Государственный и муниципальный долг, управление гос. (муниц. ) долгом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и муниципальный долг, управление гос. (муниц. ) долгом



Публичный кредит и публичный долг следует рассматривать как две стороны одной медали. Первое есть причина второго.

Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для использования временно свободных денежных средств организаций и физических лиц в целях формирования ссудного фонда. В правовом аспекте это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и МО-ниями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и удовл-ния др. публичных интересов.

В материальном аспекте внутренний государственный долг есть общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Такой долг называют капитальным госдолгом. Аналогично дается определение муниципальному долгу.

Отношения в сфере гос. и муниц. долга регулируются гл. 14 БК РФ. В соответствии с ней:

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Выделяют внешний и внутренний гос. (муниц.) долг. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и МО-ний перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Гос. долг РФ представляет собой долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, МО-ниями, иностранными государствами, международными фин. организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Структура долговых обязательств РФ включает: 1) кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственные гарантии РФ; 5) иные долговым обязательства, ранее отнесенные в соответствии с зак-вом РФ на государственный долг РФ.

Управление гос. долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление гос. долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ. Управление муниц. долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом МО-ния (местной администрацией) в соответствии с уставом МО.

Управление гос.долгом

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация - объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Гос.долг всегда связан с дефицитом бюджета, так как существуют след.источники финансирования дефицита гос.бюджета:

1. Внутр.источники:

- кредиты, получаемые от кред.орг-й(КО) в валюте РФ

- гос.займ в виде выпуска цен.бумаг

- бюдж.ссуды от бюджетов др.уровней

2. Внеш.источники:

- гос.займы, осуществляемые в ин.валюте

-кредиты правительств ин.гос-в, банков и фирм международных орг-й, кот-е предоставляются в ин.валюте.

 

. Внутренние и внешние гос займы

Гос заимствование – займы, кот привлекаются от ФЛ и ЮЛ, от иностр гос-в и международных финансовых орг-й, по кот-м возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта.

В зависимости от видов источников гос займы:

- внешние – выражены в ин.валюте;

- внутренние – займы,выраженные в рублях.

Осуществление гос и муниц заимствований всегда ведет к образованию гос и мун долга.

Гос и мун долг – сов-тьдолг.обязательств либо РФ либо субъекта РФ либо муниц.образования(МО). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

кредитов, полученных Правительством РФ;

государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Порядок выпуска гос займов рос федопр-ся ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения гос и муниципальных ц/б», которым установлен порядок выпуска, обращение и погашение гос ц/б РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ц/б. кроме того законом закреплен ряд ключевых положений в регулируемой области,в том числе иерархия нормативных актов, необходимых для выпуска гос ц/б - постановление Правтильства РФ, нормативный акт Минфина РФ, генеральные условия эмиссии, условия эмиссии и иные распорпядительные акты Минфина России, подробно регламен-ие все вопросы эмиссии гос ц/б, вклюая ряд требований к эмитенту.

 

61. ОБЩАЯ ХАР_КА СТРАХОВАНИЯ

Страхование – совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемых со страхователей ЮЛ и ФЛ на добровольной и обязательной основе платежи, образуются специальные страховые фонды денежных средств.

Функции страхования:

распределительная

- предупредительная

- восстановительная

- сберегательная

контрольная

инвестиционная

основные черты страхования

вероятностный характер

возвратность средств

строго очерченный(замкнутый) характер перераспределитьных отношений

целевое использование создаваемого фонда

формы страхования:

добровольное

обязательное – осуществляется в силу закона по защите имущественных интересов граждан РФ, а также ЮЛ при наступлении определенных событий – страховых случаев.

А)Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Б)Обязательное страхование.

 

Объект страхования – имущественные интересы

связанные с жизнью, здоровьем трудоспособностью, пенсионным обеспечением страхователя.

связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу ФЛ, а также вреда, причиненного ЮЛ.

Страхователь – ФЛ или ЮЛ которое заключило договор на страхование.

Страховщик – страховая фирма.

 

ФЗ от 16 июля 1999 «Об основах обязательного социального страхования».

62. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗ_ГО ГОС ИМ И ЛИЧН СТРАХ_Я

Обязательное страхование делится на страхование за счет страхователей:

страхование строений;

сельскохозяйственных животных;

личное страхование пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта;

обязательное личное и имущественное государственное страхование.

Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:

1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается.

Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование).

На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.

Обязательное государственное страхование. Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета.

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

В обязательном госстраховании государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан.

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию, в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно - за счет средств бюджета.

Имущественное и личное страхование. Страхование в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли - имущественное страхование и личное страхование.

Объект имущественного страхования - имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объектом страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, так и интересы, связанные с жизнью и здоровьем застрахованного лица, т.е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.

И имущественное, и личное страхование могут выступать как в форме добровольного, так и обязательного страхования.

Страхование предпринимательских рисков. Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ".

В случае наступления страхового случая и выплаты определенной обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими и физическими лицами.

Страхование ответственности. Выделяют и такую отрасль страхования, как страхование ответственности. В этом случае в соответствии со ст. 4 Закона объектом страхования выступают имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем вреда, причиненного им личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Содержание страхования ответственности определяется "условиями лицензирования страховой деятельности" и включает в себя: страхование кредитов, страхование ответственности владельцев транспортных средств и страхование иных видов ответственности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.044 с.)