Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения.



БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

 

Бюджетная система РФ, ее уровни и принципы построения.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов гос.внебюджетных фондов. Бюджетное устройство страны определяется Конституцией и государственным устройством.

бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень – местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированныебюджеты. Это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:

- единства бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы Российской Федерации. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, в том числе налоговой, политики в стране.

Для этого существуют организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы:

- единая правовая база;

- использование единых классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты;

- согласованные принципы бюджетного процесса;

- единая денежная система.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и самостоятельности расходования.

Уровень закрепленных доходов (за исключением районных бюджетов районов в городах) должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета соответствующего государственного или административно-территориального образования.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования вышестоящие представительные органы закрепляют за бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы.

Полнота и реальность бюджетов основывается на их сбалансированности, что достигается применением механизма бюджетного регулирования и является важнейшим направлением бюджетной политики Российской Федерации и ее субъектов.

Гласность бюджетов должна обеспечиваться в бюджетном процессе, особенно на стадии обсуждения и утверждения бюджетов, а также на стадии составления и утверждения отчета об их исполнении. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Бюджетная классификация РФ и ее структура

Бюджетная классификация выражена в ФЗ «О бюджетной классификации», которая вступила в силу с 1 января 1997г., а принятым 16 августа 1996г.

Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным в установленном порядке. Характер группы и принципы их построения определённого социально – экономического содержания бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления, регламентация источников доходов и определённые цели бюджетных затрат обязательные условия функционирования и эффективного действия всего бюджетного процесса.

Согласно закону от 1997г. бюджетная классификация включает:

1.Классификацию доходов бюджетов РФ;

2.Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3.Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4.Классификацию источников бюджетного финансирования дефицитов федерального бюджета;

5.Классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета;

6.Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

7.Классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов в РФ;

8.Ведомственную классификацию расходов.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направления средств на выполнения основных функций государства.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Российской Федерации – группировка заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – группировка долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета – группировка заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов Российской Федерации – это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

 

Бюджетное регулирование и пути его совершенствования.

 

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - порядок распределения доходов государственного бюджета. Согласно законодательству РФ, бюджетное регулирование, являясь составной частью бюджетного процесса, представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Существует четыре группы методов бюджетного регулирования: 1) установление и распределение регулирующих источников доходов бюджета; 2) перераспределение самих бюджетных источников; 3) безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящих; 4) ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других. По существу это - регулирование, осуществляемое вышестоящими органами государственной власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих в своем социально-экономическом развитии. Средства между бюджетами разных уровней перераспределяются в виде дотаций, субвенций, нормативно-долевых дотаций (трансфертов), компенсаций бюджетам других уровней, взаимных расчетов. В России на федеральном уровне утверждаются только единые (одинаковые) для всех субъектов РФ нормативы отчислений от регулирующих доходов, что не позволяет учитывать особенности доходной базы каждого из субъектов РФ. В результате бюджетного регулирования на федеральном уровне происходит перераспределение средств через федеральный бюджет. С 1994 в РФ произошли качественные изменения в бюджетном регулировании на верхнем уровне бюджетной системы: стали находить доли (в %) субъектов РФ в Фонде финансовой поддержки регионов, образуемом в составе федерального бюджета с учетом возможностей последнего. Затем по полученным долям, исходя из фактически поступающих средств в этот фонд, исчислялись трансферты, подлежащие перечислению в бюджеты субъектов РФ. С 2000 такие доли в качестве расчетных используются для определения абсолютных сумм трансфертов, утверждаемых в законе о федеральном бюджете на очередной год. С 1995 все большее количество субъектов РФ образовывают (по аналогии с федеральным бюджетом) в составе своего бюджета Фонд финансовой поддержки муниципальных образований и определяют трансферты в местные бюджеты. Методы бюджетного регулирования в РФ постоянно совершенствуются, позволяя лучше выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и муниципальных образований, создающую доступ гражданам, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма, принятой в августе 2001, для оказания финансовой помощи регионам теперь будут использоваться 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы. Первый вариант направления можно определить, как радикальный. Его смысл заключается в реализации двух основных концептуальных положений: Во-первых, на местах должна оставаться основная часть налоговых доходов. Во-вторых, в федеральный бюджет перечисляется их фиксированная доля (на уровне 20%). Оставшаяся часть концентрируется в бюджете субъектов федерации, а затем перечислениями регулируется с бюджетами муниципальных образований. Радикальный вариант реформирования межбюджетных отношений также предполагает, что сверхплановые налоговые поступления, в основном, зачисляются в региональные бюджеты.

