Особенности государственного управления в советский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности государственного управления в советский период



Научные школы управления

 

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1 этап. Экон. учение дорын. эпохи - включает экон. учения Др мира и средневековья. В это время экон мысли выражали философы и религиозные деятели. Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экон знания не систематезированы, отдельной науки пока нет. Первая школа экон науки – меркантилизм (от итал. «меркани» – торговец). Основная сфера, создающая богатство – сфера обращения. Богатство страны приумножается в результате внешней торговли. Мерк-изм в своем развитии прошел два этапа: монетаризм и протекционизм. Представители мерк-зма: Т. Мен, А. Монкретьен, Ж-Б. Кольбер; в России – Ордын-Нащекин, Петр I, И. И. Посошков. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, к-ые источником общ. богатства признавали пр-дство, причем только в сельском хозяйстве. Основоположник школы - Франсуа Кенэ.

2 этап. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века в этот период сформировалась класс эконом. наука, начало к-ой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экон. теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты класс экон науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у к-ого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый эконом. субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность числен. рабочих по зараб. плате (ЗП) меньше единицы, т. е. увеличение ЗП, ведет к увеличению раб. силы и наоборот; единственная цель капитала - получение максим. прибыли; ЗП определяется спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. Марксистское экон. учение вышло на арену с середины 19в. как одна из вершин теорет. мысли того времени. В главном своем произведении «Капитале» Марксом дано достаточно глубокое теорет. отражение условий развития капитализма 18-19в. Однако нек-ые положения или устарели, или изначально были ошибочным

3 этап. Период развития учения о регулировании рын. экон 30-х гг. 20 века. Принцип экон. либерализма обнаружил свою несостоятельность, появилась идеи соц.контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. рег-ния эк-ки. Опирался на то, что рын. эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т. к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление - Неолиберализм - сторонники к-ого отстаивают принцип саморегулирования. Во-1, они исходят из того, что рынок как наиболее эффект. система хоз-тва создает наилучшие условия для экон роста; Во-2, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экон дея-ти. Гос должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиб школа - монетаризм - экон теория в к-ой денежная масса играла роль определяющего фактора (изменение кол денег ведет к изменению объема производства). Лидер монет Фридман попытался доказать вредность излишней регламентации и вмешательства гос-тва в экон. Сторонники считают, что рын.механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесие между предложением и спросом, между пр-вом и потреблением. Вмешательство гос может вызывать нарушение равновесия, снижение экон эф-сти. Другое направл - неокейнсианство - выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания гос. регулирования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д. Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть - в сочетании гос. и рын. регулирования эк-ки. Сочетание гос. производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

Общая характеристика моделей управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

- по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

- по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами гос. регулирования, социальная рыночная, модель гос. управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

• по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

- по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

- по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

- по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;

- по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;

- по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

- по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой упр-ой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

Субъекты РФ: статус, виды, состав.

Состав субъектов РФ

Российская Федерация состоит из следующих субъектов (ст. 65 Конституции РФ):республик; краев;областей;городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);автономной области;автономных округов.

Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации уста­навливается в первую очередь Конституцией России, федеральны­ми законами, а также другими правовыми актами. Так, республи­ки принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы.

Основные вопросы статуса урегулированы Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Правовой статус субъектов РФ в решающей степени гарантируется Конституци­ей РФ, изменения гл. 3 - 8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъек­ты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Администрация Президента РФ

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия, для реализации Президентом его полномочий. АП готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов. АП контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.

АП обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, объединениями, союзами, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств и т.д.

За время своего существования структура и состав АП РФ многократно менялась.

Нынешняя структура АП утверждена Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года «Об Администрации Президента РФ»

В соответствии с указом у Руководителя АП имеется два заместителя. В состав АП входят полномочные представители Президента в органах государственной власти, при Европейском суде по правам человека, полномочные представители Президента в федеральных округах.

В состав АП входят 12 самостоятельных управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента. В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности.

АП обеспечивает деятельность Государственного Совета, иных советов и комиссий при Президенте. В Администрации насчитывается около 2000 государственных служащих. Самыми крупными из подразделений Администрации являются Контрольное управление, Государственно-правовое управление, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ.

