Бюджетная политика Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная политика Республики Беларусь



Бюджетная политика государства в сжатом выражении – это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета

Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.

С обретением Беларуси суверенитета бюджетная политика получила качественно иное содержание.

Проведем анализ бюджетной политики Республики Беларусь за 2010 – 2012 гг.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке Б.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта (п.п.) (ПРИЛОЖЕНИЕ Б.2).

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6% (в реальном выражении – на 14,6%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 31,2% (в 2010 году – 29,7 % ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формировалась за счет налоговых поступлений. За 2011 год в бюджет поступило 73,4 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7% (в реальном выражении – на 6,9%).

Неналоговые доходы за 2011 год сложились в сумме 12,0 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 218,3% (в реальном выражении – на 107,8%) (ПРИЛОЖЕНИЕ В.1).

Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (20,6%), налога на прибыль (11,8%), подоходного налога (12,7%), акцизов (7,6%), налогов на собственность (3,5%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2010 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7п.п.).

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в 2011 году составили:

· по налогу на добавленную стоимость 26,5 трлн. руб. (прирост поступлений к 2010 году 53,3%, в реальном выражении – 0,1%);

· по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 15,1 трлн. руб. (прирост 162,2%, в реальном выражении – 71,1%);

· по налогу на прибыль 8,7 трлн. руб. (прирост 55,7%, в реальном выражении – 1,6%);

· по подоходному налогу 9,3 трлн. руб. (прирост 73,1%, в реальном выражении – 13,0%);

· по акцизам 5,6 трлн. руб. (прирост 28,7%, в реальном выражении снижение на 16,0%);

· по налогам на собственность 2,5 трлн. руб. (прирост 37,8%, в реальном выражении снижение на 10,1%).

В структуре консолидированного бюджета 63,4% составляют доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (ПРИЛОЖЕНИЕ В.2).

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог и налоги на собственность. Распределяются между республиканским и местными бюджетами налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 79,4 трлн. руб., что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, ниже на 2,1%).

Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 3,2 п.п., составив 29% ВВП.

Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

В этих условиях в 2011 году реализовывалась жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременно недопущения резкого экономического спада. Введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели. При этом приоритетами финансирования были определены: обслуживание и погашение государственного долга, обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 34,3 трлн. руб., или 43,3% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с 2010 годом на 64,4% (в реальном выражении – на 7,3%), здравоохранение – на 60,7% (в реальном выражении – на 4,9%) (ПРИЛОЖЕНИЕ Г.1).

Расходы на национальную экономику составили 15,5 трлн. руб., или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Увеличившись по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%.

Более 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам банков.

В 2011 году в структуре расходов в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80,3% от всех расходов (в 2010 году – 74,4%).

Расходы на заработную плату и начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 23,6 трлн. руб., или 29,7% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,6% в 2010 году).

Средства консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, по итогам 2011 года составили 15,2 трлн. руб., или 19,1% всех расходов (в 2010 году – 25,7%). По сравнению с 2010 годом эти расходы увеличились на 11,2% (в реальном выражении – сократились на 27,4%).

Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,2% вместо 2,1% в 2010 году.

Консолидированный бюджет в 2011 году исполнен с профицитом в размере 6,2 трлн. руб., или 2,3% ВВП (в 2010 году – дефицит – 2,6% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в 2011 году исполнен с профицитом в размере 8,6 трлн. руб. (3,1% ВВП). Доходы бюджета составили 115 трлн. руб. (41,9% ВВП), расходы – 106,8 трлн. руб. (38,8% ВВП).

За 2011 год в республиканский бюджет поступило 54,2 трлн. руб., что на 79,0% больше 2010 года (в реальном выражении – на 16,8%).

Налоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год составили 44,6 трлн. руб. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 60,2% (в реальном выражении – на 4,6%).

Неналоговые доходы республиканского бюджета за 2011 год сложились в сумме 9,6 трлн. руб. и по сравнению с 2010 годом увеличились на 294,9% (в реальном выражении – на 157,8%).

