Значение, причины возникновения, виды, источники покрытия бюдж. дефицита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение, причины возникновения, виды, источники покрытия бюдж. дефицита



Значение, причины возникновения, виды, источники покрытия бюдж. дефицита

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет де­фицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюдже­та). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться.

Причины возникновения дефицита бюджета:

- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления: явный и скрытый.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в эк-ке, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения:

- вынужденный (недостаток фин ресурсов, низкий уровень доходов);

- намеренный (государство намеренно снижает уровень налогообложения для стимулирования экономики).

5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению финансирования:

- активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

- пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты нац банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. В результате растет инфляция, падает курс национальной валюты.

Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. Приобретая ОВГЗ, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система

Структуру бюджета можно рассмотреть в горизонтальном и вертикальном разрезах В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельным весом. Вертикально структура бюджета рассматривается по уровню гос. власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями. А именно бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюдж. ситемы, ее стр-ры, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Принципы бюджетного устройства:

1) Выделение видов бюджета, функционирующих в данном гос-ве;

2) Установление принципов построения бюджетной системы;

3) Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

4) Определение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Три варианта выделения видов бюджета:

1) Выделение гос бюджета (не видно проблем на местах);

2) Выделение отдельных региональных бюджетов (не будут финансироваться общегос. расходы);

3) Выделение бюджетов на каждом уровне административного деления. Централизованные бюджеты: гос. бюджет (ГБ), бюджеты федеративных образований. Децентрализованные: - центр.(г. Севас, г. Киев);

- децент. (обл. центры, районные, села, поселка).

Принципы построения бюджетной системы характеризуют взаимосвязь и подчиненность бюджетов:

1) Принцип целостности: утверждается совокупный бюджет на каждом уровне.

- единство доходов и расходов;

- управление из единого центра (МинФин).

2) Автономность означает, что каждый бюджет является отдельным звеном и формируется независимо от др. бюджетов:

- утверждается и исполняется каждым бюджетом отдельно;

- четко разграничиваются доходы и расходы между бюджетами;

- не ограничиваются права местных органов власти управления при утверждении и исполнении бюджета.

Бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных укладов и урегулирована нормами права.

Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает:

- Государственный бюджет;

- Республиканский бюджет Автономной Республики Крым;

- Местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:

- областные;

- городские (городов местного и районного подчинения с районным делением);

- бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления);

- сел;

- поселков;

- районов в городах.

Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единственной правовой базой, единственной денежной системой, единственной регуляцией бюджетных отношений, единственной бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными. Государственный бюджет не несет ответственности за бюджетные обязательства органов самоуправления. Точно также областные органы самоуправления не отвечают за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность подтверждается закрепленными доходами;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затрату бюджетов, что осуществляются в соответствии с правовыми нормативно актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы бюджета, что осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны хотеть достижения запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и беспристрастия - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными обществами;

10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

 

4. Система доходов бюджета Доходы бюджета - все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, исправление которых предусмотрено законодат-вом Украины (включая трансферты, подарки, гранты);

Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:

- это прямое изъятие доходов из государственного сектора.

- получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.

- перераспределение доходов среди юр. и физ. лиц с помощью налогов.

- привлечение ссуд, кредитов.

Суть первого метода: В гос секторе само гос-во осуществляет предпринимательскую деят-ть. При этом во взаимоотношениях гос. предприятий с бюджетом может использоваться как прямое изъятие доходов (путем платежей и прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях.

В условиях рыночной эк-ки, гос-во изымает лишь налоги, в то время как в условиях административной эк-ки преобладает прямое изъятие доходов в бюджет.

Второй метод: доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются в зависимости от объемов собственности государства. Платежи за ресурсы: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за использование недр при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем поступления от гос-ной собственности в Украине минимальны и составляют около 2 процентов от общего объема поступлений в бюджет.

Третий метод, налоговый, он формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юр и физ лиц. Причем прямое изъятие доходов в гос секторе может осуществляться только на основании законов.

Четвертый, ссудный метод, который формирует доходы в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги (95-98 %), а ссуды лишь 2-5%.

Кроме реальных доходов бюджета, которые формируются на основе вышеперечисленных методов, государство может использовать для исполнения бюджета эмиссионный доход. Но в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется, что и приводит к экономическому кризису в стране.

Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние хар-ют международное перераспределение финанс. рес-ов и могут формир-ся на основе след. методов:

- прямое перераспределение (например, репарация);

- международный кредит;

- налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи);

- валютное регулирование; - ценовой механизм.

