Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 Управление финансами.

Поиск

Основные вопросы темы.

 

1. Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

2. Финансовое планирование и прогнозирование.

3. Финансовый контроль.

 

6.1 Субъекты и структура органов управления государственными финансами.

 

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью различных приемов и методов для достижения определенного результата.

В управлении финансами выделяют субъекты и объекты управления. В качестве объектов управления выступают различные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются организационные структуры, осуществляющие управление. Совокупность организационных структур, осуществляющих управление финансами представляют собой финансовый аппарат. Система управления государственными финансами включает:

1. субъект управления – Президент, Федеральное собрание, Правительство, министерство финансов, Центральный банк РФ, Счетная палата.

2. инструмент воздействия – это принципы управления, финансовое планирование, прогнозирование и программирование, финансовый контроль и финансовое законодательство.

3. объект управления – отношения по образованию распределению и использованию фондов денежных средств бюджета, внебюджетных и страховых фондов.

4. конечная цель – финансовая устойчивость (макроэкономическая сбалансированность, отсутствие дефицита бюджета и государственного долга, твердая национальная валюта).

Общее управление финансами РФ в соответствии с Конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федераций, аппарат Президента и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, который руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятия. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры в лице Росгосстраха.

Работу по управлению государственными финансами осуществляет Министерство финансов, Федеральная налоговая служба при Министерстве финансов РФ и его органы на местах. Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального казначейства и его органы на местах.

Федеральное собрание РФ рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении, принимает законы о налогах и сборах и других обязательных платежах, определяет пределы государственного долга и др.

К вопросам, находящимся в ведении исполнительных органов власти в лице Министерства финансов и его органов на местах относится:

- разработка и реализация направлений государственной финансовой политики;

- обеспечение устойчивости государственных финансов;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

- совершенствования методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

- осуществления финансового контроля за бюджетными средствами и средствами внебюджетных фондов.

Для решения этих задач Минфин занимается разработкой прогнозов экономического развития, определяет потребности в централизованных ресурсах, организует работу по составлению проекта федерального бюджета и определению источников его формирования, разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой, ценовой политики, страховой деятельности в стране, разрабатывает предложения по выпуску и обслуживанию государственных займов, разрабатывает предложения по формированию и совершенствованию финансового рынка, осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями.

Для регулирования финансов очень важную роль имеет достаточно большая автономия Центрального банка РФ в осуществлении монетарной политики, а так же коммерческие банки. Инвестиционные фонды, страховые компании и другие финансовые организации.

За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет.

 

6.2 Финансовое планирование и прогнозирование.

 

Финансовое планирование является составной частью народнохозяйственного планирования, которое базируется на показателях плана социально-экономического развития страны и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое планирование – это деятельность, направленная на сбалансированность и пропорциональность финансовых ресурсов. Сбалансированность означает – оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимся в руках государства, и доходами, остающимися в распоряжении хозяйствующих субъектов.

При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики. Проводимой на данном этапе экономического развития.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане количественное выражение. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану. Движение внебюджетных фондов отражается в финансовых планах (сметах) доходов и расходов. Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов - ВФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта Федерации. Сводный финансовый баланс объединяет в единую систему все финансовые планы, а его показатели являются основой при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

Непосредственно взаимосвязан со Сводным финансовым балансом другой синтетический баланс – баланс доходов и расходов населения. В нем отражается движение денежных средств населения в наличной и безналичной форме. Он определяет пропорции между доходами и расходами населения, отражает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения.

Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов, а также факторы, определяющие развитие этих тенденций.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы делаются на среднесрочный (5 – 10 лет) и долгосрочный (более10 лет) период. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и занимается разработкой концепции финансовой политики на длительный период времени. Целью финансового прогнозирования является определение оптимально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы дают возможность органам финансовой системы разработать различные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Выбор варианта программ зависит от экономических (ресурсных) факторов. Суть его заключается в составлении 5-летних «скользящих» планов расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. Показатели при этом «скользят» по 5-летней шкале на год вперед. Плановые показатели 1-го предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих 4-х лет – ориентировочными.

В настоящее время в России используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

 

6.3 Финансовый контроль.

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в стране, является важнейшим направлением в управлении финансами. Роль финансового контроля в рыночных условиях многократно возрастает. Сущность финансового контроля заключается в обеспечении выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их посредниками норм права, установленных органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, выявлению нарушений, предотвращению их, принятию мер по их недопущению, а также разработке мероприятий по предотвращению нарушений и совершенствованию законодательства с целью устойчивого функционирования финансовой системы. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовой деятельности субъектов хозяйствования с применением специфических форм и методов его организации.

