Тема 8. Бюджетная система государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Бюджетная система государства.



Основные вопросы темы.

 

1.Социально-экономическая сущность бюджета страны.

2.Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

3.Состав и структура бюджетов всех уровней в РФ.

4.Система межбюджетных отношений.

5.Бюджетный процесс и бюджетная политика.

 

8.1 Социально-экономическая сущность бюджета страны.

 

Центральная роль в системе государственных финансов принадлежит федеральному бюджету и бюджетам других уровней. Бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики, для проведения государственной внутренней и внешней политики. Аккумулируя средства в бюджете, государство осуществляет социальные программы, направленные на развитие культуры и здравоохранения, образование, решение жилищных проблем. Средства, мобилизуемые через бюджет и внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства.

Как экономическая категория бюджет является совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств.

Бюджет как юридическая категория представляет собой главный финансовый план государства и органов местного самоуправления, который принимается в особой процедуре представительными органами государственной власти ежегодно в форме закона. Он закрепляет права и обязанности участников бюджетных правоотношений. Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Сущность бюджета как экономической категории проявляется через функции. Основными функциями являются – перераспределительная, регулирующая и контрольная.

Перераспределительная функция является основной функцией бюджета, т.к. связана с перераспределением национального дохода и ВВП. В настоящее время через бюджет в европейских странах распределяется до 50% ВВП, а в России 16-17%% ВВП. Данная функция связана с выравниванием доходов между различными группами и слоями общества, а также перераспределением ресурсов между регионами страны.

Регулирующая функция заключается в том, что государство через бюджет воздействует на различные стороны экономической жизни. Формы такого воздействия могут быть прямыми (финансирование государственного заказа) и косвенные – налогообложение.

Контрольная функция связана с тем, что в процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования. Посредством бюджета можно осуществлять мониторинг и контроль объемов потребностей и возможностей общества и государства.

 

8.2 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ.

 

Совокупность всех бюджетов, действующих на данной территории страны, образует бюджетную систему государства. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Его параметры такие как, объем доходов и расходов, их структура, доля государственных доходов, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность, являются определяющими для реализации задач бюджетной политики.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. В современных условиях возрастает роль региональных бюджетов за счет которых региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и социальной сфер на подведомственных территориях.

Местные бюджеты являются финансовой базой органов местного самоуправления.

Бюджетная система играет важную роль в реализации финансовой политики государства.

В соответствии с законодательством все бюджеты являются самостоятельными. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней перестали включать в себя доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней. Для обеспечения самостоятельности бюджетов им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. В настоящее время происходит совершенствование межбюджетных отношений.

Кроме самостоятельных бюджетов формируются еще и консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет субъекта РФ – это бюджет субъекта РФ плюс свод всех бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта.

Под консолидированным бюджетом РФ понимается совокупность федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Консолидированный бюджет муниципального образования включает в себя бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории.

Консолидированные бюджеты, в отличие от самостоятельных бюджетов, используются для расчетов и анализа показателей бюджетной системы.

Правовой основой бюджетной системы РФ является Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), который вступил в силу с 1 января 2000г. В настоящее время идет доработка отдельных статей БК РФ в свете последних решений в области межбюджетных отношений.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы её построения.

В статье 28 БК РФ дается перечень принципов бюджетной системы РФ. К ним относятся:

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

-равенство бюджетных прав скбъектов РФ, муниципальных образований;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджетов;

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Сущность каждого из этих принципов раскрыта в статьях 29 – 38 БК РФ.


 

3.Состав и структура бюджетов всех уровней.

 

Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. Так, в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного и местных бюджетов. Бюджет конфедеративного (союзного) государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств, членов конфедерации, действуют свои бюджетные и налоговые системы. В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, бюджетная система трехзвенная и состоит из федерального, регионального и местных бюджетов.

Бюджет повсюду складывается как баланс, состоящий из доходной и расходной частей. Объем и структура доходов и расходов бюджета каждого уровня определяется разграничением компетенции между соответствующими уровнями власти.

Государственные доходы (доходы федерального и региональных бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансовой деятельности государства.

Под муниципальными доходами, т.е. доходами местных бюджетов, понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджетов.

Различают три вида доходов бюджета в зависимости от формы их образования:

- налоговые доходы бюджетов;

- неналоговые доходы бюджетов;

- безвозмездные перечисления

В таблице 3 представлено соотношение налоговых и неналоговых поступлений в федеральный бюджет.