Второй вариант реформирования можно определить как организационный. Он предполагает принятие следующих мер: сокращение количества налоговых льгот; установление и перекрытие существующих каналов отвлечения доходов из регионов; активизацию работы налоговых органов по собираемости налогов и реализации конфискованного имущества; более настойчивое решение вопросов расширения местной налоговой базы региональными и муниципальными органами власти; коренное изменение методов расчёта трансфертов субъектам федерации.

Третий вариант реформирования межбюджетных отношений можно определить как эволюционный. Он развивает реформационные тенденции последних лет. Этот вариант, по сравнению с двумя вышеперечисленными, включает наиболее широкий и скоординированный перечень мероприятий.

Как известно, бюджетное регулирование, в основном, проводится через отчисления от регулирующих налогов и выделение средств из бюджетов вышестоящего уровня в различных формах.

Проблема распределения налоговых поступлений между бюджетами всех уровней должна рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, с позиции достаточности получаемых каждым бюджетом средств для покрытия тех расходов, которые соответствующие уровни власти финансируют в силу своих полномочий. Во-вторых, имеет большое значение вопрос о специфике налогооблагаемой базы, её равномерности, мощности, стабильности и т. д. В-третьих, важно определиться в том, какому уровню власти удобнее и эффективнее собирать тот или иной налог с целью повышения уровня его собираемости.

В настоящее время дефицитна значительная часть бюджетов, как субъектов федерации, так и муниципальных образований. Поэтому встречные потоки финансовых средств между бюджетами обусловлены необходимостью восполнять этот дефицит через перераспределение доходов между территориями. В целях повышения эффективности функционирования бюджетной системы необходимо определить федеральным законодательством распределение основных видов налогов в стране по всем трём уровням бюджетной системы. В нашей стране попытка достижения указанных целей с закреплением за территориями определённой части налогов с использованием нормативно-правовых актов федерального уровня имела место. Конечно, необходимо учитывать тот факт, что при уменьшении доходов федерального бюджета при предлагаемом распределении регулирующих доходных источников автоматически произойдёт сокращение размеров ФФПР. Но при этом бюджеты субъектов федерации получат дополнительные собственные доходные источники, что позволит им более полно решать возложенные на них обязанности. В условиях действующего законодательства только благодаря оптимизации долевого распределения основной группы налогов между федеральным и региональными уровнями бюджетной системы возможно повышение уровня бюджетной самообеспеченности большинства регионов. Налоги по существу перестают выполнять в полной мере свою регулирующую функцию. Они не могут учитывать особенности каждой территории.

Для повышения доходной базы таких бюджетов необходимо использовать территориальную надбавку к подоходному налогу, который для данной территории будет более собираемым налогом. Во-первых, субъекты федерации и соответственно местные органы власти получат дополнительные средства для решения возложенных на них полномочий. Во-вторых, при сборе таких налогов территории смогут использовать более совершенный механизм федерального правительства в отношении взимания таких налогов. В-третьих, регионы при этом будут заинтересованы в достаточно полном выявлении и своевременном поступлении платежей.

Однако, любой из вариантов совершенствования бюджетного регулирования будет эффективен только в сочетании с успешным реформированием всей системы межбюджетных отношений.

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

СТРАХОВАНИЕ

13. Порядок определения и выплаты суммы страхового возмещения.

 

Договор страхования является основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон. В нем в обязательном порядке указываются события, на которые страховщик принимает страховые обязательства, величина общей страховой суммы, размеры страхового взноса и страхового возмещения. Основными факторами, определяющими возможность страховых выплат, являются:

- факт страхового случая, происшедшего в период действия договора. Выплата производится либо за сам факт наступления страхового случая, либо за его оговоренные в договоре последствия (потеря здоровья в результате несчастного случая)

- установление причины и обстоятельств наступления страхового случая. Акт о страховом случае составляется страховщиком, или его уполномоченным, или иным лицом(например, при турпоездке – руководителем группы). При необходимости страховщик запрашивает сведения у правоохранительных органов, пожарных, медицинских учреждений и т. д. он вправе самостоятельно выяснить причины и обстоятельства страхового случая.

