Центральный банк РФ (Банк России). Особенности правового положения, функции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральный банк РФ (Банк России). Особенности правового положения, функции



Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе и имеет в связи с этим специфический правовой статус. Это главный банк РФ, регулирующий денежно-кредитные отношения в стране. Он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем, как экономически самостоятельное учреждение он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в размере 50%. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, так же как и ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено ФЗ.

С другой стороны, ЦБ РФ выступает в качестве органа банковского регулирования и банковского надзора, наделенного государственно-властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Согласно Конституции РФ ЦБ РФ подотчетен Гос. Думе. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Гос. Думой. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ (г-83 и в-1-103 Конституции РФ).

Банк России участвует в разработке эконом.политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях. Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и проводят взаимные консультации. Уполномоченные представители Банка России вправе принимать участие в заседаниях Гос. Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики, взаимодействует с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председатель Банка России.

Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Соответственно этим целям Банк выполняет функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3) устанавливает правила осуществления денежных расчетов и проведения банковских операций; 4) обслуживает счета бюджетов всех уровней; 5) принимает решение о гос. регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает и отзывает их; 6) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, валютное регулирование и валютный контроль и др.

При регулировании денежно-кредитных отношений ЦБ РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает для них обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на одного заемщика; минимальный размер резервов, создаваемых под риски, и др.

Для осуществления надзорных функций ЦБ РФ создан Комитет банковского надзора. В отношении банков, допустивших нарушения банковского законодательства, норм.актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов, ЦБ РФ вправе применять меры воздействия принудит. характера, давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, предъявлять учредителям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка, взыскивать штраф и др. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора. По вопросам своей компетенции Банк России издает нормативные акты.

 

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ состоит из 2 уровней и включает: 1) Центральный банк РФ (Банк России) и 2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистрирован на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе и имеет специфический правовой статус. Это главный банк РФ, он является государственной федеральной собственностью. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус ЮЛ. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем как экономически самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в размере 50%. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, так же как и ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено ФЗ.

С другой стороны, ЦБ РФ выступает в качестве органа банковского регулирования и банковского надзора, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. ЦБ РФ подотчетен Гос. Думе согласно Конституции РФ. Его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Гос. Думой. Кандидатуру для назначения представляет Президент РФ. Он же ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ (г-83 и в-1-103 Конституции РФ).

Банк России участвует в разработке эконом.политики Правительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях, Банк и Правительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику и проводят взаимные консультации. Банк России взаимодействует также с Министерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системы РФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав которого входят представители палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, а также Председатель Банка России.

Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Соответственно этим целям Банк выполняет функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения расчетов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др.

При регулировании денежно-кредитных отношений ЦБ РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает для них обязательные нормативы: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на одного заемщика; минимальный размер резервов, создаваемых под риски, и др.

Центральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций, ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РФ, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них обязательных нормативов и банковского законодательства, в случае выявления нарушений - применяет к ним меры воздействия принудит.характера, дает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, предъявляет учредителям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, о реорганизации банка, о замене руководителей банка, взыскивает штраф и др. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

Кредитные организации выполняют операции по непосредственному денежно-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и граждан в соот. с государственной денежно-кредитной политикой, проводимой ЦБ РФ. Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ РФ имеет право осущ-ять банковские операции, предусм-ные названным ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, то есть является коммерческой организацией. Основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли. Данный ФЗ не относит ЦБ РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность ЦБ РФ регулируется отдельным законом.

Банковские кредитные организации (комм.банки) имеют искл. право осуществлять в совокупности сл. банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осущ-ять лишь отдельные банковские операции, на которые выдана лицензия (осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание ФЛ и ЮЛ, купля-продажа иностранной валюты и др.).

В отличие от ЦБ РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от ОГВ при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в ЦБ РФ. Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами. ОГВ и МСУ не вправе вмешиваться в деятельность КО.

В связи с фин. кризисом предпринимаются меры по совершенствованию банковской системы, в связи с чем были внесены соот. изменения в банковское законодательство. Цель данного реформирования — создание устойчивой банковской системы, способствующей развитию экономики в целом, совершенствование банковского регулирования и надзора, недопущение фин. кризиса образца 2008 года.

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КО

Кредитные организации выполняют операции по непосредственному денежно-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и граждан в соот. с государственной денежно-кредитной политикой, проводимой ЦБ РФ. Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юр. лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии ЦБ РФ имеет право осущ-ять банковские операции, предусм-ные названным ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, то есть является коммерческой организацией. Основной целью деятельности кредитной организации является извлечение прибыли. Данный ФЗ не относит ЦБ РФ к кредитным организациям, выделяя их в особую систему. Деятельность ЦБ РФ регулируется отдельным законом.

