Качества управленческих кадров – в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качества управленческих кадров – в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы



6) Избыточная численность государственных управленцев

7) Отсутствие развитых информационных технологий

 

63. Проблемы развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Итак, по своей роли в обществе местное самоуправление уникально. Однако реальных достижений в его становлении и развитии в современной России оказалось меньше, чем преград.

Одной из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое столетиями жило в условиях тоталитарного правления, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того, чтобы граждане восприняли идеи местного самоуправления, необходима огромная разъяснительная работа.

Другой причиной является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления. Отдельные политики вообще считают, что осуществление местного самоуправления равносильно развалу России. Они аргументируют свои взгляды тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти сверху донизу, и становится невозможным проводить в жизнь государственную политику. Они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных звеньев общества.

Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах.

Еще одна немаловажная проблема — дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Подготовка таких кадров требует длительного времени.

Местное самоуправление в России еще нетвердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России. Важнейшую роль в этом будет играть реализация положений Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Можно выделить следующие основные задачи местного самоуправления на современном этапе:

1) развитие народовластия;

2) создание реальных механизмов осуществления власти народа и системы гарантий права населения на местное самоуправление;

3) содействие развитию гражданского общества и правового государства;

4) стабилизация политической ситуации в государстве;

5) обеспечение основных жизненных потребностей населения на всей территории Российской Федерации.

 

64) Правовые основы местного самоуправления.

Согласно ФЗ-131 от 06.10.2003 Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

 

1. КОСТИТУЦИЯ РФ (ст.3,8,9,12,72, Гл.8);и нормы международного права (напр. Европейская хартия о местном самоуправлении)

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ. Среди них базовое систематическое значение имеет ФЗ «Об общих принципах…» от 16.09.03г. Все другие ФЗ в данной сфере не могут ему противоречить. Этот ФЗ в настоящее время действует лишь в отдельных его частях. Порядок и сроки введения его в действие определяется органами законодательной власти субъектов РФ. Среди других ФЗ непосредственное отношение к местному самоуправлению имеют:

- ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления»;

- ФЗ «О муниципальной службе»;

- ФЗ «О конституционных правах граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

3. ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ (по юридической силе они здесь всегда уступают федеральным). Региональное законодательство здесь имеет очень важное значение. Закон «Об общих принципах…» 16.09.03г. обязывает субъекта Федерации принять следующие законы в данной сфере:

- базовый закон о местном самоуправлении в данной регионе (Закон Московской области о местном самоуправлении в Московской области);

- Закон «Об избрании предназначенных органов и иных выборных должностных лиц»;

- Закон «О территориальных основах местного самоуправления в данном регионе»;

- Закон «О муниципальной службе в данном регионе».

Помимо общих законов региональная законодательная власть по своему усмотрению может принимать и другие.

4. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА: указы президента, постановления правительства РФ, подзаконные акты исполнительной власти субъектов РФ.

5. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ по юридической силе (в порядке убывания) эти подзаконные акты образуют следующую систему:

- Устав муниципального образования (акты, принятые на местном референдуме);

- Решения представляющих органов местного самоуправления;

- Постановление Главы муниципального образования, постановления Главы местной администрации;

- Приказы отдельных структурных подразделений местной администрации. Подзаконные акты местного самоуправления не могут противоречить с подзаконными актами государства, они соотносятся следующим образом:

- по вопросам местного значения они имеют большую юридическую силу;

- по остальным вопросам уступают по юридической силе.

 

Если ОМСУ полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

 

65. Территориальная организация местного самоуправления.

В разных субъектах РФ сложились следующие основные модели территориальной организации местного самоуправления.

МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Территориальная (районная) модель предполагает выделение района как единого МО, которому подчинены населенные пункты районного подчинения (волости, поселки). В городах районного значения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района имеются территориальные администрации, подчиненные администрации района. Преимуществом этой модели служит то, что более крупное МО может располагать достаточным бюджетом, позволяющим ему решать проблемы входящих в него населенных пунктов. К недостаткам рассматриваемой модели можно отнести низкую степень инициативности граждан организовывать на этом уровне полноценную работу в сфере самоуправления.

При использовании поселенческой (волостной) модели статусом МО наделяется определенный круг административно-территориальных единиц (города, волости, сельсоветы), тогда как на уровне административного района или его подразделения создаются органы государственной власти на местах, а местное самоуправление отсутствует. К несомненным преимуществам приведенной модели относится то, что власть МО в этом случае территориально больше приближена к населению, а потому и подконтрольна ей. Недостатком же этой модели является отсутствие возможности у малых территориальных образований иметь право на реализацию МСУ.

Двухуровневая модель — включает в себя наделение правами МО сразу двух субрегиональных уровней: районного и поселкового (внутри района), с соответствующим разделением между ними полномочий, собственности и доходов. Новая редакция ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» создает нормативно-правовую основу для развития именно этой модели. МО (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на три типа: поселения (городское или сельское), муниципальный район, городской округ.

Границы МО устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. 2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли; 4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; 5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры; 6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок (более 1000 чел. (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 чел.) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов, менее 1000 чел. каждый (для территории с выс. плотностью нас-я - менее 3000 чел. каждый); 7) сельский нас. пункт с численностью нас. менее 1000 чел., как правило, входит в состав сельского поселения; 8) статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с числ-ю нас. менее 1000 чел.; 10) административным центром мун. Р-на может считаться город (поселок), имеющий статус гор. округа и расположенный в границах мун. района; 11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его админ. центра и обратно, а границы мун. района - с учетом транспортной доступности. 12) территория нас. пункта должна полностью входить в состав территории поселения; 13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; 14) территория гор. округа не входит в состав территории мун. района; 15) границы мун. района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного с/у мун. района, а также для осуществления на всей территории мун. района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам Ф.з-ми и законами субъектов РФ; 16) территория поселения должна полностью входить в состав территории мун. района. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных мун. районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных мун. районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ.