Система доходов бюджета Украины отражает методы их формирования. Они характеризуются такими поступлениями:

Налоговые поступления:

а) прямые налоги (налог на прибыль п/я; НДФЛ; земельный налог (плата за землю), налог с собственников транспортных средств; налог на промысел);

б) непрямые налоги (косвенные): НДС, акцизный сбор, пошлина;

в) платежи за специальное использование природных ресурсов (лесной доход, плата за воду, плата за полезные ископаемые);

г) платежи за гос. услуги, рентные и компенсац-ные доходы (гос.пошлина, рентные платежи за нефть и газ, добываемые в Укр, на геолого-разведывательные работы и др;

д) местные налоги и сборы.

Неналоговые поступления и сборы:

- от приватизации имущества гос предприятий;

- от реализации гос материальных резервов;

- от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Взносы в целевые фонды (ежегодно изменяются):

- сбор на обязательное страхование на случай безработицы (фонд обязательного государственного страхования в Украине на случай безработицы);

- платежи в фонд социальной защиты инвалидов;

- сбор за загрязнение окружающей среды;

- поступления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и др. фонды.

Доходы от операций с капиталом. Эта группа доходов охватывает:

- поступление от продажи основного капитала (сооружение, оборудование, самолеты, бесхозное жилье, драгоценные металлы и камни);

- поступления от продажи гос запасов товаров (стратегических материалов, зерна и т.д.);

- поступления от продажи земли и нематериальных активов;

- налоги на финансовые операции и операции с капиталом.

Официальные трансферты. Эта группа доходов включает в себя бесплатные и безвозвратные платежи, полученные от других органов гос управления, негос источников международных организаций, а именно: дотации (текущие платежи), субвенции (капитальные платежи), другие поступления.

Используя постоянные изменения законодательной базы, возможные уточнения в классификации доходов бюджета.

По условиям формирования государственные доходы могут быть:

а) безвозвратные – это собственные доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;

б) возвратные – это гос. займы, за пользование которыми требуется плата и займы в полном объеме и должны быть возвращены в назнач. соглашением срок.

По уровню централизаций гос. доходы делятся:

1. централизованные – которые концентрируются в госбюджете и др. целевых фондах;

2. децентрализованные – которые используются по месту их создания на госпредприятиях и в бюджетных организациях (прибыль и амортизация).

5. Система расходов бюджета Расходы бюджета - средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возвращения излишне оплаченных в бюджет сумм.

Расходы бюджета – расх. бюджета и ср-ва на погашение основной суммы долга.

Расходы Гос бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом., Законом о Гос бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юр актами органов власти.

Начиная с 2000 года в Гос Бюджете, в его расходной части предусматриваются два фонда – общий и специальный.

В Бюджетном кодексе предусмотрено четкое разграничение полномочий, а также механизм делегирования полномочий между уровнями бюдж. системы.

Межбюджетные трансферты – это отношения между государством, Автономной республикой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Укр.

Целью регулирования меж бюджетных отношений является обеспечения соответствия между полномочиями на осуществления расходов, закрепленных законодательными актами Украины по бюджетам, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Ст.82 Бюджетного кодекса предусматривает виды расходов на осуществление полномочий, которые должны финансироваться из Гос. Бюджета. Это расходы на обеспечения конституционного строя гос-ва, гос целостности и суверенитета независимого судопроизводства, а также другие предусмотренные этим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнения АРК и местному самоупр-нию.

Гос-во может передавать Совету министров АРК органам местного самоуправления право на осуществление расходов только по условиям соответствующей передачи бюджетных ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегос налогов и сборов (обязательных платежей) их части, а также трансфертов и Гос.Бюджета Укр.

В ст. 87 перечислены гос программы, которые финансируются из Гос.Бюджета.

К расходам, которые финансируются из Гос.бюджета относятся расходы на:

1) гос управление (законодательную власть; исполнительную власть; президента)

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса гос значения, международные научные и информационные связи гос значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

7) образования;

- специализированные школы (в том числе школы-интернаты), основанные на гос форме собственности;

- общеобразовательные школы социальной реабилитации;

8) охрану здоровья;

9) соц защиту и соц обеспечение;

- гос специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей и др..)

- гос программы социальной помощи (денежная помощь беженцам, компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия социальной защиты инвалидов; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымско-татарского народа ц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины).

- Господдержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имею статус обще украинских;

- Госпрограммы и мероприятия относительно детей, молодежи, женщин, семей;

- Гос программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

10) культуру и искусство;

11) гос программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздательства, информационных агентств;

12) физическую культуру и спорт;

13) госпрограммы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15) гос программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики,

16) гос инвестиционные программы;

17) гос программы относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, предотвращение, ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихий;

18) создание и пополнение запасов и резервов;

19 обслуживание гос долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) другие программы, которые имеют исключительно государственное значение.

