Принципы функционирования бюджетной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы функционирования бюджетной системы



Бюджетная система – органическая часть финансовой системы государства.

1) принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;

2) принцип полноты - отражение в бюджетах и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

3) принцип реалистичности - соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического Бюджетная система как экономическая категория представляет собой совокупность финансовых отношений государства с юридическими, физическими лицами и регионами, по формированию и использованию централизованного денежного фонда (бюджетов), методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями в их иерархии и соподчиненности.

Бюджетная система основывается на следующих принципах:
развития Республики Казахстан и регионов;

4) принцип транспарентности - обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;

5) принцип последовательности - соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

6) принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств;

7) принцип приоритетности - осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;

8) принцип ответственности - привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан;

9) принцип самостоятельности бюджетов - установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, свободных остатков средств местных бюджетов в вышестоящий бюджет, за исключением случаев, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации.


Уточнение бюджета: причины и условия.

Уточнение бюджета – процесс внесения изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете.

Принципы уточнения в бюджете: своевременность, обоснованность, сбалансированность.

Условия, порождающие необходимость уточнения бюджета: изменение экономической ситуации, вызвавшей сокращение поступлений в бюджет, изменение законодательных актов, приводящих к сокращению поступлений или рост расходов бюджета.

Уточнение бюджета допускается при соблюдении следующих условий: по итогам 1 квартала план по доходам должен быть выполнен на 30%, по итогам 1 полугодия –на 60%, по итогам 9 месяцев – на 80%.

Предложения по уточнению бюджета вносятся бюджетной комиссией соответствующего уровня, рассматриваются и утверждаются Парламентом или соответствующими маслихатами.

Проблема. Перерасход бюджета, недопоступление налоговых и неналоговых платежей, коррупция.

Секвестр - необходимость введения запрета на расходование бюджетных средств. Применение механизма секвестра может осуществляться по решению правительства РК или местного исполнительного органа. Если суммам секвестра не превышает 10%, при превышении требуется решение местного маслихата. В зависимости от приоритетности и социальной направленности бюджетных программ Закон о республиканском бюджете определяет перечень бюджетных программ, по которым не допускается секвестирование.

Проблема. Неосвоение бюджета происходит из-за нарушения ритмичности поступлений бюджетных средств и нарушения графика сдачи объектов (недостроенные объекты программы «100 школ, 100 поликлинник»), необеспеченность условий реализации программы, неорганизованность исполнителей. Социально-экономические последствия неосвоения негативно отражаются на благополучии и настроении населения, ухудшая качество жизни и снижая конкурентоспособность общества.

 


Бюджетное устройство РК: понятие и структурные звенья

Бюджетное устройство – организационное строение бюджетной системы государства и взаимодействие ее составных частей, а также принципы построения бюджетной системы.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. Бюджетное устройство включает в себя два элемента – бюджетную систему и бюджетное регулирование. Некоторые авторы в качестве элемента бюджетного устройства выделяют принципы и порядок разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы государства.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории государства, место и роль каждого их них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Все эти нормы в совокупности образуют институт общей части бюджетного права – бюджетное устройство.--

Бюджетная система – совокупность бюджетов различных уровней и видов, методов и способов их составления, рассмотрения, утверждения и исполнения, бюджетных отношений и регулирующих их финансово-правовых норм, уполномоченных государственных органов в сфере бюджетной деятельности и методов бюджетного контроля за формированием и распределением бюджетов, а также за использованием бюджетных ресурсов. В бюджетную систему Республики Казахстан, являясь ее самостоятельными частями, входят бюджеты двух уровней – республиканский бюджет и местные бюджеты (бюджеты административно-территориальных единиц).

В зависимости от государственного устройства Республики Казахстан различают два вида бюджетов: 1) республиканский бюджет; 2) местные бюджеты. К местным бюджетам относятся областные, городские, районные, районные в городах.

Оценивая бюджетную систему Республики Казахстан с точки зрения ее типа, можно отметить, что юридически она провозглашена в качестве децентрализованной и построенной на принципе автономности, но фактически этого уровня еще не достигла. Причиной тому выступает неравномерность распределения доходов между республиканским и местными бюджетами, в результате чего основная доля государственных доходов попадает в республиканский бюджет, а доходы, которые

закреплены за местными бюджетами, не покрывают их самых минимальных расходов. Поэтому приходится включать механизм бюджетного регулирования. Это ставит каждый бюджет в зависимость от вышестоящего, в силу чего говорить об автономности и самостоятельности бюджетов, особенно низших ступеней, не приходится.

В соответствии с Бюджетным кодексом РК помимо бюджета, утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, предусматривается возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный государственный бюджет – это бюджет, включающий в себя все финансовые ресурсы государства и принимаемый при введении чрезвычайного положения на территории республики. Это бюджет с особым, более жестким правовым режимом использования средств.

