Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правовое регулирование правоотношений,
Содержание книги
- Особенности государственного управления в советский период
- Методологические основы современного управления. Системный подход.
- Сущность и разновидности управленческого консультирования
- Особенности принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления.
- Современные технологии управления персоналом
- Формы государственного политического устройства
- Современное российское государство. Форма правления и форма государственного устройства
- Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России
- Президент РФ избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами РФ.
- Структура института президентской власти (администрация Президента РФ, совет безопасности РФ, полномочные представители Президента РФ, госудасртвенный совет РФ)
- Срок полномочий депутатов - пять лет. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители. Выборы в государственную думу назначаются президентом РФ раз в пять лет.
- Государственная и муниципальная собственность в РФ: понятия, правовая база, органы управления
- Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.
- Финансирование законодательных (представительных) органов Государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.
- Основные направления государственной социально-экономической политики РФ
- Доходы и расходы местных бюджетов
- Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета
- Правовое регулирование правоотношений,
- Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Рассмотрение обращения:
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. (Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.)
Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами). Различают две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную. Унитарное государство - это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований). Федеративное государство - объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом.
Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
Территориальной единицей признается обособленная часть территории области в виде одного или нескольких поселений с прилегающими землями и установленными границами.
Равноправие субъектов Фед-ции проявляется в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73 Конст-ции РФ
Территориальные единицы области подразделяются на единицы базового ипервичного уровня территориального устройства обл.
К базовому уровню территориального устройства области относятся города областного значения и районы.
К первичному уровню территориального устройства области относятся иные территориальные единицы. Таким образом, конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов.
1.районы и города республиканского, областного (краевого) значения.
2.города районного значения, районы в городах, поселки, сельские поселения.
Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработке сельскохозяйственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.
Города являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.
По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе РФ) значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.
Обеспечение нормального функционирования крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и много-численным населением обусловило их деление на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.
Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.
К городским поселениям относятся также поселки, являющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Они отличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.
К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы.
Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.
Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения(села, станицы, деревин, хутора, аулы), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством.
Муниципальный район- административно-территориальная единица, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных иисторических особенностей, наличия жилых комплексов, объектов муниципальной инфраструктуры.
Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.
На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей созда-ются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.
В РФ имеются также закрытые административно-территориальные образования, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных к др. материалов, военные объекты.
Принципы административно-территориального устройства
экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения, состояния путей сообщения.
национальный принцип предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ.
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 22 республика. Эти республики отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения.Все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.
В составе Российской Федерации б краев, 49 областей 3 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, Севастополь. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ.
Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
АО- национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Он является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
50. Особенности территориальной организации населения России
Под территориальной организацией общ-ва понимается сочетание, совокупность взаимосвязанных и функционирующих территориальных систем, объединяемых системой управления для воспроизводства в соответствии с целями развития и на основе действующих экономических законов.
Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).
Отраслевая или компонентная структуры отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей.
Хозяйственный комплекс страны образует следующие группы отраслей:
- отрасли материального пр-ва: промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, общественное питание;
- отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.
- социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, управление, оборона.
Различные элементы отраслевой структуры, локализуясь в пространстве, создают хозяйственные комплексы, образующие территориальную структуру экономики. В её основе лежит территориальное разделение труда, базирующееся на природном, демографическом и иных факторах. Территориальная структура представляет собой членение систем народного хозяйства по территориальным единицам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, так её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации. Для районов начального хозяйственного освоения характерны очаговая структура – обособленное расположение отдельных центров производства и населения при сохраняющихся вокруг больших неосвоенных пространствах или разбросанная структура – редкое размещение отдельных пунктов при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения. Элементы территориальной структуры являются самостоятельными системами и при этом весьма многообразными. Закономерности их формирования проявляются в тех признаках, которые характеризуют основные функции систем. По этим признакам территориальные системы можно классифицировать следующим образом:
- интегральные территориальные системы – экономические районы, административно-территориальные единицы, территориально-производственные комплексы, т.е. достаточно большие территории, объединяющие все расположенные на них взаимосвязанные подсистемы;
- частные территориальные подсистемы – территории, выделенные по отраслевой принадлежности (промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, транспортные, услуги и т.д.) или функциональному признаку (материального производства, расселения, природоиспользования и др.). В результате взаимодействия частных подсистемобразуются интегральные территориальные подсистемы;
- региональные системы – территории, территории характеризующиеся внутренней дифференцированностью производства и разнообразием ресурсов;
- локальные системы – территории, отличающиеся высокой концентрацией производства и населения при ограниченной ресурсной обеспеченности. Локальные системы являются центрами роста и развития регионов, обеспечивающими окружающие территории продуктами и услугами. Примерами локальных систем являются города.
Экономические районы как интегральные территориальные системы объединяют различные функциональные элементы: производственно-экономическую подсистему, социально-экономическую подсистему и эколого-экономическую подсистему. Процесс формирования экономических районов общем виде выглядит следующим образом: отраслевое разделение труда (обособление отраслей, как специализированных видов деятельности), территориальное разделение труда (обособление территорий по видам деятельности), выделение районов как специализированных территориальных частей национальной экономики, интеграция экономики внутри р-нов (образование комплексных экономических р-нов).