Объектами финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным основаниям.

1.По субъектам проведения финансовый контроль подразделяется на: государственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский) и общественный.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере экономики и управления, а также ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами в отношении подведомственных предприятий и организаций. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой Федерального собрания, Главным контрольным управлением Президента РФ, Главным управлением казначейства Минфина РФ, Федеральной налоговой службой Минфина РФ, Государственным таможенным комитетом, Росстрахнадзором, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Ведомственный контроль осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

Внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объектом контроля является хозяйственная и финансовая деятельность.

Независимый контроль (аудит) проводится специальными органами – аудиторами, аудиторскими фирмами и другими службами. Заключение аудитора включает финансовую отчетность, оценку достоверности информации, характеристику результатов финансово-хозяйственной деятельности и публикуется в открытой печати.

Общественный контроль осуществляется неправительственными организациями. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

2.По времени проведения финансовый контроль бывает – предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль осуществляется до проведения финансовых операций и имеет очень важное значение для принятия конкретных решений в области финансов, а также для предупреждения нарушений.

Текущий финансовый контроль проводится во время совершения финансовых действий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Существенную роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской документации по окончании отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и определения эффективности финансовой стратегии.

3.По сфере финансовой деятельности различают – бюджетный, налоговый, валютный таможенный, страховой и банковский контроль.

4.По форме проведения финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.

Обязательный контроль проводится в силу закона или по решению компетентных органов. Инициативный – по решению самого хозяйствующего субъекта.

5.По методам проведения, т.е. приемам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследование, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Проверка проводится по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование, в отличие от проверки, охватывает отдельные стороны деятельности хозяйственных субъектов. В ходе обследования производятся контрольные обмеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д. Обследование может включать также опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую и др.). Он предполагает контроль за соблюдением установленных нормативов и правил, нарушение которых ведет к отзыву лицензии.

Анализ имеет целью детальное изучение периодической и годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния субъекта хозяйствования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль кредитных организаций за использованием выданных ссуд и финансовым состоянием предприятий-клиентов.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта.

Частичная ревизия проводится для поверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывает все стороны действия проверяемого субъекта. Для решения узких технических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты.

Тематическая ревизия проводится на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.

Выборочная ревизия – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участников сплошным методом, а других – выборочным.

На основании проведенной ревизии составляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности и возмещению материального ущерба. Данный акт носит юридическую силу и может быть оспорен в суде.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. Что представляет собой современная система управления финансами?

2. Охарактеризуйте органы управления финансами в РФ и на предприятии.

3. Раскройте сущность управления финансами.

4. На кого возложены функции оперативного управления финансами.

5. Обоснуйте необходимость совершенствования управления финансами.

6. С чем связана необходимость финансового планирования?

7. Расскажите о формах финансового планирования в различных звеньях финансовой системы.

8. Какова роль финансового прогнозирования и финансового программирования?

9. Какие органы финансового контроля существуют в РФ?

10. Назовите задачи и функции Счетнной палаты.

11. Охарактеризуйте права и обязанности главного бухгалтера предприятия в области финансового контроля.

12. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами?

13. Каковы контрольные функции Федерального казначейства?

14. Охарактеризуйте функции банков в области финансового контроля.

15. С помощью каких методов проводится финансовый контроль?

16. Назовите субъектов финансового контроля и заполните таблицу 2


Таблица 2

 

  Вид субъектов финансового контроля Субъекты финансового контроля (органы государственной власти, учреждения, ведомства, структурные подразделения)
Президентский  
Представительных органов власти и местного самоуправления.  
Исполнительных органов власти  
Финансово-кредитных органов  
Ведомственный контроль  
Внутрихозяйственный контроль  
Независимый контроль  

 

 

Тема 7. Финансовые рынки.

1.Основы функционирования финансового рынка.

2.Финансовые рынки и их виды.

 

7.1 Основы функционирования финансового рынка.

 

Важную роль в движении денежных потоков играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания этих услуг различные финансовые инструменты. К финансовым услугам относятся открытие счетов в банке, выдача коммерческих займов и различных кредитов, страхование, управление портфелем ценных бумаг и т.д.

Финансовым называют рынок, где обращается капитал. Финансовые рынки – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями. Он является составной частью финансовой системы и служит для перераспределения временно свободных денежных средств.

Необходимость функционирования финансового рынка вызвана тем, что у одних субъектов не имеется в достатке денежных средств, для оплаты запланированных расходов, а у других денежные средства превышают текущие потребности в них. Первые могут выступать потребителями или заемщиками, а вторые – поставщиками денежных ресурсов или кредиторами.

