Сущность государственного бюджета и его функции




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность государственного бюджета и его функции



Бюджет – система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования и обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет – финансовый план государства с помощью которого органы власти получают реальную возможность осуществлять властные полномочия.

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные средства на содержание армии, государственного аппарата, социальной поддержки и т.д.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 стадии:

- образование доходов бюджета. В процессе образования доходов происходит изъятие части ВВП в пользу государства. Доходы бюджета преследуют единственную цель заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. К источникам налоговых доходов относится: прибыль, заработная плата, добавленная стоимость и т.д. неналоговые доходы образуются в результате перераспределения уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

- использование (расходование) бюджетных средств. Расходы бюджета- денежные средства, которые направлены на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – организации, производственные и непроизводственные сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета, т.к. они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетной ссуды и т.д.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Социально-экономическое развитие России и бюджетная политика

Бюджет – система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования и обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Важной ролью государственного бюджета является направление бюджетных ресурсов в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культура и т.д.). за счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально – культурного направления. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально – культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни народа.

На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно – промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Организационно-правовые основы построения бюджетной системы

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства и является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государств, административно – территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.

Бюджетная система основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны.

Все государство в зависимости от степени распределения власти между центром и административно – территориальными образованиями подразделяется на:

- унитарные – форма государственного устройства, при которой административно – территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местного бюджета.

- федеративные – форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно – территориальные образования входящие в государство политически самостоятельны в рамках компетенции распределенных между центром и ними и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из: федерального бюджета, бюджета членов федерации, местных бюджетов.

- конфедеративное государство – постоянный союз суверенных государств преследующей достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов

3. местные бюджеты в том числе:

3.1 бюджеты муниципальных районов, бюджеты городов федерального значения

3.2 бюджеты городских и сельских поселений

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов.

Стабилизационный фонд

Стабилизационный фонд – специальный государственный фонд РФ, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Функции стабилизационного фонда:

1. является встроенным стабилизатором (например как пособие по безработице, прогрессивный налог)

2. обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам

3. может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд разделен на Резервный фонд и фонд национального благосостояния.

Порядок формирования и использования стабилизационного фонда регулируется главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета» БК РФ.

Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем резервного фонда не превышает нормативной величины доходов от управления средствами резервного фонда.

Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета ПФ РФ.

Управление средствами ПФ и фонда национального благосостояния осуществляется Минфином РФ. Отдельные полномочия могут осуществляться Центральным банком РФ.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

- нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

- целевые трансферты;

- компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр. лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Функции межбюджетных трансфертов:

- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий

- компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

- стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

- поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

- снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)