Тема 5 финансы Как Экономическая категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5 финансы Как Экономическая категория.



Основные вопросы темы

 

1. Понятие, сущность и состав финансов.

2. Роль финансов в экономике и их функции.

3. Финансовая система РФ и её звенья.

4. Финансовая политика России на современном этапе.

 

5.1 Понятие, сущность и состав финансов.

 

Термин “финансы” (от лат. financia – доход, наличность) впервые стал применяться в ХIII- XV веке в торговых городах Италии. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу формирования государственных фондов денежных средств.

Финансы – историческая категория, которая возникла на определённом этапе развития товарно-денежных отношений. Появление финансов обусловлено возникновением государства и связано с тем, что государство выполняло ряд общественно-политических и экономических функций, таких как охрана границ и общественного порядка, строительство общественных зданий, ведение войн и др. Следовательно, для выполнения данных функций были необходимы определенные ресурсы.

Закономерность развития финансов, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в воспроизводственном процессе определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. При рабовладельческом строе основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет труда рабов, натуральных податей, повинностей населения, военных трофеев, дани с побеждённого народа. Деньги обращались, но значительной роли не играли, поэтому государственный фонд денежных средств (бюджет) был незначительным. Государство расходовало собранные средства в основном на содержание армии и двора монарха, государственного аппарата, строительство храмов, каналов, оросительных систем, водопроводов и т.д. В эпоху феодализма основным источником финансовых ресурсов был труд крепостных крестьян и производимая ими продукция. Сначала ресурсы поступали государству преимущественно в натуральной форме, но с развитием капиталистического способа производства всё большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства. Появилась необходимость в общегосударственном фонде денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования, распределения и использования.

Таким образом, возникновение финансов обусловлено тремя причинами:

- становлением государства и отделением казны монарха от государственной казны;

- формированием и использованием бюджета на постоянной основе;

- переходом к денежной форме взимания налогов.

С развитием общества усиливается влияние государства на экономику, что сопровождается развитием системы государственных финансов. В то же время появляются различного рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства предпринимательства и сбережения населения. Сфера финансов расширяется, термин «финансы» выходит за рамки государственных финансов и охватывает новые сферы (финансы предприятий и финансы населения).

Следовательно, определение финансов можно сформулировать следующим образом.

Финансы – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, субъектов хозяйствования и населения.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение, возникающее в процессе денежного оборота, следует относить к финансам. Денежные отношения превращаются в финансовые только тогда, когда в результате производства продукции, и её реализации создаются фонды денежных средств.

Деньги по сравнению с финансами – категория более древняя. Деньги появились в процессе развития обмена как стихийно выделившийся товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. В процессе обмена движение денег всегда сопровождается встречным движением товаров и услуг, а финансы не предполагают встречного движения стоимости товаров и услуг в обмен на движение денег. Финансы – это экономический инструмент распределения валового внутреннего продукта и части национального богатства, в результате которого образуются фонды денежных средств государства, субъектов хозяйствования и населения.

Развитие финансов обусловлено развитием товарно-денежных отношений и существованием государства как субъекта этих отношений. В отличие от денег, кредита зарплаты и других стоимостных категорий, финансы органически связаны с существованием государства. Не случайно центральное место в финансовых отношениях занимают государственные финансы.

Финансовые отношения обслуживают процесс воспроизводства на макро- и микроуровнях. В соответствии с этим они подразделяются на централизованные (государственные или публичные) и децентрализованные (финансы предприятий и населения). Централизованные финансы обеспечивают потребности государства, направленные на выполнение им своих функций. Чем шире круг функций, выполняемых государством, тем больше фондов оно создаёт для их реализации. К таким фондам относятся – государственный бюджет, государственные внебюджетные и бюджетные фонды.

Децентрализованные финансы обеспечивают потребности воспроизводственного процесса в денежных средствах на микроуровне, т.е. на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Они подразделяются на финансы предприятий и финансы населения.

Финансы предприятия – это денежные отношения, возникающие в ходе хозяйственной деятельности предприятия. Они представляют денежный капитал и различные денежные фонды предприятия. К их числу относятся: фонды накопления и потребления; нераспределённая прибыль; уставный и резервный капитал. Изучением финансов предприятия занимается специальная наука – финансового менеджмента.

Финансы населения связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Их источниками являются заработная плата, социальные пособия, пенсии, стипендии, доходы от управления имуществом и др.


 

5.2 Роль финансов в экономике и их функции.

 

В современной рыночной экономике товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер, что привело к формированию разнообразных финансовых отношений между всеми субъектами хозяйствования (государством, предприятиями, населением). Финансы превратились в один из важнейших инструментов воздействия на процесс общественного воспроизводства, а также распределения и перераспределения валового внутреннего продукта между всеми субъектами экономических отношений. Финансы способствуют развитию рыночных институтов, достижению социальной справедливости, повышению экономической эффективности, перераспределению ресурсов в социальную сферу, стимулированию инвестиционной активности, совершенствованию банковской системы, формированию международных рынков капиталов и глобализации экономических отношений.

