Факторы влияющие на валютный курс




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы влияющие на валютный курс



К структурным факторам относятся изменение уровня процентной ставки, платежный баланс страны, уровень инфляции, валовый национальный продукт.

Изменение уровня процентной ставки на валютный курс происходит следующим образом. Изменение процентной ставки в сторону увеличения создает условия для притока иностранного капитала, так как именно в этой стране становится наиболее выгодным и прибыльным размещение ресурсов и, наоборот, при ее снижении происходит отлив капитала из страны.

Платежный баланс страны. На валютный курс существенное влияние оказывает платежный баланс страны, в котором отражаются все внешнеторговые операции, а также движение капиталов и кредитов. Чрезмерный приток краткосрочных вложений в страну отрицательно сказывается на курсе национальной валюты, так как он может привести к избыточной денежной массе, что в свою очередь ведет к ее обесцениванию и росту цен.

Кроме того, чрезмерное укрепление национальной валюты по отношению к другим приводит к снижению конкурентоспособности отечественных товаров, так как они становятся дорогими для потребителей соседних стран.

Уровень инфляции. Инфляция оказывает обратно пропорциональное воздействие на валютный курс. Чем выше ее уровень в стране, тем ниже курс национальной валюты и наоборот.

Валовый национальный продукт.Данный показатель отражает состояние экономики и представляет собой сумму стоимостей произведенных в стране товаров и услуг в течение одного года. Увеличение валового национального продукта страны влечет к удорожанию национальной валюты и, наоборот, его уменьшение ведет к снижению валютного курса.

К конъюнктурным факторамотносятся спекуляции на валютном рынке и уровень деловой активности в стране. Первый фактор связан с действиями игроков на валютном рынке, которые на основе уменьшения (увеличения) амплитуды колебаний валютных курсов пытаются извлечь прибыль. Спады и подъемы деловой активности также оказывают значительное влияние на валютный курс. Так, например, летом во время сезона отпусков деловая активность падает, а вместе с ней и спрос на валюту. В то же время перед рождественскими и новогодними каникулами наблюдается рост деловой активности и валютного курса.

Политические факторы. Они в большинстве случаев оказывают прямое воздействие на валютный курс. На понижение валютного курса оказывают влияние такие факторы, как смена представительной и исполнительной властей, отсутствие у исполнительной власти программы вывода из кризиса и развития страны, разногласия между различными ветвями власти и политическими силами в стране.

К психологическим факторам относятся степень доверия к национальной валюте, ожидания инфляции, отсутствие экономического мышления и т.д. Уровень экономической грамотности населения предопределяет степень правильности принятия решений по инвестированию национальной валюты в иностранную и наоборот.

Таким образом, формирование валютного курса представляет собой многофакторный процесс, уровень и колебания которого оказывают влияние, как на экономическую, так и на социальную сферы.

Во многих странах в целях поддержки стабильности и развития экономики, наряду с рыночным регулированием валютного курса, применяются методы государственного регулирования:

1.Валютная интервенция

2.Дисконтная политика

3.Валютные ограничения

 

  1. Функции и формы международного кредита, процесс оформления и этапы предоставления.

Международный кредит – это предоставление денежно – материальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере международных отношений на условиях возвратности, платности, срочности.

Источникомдля него являются средства ссудного фонда международного рынка. Оформление кредита фиксируется в кредитном соглашении между кредитором и заёмщиком.

Международные кредиты делятся по срокам:

-краткосрочные (до 1 года);

-среднесрочные (от 1 до10);

-долгосрочные (от 10).

В зависимости от формы:

1.коммерческие – обслуживают международную торговлю;

2.финансовые – для инвестирования в объекты, приобретение ценных бумаг, погашение внешнего долга, проведения интервенции на открытом рынке.

3.промежуточные – для обслуживания смешанных форм экспорта, капиталов, услуг.

По видам:

-товарные – экспорт товаров.

-валютные – в денежной форме.

По валюте займа:

-в валюте страны должника.

-в валюте страны – кредитора.

-в валюте 3 – ей страны.

-в счётных валютных единицах.

По обеспечению:

1.обеспеченные (золотой запас, валютное имущество государства, ценные бумаги).

2.не обеспеченные (бланковые)

В зависимости от категории кредитора:

1.фирменные – предоставляется экспортёрам, иностранному импортёру в виде отсрочки платежа (от 2 до 7 лет) за товары, могут оформляться векселями.

2.банковский международный кредит – предоставляется банками под залог товарно – материальных ценностей.

3.банковский кредит – промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами.

4.межгосударственные кредиты – предоставляются на основе межправительственных соглашений:

-двухсторонний правительственный кредит – правительство одной страны предоставляет кредит другой стране за счёт бюджетных средств.

-кредиты международных валютно – кредитных организаций (МБР, МБРР).

5.лизинг – соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества (от3 до 15 лет). Объект выбирается лизингополучателем, а приобретается за счёт лизингодателя, срок лизинга короче физического износа оборудования (предоставляется специальными лизинговыми организациями).

6.Факторинг – покупка специальной финансовой компанией всех денежных требований экспортёра к иностранному импортёру в размере до 90% суммы контракта до наступления срока оплаты.

