Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы.

Поиск

Бюджетные отношения и их правовое регулирование. Субъекты бюджетных правоотношений. Понятие бюджета. Бюджетное законодательство.

Бюджет - представляет собой необходимый атрибут государства и основу его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, создающие финансовую базу для осуществления функций органов публичной власти. Бюджет-это план расходов и доходов на определенный период. Применительно к публичным финансам понятие бюджет – в 3х значениях: 1. в матер.смысле, как центральный фонд денежных средств, предназначенный для фин.обеспечения деятельности гос-ва и МО. 2. экон.смысл – это система отношений связанных с формированием и использованием центр.денежных фондов. 3. юрид.смысл – бюджет это правовой акт, определяющий доходы и расходы публично-правового образования за определенный период. БЮДЖЕТ –это форма образования и расходования денежных средств предназначенный для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Бюджет имеет различные организационно-правовые формы проявления. Различают бюджет федеральный; бюджет субъекта РФ и бюджет муниципального образования. Бюджету присущи две функции:

1. Распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями и т. д.).

2. Контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств). С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей национальной экономики, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Бюджетные правоотношения – отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. К бюдж.правоотношениям относятся только отношения обеспечивающие взаимосвязь между элементами бюджетной системы и участниками бюдж.процесса. ПРИЗНАКИ: возникают в процессе деятельности гос и МО по управлению публичными финансами; субъектами этих отношений являются только публично-прав.образ-я органы власти и подведомственные им учреждения; отношения привязаны к бюдж.циклу(финансовый год- с 1янв по 31 декабря).

Субъект БП – явл.лица которые могут быть участниками отношений урегулированных бюджетным законодательством. 1. Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация, б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт ­Петербург; в) муниципальные образования. 2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (ис­полнительные и законодательные органы). 3. Органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные и зако­нодательные органы). 4. Органы МСУ. 5. К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся: органы госуд.внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств;бюджетные учреждения; гос и мун предприятия и иные получатели бюджетных средств; органы денежно-кредитного регулирования; кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Расходы бюджетов. Бюджетные ассигнования: понятие и виды.

РБ - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование РБ всех уровней бюджетной системы основывается на финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. РБ делятся на текущие и капитальные. Текущие РБ - часть РБ, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти, и другие РБ, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Капитальные РБ - часть РБ, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и др. Основными формами РБ являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам. БА – это предельные объемы денежных средств, предусм. В текущем году для исполнения бюдж.обязательств. В законе о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования расходов, предусмотренных законом. При невыполнении этих условий руководитель соответствующего органа исполнительной власти вправе блокировать расходы, связанные с выполнением условий, до их выполнения. Распределительный процесс расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах: 1)Централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов разного уровня. 2)Максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение дефицита бюджета. 3)Подведомственности и значимости, финансируемых объектов. 4)Территориальности в зачислении доходов - применяется при формировании местных бюджетов. 5) самостоятельности власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в распределении отдельных видов доходов. Распределение доходов в бюджетной системе РФ осуществляется, 1-в порядке закрепления определенных видов доходов за бюджетами разного уровня на постоянной или долговременной основе; 2- в порядке бюджетного регулирования.

БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Основными видами БА являются ассигнования на: содержание бюджетных учреждений; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, а также законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления; осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из фед бюджета: 1. дотаций 2. субсидий бюджетам субъектов РФ; 3. субвенций бюджетам субъектов РФ; 4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; 5. межбюджетных трансфертов бюджетам гос внебюджетных фондов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации: 1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности мун.районов (городских округов); 2. субсидий местным бюджетам; 3. субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей; 4. субсидий фед бюджету из бюджетов субъектов РФ; 5. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов: 1. дотаций из бюджетов мун районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; 2. субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты мун районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; 3. субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов фин поддержки поселений и региональных фондов фин поддержки мун районов (городских округов); 4. иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Фед фонда обязат. мед страхования: 1. субвенций бюджетам территориальных фондов обяз мед страхования; 2. иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обяз мед страхования.

85. Закон (решение) о бюджете. Правовая природа, содержание и структура. Бюджетная классификация.

