Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный кредит, его сущность, значение и формы.

Поиск

Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государственный кредит основывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.

Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1. По субъектам заемных отношений различают:

- займы, размещаемые центральными органами управления;

- займы, размещаемы территориальными органами управления.

2. По месту размещения:

- внутренние;

- внешние.

4. По сроку:

- краткосрочные (до года) (векселя);

- среднесрочные (от 1 до 5) (облигации);

- долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).

5. По обеспеченности долговых обязательств:

- закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

- беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.

6. По способу выплаты дохода различают:

- выигрышные облигации;

- процентные;

- с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).

8. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

- обязательства с правом долгосрочного погашения;

- без права долгосрочного погашения.

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

В связи с этим различают:

Государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ;

Общегосударственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

РФ не несет ответственности, по каким бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на:

а) внутренний, который выражает обязательства в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях. В объем государственного внутреннего долга включаются основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией; объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

б) внешний, выраженный в иностранной валюте. В объем государственного внешнего долга включаются объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, а также объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственные гарантии выдаются:

- при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промышленными группами;

- государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

- государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы, привлекаемые для обеспечения экспорта;

- государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования. Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга. Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые.

В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга. Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства. Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в погашение основного, ранее выданного долга.

Муниципальный долг – это общий объем долговых и других обязательств местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами, возникший из муниципальных заимствований, приянтых на себя.органом местного самоуправления поручительств и гарантий, а также обязательств третьих лиц. В зависимости от роков погашения мун.долг подразделяется на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В состав муниц.долга входят:

ü кредитные соглашения и договоры, заключенные муниципальным образованием;

ü муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

ü договоы о предоставлении муниципальных гарантий и поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

ü долговые обязательства юр.лиц, переоформленные в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления. Муниципальный долг полностью и без всяких условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления, который организует обслуживание и погашение долга в соответствии с БК РФ.

16. Страхование. Его экономическая сущность и функции. Финансы страховых организаций.

Страхование – экономические отношения по созданию специальных денежных фондов из взносов физических и юридических лиц и последущемй использованию этих фондов для возмещения тем же или другим лицам ущерба (вреда) при наступлении различных неблагоприятных событий в их жизни и деятельности, а также выплат в иных, определенных законом или договорм, случаях. В страховании обязательно наличие двух сторон: 1) специальные, государственные, взаимной и лругой организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда, - страховщика; 2) предприятий, организаций, граждан, вносящих в названный фонд установленные платежи, - страхователей. Характерные черты страхования:

- целевое назначение аккумулируемых средств, котрые расходуются лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях;

- вероятностный характер отношений, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;

- особая возвратность средств, т.к. они предназначены для выплат всей совокупности страхователей (но не каждому страхователю в отдельности).

- сущность страхования проявляется в ег функциях, они позволяют выявить особенности страхования как звена финансовой системы.

Главной определяющей является:

Þ рисковая функция, поскольку страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением стразования по оказанию денежной помощи посрадавшим;

Þ страхование имеет также предупредительную функцию, связанную с использованием части страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска;

Þ сбережение денежных сумм с помощью страхования на «дожитие» связано с потрбностью в страховой защите достигнутого семейного достатка, т.е. страхование может иметь и сберегательную функцию;

Классификация страхования есть систематизированная группировка взаимосвязанных понятий в области страхования. В соответствии действующему законодательству в зависимости от объекта страхование подрахделяется:

1. Личное страхование отражает интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя Оно,в свяою очередь, подрахделяется на страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинсок страхование.

2. Имущественное страхование связано с владением, пользованием и распоряжением различными материальнми ценностями. оно делится по формам собственности: страхование имущества государственных предприятий, прочих субъектов хозяйствования и граждан. Группировка видов имущественного страхования осуществляется в зависимости от объекта страхования: транспортное страхование, страхование грузов, страхование других видов имущества, страхование финансовых рисков.

3. Страхование ответственноси объединяет операции, связанные с возмещением страхователем приченного вреда личности или имууществу физического лица, а аткже вреда, приченного юридическому лицу. К отрасли страхования ответственности относятся страховые операции по гражанской и профессиональной ответственности, ответственности товаропроизводителей, по предприянимательским рискам.

Вид страхования – это страховые по однородным объектам в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Современная страховая практика характеризуется большим разнообразием видов страхования.

По формам страхование делится на добровольное и о бязательное.

Страховые резервы представляют собой средства, зарезервированные для будущих, отложенных выплат. Величина страховых резервов отражает размер не выполненных страховщиком обязательств на конкретную дату. Страховые резервы представляют собой страховые ресурсы и не являются доходами страховщика.

Резерв незаработанной премии предназначен для будущих выплат. Для расчета резерва незаработанной премии все виды рискового страхования делятся на установленные учетные группы по видам страхования.

Формирование резерва заявленных, но нерегулируемых убытков связано с временным фактором. Выплата страхового возмещения иногда производится серез определенное время после поступления претензии страхователя. Данный резерв образуется страховщиком для обязательств (включая расходы на урегулирование претензий) по договорам, неисполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникших в связи со страховыми случаями, произошедшими а отчетном или предшествующем ему периодах, о факте наступления которых страховщику было заявлено в установленном порядке.

стабилизационный резерв. Он является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от поведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением.

Перестрахование – организационно-правовая форма страховой деятельности,в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски на согласованных условиях другим страховщикам. Страховщик, передающий риск, является перестрахователем (цедентом), а принимающий – перестраховщиком.

Процесс, связанный с передачей части ответственности от одного страховщика к другому, называется цедированием риска, или перестраховояной цессией

Передача – прием рисков в перестрахование между двумя конкретными страховыми компаниями может быть разовой операцией, а может осуществляться на регулярной основе, в силу чего перестрахование бывает необязательным (факултативным) и обязательным (облигаторным).

Факультативный метод перестрахования отличается полной свободой возможных участников перестраховочной цессии. о есть договор может быть заключен, а может быть и не заключен. Специфической особенностью данной формы перестрахования является то, что размер страховой премии по такому договору зависит от спроса и предложения на цедируемый риск на перестраховочном рынке.

Договор облигаторного перестрахования преполагает обязательную уступку перестраховаьелем заранее согласованной части риска по всем заключаемым договорам прямого страхования. Перестраховщик соответственно обязан принять эти части риска.

Договоры перестрахования бывают пропорциональными и непропорциональными. К основным видам договоров пропорционального перестрахования относятся:

- Квотные договора (перестрахователь передает перестраховщику в перестрахование соглсно заранее установленному проценту (квоте) часть всех принятых на страхование рисков по опрденному виду ии группе видов страхования;

- Экцендентные договора –(по ним рассчитываются собственное удержание цедента, а превышение над ним – экцендент отдается в перестрахование).

Непропорциональное перестрахование появилось позже пропорционального. Расчеты в этом случае строятся либо на основании оканчательного финансового результата, либо на основе только очень крупного убытка. К непропорциональному перестрахованию относятся договоры:

- Договоры экцендента убытка(перестраховщик участвует в возмещении убытков от страхового слуая только при превышении ими обусловленной перестраховочным договором суммы;

- Договор экцендента убыточности отличается от предыдущего вида договор тем, что перестраховщик участвует в покрытии убыточности страховой суммы (представляющей собой отношение величины фактических страховых выплат к совокупной страховой сумме по договрам данного вида страхования за опрделнный период), если убыточность превысит установленный перестраховочным договором уровень.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.01 с.)