- соответствие страхового случая установленному объему страховой ответственности. Например, при личном страховании страховая выплата не может превышать оговоренную в договоре сумму лимита для данного вида страхования, а при имущественном страховании- фактическую стоимость договора.

- страховая сумма (или ее часть) подлежит выплате, если на момент страхового случая договор состоял в силе, т.е. был уплачен и подтвержден документально(платежным поручением)страховой взнос, а также соблюдены все требования, оговоренные в договоре страхования.

- документальное подтверждение факта, что страховой случай произошел именно со страхователем(застрахованным) и в ситуации, не противоречащей условиям страхования. Подтверждение осуществляется путем анализа представленных документов (акта о несчастном случае, заключения медучреждения, правоохранительных органов и т.д.)

- определения размера страховой выплаты и конкретно ее получателя. В данном случае решаются вопросы полной или частичной выплаты, кто из наследников должен получить страховую сумму, есть ли выгодоприобретатель, кто ООН, где проживает и т.д.

Если все факторы подтверждены документально, то принимается решение о производстве страховой выплаты.

Основанием для отказа страховщика произвести страховую выплату являются:

- умышленные действия страхователя, застрахованного или выгодоприобретателя, способствующие наступлению страхового случая.

- совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор, умышленного преступления(чрезмерное употребление спиртных напитков, наркотиков, участие в уличных беспорядках и т.д. )

- сообщением страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования(сокрытие хронической болезни, завышение стоимости имущества, предоставление фальшивых документов и т. п.)

- сокрытие страхователем факта получения возмещения ущерба от лица, виновного в причине этого ущерба.

 

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ИНВЕСТИЦИИ

ФИНАНСЫ

32. Финансовая политика государства, ее содержание, значение и задачи

В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.

Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и др. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

К общим принципамобеспечения эффективной финансовой политики относятся:

· учет действия объективных экономических законов;

· учет конкретных исторических условий;

· учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

К частным (специфическим) принципамможно отнести следующие:

· сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;

· концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;

· обеспечение рационального построения финансового механизма.

Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Приоритетами финансовой политики можно назвать:

· снижение социальной напряженности;

· оздоровление государственных финансов;

· восстановление нормального функционирования банковской сферы;

· достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;

· повышение финансово ―экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;

· создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;

· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

Звенья финансовой системы

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств. Функционирование всех звеньев финансовой системы подчинено общей цели – мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.

Основой финансовой системы являются финансы хозяйствующих субъектов, поскольку именно здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий

 

 


Структура финансовой системы

 

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Зоны риска

Гарантированный финансовый результат Возможные финансовые потери
В размере расчётной суммы прибыли В размере расчётной суммы прибыли В размере расчётной суммы дохода В размере суммы собственного капитала
Безрисковая зона Зона допустимого риска Зона критического риска Зона катастрофического риска

а) безрисковая зона. В связи с безрисковым характером осуществляемых в ней операций возможные финансовые потери по ним не прогнозируются. К таким финансовым операциям могут быть отнесены хеджирование, инвестирование средств в государственные краткосрочные облигации (при низких темпах инфляции в стране). Области, в которой потери не ожидаются, соответствуют нулевые потери или отрицательные (превышение прибыли).

б) зона допустимого риска. Под зоной допустимого риска будем понимать область, в пределах которой данный вид предпринимательской деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они меньше ожидаемой прибыли. Граница зоны допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от предпринимательской деятельности.

в) зона критического риска. Критерием критического уровня финансовых рисков является возможность потерь по рассматриваемой операции в размере расчетной суммы доходов. В этом случае убыток предприятия будет исчисляться суммой понесённых им затрат (издержек). Это область, характеризуемая возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до величины полной расчетной выручки от предпринимательства, представляющей сумму затрат и прибыли. Иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. В последнем случае предприниматель не только не получает от сделки никакого дохода, но несет убытки в сумме всех бесплодных затрат.