Наделение МО статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Изменение границ МО осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ, федеральных органов государственной власти.

Преобразованием МО является объединение МО, разделение МО, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование МО осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ или федеральных органов государственной власти.

Все муниципальные образования подлежат включению в единый реестр муниципальных образований РФ.

 

66. Полномочия и предметы ведения местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления — необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.

Закрепляемые нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

Конституция Российской Федерации (ст. 130), Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 6) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”. Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названный выше Закон в круг предметов ведения включают также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают:

а) вопросы местного значения;

б) отдельные государственные полномочия.

В соответствии с Конституцией Российской федерации и законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относится: 1. Организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе муниципального образования. 2. Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления. Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования. 3. Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. 4. Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

Муниципальные образования организуют, содержат и развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

Муниципальные образования создают условия для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

В ведении муниципальных образований находятся также: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; организация, содержание и развитие муниципальных служб: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; организация и содержание муниципальной информационной службы; создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; организация и содержание муниципальных архивов; обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Осуществление контроля за соблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.

Муниципальные образования обеспечивают контроль за соблюдением своих уставов, общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования. В ведении муниципальных образований находятся вопросы контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Муниципальные образования участвуют в охране окружающей среды на территории муниципального образования, а также осуществляют иную контрольную деятельность в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

В ведении муниципальных образований находятся также отдельные государственные полномочия.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Вместе с тем они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

67. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном управлении.

КРФ (ст.130 п.2) предусматривает, что МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые ОМСУ.

Местный референдум - высшая форма народовластия на муниципальном уровне, в целях решения непосредственно населением вопросов МЗ. Итоги подлежат официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории МО и не нуждается в утверждении ОГВ или ОМСУ.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного ОМСУ, выборных ДЛ МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальные выборы назначаются ПО МО в сроки, предусмотренные уставом МО.

Голосование по отзыву депутата, проводится по инициативе населения в порядке, установленном ФЗ, законом СРФ. Основаниями для отзыва депутата, его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом МО и подтвержденные в суд.порядке.

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО. Голосование проводится на всей территории МО или на части его территории и назначается ПО МО.

Сход граждан в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения. Сход граждан осуществляет полномочия ПО МО.

Правотворческая инициатива граждан ФЗ №131-ФЗ предусматривает наделение граждан правом на внесение в ОМСУ собственных проектов МПА или изменений к действующим, по вопросам МЗ. Проект МПА, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Публичные слушания для обсуждения проектов МПА по вопросам МЗ с участием жителей МО. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, ПО МО или главы МО. 1) проект устава МО, изменения и дополнения устава; 3) проекты планов и программ развития МО, 4) вопросы о преобразовании МО.

Опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения Результаты опроса носят рекомендательный характер.

ТОС самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО, (микрорайон, дом, подъезд) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам МЗ. ОТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава. В нем (Терр. ТОС, Цели и задачи, Органы управ. ТОС, срок, порядок принятия решений).

Конституция РФ (ст. 33) устанавливают право граждан обращения в ОМСУ, к депутатам и должностным лицам МСУ.

68. Организация территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании.

В соответствии с 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:

ТОС - «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории МО (территориях поселений, не являющихся МО, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им ОТОС.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом МО и (или) нормативными правовыми актами ПО МО.

ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории

В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий ОТОС;

4) порядок принятия решений и др.

Органы ТОС: 1) представляют интересы населения, проживающего на соотв.территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хоз-ную деятельность по благоустройству тер-рии, иную хоз. деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соотв. территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и ОМСУ с использованием средств местного бюджета; 4) вправе вносить в ОМСУ проекты МПА, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МСУ, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

ТОС обычно возглавляет председатель или другое по наименованию лицо, а в сельских и других малых населенных пунктах, не являющихся поселениями,— староста.

Исполнительный орган может возглавлять. директор (исполнительный директор). В небольших ТОС функции председателя и директора могут быть совмещены.

Функции Председателя ТОС: представляет интересы жителей; разрабатывает и представляет планы развития ТОС, сметы расходов; осуществляет приём граждан; предоставляет отчёт о деятельности ТОС. По отдельным вопросам деятельности ТОС могут избираться общественные комиссии (например, по работе с подростками, благоустройству, общественному порядку и т.п.). Председатель и иные должностные лица, а также органы ТОС должны быть подотчетны собранию (конференции).

В отличие от ОМСУ ТОС:

не имеют властных полномочий (это — общественное самоуправление), хотя и могут наделяться отдельными распорядительными полномочиями по решениям мун. органов;

не носят обязательного характера (на какой-то части территории МО они могут действовать, на другой — нет); не имеют законодательно установленного перечня решаемых вопросов, его устанавливают сами жители применительно к местным условиям;

могут заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью;

иметь или не иметь статус юридического лица.

Как общественная организация ТОС может оказывать помощь неимущим, организовывать досуг для подростков, людей пожилого возраста и т.п. Выступая в качестве посредника между жителями и властью, ТОС может участвовать в согласовании земельных отводов, составлении планов соц.-эконом. развития, благоустройстве территории, составлять списки жителей, которые нуждаются в поддержке, отстаивать интересы жителей перед коммерческими организациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.004 с.)