Таблица 3. Соотношение налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов федерального бюджета, %


 

Бюджетный год Налоговые доходы Неналоговые доходы
  85,5 14,5
  93,7 6,3
  81,2 18,8
  78,5 21,5
  75,5 24,5
  73,6 26,4

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства. К ним относят также таможенные пошлины, сборы, другие таможенные платежи и государственную пошлину.

В настоящее время все налоговые доходы закреплены в полном объеме или через нормативы за бюджетами соответствующего уровня. В статье 50 БК РФ определены налоговые доходы федерального бюджета, в статье 56 БК РФ – налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, а в статьях 61 и 61 - налоговые доходы местных бюджетов и налоговые доходы муниципальных образований.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

-субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

- субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

- иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

-безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Доходная часть федерального бюджета ежегодно увеличивается. В 2003г. доходы федерального бюджета составляли 2417,8 млрд. рублей, в 2004г – 3273,8 млрд. рублей, а в 2005г. – 3326,1млрд. рублей.

Расходы бюджета показывают направление и цели бюджета. Они представляют собой затраты, возникающие в связи с процессом выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней, в соответствии с законом о бюджетах на соответствующий бюджетный год. Бюджетный год в РФ с 1января по 31декабря.

Согласно БК РФ расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы федерального бюджета за 2004-2005гг. представлены в таблице 4

 

Таблица 4. Расходы федерального бюджета за 2004-2005гг. по основным разделам.

Расходы бюджета 2004г., млн. руб. Удельный вес в расходах,% Удельный вес в ВВП,% 2005г., млн.руб. Удельный вес в расходах,% Удельный вес в ВВП, %
Общегосударственные вопросы 458681,57 17.2   490036,46 16,1 2,6
Национальная оборона 413701,64 15,6 2,7 528133,42 17,3 2,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 316300,1 11,9 2.1 398412,5 13,1 2,1
Национальная экономика 213496,9 8,0 1,4 234013,1 7.7 1,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 8992.3 0,3 0,0 6993,8 0,2 0.0
Охрана окружающей среды 5041,0 0,2 0,0 4618,4 0,2 0,0
Расходы бюджета 2004г., млн. руб. Удельный вес в расходах,% Удельный вес в ВВП,% 2005г., млн.руб. Удельный вес в расходах,% Удельный вес в ВВП, %
Образование 156449,3 5,9 1,0 154456,6 5,1 0,8
Культура, кинематография, СМИ 32839,15 1,2 0,2 38500,7 1,3 0,2
Здравоохранение и спорт 75486,76 2,8 О,5 82542,96 2,7 0,4
Социальная политика 161715,27 6,1 1,1 172070,9 5,6 0,9
Межбюджетные трансферты 816743,01 30,7 5,3 938189,3 30,8 5,0
Всего 2659447,0 100.0 17,4 3047968,3 100,0 16,3

Размер ВВП в 2004г. составлял 15300 млрд. рублей, а в 2005г. – 18720 млрд. рублей. Как видно из таблицы 4, через федеральный бюджет распределяется около 17% ВВП, в то время как в США более 33%, а странах Европы – от 35% в Великобритании и до 52% ВВП, в скандинавских странах.

Классификация видов расходов бюджетов может производиться по разным основаниям. Наиболее часто встречается следующая классификация:

1) в зависимости от бюджета, на который возлагается обязанность нести такие расходы. Такие расходы делятся на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ, расходы местных бюджетов и муниципальных образований. Расходные обязательства РФ, субъекта РФ и муниципальных образований представлены в главе 11 БК РФ.

2) по экономическому содержанию расходы делятся на текущие и капитальные.

Под капитальными расходами бюджета понимается та часть государственных и муниципальных расходов, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность. К таким расходам относятся статьи расходов бюджетов предназначенные на:

- осуществление инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- предоставление инвестиционных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- проведение капитального (восстановительного) ремонта различного государственного и муниципального имущества

- несение иных расходов, связанных с расширенным воспроизводством;

- расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъекта РФ, и муниципальных образований.

Под текущими расходами бюджетов понимается часть государственных и муниципальных расходов, которые направлены на текущее финансирование бесперебойного функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Расходы и доходы бюджетов должны быть сбалансированы. Если расходы превышают доходы бюджета, то образуется его дефицит и наоборот, если доходов в бюджете больше чем расходов, то возникает профицит бюджета. Дефицит бюджета является обычной практикой для многих стран. Традиционно источники государственного бюджета подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования относятся средства, привлекаемые на внутреннем финансовом рынке. Внешними источниками являются внешние заимствования, состав и структура которых утверждаются одновременно с принятием закона о федеральном бюджете.