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (34,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (28,0%), акцизы (10,3%), налог на прибыль (5,2%).

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 52 трлн. руб., что на 51,5% больше, чем в 2010 году (в реальном выражении меньше на 1,1%).

Расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») заняли 20,2% в общем объеме расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 32,7% в структуре всех расходов (ПРИЛОЖЕНИЕ Г.2).

Доходы республиканского бюджета превысили расходы на 2,2 трлн. руб. (0,8% ВВП).

По итогам 9 месяцев 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 112,5 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,7% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6 % ВВП (в январе-сентябре 2011 года – 29,1 % ВВП).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90 %) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2012 года в бюджет поступило 98,9 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились на 19,5% (в реальном выражении).

Неналоговые доходы за 9 месяцев 2012 года сложились в сумме 13,4 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2011 года увеличились на 39,8% (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.1).

Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2012 года на 91,4 % обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,8 %), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,1 %), налога на прибыль (16,1 %), подоходного налога (13,5 %), акцизов (8,0 %), налогов на собственность (3,9 %).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 9 месяцами 2011 года вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,9 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе-сентябре 2012 года составили:

· по налогу на добавленную стоимость - 31,4 трлн. руб. (увеличение к соответствующему периоду 2011 года на 13,8% в реальном выражении);

· по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности - 17,9 трлн. руб. (увеличение на 8,6%);

· по налогу на прибыль - 15,9 трлн. руб. (увеличение на 46%);

· по подоходному налогу - 13,4 трлн. руб. (увеличение на 23,5%);

· по акцизам - 7,9 трлн. руб. (увеличение на 15,4%);

· по налогам на собственность - 3,9 трлн. руб. (увеличение на 14,2% в реальном выражении).

В структуре консолидированного бюджета 59,5 % составляют доходы республиканского бюджета и 40,5 % доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.2).

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществляется следующим образом.

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределяются налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачисляются в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций, не указанных выше.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2012 г. профинансированы в сумме 107 трлн. руб. (на 26,5% выше уровня января-сентября 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,5 п.п., составив 29,1% ВВП.

Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Финансирование расходов в январе-сентябре 2012 г. в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме раздела «Охрана окружающей среды». Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,6 раза (в реальном выражении), из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы – в 1,7 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – на 55,5% в реальном выражении, что в определенной мере связано с девальвацией белорусского рубля в прошедшем году. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 4,3 п.п. по сравнению с январем-сентябрем 2011 года.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 45,4 трлн. руб., или 42,4% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на социальную политику увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2011 года на 14,9% в реальном выражении (ПРИЛОЖЕНИЕ Е.1).

Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам.

Расходы на национальную экономику составили 21 трлн. руб., или 19,6% всех бюджетных расходов вместо 20% в январе-сентябре 2011 года. В реальном выражении расходы по этому разделу увеличились на 24%. Почти 50% всех бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.

В разрезе экономической классификации значительная часть бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 31,3 трлн. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 9% в реальном выражении, составив 29,3% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 21,7 трлн. руб. бюджетных средств, или 20,3% всех расходов. По сравнению с январем-сентябрем 2011 г. капитальные расходы увеличились на 52,1%.

Консолидированный бюджет в январе-сентябре 2012 года исполнен с профицитом в размере 5,5 трлн. руб., или 1,5% ВВП (в январе-сентябре 2011 года профицит составлял 2,5% ВВП).

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-сентябре 2012 года исполнен с профицитом в размере 7,2 трлн. руб. (2% ВВП). Доходы бюджета составили 152,3 трлн. руб. (41,5% ВВП), расходы – 145,1 трлн. руб. (39,5% ВВП).

За 9 месяцев 2012 года в республиканский бюджет поступило 66,8 трлн. руб., что на 19,1% (в реальном выражении) больше, чем в аналогичном периоде 2011 года.

Налоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2012 года составили 56,8 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились на 15,8%. Неналоговые доходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2012 года сложились в сумме 10,0 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2011 года увеличились на 42%.

Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета занимают налог на добавленную стоимость (33,4%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (26,8%), акцизы (11,8%), налог на прибыль (6,5%) (ПРИЛОЖЕНИЕ Е.2).

Расходы республиканского бюджета в январе-сентябре 2012 г. профинансированы в сумме 66,7 трлн. руб., что на 27,4% больше (в реальном выражении), чем в январе-сентябре 2011 г. На расходы социальной направленности (разделы «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», «Образование», «Социальная политика») приходилось 20,5% всех расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 30,8% в структуре всех расходов.

Расходы на поддержку отраслей национальной экономики заняли 19,4% в структуре расходов республиканского бюджета.

Бюджетные средства направлялись в основном на компенсацию процентов по кредитам банков. Такие расходы составили 38,3% в расходах республиканского бюджета на национальную экономику, и более 72% - на сельское хозяйство.

Расходы по обслуживанию государственного долга составили 6,7% всех расходов республиканского бюджета.

Расходы республиканского бюджета превысили доходы на 157,1 млрд. руб. (0,04% ВВП).

Совет Республики 10 октября одобрил законопроект «О республиканском бюджете на 2013 год».

Доходы и расходы по проекту республиканского бюджета на 2013 год предусматриваются в сумме 121,72 трлн. руб. (рост на 26,1% по сравнению с 2012 годом). При этом субсидии и субвенции, которые передаются в 2013 году из республиканского бюджета в местные бюджеты, составят 39,8 трлн.

В результате, ресурсы местных бюджетов по доходам и расходам будут сформированы в сумме 112 трлн. руб., что на 28% больше, чем в 2012 году.

Структура доходов консолидированного бюджета в следующем году существенно не изменится. Доля НДС составит 30%, поступлений от внешнеэкономической деятельности - 15%, налога на прибыль - 14,5%, подоходного налога - 12,8%, акцизов - 8,3%, доходов от управления госсобственностью - 8,3%.

По прогнозу Минфина, поступления НДС в следующем году вырастут на 29% до 59 трлн. руб., налога на прибыль - на 51% до 29 трлн. руб., доходы от внешнеэкономической деятельности вырастут на 17,5% и составят 29,8 трлн. руб., поступления акцизов вырастут в 1,5 раза и превысят 16,4 трлн. Поступления налога на собственность, который направляется в местные бюджеты, запланированы в сумме 4 трлн. руб., подоходного налога (также зачисляется в местные бюджеты) - более 25 трлн.

В результате, уровень централизации средств в консолидированном бюджете составит в 2013 году 31,3% ВВП при снижении налоговой нагрузки до 27,6% ВВП.

Руководство Минфина подчеркивает, что основной особенностью бюджета-2013 является опережающий рост капитальных расходов, которые вырастут на 42,7%. При этом объем финансирования государственной инвестпрограммы составит 6,3 трлн. руб., что в 1,7 раза больше (в реальном выражении прирост составит 17%).

Кроме того, в следующем году Беларусь будет проходить пик платежей по внешнему госдолгу - они увеличиваются в 2 раза, до 3,2 млрд. долл. Основная сумма платежей приходится на погашение ранее привлеченного кредита МВФ, в 2013 году платежи по кредиту составят 1,7 млрд. долл.

При этом бюджет традиционно сохраняет социальную направленность - расходы консолидированного бюджета на образование в следующем году составят 34,1 трлн. руб., на здравоохранение - 26,3 трлн. руб., на социальную политику - 14 трлн. На сдерживание тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве и транспорте будут использованы субсидии бюджета в сумме 16 трлн. руб.

Общий объем ассигнований на поддержку реального сектора экономики в следующем году превысит 10 трлн. руб., в том числе на удешевление процентных ставок по банковским кредитам будет направлено более 9 трлн. Бюджетная поддержка сельского хозяйства в следующем году составит 15 трлн. руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.043 с.)