г) зона катастрофического риска. Критерием катастрофического уровня рисков является возможность потерь по рассматриваемой операции в размере всего собственного капитала или существенной его части. Такие финансовые операции при неудачном их исходе приводят обычно предприятие к банкротству. Зона катастрофического риска представляет область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и в максимуме могут достигать величины, равной имущественному состоянию предпринимателя. Катастрофический риск способен привести к краху, банкротству предприятия, его закрытию и распродаже имущества.

 

Оптимизация объемов запасав

Оптимизация объемов запасов заключается в определении их минимальной величины, необходимой для непрерывного функционирования предприятия. Основным методом оптимизации объемов запасов является их нормирование. Суть нормирования заключается в разработке:

- норм запасов всех оборотных средств по видам материальных ценностей, выраженных в днях;

- нормативов оборотных средств по каждому их виду и в целом в денежном выражении.

Текущий запас – основной вид запаса зависит от периодичности поставок, другими словами – это интервал времени между двумя смежными поставками.

Страховой запас создается на каждом предприятии и необходим для обеспечения непрерывности процесса производства и сбыта в случае нарушений условий и сроков поставок партнерами. Страховой запас равен 50% от текущего запаса. Транспортный запас – период времени от оплаты счета до прибытия груза, создается в случае несовпадения сроков нахождения груза в пути со сроками его оплаты. Технологический запас (или производственный) создается на период подготовки материалов к производству, включая лабораторный анализ (то есть сушка, размол, отстой, смешивание различных партий). Этот запас учитывается в том случае, если данные мероприятия не являются частью технологического процесса. Время, необходимое на разгрузку, складирование, приемку материалов – определяется на основе хронометража или расчетов по каждой операции.

На сезонных предприятиях рассчитывается сезонный запас.

Норматив оборотных средств в производственных запасах определяется как произведение среднего однодневного расхода материала и нормы его запаса в днях.

где - норматив (минимально-допустимая потребность) оборотные средства по элементам.

- средний однодневный расход оборотных средств (определяется по каждому элементу материальных ценностей на основе квартальной сметы затрат, деленной на 90).

 

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

  1. Классификация ценных бумаг. Виды ценных бумаг и их роль в источниках финансирования

Це́нная бума́га—документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты, в противном случае она является недействительной.

К ценным бумагам относятся:

· Государственные облигации

· Облигации

· Векселя

· Чеки

· Депозитные и сберегательные сертификаты

· Банковские сберегательные книжки на предъявителя

· Коносаменты

· акции

· Приватизационные ценные бумаги

· Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

 

Виды ценных бумаг.

1. По сроку существования: - срочные: обладают установленным при выпуске сроком обращения. Делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (больше года), долгосрочные (20-30 лет). - бессрочные: срок обращения не ограничен.

2. По возможности досрочного погашения: - отзывные: могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно. - безотзывные: не могут быть отозваны и погашены эмитентом досрочно.

3. По форме существования: - документарные (бумажные): выпускаются в наличной документарной форме в виде бланка - бездокументарные (безбумажные): выпускаются в безналичной форме.

4. По способу реализации прав, закрепленных ценной бумагой (порядок владения): - именные: владелец ценной бумаги или регистрируется эмитентом, или содержит наименование собственника в тексте бумаги. - предъявительские: имя владельца не фиксируется на такой ценной бумаге, для подтверждения прав держателя достаточно просто предъявить ценную бумагу. Переход прав осуществляется передачей ценной бумаги от одного лица другому. - ордерные: именные ценные бумаги, передаваемая другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи – индоссамента.

5. По типу использования: - инвестиционные: являются объектом для вложения денег с целью получения дохода. - неинвестиционные: обслуживают денежные расчеты на товарных или иных рынках.

6. По форме и способу выпуска: - эмиссионные: выпускаются крупными сериями (ценные бумаги одной серии идентичны, размещаются выпусками, имеют равные объемы и сроки осуществления прав), размещаются индивидуально, имеют разные сроки осуществления прав. - неэмиссионные: выпускаются поштучно, индивидуально или небольшими сериями.