В последнее время бюджет РФ формируется с профицитом.

С 2004г. стал формироваться стабилизационный фонд РФ. Стабилизационный фонд РФ – часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Источниками данного фонда являются:

- дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой.

- остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объем Стабилизационного фонда на конец 2006 года должен составить 2242,3 млрд. рублей, поэтому часть средств Стабилизационного фонда планируется в 2006г. направить на выполнение социальных программ.

 

8.4 Система межбюджетных отношений.

 

Для России, как федеративного государства с трехуровневой бюджетной системой, очень важна проблема построения бюджетного устройства на принципах бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – это система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств с учетом сочетания интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.

Основная задача бюджетного федерализма – это выбор наиболее эффективной модели межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти (федерального и регионального уровней), а также органами местного самоуправления по поводу реализации бюджетного федерализма, в т.ч. по поводу распределения и перераспределения доходов и бремени расходов между различными уровнями бюджетов.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения методов и способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство регулирует каналы поступления и направления денежных средств бюджета, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения.

В настоящее время многие регионы и муниципальные образования страны в силу объективных и субъективных причин не могут обеспечить себя необходимыми бюджетными ресурсами, поэтому недостаток средств приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящего бюджета.

В настоящее время система межбюджетных отношений в РФ находится на стадии реформирования и дальнейшего развития. Это процесс сопровождается обоснованием оптимальной модели бюджетного федерализма. Изучается и анализируется опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах, ведь распределение расходов между уровнями бюджетов в различных федеративных государствах отличается от российского опыта.

Соотношение основных моделей вертикального распределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы в основных зарубежных индустриально развитых и развивающихся федеративных государствах и в России представлено в таблице 5[1]

Таблица 5. – Распределение расходов по уровням бюджетов в России и зарубежных стран (Ф – федеральный, Р – региональный, М – местный бюджеты)

 

Виды расходных обязательств Индустриально развитые страны Развивающиеся страны Россия
Оборона и национальная безопасность Ф Ф Ф
Международные публичные отношения и межгосударственное гуманитарное сотрудничество Ф Ф Ф
Международное экономическое сотрудничество   Ф Ф Ф, Р
Финансовая (денежно-кредитная) политика Ф Ф Ф
Межрегиональное экономическое сотрудничество Ф Ф Ф, Р
Миграция и иммиграция Ф Ф Ф, Р
Транспорт и связь, дорожное хозяйство Ф (кроме местных дорог) Р, М   Ф, Р, М
Экология и защита окружающей среды Ф, Р, М Р, М Ф, Р, М.
Образование, наука, культура   Р, М Р, М Ф, Р, М
Природные ресурсы   Ф, Р, М Р, М Р, М
Здравоохранение   Р, М М Ф, Р, М
Правоохранительная деятельность Р, М Р, М Ф, Р, М
Жилищно-коммунальное хозяйство М М Р, М

 


Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:


- распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

- равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов РФ во взаимодействии с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов. Для обеспечения расходов территориальных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы. Если собственных доходов в бюджете не достаточно для обеспечения необходимых расходов, то им предоставляются межбюджетные трасферты. Бюджетный кодекс в статье 6 дает определение межбюджетных трасфертов.

Межбюджетные трасферты – средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трасферты предоставляются в форме финансовой помощи в т.ч. дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

 

8.5 Бюджетный процесс и бюджетная политика.

 

В ходе мобилизации денежных средств в бюджет и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами государственной власти.

Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании федерального бюджета на предстоящие финансовые годы. Основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании инвестиционной сферы, стимулировании инвестиционной активности, выполнении государством своих финансовых обязательств.

Главными задачами бюджетной политики в настоящее время остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы. При этом бюджетная политика должна быть ориентирована на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах. Основные показатели федерального бюджета 2004 – 2008гг. приведены в таблице 6.

Таблица 6. Основные показатели федерального бюджета 2004 – 2008 гг., млрд. руб.

