Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и роль гос и мест БюджетаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и роль государственного и местного бюджета Согласно ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В материальном аспекте гос-ный (местный) бюджет есть централизованный в масштабах определенного гос-ного или муниц-ного образования денежный фонд, являющийся собственностью государства, его территориального подразделения или МО-ния, от имени которых осуществляют формирование и использование бюджетных средств соот. компетентные ОГВ или ОМСУ. В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов страны. Как экономическая категория бюджет есть совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общезначимых задач государства и МО-ний и выполнения функций соот. органов ГВ или МСУ. Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу, необходимую для функционирования государства и муниципальных образований в целом, для выполнения ими своих задач. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны, т.е. для выполнения задач общего значения в рамках соот. территории. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления содержатся за счет средств соответствующего бюджета. При этом в непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики, которая затрагивает в той или иной степени все направления жизнедеятельности общества. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления, исходя из задач этой политики. Наличие денежного фонда в виде бюджета создает возможности маневрирования при распределении средств на потребности общества, исходя из приоритетности на опр. отрезке времени для страны в целом или ее регионов. В результате бюджет служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития. Роль бюджета в федеративном государстве, каковым является Россия, имеет и особые стороны: он способствует реализации региональной и национальной политики Российского государства соответственно конституционному принципу федерализма. Среди основных целей региональной политики определены: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепления общероссийской общности на основе соблюдения прав человека. Бюджет используется также для развития международных связей России и участия в международных организациях, межправительственных комиссиях и т.п., обусловленных процессами глобализации в мировом сообществе, что требует затрат бюджетных ресурсов. Важной является роль бюджета в укреплении взаимоотношений с государствами СНГ (средства для реализации совместных программ социально-экономического и иного характера).
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ БП Понятие и предмет бюджетного права, его источники Российское бюджетное право (как подотрасль фин. права) – это система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (т.е. предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс. Бюджетное право занимает центральное место в системе финансового права. Имея свой особый предмет регулирования, бюджетное право вместе с тем связано с другими разделами и институтами ФП. Это обусловлено положением бюджета в фин. системе страны – его главенствующей и координирующей ролью в нем. Специфика предмета бюджетного права: 1) в регулируемых им отношениях в качестве субъектов бюджетного права выступают непосредственно РФ, регионы и МО-ния, являясь собственниками казны опр. уровня, а также соот. органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции; 2) эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (федерального уровня и субъектов РФ), а также МО-ний в форме соот. бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства и его территориальных образований. Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативные правовые акты представительных и исполнительных ОГВ и МСУ, в которых содержатся нормы бюджетного права. На федеральном уровне: 1) Конституция РФ – она содержит нормы общего характера, которые определяют осн. принципы и формы взаимоотношений в бюджетной сфере, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Помимо них ряд статей КРФ непосредственно устанавливают исходные начала бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72 КРФ, определяющие сферу искл. ведения РФ и сферу совместного ведения РФ и ее субъектов в данной области; ст. 101 (СФ и ГД ФС РФ образуют Счетную палату для контроля за исполнением федер. бюджета), 104 (проекты ФЗ, предусматривающие расходы средств федер. бюджета, вносятся при наличии заключения Правительства РФ), 106 (проект ФЗ и ФБ подлежит обяз. рассмотрению СФ), 114 (Правительство РФ разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Гос. Думе отчет об исполнении федерального бюджета), устанавливающие основы порядка утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 о бюджетных правах ОМСУ и др. 2) ФКЗ («О Правительстве РФ» - он закрепляет полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере); 3) ФЗ (основным ФЗ, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 БК РФ, кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ); 4) подзаконные акты Президента РФ (их мало, они регулируют порядок предоставления господдержки за счет средств федерального бюджета опр. категории лиц); Правительства РФ (определяют основы правового статуса ФОИВ, наделенных полномочиями в бюджетной сфере, порядок управления средствами Фонда национального благосостояния и т.д.); Министерства финансов РФ и ведомств, наделенных правом нормотворчества (ФТС России). На региональном уровне: Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ, акты исполнительных ОГВ субъектов РФ. На муниципальном уровне: акты представ.и исп. органов МСУ по вопросам местного бюджета.
