ТОП 10:

Бюджетная политика на разных уровнях управления.



В составе финансовой политики государства выделяют бюджетную политику.

Бюджетную политику можно рассматривать неоднозначно:

С одной стороны: Бюджетная политика это деятельность законод-ных и исполн-ных органов власти в сфере бюджетных отношений, кот. учитывают интересы гос-ва и граждан.

С другой стороны:Бюджетная политика – это принятые на среднесрочную перспективу цели, приоритеты и принципы действия РФ, субъектов РФ и органов МСУ в сфере стимулирования доходов, планирования, распределения и использования расходов.

Для классификации бюджетной политики можно использовать следующие признаки:

по функциональному содержанию:

Ø в области доходов бюджета;

Ø в области расходов бюджета;

Ø в области управления долгом;

Ø в области межбюджетных отношений.

по временному аспекту:

Ø бюджетная стратегия – рассчитывается на перспективу;

Ø бюджетная тактика- проведение мероприятий в конкретном периоде.

Тактика или проведение конкретных мер не должна противоречить стратегии. В настоящее время наблюдается взаимосвязь тактических задач со стратегическими направлениями. Задачи и цели бюджетной политики должны соответствовать долгосрочному финансовому планированию и увязываться с ним. Более эффективной является комбинированная бюджетная политика, нацеленная на реализацию в комплексе всех функций бюджета, учитывающая интересы всех участников бюджетного процесса. Конечная цель бюджетной политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве.

Ø по уровню бюджетной системы:

Ø на федеральном уровне;

Ø на региональном уровне;

Ø на местном уровне.

Этапы разработки бюджетной политики:

Ø Определение концептуальных основ развития бюджета, как на перспективу, так и на конкретный период;

Ø Формирование целей и задач бюджетной политики;

Ø Выработка конкретных путей достижения целей и решения задач.

Бюджетная политика, являясь частью финансовой политики государства должна отвечать следующим требованиям и принципам:

1. Научный подход к её разработке учитывающий реальное состояние экономики и бюджетной системы государства; (принцип объективности, достоверности)

2. Предсказуемость и стабильность; (принцип преемственности)

3. Оптимальное соотношение централизации и децентрализации. (принцип оптимальности)

4. Действенность бюджетной политики.

Действенность бюджетной политики неразрывно связана с принципом гласности. Гласность бюджетной политики означает её открытость, прозрачность и подконтрольность на всех стадиях бюджетного процесса.

Инструментом реализации бюджетной политики является бюджетный механизм, который представляет совокупность видов и форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные и исполнительные органы власти. В России приоритет в разработке бюджетной политике принадлежит Президенту РФ, который определяет, цели, приоритетные направления и задачи на текущий год и среднесрочную перспективу в ежегодных бюджетных посланиях Федеральному Собранию.

Процесс реформирования отношений между бюджетами различных уровней бюджетной системы должен ориентироваться не только на оказание финансовой помощи регионам, но и на процесс установления собственной налоговой базы бюджетов различного уровня.

На региональном уровне разрабатывается бюджетная политика, которая не должна противоречить политике, принятой на федеральном уровне.

В РК приоритет в разработке бюджетной политике принадлежит Главе РК, кот. выступает перед Законод. Собр. РК. Основными задачами бюджетной и налоговой политики в РК остаются обеспечение устойчивого роста экономики, эффективное решение социально-экономических задач и улучшение качества жизни населения.

Разрабатывается бюджетная политика и на местном уровне. Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики муниц. образ-ния могут принимать форму единого документа, в кот. отражаются соответствующие тематические разделы. Основанием для разработки направлений бюджетной политики служит анализ бюджета, прогноз и программа соц.-эконом. развития мун. образ-ния.

Основные направления долговой политики должны разрабатываться в соответствии с порядком осуществления муниципального долга, обоснованием предложений по объёмам заимствований, оценки стоимости обслуживания и объёмов погашения муниципального долга на предстоящий трёхлетний период.