Показатели 2004, отчет 2005, федеральный закон 2006, прогноз 2007, прогноз 2008, прогноз
Доходы 3428,9 3326,0 5046,1 5089,7 5780,9
Расходы 2698,9 3047,9 4270,1 4658,6 5310,8
Профицит 730,0 278,1 776,0 431,1 470,1
Стабилизационный фонд РФ на конец года 739.4 884.5 2242,3 2600.2 3070,4
ВВП (справочно) 16751,5        

 

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2006 год, приложенных к законопроекту о бюджете, основной акцент сделан на «снижение налогового бремени и достижение стабильно низкого уровня инфляции». Уровень инфляции запланирован в бюджете 2006 г. 7 – 8 %%, также в бюджете предусмотрено увеличение средств, выделяемых на федеральные целевые программы. Планируется рост инвестиционных расходов.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию. Это послание является отправной точкой бюджетного процесса. Согласно статьи 6 БК РФ бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Этапы бюджетного процесса включают – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, а также составление отчета об исполнении бюджета.

Для составления и исполнения бюджетов, обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней необходима бюджетная классификация. Кроме того, она нужна для определения целей расходования бюджетных средств, задач и курса финансовой политики государства и источников бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация в РФ определена в главе 4 БК РФ.

Она включает в себя:

-классификацию доходов бюджетов РФ;

-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

-классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Экономическая классификация доходов является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета, таким как Министерство здравоохранения РФ, Государственный комитет РФ по вопросам развития Севера и т.д. Ведомственная классификация расходов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ. Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов.

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Составление проекта бюджета возложено на Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами. Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и др.

Следующей стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и, при необходимости вносят поправки и дополнения. После изучения этих документов и работы с ними Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной бюджетный год. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных федеральных внебюджетных фондах, о повышении минимального размера пенсий и оплаты труда, а также изменения и дополнения в законодательные акты РФ о налогах. Центральный банк представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год.

Полученные документы направляются в комитеты для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он с замечаниями и предложениями выносится на обсуждение Государственной Думой для принятия его в четырех чтениях.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете передается на одобрение Совета Федерации. Совет Федерации утверждает этот закон и передает его Президенту РФ для подписания и обнародования.

Исполнение бюджета возложено на исполнительные органы власти и в первую очередь на Министерство финансов РФ. В Российской Федерации введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Исполнение бюджета основано на принципах:

1) единства кассы – зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Заключительной стадией бюджетного процесса является отчет об исполнении бюджета, который готовят финансовые органы на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительными органами власти.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. Охарактеризуйте сущность бюджета как экономической категории.

2. Что собой представляет бюджет с экономической и юридической точки зрения?

3. Раскройте содержание функций бюджета.

4. Каким образом через бюджет может оказываться воздействие на экономику страны и её социальную сферу?

5. Что собой представляет консолидированный бюджет РФ и консолидированный бюджет субъектов РФ? С какой целью он составляется?

6. Дайте краткую характеристику принципов построения бюджетной системы РФ.

7. Как реализуется на практике принцип самостоятельности бюджетов всех уровней?

8. Каковы основные источники доходов федерального бюджета, регионального и местного бюджетов?

9. Каковы основные направления расходования средств федерального, регионального и местного бюджетов?

10. Рассмотрите и проанализируйте доходы и расходы бюджета вашего города и федерального бюджета на текущий бюджетный год.

11. Дайте экономическую характеристику дефицита и профицита бюджета. Приведите примеры.

12. Что собой представляют межбюджетные отношения и почему происходит в РФ их реформирование?

13. Что такое межбюджетные трансферты, и для чего они предоставляются?

14. Каковы основные стадии бюджетного процесса?

15. Для каких целей создан Стабилизационный фонд?

16. Какие основные документы и материалы используются при составлении проекта бюджета?

17. Раскройте основные направления бюджетной политики РФ и вашего города на текущий год.

18. Известно, что в большинстве экономически развитых стран через бюджетную систему перераспределяется около 50% ВВП. Определите, используя таблицу 4, какую долю составляют расходы нашего бюджета от ВВП и сравните с другими странами.

19. Определите структуру расходов федерального бюджета на 2006г. Исходные данные представлены в таблице 7

.

Таблица 7 Структура федерального бюджета за 2006г.

 

Расходы бюджета Млрд. руб. Удельный вес, % По отношению к ВВП, %
Всего расходов 4270,1    
Общегосударственные вопросы 638,885    
Национальная оборона 666,026    
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность   541,634    
Национальная экономика 339,065    
Финансирование ЖКХ 38.651    
Расходы бюджета Млрд. руб. Удельный вес, % По отношению к ВВП, %
Охрана окружающей среды 6.334    
Образование 201,716    
Культура, кинематография и СМИ 51.248    
Здравоохранение и спорт 149.366    
Социальная политика 205,253    
Межбюджетные трансферты 1431,821    

Полученные данные сравните с таблицей 4 и сделайте соответствующие выводы. Объемы ВВП приведены в таблице 6.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.118 с.)