Роль финансовых посредников в перераспределении денежных средств между кредиторами и заемщиками очень велика. Объем средств, аккумулируемых и используемых финансовыми институтами, значительно превышает их объемы, проходящие через другие сектора экономики.

Финансовые рынки дают большие преимущества как кредиторам, так и заемщикам.

Для кредитора преимущества заключаются в том, что посредник осуществляет диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов, что ведет к снижению уровня кредитного риска. Посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию. Финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т.е. возможность получения наличных денег.

Для заемщика финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлимых условиях. Финансовые институты удовлетворяют спрос заемщика на крупные кредиты за счет привлечения больших сумм от множества клиентов.

Финансовый рынок в России стал быстро развиваться с 1992 г., когда началась либерализация практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний и бирж.

 

7.2 Финансовые рынки и их виды.

 

Финансовый рынок обеспечивает возможность быстрого перелива финансовых ресурсов и инвестиций юридических и физических лиц.

С организационной точки зрения финансовый рынок предстваляет совокупность финансовых институтов, осуществяющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов, т.е. различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования. На финансовых рынках осуществляется торговля такими финансовыми инструментами, как денежные средства, ценные бумаги, в том числе векселя, акции, облегации и их производные – фьючерсы, опционы и т.д.

Финансовый рынок состоит из множества более узких специализированных рынков. Прежде всего финансовый рынок подразделяется на фондовый или рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов или кредитный рынок.

Фондовый рынок – часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия, купля и продажа ценных бумаг. Он отличается от всех других видов рынка спецификой товара. Ценная бумага – это товар особого рода. Она одновременно представляет собой и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство дыплатить доход. Ценная бумага – товар который, не имея собственной стоимости (стоимость выпуска ценной бумаги незначительна) может быть продан по высокой рыночной цене. Это объясняется тем, что номинал ценной бумаги представляет определенную величину реального капитала, вложенного, например, в какое-либо предприятие. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена превысит номинал и принесет своему владельцу доход который представляет собой «фиктивный капитал».

На фондовом рынке обрацаются временно свободные капиталы. Капитал в виде ценной бумаги может прередаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, самое главное, приносить доход.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок на котором продаются впервые выпущенные ценные бумаги. Участниками этого рынка являются эмитенты ценных бумаг и первичные инвесторы. На этом рынке могут действовать и финансовые посредники в лице дилеров финансового рынка. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство.

На вторичном рынке ценных бумаг обращаются ранее выпущенные ценные бумаги, т.е. происходит их перепродажа. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения уже имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями рынка. Существование вторичного рынка стимулирует деятельность первичного рынка.

В зависимости от организации совершения сделок с ценными бумагами выделяют организованный и неорганизованный рынки ценных бумаг.

Основу организованных рынков составляют биржи – специально созданные институты для организованной и систематической продажи и перепродажи выпущенных финансовых инструментов.

Неорганизованные рынки – система рассредоточенных посреднических контор, осуществляющих торговлю выпущенными финансовыми инструментами.

На кредитном рынке объектом сделки выступает денежный капитал. Задачей этого рынка является обеспечение производства кредитом, заемными средствами. Для этого мобилизуются средства, временно высвобождающиеся в одних секторах экономики, и направляются в другие, где имеется недостаток денежных средств, т.е. возникла потребность в кредите.

Интернационализация хозяйственных связей обусловила образование мирового финансового рынка на базе развития международных экономических отношений. На этом рынке обращаются средне- и долгосрочные кредиты и ценные бумаги (например, еврооблигации). Участниками рынка могут быть крупные компании, банки, транснациональные компании, правительства различных стран, международные финансовые организации.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. Чем вызвана необходимость финансового посредничества?

2. В чем заключаются отличия финансового посредничества от прямого кредитования?

3. Каковы преимущества финансового посредничества с точки зрения кредитора?

4. Каковы выгоды финансового посредничества с точки зрения заемщика?

5. Что собой представляет финансовый рынок и какова его структура?

6. По какому признаку выделяют фондовый рынок и рынок капиталов? Какие финансовые инструменты на них обращаются?

7. Что собой представляет фондовый рынок? Кто является его участниками

8. Объясните, в чем заключаются особенности и отличия функций вторичных и первичных рынков ценных бумаг.

9. На каких рынках коммерческие банки могут получать кредитные ресурсы?

10. На каком из финансовых рынков могут обращаться акции и облигации?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.221 (0.015 с.)