9 Управ-е и финн-ние целевых программ на разных уровнях упр-я. Важнейшей составной частью системы гос-го управления являются различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней.

Целевая программа – адресный документ, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих комплексное решение наиболее важных проблем наиболее

эффективными путями и в установленные сроки и требующих гос-ой поддержки.

Основа целевого управления: в рамках небольшого кол-ва лиц сосредоточивает права и ответственность за достижение целей программы.

ЦП являются важнейшим средством: реализации структурной политики гос-ва, активного воздействия на производственные и экономические процессы для достижения конечных социально-экономических целей.

Инициаторами постановки проблемы на федеральном уровне выступают органы законодательной и исполнительной власти РФ, а так же могут быть другие юридические и физические лица. Министерство экономики РФ, совместно с министерством финансов РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами готовят предложения по решению конкретной проблемы программными методами на федеральном уровне и направляют их в Правительство РФ, которое принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, сроках и стоимости её разработки и определяет заказчика целевой программы.

Федеральные целевые программы, реализующие важнейшие приоритеты экономической и социальной политики гос-ва, Правительство РФ направляет на утверждение в ФС РФ. Перечни целевых программ с объёмами финансирования включаются в приложения к бюджету на соответствующий год.

Преимущества ЦП:

- в единый проект удается свести различные организации;

- производится расчет необходимых ресурсов, достигается оптимизация расходов ресурсов на достижение поставленной цели;

- происходит управление риском, качеством;

- устанавливаются внешние связи с потребителем, заказчиком и т.д.;

- единое руководство, единое финансирование;

- организация административно-финансового контроля (туда ли используются денежные средства, эффективно ли?);

- разработка и внедрение ЦП может усилить развитие МСУ, наиболее активных регионов.

ЦП классифицируются:

1. По срокам: краткосрочные (до года), среднесрочные (до 3-5 л.), долгосрочные (свыше 5 лет).

2. По управленческому критерию:

- федеральные,

- региональные,

- муниципальные,

- межгосударственные.

3. По решаемым задачам:

- многоцелевые социально-экономические,

- производственно-экономические,

- социальные,

- экономические,

- научно-технические,

- организационно-управленческие и т.д.

4. По приоритетности - первоочередные, временно отложенные.

5. По характеру возникшей проблемы - плановые, прогнозные, экстренные.

6. По признаку широты хозяйственной сферы: многоотраслевые программы - состоят из множества частных подпрограмм и проектов, и отраслевые программы.

Федеральные целевые программы (приоритетные ФЦП):

- развитие социальной инфраструктуры,

- развитие транспортной инфраструктуры,

- новое поколение,

- безопасность и экология,

- развитие науки и технологий,

- развитие регионов,

- развитие государственных институтов, финансируются за счет федерального бюджета.

Региональные ЦП - являются специфической формой организации расходования средств регионального бюджета. Правовой статус таких программ регулируется соответствующими законами субъектов РФ, и как форма определения направлений расходования бюджетных средств целевая программа принимается в рамках общих правил бюджетного процесса:

- В РК разработана концепция социально-экономического развития РК на период до 2012 года. Концепция служит основой для разработки и корректировки стратегии развития РК, территориальных, целевых и отраслевых программ, для совершенствования законодательной базы, для планирования повышения конкурентоспособности республики, развития конкретных предприятий, финансовых и бизнес – структур, для увеличения инвестирования в человеческий капитал и приоритетного развития сферы науки, образования и здравоохранения.

Муниципальные ЦП

Городская ЦП

Технология разработки ЦП:

- определение целей программы;

- определение ресурсного обеспечения;

- проектирование системы эффектов (должны проявляться комплексные эффекты, т.е. проблема должна решаться со всех сторон и всеми участниками;

- оценка эффективности программы: экономическая эффективность (рост прибыли), социальная эффективность (уровень рождаемости, рост з/п.); бюджетная эффективность;

- оформление Программы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.220.225 (0.005 с.)