Банковские кредитные организации (комм.банки) имеют искл. право осуществлять в совокупности сл. банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физ. и юр. лиц; 2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осущ-ять лишь отдельные банковские операции, на которые выдана лицензия (осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание ФЛ и ЮЛ, купля-продажа иностранной валюты и др.).

В отличие от ЦБ РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от ОГВ при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в ЦБ РФ. Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами. ОГВ и МСУ не вправе вмешиваться в деятельность КО.

В связи с фин. кризисом предпринимаются меры по совершенствованию банковской системы, в связи с чем были внесены соот. изменения в банковское законодательство. Цель данного реформирования — создание устойчивой банковской системы, способствующей развитию экономики в целом, совершенствование банковского регулирования и надзора, недопущение фин. кризиса образца 2008 года.

НАДЗОР ЦБ

Надзор ЦБ РФ (Банка России) за деятельностью кредитных учреждений

Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные ФЗ, осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (ст. 56 ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»).

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их (ст. 59).

Для осуществления банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ФЗ санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Служащие Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соот. документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций, в т.ч. определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров ЦБ РФ.

При осуществлении банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за искл. случаев: 1) если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации; 2) по мотивированному решению Совета директоров. Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью терр. учреждения Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соот. структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния кредитной организации. Для указанных целей ходатайство структурного подразделения Банка России должно содержать указания на выявленные признаки неустойчивого финансового положения кредитной организации, если эти признаки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) кредитной организации.

Проверкой могут быть охвачены только пять календ.лет деятельности кредитной организации, предшествующие году проведения проверки (ст. 73).

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соот. с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право 1) требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, 2) взыскивать штраф в размере до 0,1 % минимального размера уставного капитала либо 3) ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % миним. размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению; замены руководителей кредитной организации; осуществления реорганизации кредитной организации; 3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев; 6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; 7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответ-ти за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло 5 лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организаци

 

Страхование вкладов физических лиц в банках России. Агентство по страхованию вкладов

Правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов – АСВ) закреплены в ФЗ от 23.12.2003 «О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ». Этот же Закон определяет порядок выплаты возмещения по вкладам и регулирует отношения между банками РФ, АСВ, Центральным банком РФ и органами ИВ РФ в сфере отношений по обяз. страхованию вкладов физ. лиц в банках.

Целями введения системы страхования вкладов являются: 1) защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, 2) укрепление доверия к банковской системе РФ и 3) стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ. Система страхования вкладов основывается на сл. принципах:

1) обязательность участия всех банков в системе страхования вкладов; 2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; 3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов; 4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.

Участниками системы страхования вкладов являются: 1) выгодоприобретатели – вкладчики банков РФ; 2) страхователи – банки, внесенные в уст.порядке в реестр банков; 3) страховщик – АСВ; 4) ЦБ РФ при осуществлении им функций, предусмотренных данным ФЗ.

Система страхования распространяется не на все виды вклады. Так, не подлежат страхованию денежные средства: 1) размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся ПДБОЮЛ, если эти счета открыты в связи с такой деятельностью; 2) размещенные физ. лицами в банковские вклады на предъявителя; 3) переданные физ. лицами банкам в доверительное управление; 4) размещенные во вклады в зарубежных филиалах банков России. Страхование вкладов не требует заключения договора страхования.

Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. В связи с этим на банки возложен ряд обязанностей, в т.ч. по уплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов; по предоставлению вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке получения и размерах возмещения по вкладам и др.

К страховым случаям относятся: 1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций; 2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. В названных случаях вкладчики имеют право: 1) получать возмещение по вкладам; 2) сообщать в АСВ о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам; 3) получать от банка, в котором размещен их вклад, и от АСВ информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по складам.

Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но

не более 700 000 рублей. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим вкладам перед вкладчиком превышает 700 000 рублей, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Для финансирования выплаты возмещения создан фонд обязательного страхования вкладов, который формируется в основном за счет страховых взносов банков РФ. Данные фонд на праве собственности принадлежит АСВ. Агентство по страхованию вкладов является гос. корпорацией, созданной РФ, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются упомянутым ФЗ, а также ФЗ "О некоммерческих организациях", "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Целью деятельности АСВ является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство: 1) ведет реестр банков-участников системы; 2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов; 3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.03 с.)