Финансирование отдельных программ экономического и социального направлений по месту реализации этих программ осуществляется через механизм меж бюджетных трансфертов.

 

Бюджетная классификация

Бюдж классификация - это единая систематизированная группировка доходов и расходов бюджета, а также источников фин-ия дефицита бюджета по признакам эк сущности, функцион деят-ти, орг устройству и прочим признакам с целью обеспечения общегогс сравнимости бюдж показателей.

Является единой и обязательной для всех бюджетов.

Огранизационной значение бюдж класс-ии:

1. создает условия для объединения всех видов бюджетов в бюджет гос-ва;

2. облегчает рассмотрение бюджетов и их эк анализ;

3. упрощеает контроль за исполнением бюджета, своевременностью и полнотой аккумуляции ср-в, исп-ем их по целевому назначению;

4. обеспечивает возм-ть синтетр и аналит учета дох. и расх. в бюдж орг-ях и учр-ях.

Юр значение бюдж класс-ии:

1. отражаетр правов основу орг-ции составления бюджета;

2. юрид-ки закрепляет устройство и компетенцию органов власти и упр-ия;

3. выделяет законод-ые акты и правила, регул-ие бюдж пр-с.

Раздела бюдж класс-ии:

1. класс-ия доходов бюджетра

2. расходов бюджета 3. кредитования бюджете

4. фин-ия бюджета 5. долга

1. Класс-ия доходов бюджета:

- налогов поступления - неналогов пострупления

- доходы от операций с капиталом - официальныве трансферты

- гос целевые фонды

2. Расходы бюджета класс-ия по:

1. функциям, с выполнением которых связаны расходы (функц-ая класс-ия расх-в)

2. по эк харак-ке операций, во время проведения кот фин-ся эти расходжы (эк класс-ия расходов)

3. по признаку главного распорядителя бюдж ср-ст (ведомственная класс-ия)

4. по бюдж программам (программная класс-ия расходов)

3. Класс-ия кредитования бюджета

Детализирует предоставление кредита из бюджетов и их возврат.

4. Класс-ия фин-ия бюджета

Опред-ет источники получения фин. русурсов, необх для покрытия дефицита бюджета, отражает исп-ие ср-ств, сформир-х в резульлтате превышения доходов бюджета над его расходами.

Включает 2 раздела:

1. фин-ие по типу кредитае 2. фин-ие по типу долгового обяз-ва

5. Класс-ия долга: Содержит инф-ию о внутр и внешн долгах гос-ва.

Гос долг также класс-ся:

- по типу кредита - по типу долг обяз-ва

Бюджетное финансирование культуры и искусства

Финансирование учреждений культуры и искусства осуществляется на основе сметы. В этой отрасли предусмотрен и коммерческий расчет (полный и частичный).

По частичному коммерческому расчету финансируются театры общенационального значения; ряд музеев; некоторые другие учреждения культуры.

В сметном порядке финансируются те учреждения, которые не имеют реальных возможностей самостоятельно зарабатывать деньги и услуги которых должны иметь доступный характер (библиотеки, музеи, заповедники, клубы).

Учреждения культуры и искусства финансируются за счет бюджетов (государственного и местных), составляют смету, утверждаемую в высшей организации. Планирование расходов осуществляется в том же порядке, что и прочие бюджетные учреждения.

Оплата труда планируется исходя из штатов, установленных для каждого вида учреждений в зависимости от объема их деятельности

1. Финансирование библиотек основывается на показателе библиотечных фондов.

Фонд з/пл библиотекарей = количество должностей, рассчитанное по установленным нормативам библиотечного фонда на 1 должность * средняя ставка з/пл.

Ставки з/пл библиотекарей зависят от образования.

Фонд з/пл обслуживающего персонала устанавливается по типовому штатному расписанию (устанавливаются доплаты за стаж).

2. В аналогичном порядке определяется финансирование музеев.

Численность штатных работников-специалистов определяется по нормативам музейных фондов на 1 работника. Должность обслуживающего персонала определяется по типовому штатному расписанию.

Часть расходов на содержание музей покрывается за счет входной платы.

3. Для небольших учреждений культуры составляются общие сметы. Сводное планирование осуществляется по видам учреждений на основе среднего количества учреждений каждого типа и средней нормы расходов с выделением затрат на оплату труда.