Крупные экономические районы – макрорайоны – отличаются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью специализации.
Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов.
Социально-экономический фактор означает, что территориальное устройство соответствует социально-экономическим, исторически сложившимся общностям тех или иных территорий.
Однако односторонней подчинённости территориального устройства объективным процессам территориального системообразования не существует. Обратная связь заключается в самостоятельном воздействии на эти процессы административных границ. Длительное функционирование систем и структур управления в неизменных границах – очень важный и вполне самостоятельный организационно-управленческий фактор территориального системообразования.
Этнический (национальный) фактор проявляется в определении границ административно-территориальных единиц с учётом сложившихся ареалов расселения народов России.
Роль исторического фактора связана с преемственным характером современного территориального устройства страны.
Значение политического фактора заключается в создании механизмов укрепления территориальной целостности государства, развитие системы федерализма и всех его составляющих.
Административно-территориальное деление и его виды.
Административно-территориальное деление страны эволюционирует по мере развития социально-экономических связей между регионами, а так же новых политических приоритетов в формировании территориальных сообществ.
Существует несколько видов деления общей территории России:
На макроуровне происходит деление на две макро-зоны:
1. Европейская зона.
2. Восточная зона.
Внутри них начинается подразделение на экономические районы. Экономический район обладает специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, возникшую естественным путем на основе природных ресурсов.
На сегодняшний день выделяют 11 крупных экономических районов:
1. Северный. 2. Северо-западный.3. Центральный.4. Волго-вятский.
5. Центрально-черноземный.6. Северокавказский.7. Уральский.8. Западносибирский.9. Восточносибирский.10. Дальневосточный.11. Калининградский
Чтобы добиться координации деятельности региональных властей и повысить эффективность управления экономическими районами, создано 8 федеральных округов:1. Центральный.2. Южный.3. Приволжский.4. Уральский.5. Сибирский.6. Дальневосточный.7. Северо-западный.8. Северо-Кавказский.
Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 85 субъектов Российской Федерации.
Существует несколько точек зрения относительно выхода из сложившейся ситуации:
1. Проведение нового административно-территориального деления исключительно по экономическому признаку.
2. Проведение деления исключительно по территориальному признаку.
3. Постепенное доведение политического статуса краев и областей до уровня республик. При этом предлагается постепенно укрупнять территории субъектов федерации исключительно по экономическому признаку.
51. Межрегиональные связи. Отраслевая структура размещения экономики
Межрегиональные связи – один из важнейших рычагов развития экономики региона, который позволяет обеспечивать омские предприятия необходимым для производства сырьем и комплектующими материалами, содействует обеспечению устойчивых поставок на омский рынок товаров, которые не производятся на территории области.
В современных условиях возрастает значение межрегионального обмена. При анализе современного уровня развития межрегиональных экономических связей (МЭС) и оценке их на перспективу критерием результативности может служить максимальное удовлетворение потребностей отраслей региона в необходимых ресурсах, а его населения — в товарах и услугах, как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других стран и областей. Перспективы участия регионов, субъектов РФ в международном разделении труда в условиях либерализации внешнеэкономической деят-ти определены Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (от 3 июня 1996 г.).
Государственное регулирование внешнеэкономической деят-ти (ВЭД) предусматривает уровни: межгосударственный, федеральный, региональный, локальный.
Система государственного регулирования ВЭД включает: программные методы: межправительственные договоры, госзаказ, госконтракт, федеральные, региональные программы; экономические методы: прямое регулирование, лицензирование, квотирование, дотации и субвенции, прямое финансирование, централизованные вложения; косвенные методы: регулирование цен, таможенное регулирование, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов. Программно-целевой метод управления развитием внешнеэкономической деят-ти региона предполагает разработку долгосрочных договоров, соглашений о сотрудничестве с территориально-экономическими структурами стран дальнего и ближнего зарубежья; решение важных народно-хозяйственных задач на основе последовательного включения отраслей специализации в систему мирохозяйственных связей.
Отраслевая структура размещения экономики (на примере РФ):
Базовые межотраслевые комплексы промышленности – это комплексы топливно-энергетический, металлургический и лесостроительных материалов.
Топливо и электроэнергия - важнейшие факторы жизнеобеспечения страны и каждого региона. Будучи ресурсами многоцелевого назначения, они создают широкую материально-производственную основу развития всей экономики и ее различных территориально-хозяйственных образований (промрайоны, узлы, ТПК и т. д.).
Топливно-энергетический комплекс — главное опорное звено народного хозяйства. Наряду с ТЭК важная роль принадлежит межотраслевым комплексам металлургии и лесостройматериалов, которые обеспечивают регионы основными конструкционными и строительными (инвестиционными) материалами, формируя основную массу преобладающей в хозяйственном обороте промежуточной продукции.