7.Форфетирование – покупка банком, на заранее оговоренных условиях векселе и других финансовых документов в связи, с чем экспортёр передаёт форфетору коммерческие риски, связанные с неплатёжеспособностью импортёра.

Функциивыражаются особенностями движения ссудного капитала:

1.перераспределение ссудного капитала между странами для расширения воспроизводства и выравнивания национальной прибыли.

2.Экономия издержек обращения в сфере международных расчётов и их ускорение.

3.Регулирование экономики за счёт притока дополнительных средств.

Процедура выдачи займов и гарантий регулируется Соглашением о займах и гарантиях МБРР, которое заключается между банком и правительством страны-члена.

В случае предоставления займов банком, он открывает счет на имя заемщика, при этом сумма займа переводится на такой счет только в валюте или валютах, в которых данный заем был предоставлен. Банк разрешает заемщику использовать средства со счета только после покрытия расходов по проекту по мере их фактического возникновения.

Процесс взаимодействия между заемщиком и Банком осуществляется в несколько этапов:

I этап. Идентификация проекта. При идентификации происходит отбор проекта. Отбором проектов и выдвижением предложений об их финансировании МБРР в основном занимаются правительства стран-заемщиков. Отбор связан с приоритетностью проектов, пригодных для финансирования Банком, а также в одновременной заинтересованности в нем всех участников Банка, правительства и заемщика.

II этап. Определение, подготовка и оценка. После отбора проекта и признания его технически осуществимым, он уточняется на основе анализа экономических, финансовых и технических требований и вероятности их удовлетворения, а также определения того, какие факторы и условия будут необходимы для успешного осуществления проекта. Банк при помощи заемщика проводит оценку проекта с тем, чтобы подготовить основу для принятия решения относительно выделения займа под этот проект.

Для оценки проекта проводят технический, институциональный, экономический, финансовый анализ.

Технический анализ. Банк должен быть гарантирован, что проект имеет необходимую проектно-техническую проработку, техническую базу и соответствует принятым стандартам. Составляются сметы, графики ввода в эксплуатацию, материально-техническое обеспечение.

Институциональный анализ. Исследуются вопросы квалификации административного персонала, сотрудников, уровень организации, правил, необходимых для эффективной подготовки и реализации проекта.

Экономический анализ. Посредством анализа затрат и предполагаемых результатов по альтернативным вариантам проекта определяется, какой вклад он вносит в цели развития отрасли, страны, какова окупаемость проекта, каково распределение выгод от его реализации и влияние на бюджет.

Финансовый анализ. Целью этого анализа является разработка мер по обеспечению достаточных финансовых средств для покрытия расходов на реализацию проекта, как на уровне правительства, так и на уровне отдельных предприятий, участвующих в проекте.

III этап. Переговоры и утверждение

После оценки проекта проводятся официальные переговоры с заемщиком. Их результатом является заключение юридического соглашения между заемщиком и Банком, в котором дается точное определение проекта и излагается программа действий по достижению его целей. Такие договоренности имеют особое значение для обеих сторон, поскольку в них определены основные принципы и практические методы расходования средств.

После завершения переговоров руководство банка представляет доклад о предлагаемом займе на утверждение исполнительным директорам банка, затем документы о предоставлении займа подписываются остальными сторонами, и банк объявляет заем вступившим в силу.

IV этап. Реализация проекта и контроль

Заемщик отвечает за реализацию проекта и за предоставление банку данных, подтверждающих, что проект осуществляется надлежащим образом в соответствии с поставленными целями.

V этап. Оценка

После закрытия займа и завершения проекта проводится оценка результатов. Оценка является основной частью проводимой банком работы по повышению эффективности предоставляемой помощи на цели развития, так как около 40 % всех проектов финансируется за счет других кредиторов и доноров по различным соглашениям о совместном финансировании.

 

  1. Международный валютный фонд, его институты и основные виды деятельности.
Международный валютный фонд - международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа Организации Объединенных Наций. Международный Валютный Фонд - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации. Основные задачи МВФ: содействие развитию международной торговли и валютно-финансового сотрудничества, поддержание платежных балансов членов МВФ и регулирование курсов их валют, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредитные ресурсы своим членам. Организация создана в 1944 г. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1 - 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи соглашения МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность Фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 59 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 года. Капитал МВФ образуется из взносов стран-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется с учетом ее экономического потенциала и места в мировой торговле. Помимо взносов стран-членов в национальных валютах собственные средства МВФ включают СДР и золотые резервы. Для временных целей МВФ может использовать заемные средства в валютах стран-членов с согласия последних. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио(Япония) и при ООН в Нью-Йорке.На сессии МВФ, состоявшейся 27 апреля 1992 г., было принято решение о приеме в МВФ России и других стран СНГ. МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства (в 2003 году). Основные функции МВФ. содействие международному сотрудничеству в денежной политике, расширение мировой торговли, кредитование, стабилизация денежных обменных курсов.МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи трех основных функций — предоставление займов, техническая помощь и наблюдение.Цели:. Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере; . Содействие расширению, сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов; . Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран- членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами; . Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют; . Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений; . Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов; . Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов; . Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам; .Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях. Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет -250 "базовых" голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998г.): США - 17,78%; Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора- распорядителя, по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже). Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.Цели кредитования. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.016 с.)