Главной проблемой в сфере финансов является обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами реального сектора экономики.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, государства и населения, т.е. деньги, обслуживающие финансовые отношения.

Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения чистого продукта через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Кроме того, они формируются за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности государства, продажи золота и от реализации государственных ценных бумаг. Централизованные финансовые ресурсы в основном находятся в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах.

Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет собственных средств предприятия, к которым в первую очередь относится прибыль, а также амортизационные отчисления и различные доходы. Кроме того, финансовые ресурсы предприятия могут формироваться за счет привлеченных средств (кредиты банков, страховые возмещения, бюджетные субсидии и т.д.).

Финансы играют значительную роль в стабилизации российской экономики. Проблема экономической стабилизации возникла в результате существовавших экономических диспропорций, ценового диспаритета, уменьшения платежеспособного спроса, инфляции, быстрого развития спекулятивной сферы в ущерб реальному сектору экономики.

Финансовая стабильность возможна при наличии устойчивых источников финансирования, накопления ресурсов для расширенного воспроизводства, привлечение средств на рынок капиталов. Государство и предприятия являются полноценными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов и заёмщиков. Правильная организация финансов дает возможность быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, использовать различные финансовые инструменты, выполнять налоговое и другие обязательства.

Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций как в реальный сектор экономики, так и в развитие социальной сферы, а также в функционировании финансового рынка.

Сущность финансов как экономической категории проявляется в выполняемых ими функциях. Большинство экономистов считают, что финансы выполняют две основные функции – распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни. С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости на макроуровне и перераспределение этой стоимости на микроуровне. Распределительная функция последовательно охватывает: а) формирование фондов денежных средств (на макроуровне – это централизованные средства государства, а на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и денежные средства домохозяйств); б) их распределение через финансовые инструменты (на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, а на микроуровне образуются обособленные фонды такие как уставный фонд, фонд оплаты труда, амортизационный и др.); в) использование денежных фондов с целью обеспечения на микроуровне расширенного производства, а на макроуровне – улучшения народнохозяйственных пропорций, удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная функция финансов проявляется в процессе формирования и использования фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов и населения. Сущность контрольной функции финансов заключается в контроле за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств.

Контрольная функция финансов на макро- и микроуровнях реализуется последующим направлениям:

- контроль за правильным и своевременным перечислением денежных средств в необходимые фонды по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производства и социального развития.

- Контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов на микроуровне включает также:

- контроль за поступлением выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также ассигнований из бюджета;

- контроль за уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

Кроме рассмотренных функций экономисты выделяют ещё и такие как – регулирующая, стимулирующая, обеспечивающая,

Обеспечивающая функция имеет задачу создания материальной основы государства и хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция играет активную роль в рыночной экономике, стимулируя инновационную и инвестиционную деятельнось субъектов рынка, снижение затрат, повышение их эффективности.

 

5.3 Финансовая система РФ и её звенья.

 

Все звенья финансовых отношений – государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, а также система взаимосвязей между ними образуют финансовую систему страны.

Финансовая система в целом – это совокупность финансовых отношений и финансовых институтов, в процессе функционирования которых формируются и используются фонды денежных средств.

В более узком смысле под финансовой системой понимается совокупность звеньев финансовых отношений, призванных обеспечить государству и хозяйствующим субъектам осуществление их функций.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определённую сферу финансовых отношений. Все звенья финансовых отношений взаимосвязаны между собой и образуют единый комплекс, так как базируются на едиром источнике денежных ресурсов – вновь созданной в процессе воспроизводства стоимости.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятий различных форм собственности. Перечисленные звенья финансовых отношений подразделяются на государственные финансы и финансы предприятий.

В зависимости от источников и способов формирования денежных фондов, находящихся в руках государства, выделяют следующие элементы финансовой системы:

- бюджетную систему, включающую федеральный бюджет, бюджеты регионов и местные бюджеты, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- государственный кредит.

Рассмотрим кратко содержание звеньев общегосударственных финансов.

Центральным звеном всей финансовой системы РФ является федеральный бюджет, который представляет собой централизованный фонд денежных средств государства. По размерам федерального бюджета можно судить об уровне экономического развития страны, о характере его экономического строя и материальном положении основной части населения. Основным источником формирования бюджетов всех уровней являются налоги. Они составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными по размеру и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд государственного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонд и др.