Закон (решение) о бюджете занимает центральное место в правовом регулировании бюджетных отношений. В связи с этим большое значение для теории бюджетного права и практики применения бюджетного законодательства имеет вопрос о содержании, правовой природе и особенностях законов (решений) о бюджете. В настоящее время закон (решение) о бюджете представляет собой правовой акт, включающий в себя как обязательные предписания (нормативные и индивидуально-правовые), так и прогнозные показатели. Федеральные законы (а также их проекты) о фед.бюджете публикуются на сайте Министерства финансов РФ. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся: 1.общий объем доходов бюджета; 2. общий объем расходов; 3. дефицит (профицит) бюджета. В законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ. Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Гос Думу проект фед закона о фед бюджете на очередной фин год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Проектом данного закона предусматривается уточнение показателей утвержденного феде бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода составляемого бюджета. Уточнение параметров планового периода утверждаемого фед бюджета предусматривает:1.утверждение уточнений показателей в первом и во втором чтениях; 2. утверждение увеличения или сокращения утвержденных показателей по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов федерального бюджета. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Гос Думу одновременно с рядом обосновывающих документов и материалов, перечень которых приведен в БК РФ. Одновременно с проектом фед закона Правительство РФ вносит в Гос Думу проекты фед законов: 1. о бюджетах госуд внебюджетных фондов РФ на очередной фин год и плановый период; 2. о страховых тарифах на обязательное соц страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период. В случае если общий объем расходов недостаточен для фин обеспечения установленных законодательством РФ расходных обязательств РФ, Правительство РФ вносит в Гос Думу проекты фед законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) отдельных положений фед законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном фин году и (или) плановом периоде.

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная классификация Российской Федерации включает: 1классификацию доходов бюджетов; 2классификацию расходов бюджетов; 3классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; 4классификацию операций публично-правовых образований

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. На основе факторного анализа бюджетных статей проводится анализ соответствующих показателей, что дает возможность формулировать выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов. Кроме того, это заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Бюджетные отношения и их правовое регулирование. Субъекты бюджетных правоотношений. Понятие бюджета. Бюджетное законодательство.

Бюджет - представляет собой необходимый атрибут государства и основу его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, создающие финансовую базу для осуществления функций органов публичной власти. Бюджет-это план расходов и доходов на определенный период. Применительно к публичным финансам понятие бюджет – в 3х значениях: 1. в матер.смысле, как центральный фонд денежных средств, предназначенный для фин.обеспечения деятельности гос-ва и МО. 2. экон.смысл – это система отношений связанных с формированием и использованием центр.денежных фондов. 3. юрид.смысл – бюджет это правовой акт, определяющий доходы и расходы публично-правового образования за определенный период. БЮДЖЕТ –это форма образования и расходования денежных средств предназначенный для финансового обеспечения задач и функций гос-ва и местного самоуправления. Бюджет имеет различные организационно-правовые формы проявления. Различают бюджет федеральный; бюджет субъекта РФ и бюджет муниципального образования. Бюджету присущи две функции:

1. Распределительная (перераспределение денежных доходов между разными сферами общественного производства, уровнями государственного управления, социальными слоями и т. д.).

2. Контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств). С помощью контрольной функции выявляется финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей национальной экономики, территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Бюджетные правоотношения – отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. К бюдж.правоотношениям относятся только отношения обеспечивающие взаимосвязь между элементами бюджетной системы и участниками бюдж.процесса. ПРИЗНАКИ: возникают в процессе деятельности гос и МО по управлению публичными финансами; субъектами этих отношений являются только публично-прав.образ-я органы власти и подведомственные им учреждения; отношения привязаны к бюдж.циклу(финансовый год- с 1янв по 31 декабря).

Субъект БП – явл.лица которые могут быть участниками отношений урегулированных бюджетным законодательством. 1. Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация, б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт ­Петербург; в) муниципальные образования. 2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (ис­полнительные и законодательные органы). 3. Органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные и зако­нодательные органы). 4. Органы МСУ. 5. К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся: органы госуд.внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств;бюджетные учреждения; гос и мун предприятия и иные получатели бюджетных средств; органы денежно-кредитного регулирования; кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.

Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Состав бюджетной системы: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты.

В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов совокупности денежных фондов в РФ существует целая бюджетная система. Бюджетная система включает в себя органы, обладающие бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежнокредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.

Принципы бюджетной системы: 1) принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; 2 ) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами; 3) самостоятельность бюджетов: а) право соответствующих органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) право соответствующих органов самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов и т. д.; 4) полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; 5) сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов нужно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств; 7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; 8) принцип гласности: а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;9) достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; 10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.012 с.)