В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредоточиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах республики в целом, а также на местном уровне. Консолидированный бюджет – это свод денежных средств самостоятельно функционирующих республиканского и местных бюджетов, который используется для расчетов и анализа.

Бюджетное регулирование – процесс сбалансирования бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства.

Бюджетное регулирование охватывает собой такие явления, как: 1) структура доходов и расходов бюджетов различных уровней; 2) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; 3) порядок сбалансирования доходных и расходных частей каждого бюджета.

Целями бюджетного регулирования являются обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы и сбалансирование каждого ее элемента и всей системы в целом.

Выделяют следующие методы бюджетного регулирования.

1. Распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему.

2. Установление постоянно закрепленных доходов отдельных бюджетов, представляющих собой доходы, права на которые возникают на основании закона (например, Указа Президента РК “О налогах и других платежах в бюджет”).

Республиканский бюджет имеет следующие постоянно закрепленные доходы: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, специальные платежи и налоги с недропользователей, сборы за регистрацию эмиссии ценных бумаг, таможенная пошлина, зарубежные кредиты и займы, доходы от приватизации и разгосударствления.

Местные бюджеты имеют следующие постоянно закрепленные доходы: земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, сборы за право занятия отдельными видами деятельности, с аукционных продаж и т.д., государственная пошлина.

3. Установление регулирующих доходов отдельных видов бюджетов.

Регулирующие доходы – это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год или на долговременной основе. Ежегодные нормативы отчислений утверждают ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно вышестоящие представительные органы. В Республике Казахстан регулирующими доходами являются некоторые общегосударственные налоги (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и акцизы).

4. Межбюджетная дотация – это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. В соответствии с законодательством дотация предоставляется в случаях, если постоянно закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня.

5. Межбюджетное кредитование – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из вышестоящего бюджета для конкретных целей в нижестоящий бюджет для выравнивания социально-экономического развития административно-территориальных образований.

 

 


15. Формирование и планирование доходов бюджета

Поступления – это доходы поступающие в государственный бюджет. Доходы – это денежные средства поступающие на безвозмездной основе. Элементы доходной части:

1. КПН

2. ИПН, НДС, Акцизы, налог на сверхприбыль

3. Налог на экспортируемую сырую нефть

4. Бонусы, Роялти

5. Соц налог

6. Земельный налог

7. Налог на транспорт

8. Налог на имущество

9. Налог на гос акции

10. Пошлины (Сбор за регистрацию радиоканалов, за размещение наружной рекламы и т.д.)

Неналоговые поступления – это обязательные невозвратные поступления, не имеющие твердо установленную ставку. На долю налоговых и неналоговых поступлений приходится 85-90% бюджета. Кроме налоговых и неналоговых поступлений, также к поступлениям относят займы от международных организций.

Планирование поступлений в государственный и республиканский бюджеты, в Национальный фонд Республики Казахстан по категориям, классам и подклассам единой бюджетной классификации осуществляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.

Формирование и планированиепоступлений доходов является составной частью бюджетного процесса. Осуществляется в соответствии с Законом РК «О налогах и неналоговых платежах в бюджет», Бюджетным Кодексом РК и др. нормативными актами.

При этом учитываются макроэкономические показатели плана социально-экономического развития республики и регионов, фискальной политики, экономического анализа поступлений за отчетные периоды и ожидаемой оценки текущего периода. Основными макроэкономическими показателями используемыми для прогнозирования бюджета являются: объем ВВП, объем денежной массы, размеры фонда оплаты труда, индекс инфляции, объем товарооборота, объем экспорно-импортных операций, курс национальной валюты.

Основными этапами формирования бюджетов по доходам являются определение объемов налоговых поступлений. Затем – неналоговых поступлений. Следующий – прогнозирование поступлений от продажи основного капитала, определение поступлений трансфертов, сумм от погашения выданных кредитов, продажи финансовых активов и правительственные займы.

Основными принципами планирования поступлений бюджета являются:

1) принцип полноты – планирование всех поступлений в бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

2) принцип преемственности – планирование поступлений в бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан, основанное на прогнозах социально-экономического развития, с учетом итогов бюджетного мониторинга;

3) принцип обоснованности – планирование доходов бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений и обоснованность их объемов;

4) принцип единства – применение единого подхода к определению прогнозных показателей поступлений в бюджет по административно-территориальным единицам;

5) принцип реалистичности – соответствие прогнозных показателей поступлений в бюджет и в Национальный фонд Республики Казахстан параметрам и направлениям прогнозов социально- экономического развития и бюджетных параметров страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.02 с.)