Эссе. Раскройте основные причины и социально-экономических последствия дефицита и профицита бюджета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссе. Раскройте основные причины и социально-экономических последствия дефицита и профицита бюджета.



Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета - превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит - расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит - с отрицательным. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак.

 

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Наличие хронических бюджетных дефицитов в мировой практике свидетельствует о существовании определенного причинно-следственного механизма. Причинно-следственная диалектика бюджетных дефицитов следующая: в первую очередь, бюджетный дефицит влияет на сокращение объема сбережений в общенациональном масштабе, которое вызывает рост процентной ставки, меньшей доступности кредитных ресурсов для частного сектора. В результате повышается обменный курс национальной валюты, что влечет уменьшение объемов инвестиций и экспорта, увеличение импорта. Такое состояние обуславливает дефицит внешнеторгового баланса, в результате чего возникает дефицит платежного баланса Эти негативные последствия имеют текущий характер и проявляются в течение бюджетного процесса.

Однако уменьшение объемов других видов деятельности, обусловленная дефицитом, может иметь и более отдаленные негативные побочные эффекты. Например, спад инвестиционной деятельности влечет сокращение акционерного капитала, производственных мощностей, объемов производства. Такое сокращение является причиной снижения уровня производительности труда и реальной зарплаты, что негативно влияет на проценты, ренту. Соответственно, продолжает наращиваться государственная задолженность, в результате чего снижается доверие инвесторов, сокращаются иностранные инвестиции, нерезиденты вывозят свой капитал за границу. В результате формируется чрезмерный государственный долг, который создает риск дефолтолта.

 


Эссе. В чем проявляется влияние экономического кризиса на структуру республиканского бюджета.

Особо инфы нету. Есть только на примере кризиса 2008-2009.

Бюджетная политика Казахстана в 2007–2008 годах оставалась стабильной, с профицитом бюджета и низким уровнем государственного долга. В 2008 году благодаря высоким ценам на нефть исполнение доходов бюджета не стало проблемой для правительства. Положительную роль тут сыграло и введение с мая 2008 года таможенной пошлины на экспорт нефти. В результате таможенные доходы в 2008 году выросли в три раза по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году вступил в силу Налоговый кодекс, которым были предусмотрены некоторые новшества:

· снижены ставки на корпоративный подоходный налог1 с 30 % до 20 %, отменены требования по уплате авансовых платежей для малого и среднего бизнеса;

· снижен НДС с 13 % до 12 %, в два раза увеличен объем минимального оборота, не облагаемого НДС;

· введена единая ставка социального налога — 11 % вместо регрессивной шкалы.

Падение цен на нефть, снижение налоговых ставок, замедление деловой активности вызвали снижение доходов бюджета в 2009 году (см. табл. 1). Однако поступления от продажи углеводородных ресурсов, доля которого выросла с 40 % до 60 % экcпорта, позволяли ежегодно наращивать расходы бюджета темпами, превышающими темпы экономического роста. Рекордный рост расходов в 2005 году объясняется проведением в тот год президентских выборов. Такой уровень расходов поддерживался массированными вливаниями в бюджет из Национального фонда. Совокупные расходы из Национального фонда за 2008–2009 годы составили 16,3 млрд долл.

В 2008 году рост ВВП снизился до 3,2 %. Но наиболее сильно влияние глобального кризиса на экономику Казахстана сказалось в 2009 году, когда значительное падение произошло в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, транспорте, финансовой деятельности, производстве и распределении электро­энергии, газа и воды. В результате рост ВВП Казахстана в 2009 году составил лишь 1,2 %, что является самым низким уровнем начиная с 1999 года.

Таблица 1. Структура доходов республиканского бюджета, % ВВП



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.)