БК РФ КАК ИСТОЧНИК БП Бюджетный кодекс РФ как источник бюджетного права Бюджетный кодекс РФ – впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный федеральный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране. Кодекс введен в действие с 1 января 2000 г. Впоследствии в него неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Кодекс действует в редакции ФЗ от 27.07.2010. В соответствии с преамбулой, БК РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Кодекс призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой, оказать воздействие на формирование непротиворечивого бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов ОМСУ. В БК РФ входят сл. части: 1 – Общие положения (содержит правила о бюджетном законодательстве РФ и бюджетных полномочиях всех уровней публичной власти); 2 – Бюджетная система РФ (содержит разделы, регулирующие бюджетное устройство РФ, доходы и расходы бюджетов, их сбалансированность); 3 – Бюджетный процесс в РФ (содержит разделы, предметом регулирования которых выступают участники бюджетного процесса, их полномочия; составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; их последующее исполнение; кроме того, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности; государственный и муниципальный фин. контроль); 4 – Ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ (данная Часть содержит правила о мерах принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ и основаниях их применения к нарушителям; полномочия органов, исполняющих бюджеты в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства; конкретные виды правонарушений в области бюджетного права); 5 – Заключительные положения.. На протяжении периода действия БК РФ его нормы продолжают уточняться и совершенствоваться, отражая предпринимаемые в последнее время реформы (административные и бюджетно-финансовые). Значительные изменения и дополнения, в частности, были внесены ФЗ от 26 апреля 2007 № 63-ФЗ. Он уточнил понятия бюджетного права (оставил лишь экономические их признаки), круг его субъектов и их компетенцию, Новеллой стало правило о рассмотрении проекта федерального бюджета не в четырех, а в трех чтениях. Предусмотрено постепенное вступление некоторых норм названного ФЗ в действие с момента опубликования до 1 января 2011 года включительно (ст. 5 ФЗ № 63).
БПО. СУБЪЕКТЫ БПО. Бюджетные правоотношения, их субъекты Бюджетные правоотношения — это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, уст-ном БК РФ. Этим правоотношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: 1) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных гос-ных или муниц-х денежных фондов общего (публичного) значения, находящиеся в собственности соот. терр-ного образования; 2) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, гос-ного или муниц-го образования; 3) в бюджетных правоотношениях обязательно и непосредственно участвуют в качестве субъектов государство, гос-ные или муниц-ные образования или соответствующие ОГВ и МСУ, представляющие их интересы. Согласно ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относятся: 1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления гос-ных и муниц-х заимствований, регулирования гос-ного и муниц-го долга; 2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Субъекты бюджетных правоотношений – это участники конкретных общественных отношений по образованию, распределению и использованию средств бюджетов всех уровней, вступившие в них для реализации своих юридических обязанностей и прав, закрепленных бюджетным законодательством РФ. Участниками бюджетных правоотношений являются: 1) государство и его территориальные подразделения (РФ в целом, субъекты РФ, МО-ния); 2) Президент РФ; высшие должностные лица субъектов РФ, главы МО-ний; 3) законодательные (представительные) ОГВ и представительные органы МСУ; 5) исполнительные ОГВ (исполнительно-распорядительные органы МО-ний); 6) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации (Центральный банк РФ; коммерческие банки и небанковские кредитные организации (РКЦ); 7) органы гос-ного (муниц-ного) финансового контроля; 8) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств; 9) главные администраторы и администраторы доходов бюджета; 10) главные администраторы и администраторы источников финансир-я дефицита бюджета.
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА Бюджетное устройство и бюджетная система в РФ Согласно БК РФ (ст. 6), бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и гос. устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов. Включение в бюджетную систему бюджетов гос. внебюджетных фондов является весьма условным, поскольку такие фонды существенно отличаются от гос. и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом. Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Т.е. бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. Так, для России как федеративного государства характерны три уровня бюджетной системы — федеральный бюджет, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (в т.ч. бюджеты наукоградов и ЗАТО). Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления, для обеспечения их расходных обязательств. В качестве основы бюджетного устройства БК РФ закрепил сл. принципы бюджетной системы: 1) единства бюджетной системы РФ; 2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ3) самостоятельности бюджетов; 4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; 5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;6) сбалансиро-ванности бюджета; 7) результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; 9) прозрачности (открытости); 10) достоверности бюджета; 11) адресности и целевого характера бюджетных средств; 12) подведомственности расходов бюджетов; 13) единства кассы. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ; согласованные принципы бюджетного процесса; единую денежную систему; использование единых форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, единой бюджетной классификации; единство санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Самостоятельность бюджетов означает право самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными ОГВ и МСУ; право определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличие собственных источников бюджетных доходов, запрещение изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов.
