Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета



Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

§ Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

§ Легально контролирует действия правительства

§ Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

§ Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

§ Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов и использования расходов имеет практически каждый экономический институт (предприятие, фирма, отрасль экономики, банк, экономические и финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Доходы государственного бюджета:1).Налоги на доходы юридических и физических лиц; 2).Поступления от реального сектора (налог на прибыль); 3).Поступление косвенных налогов и акцизов; 4).Пошлины и неналоговые сборы; 5).Региональные и местные налоги;

Расходы государственного бюджета: 1).Промышленность; 2).Социальная политика; 3).Сельское хозяйство; 4).Государственного управление; 5).Международная деятельность; 6).Оборона; 7).Правоохранительная деятельность; 8).Наука; 9).Здравоохранение;

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.

Источники финансирования бюджетного дефицита

§ Внутренее финансирование:

◦ выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

◦ бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

◦ использование средств центрального банка

§ Внешнее финансирование:

◦ продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

◦ кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

◦ кредиты иностранных правительств

◦ Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.

Требования к бюджету:

§ Бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики.

§ Должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней. Что способствует автономности бюджетов.

§ В бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Бюджетный дефицит–это превышение расходной части бюджета над доходной.

Причины дефицита госбюджета:

1. Рост теневого бизнеса.

2. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

3. Спад общественного производства и уменьшение поступления налогов в госбюджет.

4. Увеличение бюджетных расходов на оборону и реализацию принятых социальных программ.

5.Непоследовательная финансово-экономическая политика.

6.Рост инфляции и выпуск «пустых» денег.

Меры по снижению бюджетного дефицита:1. Конверсия.2. Переход от финансирования к кредитованию.3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.4. Снижение расходов на управление государством.5. Изменение системы налогообложения.6. Повышение роли местных бюджетов.7. Приватизация государственной собственности.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) государственные займы (выпуск и продажа государственных ценных бумаг);

2) ужесточение налогообложения;

3)эмиссия денег, или “сеньораж”, т.е. печатание денег.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета могут быть внутренние и внешние займы:

Внутренними заимствованиями являются: кредиты, полученные Правительством РФ от крупных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешними заимствованиямияв-ся: кредиты правительств иностранных государств и международных финансовых организаций; средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.

Государственный долг и его формы. Государственный долг выступает в двух основных формах – государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги и записи ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Основное назначение государственного долга – быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач: фискальной – получить финансовые средства для нужд государства и регулирующей – использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

Регулирование государственного долга. Основное направление регулирования государственного долга – это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности. Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику. Важный канал регулирования государственного долга – приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т.е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

 

 

44. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. 1. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. - Распределительная и пере распределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти. 2. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. - Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия. - разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия; - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики; - однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период; - научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок налогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению - дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования; - стабильность (устойчивость) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа; - использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; - четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные (центральные), республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные. 3.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ. В результате реформы налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные -включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящем налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. 4.ВИДЫ НАЛОГОВ. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. (П. 1 ст. 12 НК РФ) Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ (П.6 ст.12 НК РФ) Федеральные налоги и сборы Статья 13 НК РФ: · Налог на добавленную стоимость · Акцизы · Налог на доходы физических лиц · страховые взносы · Налог на прибыль организаций · Налог на добычу полезных ископаемых · Водный налог · Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов · Государственная пошлина Региональные налоги Статья 14 НК РФ: · Налог на имущество организаций · Налог на игорный бизнес · Транспортный налог Местные налоги Статья 15 НК РФ: · Земельный налог · Налог на имущество физических лиц Специальные налоговые режимы Пункт 2 статьи 18 НК РФ: · Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН) · Упрощенная система налогообложения · Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности · Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции · Патентная система налогообложения

Фискальная политика государства. Под фискальной полити­кой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и ожив­ления экономики. Механизм воздействия государства на пред­принимательскую деятельность и экономику страны при помо­щи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.011 с.)