Важным элементом государственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит – это система экономических отношений, в которых государство выступает одной из сторон кредитных отношений – кредитором заемщиком или гарантом. Роль государственного кредита в современных условиях достаточно широка. Ни одна из развиты и развивающихся стран не обходится сегодня без государственного кредита. Обратной стороной кредитных отношений в этом случае выступает государственный долг, который возникает в результате государственных заимствований. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Для возмещения понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев создаются в рамках финансовой системы фонды страхования.

Страхование – это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность.

Одним из звеньев финансовой системы России являются финансы предприятий. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает ключевое положение, т.к. здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги.

 

5.4 Финансовая политика России на современном этапе.

 

Государственный механизм использования финансовых отношений, направленный на выполнение государством своих задач и функций, называется финансовой политикой.

Выбор приоритетов финансовой политики связан с особенностями социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.

Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формировании доходной части бюджета. Как составная часть социально-экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе. Содержание финансовой политики определяется:

- соответствующей теоретической базой и разработанной на её основе концепцией, определяющей роль государства в области финансов;

- разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

- осуществлением практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.

На современном этапе известны три типа финансовой политики:

  1. Классическая – которая господствовала до конца 20-х годов ХХ в., в её основе лежали теории А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Согласно этим теориям регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм и свободная конкуренция. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику.
  2. Регулирующая - появление которой связано с кризисом 20-30-х гг. ХХв. Идеологом данной теории был Дж. М. Кейнс и его последователи. Данная финансовая политика предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и т.д.)
  3. Планово-дерективная - имеет своей целью максимальную концентрацию финансовых ресурсов в руках государства для их последующего перераспределения. Перераспределение финансовых ресурсов осуществлялось в рамках государственного плана. До недавнего времени в России была именно эта модель финансовой политики.

При переходе на рыночные отношения в экономике финансовая политика в 1992-1998 гг. в России развивалась по пути так называемой политики финансовой стабилизации. Кризис 1998г. тяжело отразился на экономике России, что привело к формированию в2000-2001 гг. принципиально новой финансовой политики, способствующей росту экономики страны, развитию экспорта, снижению импорта и создания условий для повышения конкурентоспособности и роста отечественного товаропроизводителя.

Финансовая политика в её широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную и кредитно-денежную политику.

Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и ближайшую перспективу. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом и т. п.

Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Без налогов государство не может существовать, но если налоговые изъятия превышают оптимальную налоговую нагрузку на налогоплательщиков, то нарушается естественный воспроизводственный процесс и экономика саморазрушается. Поэтому в настоящее время налоговая политика РФ старается быть реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, упрощается система налогообложения малого бизнеса, происходит снижение налоговой нагрузки на предприятия. Так в 2002г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий с 35% до 24%, в 2004г. был полностью отменен налог с продаж и была снижена ставка НДС с 20% до 18% и планируется в дальнейшем снизить её до 16-15%%, в 2005г. произошло снижение ЕСН (единого социального налога) с 35.6 % до 26%.

Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, т.к. таможенные налоги и сборы оказывают прямое воздействие на цену товара. В то же время, таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая и поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика любой страны имеет действие бумеранга – введение ограничительных или поощрительных ставок обложения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны.

Денежно-кредитная политика России формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и направлена на снижение уровня инфляции (в2006 г. до 7-8%%), обеспечение устойчивого экономического роста, снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики, а так же на валютное регулирование и валютный контроль.

Финансовая политика ХХI в. более полно будет учитывать возможности финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных денежных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Она становится более предсказуемой и целенаправленной.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. На какие функции денег опираются распределительная и контрольная функции финансов, и есть ли между ними связь?
  2. Чем отличаются финансовые отношения от других экономических отношений?
  3. Раскройте общественное назначение финансов через выполняемые ими функции.
  4. Сформулируйте сущностные отличия финансов от денег.
  5. Каково влияние финансов на воспроизводственный процесс?
  6. Что понимается под финансовыми ресурсами государства, и каковы источники их формирования?
  7. Что понимается под финансовыми ресурсами предприятий и за счет, каких источников они формируются?
  8. В чем заключается необходимость государственных финансов и финансов предприятия?
  9. Дайте определение понятий «система финансов» и «финансовая система».
  10. Какова структура финансовой системы РФ?Что включается в систему государственных финансов, и охарактеризуйте каждое звено.
  11. Назовите основные звенья в структуре децентрализованных финансов и дайте их краткую характеристику.
  12. Дайте характеристику участникам финансовых отношений. Кто их них является основными, а кто вспомогательными (обеспечивающими)?
  13. Охарактеризуйте содержание финансовой политики и её основные типы.
  14. Какие составные части входят в понятие «финансовая политика»?
  15. Раскройте основные направления бюджетной политики РФ на современном этапе.
  16. Приведите основные положения налоговой политики РФ.
  17. В чем состоят особенности современной денежно-кредитной политики?
  18. Какие задачи решаются в процессе реализации таможенной политики государства?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.031 с.)