7. По виду эмитента: - государственные: выпускаются государством. - негосударственные: выпускаются банками, организациями, иногда частными лицами.

8. По степени обращаемости: - рыночные (свободнообращающиеся): могут свободно покупаться и продаваться без каких-либо ограничений. - нерыночные: необращающиеся ценные бумаги, ходят только на первичном рынке. - ограниченно рыночные: имеют ограниченную возможность обращения.

9. По уровню риска: - безрисковые: ценные бумаги, риск по которым практически отсутствует. - рисковые: ценные бумаги, подверженные в процессе своего обращения риску.

10. По необходимости регистрировать ценные бумаги: - регистрируемые: подлежат обязательной государственной регистрации (акции и облигации) - нерегистрируемые: не подлежат регистрации в государственных органах.

11. По форме капитала, предоставляемого инвестором эмитенту: - долевые (совладельческие): закрепляют права владельца на часть имущества компании при ее ликвидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право на получение части прибыли. - долговые: дают право их владельцу на возврат к определенному сроку суммы, переданной им в долг, и фиксированного дохода.

12. По происхождению: - первичные: в основе ценной бумаги лежит товар, деньги, недвижимость - вторичные: ценная бумага, произошедшая от других ценных бумаг.

13. По национальной принадлежности: - отечественные - иностранные.

14. По начисляемому доходу: - доходные - бездоходные: при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельца. Закрепляет право на товар или на деньги, но не выступает в качестве капитала.

 

Акция - ценная бумага, которая способствует перераспределению капитала из одних отраслей в другие, а также в пределах отрасли. Акция – это инвестиции в уставной капитал акционерного общества. Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

По видам различают акции обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции составляют 75% уставного капитала, владельцы таких акций могут участвовать в общем собрании акционеров, знакомиться с документацией, избираться и быть избранными в руководящие органы, иметь право на получение дивидендов, а при ликвидации общества имеют право на получение части его имущества в размере стоимости принадлежащих им акций. Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру (ее владельцу) одинаковый объем прав. Привилегированные акции не дают своим владельцам права голоса на собрании акционеров, если оно не закреплено за ними в уставе акционерного общества. Владельцы таких акций получают фиксированный дивиденд, который определяется в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

Облигация – ценная бумага, которая активно используется на фондовом рынке как объект инвестирования. Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок номинальной стоимости облигации и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации могут быть внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также предприятий и акционерных обществ (корпоративные облигации).

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» облигации может выпускать акционерное общество на сумму, не превышающую размер уставного капитала, либо на величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения двух его годовых балансов.

Для выплат процентов по облигациям и погашения их стоимости акционерным обществом создается резервный фонд не менее 15% его уставного капитала.

Существует большое разнообразие облигаций - именные и на предъявителя, отзывные и безотзывные (бессрочные) и так далее.

По характеру обращения:

· конвертируемые, предоставляющие право владельцу обменивать их на акции того же эмитента;

· неконвертируемые.

По способу выплат купонного дохода:

· с фиксированной купонной ставкой;

· с плавающей купонной ставкой (купонная ставка зависит от уровня ссудного процента);

· индексируемые (с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа);

· с нулевым купоном (беспроцентные);

· с оплатой по выбору (владелец может получить купонный доход или облигации нового выпуска).

Корпоративные облигации могут быть как именные, так и на предъявителя. Корпоративная облигация – это преимущественно инвестиции в основные фонды (основные средства) предприятия. Инвестор, приобретая корпоративные облигации, оценивает их инвестиционные качества, риск и доходность. При оценке инвестиционных качеств определяются надежность компании по осуществлению процентных выплат, способность компании погасить имеющуюся задолженность, финансовая независимость компании, платежеспособность, ликвидности активов и другие параметры деятельности компании.

Государственные ценные бумаги –это долговые обязательства федерального правительства, которые являются важной частью фондового рынка.

Государственные долговые обязательства - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускаются для финансирования бюджетного дефицита; погашения ранее выпущенных государственных обязательств; реструктуризации внутреннего валютного долга; аккумуляции свободных денежных ресурсов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.031 с.)