АП - государственный орган, юридическое лицо, но не хозяйствующий субъект. Материально-техническим, финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента. Это самостоятельный федеральный орган исполнительной власти и не входит в состав Администрации.

Совет Безопасности РФ

Прообразом СБ можно считать СБ СССР, образованный 26 декабря 1990 года. На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодоление последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение стабильности и правового порядка в обществе.

Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года был образован СБ РФ - «для обеспечения реализаций функций президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, защите прав и свобод граждан.

СБ осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ состоит из постоянных членов СБ, назначаемых Президентом РФ, в число которых входят Председатель Правительства РФ, и Секретарь С Б. Постоянными членами СБ назначаются министр обороны РФ, министр иностранных дел, директор ФСБ. Членами СБ могут являться также руководители федеральных министерств и ведомств, назначаемые Президентом РФ.

Председателем СБ является Президент РФ.

Основными рабочими органами СБ являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности СБ. (приложение 1)

Научное обеспечение деятельности СБ осуществляет научный совет, состав которого утверждает Президент РФ.

На научный совет возлагаются следующие функции:

- развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности;

- проведение сравнительного анализа теоретических положений и практических мероприятий по национальной безопасности зарубежных стран;

- участие в рассмотрении и оценки информации о состоянии национальной безопасности РФ и др.

В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего образования, а также отдельные специалисты.

Деятельность СБ обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ, согласованному с Руководителем Администрации Президента.

Аппарат СБ осуществляет подготовку к заседаниям СБ и материалов к ним; готовит проекты резолюций СБ; разрабатывает проекты федеральных законов и УАЗов Президента РФ; обеспечивает действие межведомственных комиссий и научного совета при СБ.

Таким образом, СБ занимает важное место в системе органов по обеспечению полномочий Президента РФ, играет заметную роль в политике по обеспечению национальной безопасности России.

Государственный совет РФ

Государственный Совет - это совещательный орган при Президенте РФ, образованный 1 сентября 2000 года. Председателем ГС является Президент РФ, членами - по должности высшие должностные лица субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Совета в составе семи его членов, подлежащий ротации один раз в полгода. Заседания Совета проводятся регулярно, но не реже одного раза в три месяца. Президиум заседает по мере необходимости.

К основанным задачам ГС относятся:

1) содействие реализации полномочий Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти;

2) содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Также ГС призван проводить по предложению Президента РФ обсуждение федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение, в том числе вопросов о федеральном бюджете.

Таким образом полномочия Президента РФ осуществляются через механизм президентской власти, структуры которого отвечают каждый за свою сферу деятельности.

 

Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции, структура и роль в государственном управлении

Парламент РФ — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума совместно образуют Счетную палату.

Совет Федерацииявляется «верхней» палатой Федерального Собрания— парламента РФ. В него в соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Срок полномочий -5 лет.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты;

комитеты Совета Федерации (сейчас 10).

Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ; (4 человека) и председатель комитета Совета Федерации;

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

 

Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правовой статус, функции, структура и роль в государственном управлении

Госуда́рственная ду́ма —нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации.

Прав.статус – установленное нормами права совокупность прав и обязанностей субъекта права.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы м. б. избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать ввыборах

. Одно и то же лицо не м.б. одновременно и деп. Г.Думы, и членом Сов. Фед-ции. Г.Дума избирает из своего состава Председателя.

Порядок формирования Г.Д.– выборы. Порядок выборов депутатов Г.Думы устанав-ют фед. законы «О выборах депутатов Г.ДумыФед. Собрания РФ», «Об основных гарантиях избират. Прав и права на участие в референдуме граждан РФ». С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Списки предоставляют политические партии. Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Полномочия Г.Думы 1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; 2) Выражение недоверия Правительству РФ; 3) Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; 4) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 5) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 6) Выдвижение обвинения против Президента РФ; 7) Объявление амнистии; 8) Обращение в Конституционный Суд РФ.

