игрок).

4) Изменения в госуправлении. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ). По конституции в стране вводится исламский образ правления — велаят-е факих (правление справедливого факиха – концепция, которую разработал Хомейни). Провозглашается, что абсолютная власть над миром принадлежит Аллаху, а во главе государства стоит рахбар (руководитель), исполняющий наместническую функцию в период «сокрытия» 12-го имама (Махди), прямого потомка пророка Мохаммада. Рахбар стоит над тремя ветвями власти и обладает широчайшими полномочиями, в том числе и единоличным правом смещения всенародно избранного президента. Кроме того, рахбар получил право объявлять войну, заключать мир, проводить мобилизацию; он стал ВГК ВС. Рахбара избирает Совет Экспертов, которые избираются народом. Наблюдательный совет (12 богословов, половину из которых назначает рахбар) следит за тем, чтобы принимаемые меджлисом законы соответствовали положениям ислама и конституции. Также созданы обычные органы - президент, правительство, меджлис (т.е. парламент)). Во всех органах фактически появились представители духовенства.

5) начали создаваться общественные благотворительные фонды, которые затем стали неотъемлемой частью иранской экономики (у них огромные средства, которые, фактически, не контролируются государством).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.033 с.)