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе Первоначально БК РФ определял доходы бюджета как поступающие в бюджет денежные средства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соот. с зак-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ. Впоследствии данное определение утратило юридические признаки, в редакции ФЗ от 26.04.2007 акцент был сделан на экономической стороне понятия: доходы бюджета определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соот. с БК РФ источником финансирования дефицита бюджета. Все предусмотренные зак-вом доходы бюджетов по социально-экономическому признаку делятся на неск-ко групп: 1) доходы, поступающие от предприятий и других организаций различных форм собственности; 2) доходы от использования государственного и муниципального имущества; 3) доходы от государственной внешнеэкономической и иной деятельности; 4) поступления от личных доходов граждан. Такая группировка имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. БК РФ (ст. 41) выделяет виды доходов бюджетов в зависимости от их формы: 1) налоговые (т.е. от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним); 2) неналоговые (доходы от использования гос. и муниц. имущества, от его продажи, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, иные суммы принудительного изъятия), средства самообложения граждан и др.); 3) безвозмездные поступления (дотации, субсидии, субвенции из других бюджетов бюджетной системы РФ и иные межбюджетные трансферты; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования). В зависимости от порядка зачисления в бюджет в теории ФП выделяют доходы закрепленные и регулирующие. Закрепленные доходы бюджетов – это доходы, которые в соот. с зак-вом полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной основе закреплены за соот. бюджетом. БК РФ называет их «собственными доходами бюджетов» (ст. 47). В отличие от закрепленных доходов, регулирующие передаются в опр. бюджет не на постоянной основе, а на конкретный бюджетный период (напр., год) в целях сбалансирования его доходов и расходов. Это доходы, полученные бюджетом нижестоящего уровня для обеспечения его сбалансированности из средств вышестоящего бюджета (это межбюджетные трансферты). Доходы бюджетов распределяются в бюджетной системе в зависимости от сл. критериев: 1) уровень (вид) налогов (федеральные налоги закрепляются за федеральным бюджетом, региональные – за бюджетами субъектов РФ, местные налоги – за местными бюджетами). Однако ФЗ могут устанавливаться нормативы отчисления части федер. налогов в бюджеты субъектов РФ. В отд. случаях федер. источники могут быть непосредственно закреплены за местными бюджетами (напр., госпошлина - частично). В свою очередь, зак-во субъектов РФ вправе закреплять свои доходные источники за местными бюджетами. 2) форма собственности используемого или продаваемого имущества (федеральная государственная, государственная субъектов РФ, муниципальная); 3) уровень подчиненности бюджетного учреждения, оказывающего услуги населению; 4) характер нарушенного зак-ва РФ. Так, штрафы за нарушение законодательства, регулирующего наиболее важные общест. отношения, подлежат зачислению в федер. бюджет по нормативу 100%. Это зак-во о конст. строе, гос. власти РФ, обороне и безопасности гос-ва, гос. границе, обороте наркотических и психотропных веществ, об экспорт.контроле, банковской деятельности, антимонопольное зак-во, валютное, таможенное, бюджетное (в части ФБ), уголовное (в части преступлений против основ КС и безопасности гос-ва, гос. власти РФ, мира и безопасности человечества), уголовно-проц.
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6). Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов): 1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.). 2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ). 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.). 4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство;водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.). 5) жилищно-коммунальное хозяйство. 6) охрана окружающей среды. 7) образование. 8) культура, кинематография, средства массовой информации. 9) здравоохранение, физическая культура и спорт. 10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения). 11) межбюджетные трансферты. При формировании расходов бюджетов всех уровней учитываются расходные обязательства РФ, субъектов Федерации и МО. Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, МО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соот. бюджета. Конкретизирующим это понятие применительно к бюджету на опр. фин. год выступает термин «бюджетные обязательства». Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов: 1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете; 2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений; 3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества; 4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.014 с.) |