Отдельные учреждения культуры и искусства имеют собственные доходы от основной деятельности. Для этих учреждений из бюджета планируются суммы дотаций в размере доходов, не покрываемых собственными доходами.

 

 

Значение, причины возникновения, виды, источники покрытия бюдж. дефицита

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет де­фицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюдже­та). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. Ряд экономистов счи­тает теоретически сбалансированным такой бюджет, когда его дефицит или профицит не превышают 1% от общего объема расходов.

Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться.

Причины возникновения дефицита бюджета:

- отставание сумм поступления бюджетных доходов от растущих государственных расходов;

- сокращение темпов роста ВВП, спад производства, как следствие этого, сужение налоговых баз, снижение налоговых доходов бюджета;

- превышение темпов роста гос.расходов над темпами роста ВВП.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, имеет проведение классификации дефицита бюджета.

1) По форме проявления: явный и скрытый.

2) В зависимости от бюджетного устройства страны выделяют дефициты федерального, региональных и местных бюджетов, а так­же консолидированных бюджетов разных уровней.

3) По причинам возникновения: а) чрезвычайный дефицит; б) кризисный дефицит; в) антикризисный дефицит; г) межбюджетный дефицит.

Кризисные вызваны кризисом в эк-ке, денежно-кредитной, финан­совой сфере.

Под межбюджетным дефицитом подразумевается отрицатель­ное сальдо региональных и местных бюджетов.

4) По характеру возникновения:

- вынужденный (недостаток фин ресурсов, низкий уровень доходов);

- намеренный (государство намеренно снижает уровень налогообложения для стимулирования экономики).

5. По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический

(систематический) и временный (периодический).

6. В зависимости от источников финансирования различают инфляционный (эмиссионный) и не­инфляционный (неэмиссионный) дефициты бюджета.

7. В зависимости от применяемой методологии расчета дефицита бюджета выделяют первичный и вторич­ный дефициты бюджета. Этот аспект классификации связан с проблемой точной оценки размера дефицита бюджета.

Наиболее опасным для финансово-экономического состояния госу­дарства является вторичный дефицит бюджета и, в особенности, вы­званный обслуживанием внешнего долга страны.

8) По направлению финансирования:

- активный (снижение доходов, налоговых поступлений с целью стимулирования, оживления экономики);

- пассивный (покрытие текущих бюджетных расходов).

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты нац банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. В результате растет инфляция, падает курс национальной валюты.

Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. Приобретая ОВГЗ, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система

Структуру бюджета можно рассмотреть в горизонтальном и вертикальном разрезах В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельным весом. Вертикально структура бюджета рассматривается по уровню гос. власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями. А именно бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюдж. ситемы, ее стр-ры, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Принципы бюджетного устройства:

1) Выделение видов бюджета, функционирующих в данном гос-ве;

2) Установление принципов построения бюджетной системы;

3) Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

4) Определение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Три варианта выделения видов бюджета:

1) Выделение гос бюджета (не видно проблем на местах);

2) Выделение отдельных региональных бюджетов (не будут финансироваться общегос. расходы);

3) Выделение бюджетов на каждом уровне административного деления. Централизованные бюджеты: гос. бюджет (ГБ), бюджеты федеративных образований. Децентрализованные: - центр.(г. Севас, г. Киев);

- децент. (обл. центры, районные, села, поселка).

Принципы построения бюджетной системы характеризуют взаимосвязь и подчиненность бюджетов:

1) Принцип целостности: утверждается совокупный бюджет на каждом уровне.

- единство доходов и расходов;

- управление из единого центра (МинФин).

2) Автономность означает, что каждый бюджет является отдельным звеном и формируется независимо от др. бюджетов:

- утверждается и исполняется каждым бюджетом отдельно;

- четко разграничиваются доходы и расходы между бюджетами;

- не ограничиваются права местных органов власти управления при утверждении и исполнении бюджета.

Бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных укладов и урегулирована нормами права.

Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает:

- Государственный бюджет;

- Республиканский бюджет Автономной Республики Крым;

- Местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:

- областные;

- городские (городов местного и районного подчинения с районным делением);

- бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления);

- сел;

- поселков;

- районов в городах.

Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единственной правовой базой, единственной денежной системой, единственной регуляцией бюджетных отношений, единственной бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными. Государственный бюджет не несет ответственности за бюджетные обязательства органов самоуправления. Точно также областные органы самоуправления не отвечают за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность подтверждается закрепленными доходами;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затрату бюджетов, что осуществляются в соответствии с правовыми нормативно актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы бюджета, что осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны хотеть достижения запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и беспристрастия - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными обществами;

10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - кажд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.187 с.)