Структура ГД: 1.Депутаты. 2.Председатель ГД (сейчас Нарышкин Сергей Евгеньевич). 3.Совет ГД. 4.Первый заместитель Председателя ГД (Сейчас Жуков Александр Дмитриевич, Мельников Иван Иванович)5.Заместители Председателя ГД (сейчас их 6). 6.Фракции (сейчас: Единая Россия – 238 депутатов, КПРФ - 92, ЛДПР - 56, Справедливая Россия - 64).7.Комитеты (постоянный орган); 8.комиссии ГД - временный орган (по обороне, по транспорту, по бюджету, по безопасности, по образованию, и т.д. Сейчас комитетов – 30, комиссий – 6). 9.Аппарат ГД.

Вторая группа федеральных органов исполнительной власти выполняет функции государственного управления в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. В нее входят: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ.

Третья группа органов федеральной исполнительной власти осуществляет управление в социально-политической и социально-культурной областях. В систему органов социального обеспечения также входят: Государственная служба занятости населения РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Четвертую группу составляют государственные органы, осуществляющие деятельность в сфере внешних сношений, во главе с Министерством иностранных дел РФ.

Главными элементами деятельности исполнительной власти становятся информация, прогноз, программирование, обеспечение единых условий хозяйствования для субъектов рыночных отношений, создание инфраструктуры и региональная политика, контроль, надзор и др.

Правительство РФ.

Конституция РФ называет Правительство РФ органом, стоящим во главе исполнительной власти. Однако, это не совсем верно, поскольку решения Правительства могут быть отменены Президентом РФ, так как именно Президент формирует Правитель​ство РФ, которое действует в пределах срока полномочий Прези​дента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Структура правительства: 1).Председатель (сейчас Медведев Д.А.). 2)первый заместитель председателя правительства РФ (сейчас Шувалов И.И.). 3) Шесть заместителей председателя правительства РФ. 4) Аппарат Правительства (руководитель Сурков Владислав Юрьевич). 5) Органы при правительстве (например, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Информационное телеграфное агентство России, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве, и др.). 6)Гос. фонды (пенсионный фонд, фед. фонд обязательного мед.страхования, фонд соц. страхования).

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

2.Фед. министерства, фед. службы и фед. агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, фед. службы и фед. агентства, подведомственные этим фед. министерствам (МИД, Минюст, и т.д., Фед. миграционная служба, Фед. служба исполнения наказаний, Фед. агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству).

3.Фед. министерства, фед. службы и фед. агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, фед. службы и фед. агентства, подведомственные этим фед. министерствам (Министерство здравоохранения и социального развития,Министерство культуры, Министерство образования и науки, Министерство энергетики, Фед. служба по труду и занятости, Фед. агентство по образованию, и т.д.).

Федеральный орган м.б. в ведении какого-то министерства, м.б. отдельно, н-р антимонопольный комитет.

Территориальные органы в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг, по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ.

 

 

I) мировые судьи;

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

II) районные суды (основное звено);

Районный суд является судом первой инстанции для большинства гражданских, уголовных и административных дел. Не вступившие в силу Решения (приговоры) районного суда, вынесенные им как первой инстанцией, могут быть обжалованы в апелляционном порядке (вступившее - в кассационном) в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.

Также районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.

Компетенция районного суда

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

III краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

Краевые, областные и иные равные им суды рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела; в качестве судов вто­рой инстанции проверяют приговоры и решения районных, городских су­дов, не вступившие в законную силу; в качестве надзорной инстанции про­веряют приговоры и решения районных, городских судов, вступившие в законную силу. Таким образом, суды среднего звена действуют в качестве суда любой из трех инстанций.

Краевые, областные и равные им суды в качестве судов первой инстан­ции обязаны рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной. Кроме того, эти суды вправе изъять любое гражданское дело из рай­онного (городского) суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сто­рон. Как правило, это дела, имеющие большую сложность или обществен­ное значение. В качестве суда первой инстанции по уголовным делам крае­вые, областные и другие равные им суды рассматривает уголовные дела, отнесенные УПК к их подсудности. Это дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, терроризме и некоторых других особо тяжких преступлениях.

Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ Установленное число депутатов должно составлять:

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Срок полномочий депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией субъекта РФ и не может превышать пять лет, избираются по пропорциональной системе.

Порядок формирования: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией субъекта РФ

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

- по вертикали - одноименному федеральному министерству

-по горизонтали - высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.12 с.)