В России сосредоточено 48 трлн. м3, или 2/5 мировых разве-данных запасов, природного газа (потенциальных - втрое больше), огромные ресурсы — около 20 млрд. т — нефти и газового конденсата (1/7 мировых запасов), 6,4 трлн. т общих геологических запасов угля (более половины — на глубине до 300 м), причем 2/3' каменного (в том числе 10% — коксующихся марок), свыше 273 млн. кВт потенциальных гидроэнергоресурсов, почти 56 млрд. т разведанных ресурсов железных руд, 73 млрд. м3 запасов древесины (гослесфонд) и т. д.
52. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика государства
Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хоз-ва за наиболее выгодные условия произ-тва и реализации товаров.
Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ, а так же в следующих нормативных правовых актах:
1) ГК РФ;
2) Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред от 2008 г.);
3) Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 147-ФЗ (в ред. от 28.09.2010 г);
4) Закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 29.11.2010 г.).
Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:
1.по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
2.монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
3.монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам, как при совершенной конкуренции;
4.монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса.
Конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.
Однако необходимо учитывать, что без должного государственного воздействия конкуренция может порождать негативные проявления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики.
Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:
подкупа; шантажа; предоставления заведомо ложной информации потребителю; сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства; сокрытия дефектов для потребителя; промышленного шпионажа; подделки продукции конкурентов, хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке. Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.
Поддержка конкуренции - комплекс государственно-правовых мер, направленных на ограничение недобросовестной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг.
поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики.
Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:
1.интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
2.поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
3.создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.
Одним из негативных проявлений конкуренции является то обстоятельство, что она создает предпосылки для монополизации рынка. Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.
Антимонопольная политика— система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.
Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
1.прямое регулирование цен;2.налогообложение;3.регулирование естественных монополий.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства,законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
53. Федеральные целевые комплексные программы развития регионов России
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.
Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации”. К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:
- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
- содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
- достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.
Нормативная база разработки и реализации федеральных целевых программ
Разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программы по развитию регионов осуществляются в соответствии с Федеральным Законом “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” (принят Государственной Думой 10 ноября 1994г., подписан Президентом Российской Федерации 13 декабря 1994г., №60-ФЗ), Федеральным законом “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” (принят Государственной Думой 23 июня 1995г., подписан Президентом Российской Федерации 20 июля1995г. № 115-ФЗ), Федеральным законом “Об экологической экспертизе” (принят Государственной Думой 13 марта 1995г., подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995г. № 174-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997г. № 305 и.т.д.
Эти предложения в большинстве случаев направляются в Правительство Российской Федерации (иногда - Президенту Российской Федерации, который дает указания Правительству об их рассмотрении, иногда - непосредственно в Минэкономики России). Правительство Российской Федерации направляет указанные предложения на заключения в Министерство экономики, Министерство финансов и Госкомитет по науке и технологиям, а также в некоторые другие федеральные министерства и ведомства (в зависимости от содержания будущей программы - например, в Министерство топлива и энергетики, Министерство путей сообщения, и.т.д.. В качестве таких требований перечислены:
· приоритетность предлагаемых к решению важнейших задач социально-экономического, оборонного, научно-технического, природоохранного и другого характера;
· невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки ее решения;
· необходимость координации межотраслевых связей длярешение проблемы, предлагаемой для программной разработки;
· учет приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов;
· предварительная оценка социально-экономической эффективности и последствий от реализации разрабатываемой программы.
Вместе с тем эти общие требования практически меняются от периода к периоду: в зависимости от социально-экономической обстановки и возможностей государственной поддержки на первый план выходят то одни, то другие из этих требований. Общая же тенденция состоит в ужесточении требований к проблемам и территориям, претендующим на то, чтобы стать объектами федеральных целевых программ.
По итогам рассмотрения предложения региона о разработке программы Министерство экономики, с учетом мнения Министерства финансов и Госкомитета по науке и технологиям и других федеральных и региональных органов исполнительной власти формирует заключение и направляет его в Правительство Российской Федерации, которое и принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы (или отклоняет внесенное предложение) и определяет ее государственного заказчика (по сложным и масштабным программам, как, например, по Дальневосточной программе, может быть несколько заказчиков по основным направлениям и государственный заказчик-координатор).
Каждая из них должна обязательно включать следующие разделы:
· содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами;
· основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;
· система программных мероприятий, в том числе меры по трудоустройству, включая создание новых рабочих мест, переподготовку и социальную защиту высвобождаемых работников в результате реализации программы (на первые 1-2 года реализации программы программные мероприятия должны быть разработаны более детально, включая вопросы их финансирования, и иметь бизнес-планы с социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями);
· ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации);
· механизм реализации программы;
· организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;
· оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы;
· паспорт программы.
В Государственной Думе в настоящее время идет работа над концепцией специального закона о федеральных целевых программах регионального развития.
Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.
Основные задачи региональных программ:
§ выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
§ формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
§ сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
§ максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
§ развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
§ охрана окружающей среды;
§ преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
§ формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
§ духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
54.Формирование местных бюджетов. Доходы, расходы, налоги (20)
Каждый бюджет, вне зависимости от его уровня в бюджетной системе, состоит из доходов и расходов. Первичным источником доходов бюджетов является национальный доход общества, а расходы бюджетов, нахо |
|