Тема 9 . Внебюджетные фонды РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 . Внебюджетные фонды РФ.



 

Основные вопросы темы.

 

1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов.

2. Источники формирования и направления использования внебюджетных социальных фондов.

 

 

9.1. Социально-экономическая сущность и назначение внебюджетных фондов.

 

В бюджетной системе важное место занимают внебюджетные фонды, представляющие совокупность финансовых средств, которые находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и имеют целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется Бюджетным кодексом РФ в главе 17.

Внебюджетный фонд – форма образования и расходования фонда денежных средств вне системы бюджетов государства для защиты социальных интересов отдельных групп населения и решения конкретных задач экономического характера.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются независимо от бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на экономические (материальные) и социальные.

К экономическим фондам относятся внебюджетные фонды территориального (регионального) развития и ведомственные (отраслевые и межотраслевые) внебюджетные фонды.

Состав государственных социальных внебюджетных фондов отражен в статье 144 БК РФ. к ним относятся:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН).

С 1 января 2001 г. функции ГФЗН были переданы Министерству труда и социального развития. Финансирование этого фонда осуществляется через бюджеты различных уровней бюджетной системы.

Социальные фонды призваны обеспечить конституционные права граждан РФ на получение пенсий, социальное обеспечение в случай болезни, потери кормильца, на охрану здоровья, медицинскую помощь, на защиту от безработицы.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Специфика данных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников (ст.146 БК РФ) и строго целевом использовании своих средств.

С 1 января 2001 года в соответствии с Налоговым кодексом (2-я часть, глава 24) государственные социальные внебюджетные фонды формируются на основе единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2005 года ставка по этому налогу составляет 26% от сумм выплат и иных вознаграждений в денежной и натуральной форме или в виде иной материальной выгоды за налоговый период в пользу работника. По закону плательщиками ЕСН являются:

1) лица, производимые выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

-физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Ставки ЕСН носят регрессивный характер. Они понижаются в зависимости от повышения размера оплаты труда. Налоговый период по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по ЕСН уплачиваются ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца. Налоговую базу определяют отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. С 2002 г. отчисления в Пенсионный фонд РФ заменены отчислениями в федеральный бюджет.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, поэтому они часто выступают в роли инвесторов на рынке ценных бумаг.

 

9.2. Источники формирования и направления использования внебюджетных фондов.

 

Формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется на основе ежегодно принимаемых бюджетов. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов дано в ст.143 – 150 БК РФ. В них определяется процесс формирования и использования государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ – это самый крупный из внебюджетных фондов. Он создан в соответствии со ст.8 Закона РФ от 20. 11. 1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Его правовой режим определен Положением «О Пенсионном фонде РФ», утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27. 12.1991г.

Пенсионный фонд образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он представляет собой фонд, в котором аккумулируются и перераспределяются денежные средства в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание условий для регулярной выплаты пенсий в сроки и их повышение – главная задача пенсионного фонда.

В настоящее время Пенсионным фондом РФ ведется индивидуальный персонифицированный учет граждан РФ. При этом учитывается трудовой стаж, сумма заработка или дохода застрахованного лица и сведения о страховых взносах, предоставляемых в Пенсионный фонд РФ работодателями и гражданами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Сведения о застрахованных лицах отражаются на индивидуальных лицевых счетах.

Денежные средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной думой РФ.

Фонд социального страхования РФ – является специализированным некоммерческим финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Он образован и действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. «О фонде социального страхования Российской Федерации» с последующими изменениями. Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отделения, а также филиалы отделений Фонда. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной думой.

Фонды обязательного медицинского страхования граждан РФ ( федеральный и территориальный) созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991г. Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998г. № 857.

Обязательное медицинское страхование является частью системы социальной защиты, направленной на охрану здоровья и обеспечения населения необходимым медицинским обслуживанием.

Фонд обязательного медицинского страхования имеет два уровня:

-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

-территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, которое подотчетно Федеральному собранию и Правительству РФ.

Второй уровень представляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования и их филиалы. Они создаются в субъектах РФ и являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны представительной и исполнительной власти субъекта РФ. Главной задачей создания этих фондов является обеспечение реализации обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости.

Финансовые средства этих фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

В таблице 8 представлены источники формирования и основные направления использования государственных социальных внебюджетных фондов.

 

Таблица 8. Формирование и использование государственных внебюджетных фондов РФ

 

Государственные внебюджетные фонды Источники формирования Направления использования
Пенсионный фонд РФ 1) ЕСН; 2) Ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы 3) средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ ГФЗН РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; 4) свободный остаток денежных средств фонда на начало года; 5) доходы от размещения и инвестирования временно свободных средств фонда; 6) мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в фонд; 7) штрафы, пени и другие поступления. 1) выплата трудовых пенсий; 2) выплата государственных пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета (пособие по уходу за ребёнком в возрасте старше полутора лет); 3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов; 5) другие расходования.
Фонд социального страхования РФ 1) ЕСН; 2) страховые взносы по установленным тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ежегодно принимаемому закону; 3) доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; 4) средства федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах; 5) добровольные взносы граждан, юридических лиц и другие доходы. 1) на выплату пособий по временной нетрудоспособности; 2) на выплату пособий по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребёнка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет; 3) на выплату социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе; 4) на оплату путевок для работников и их детей, а также на лечение и лечебное питание; 5) на содержание санаториев и детско-юношеских спортивных школ; 6) на финансирование деятельности отделений фонда и другие расходы.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1) ЕСН; 2) Части единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в установленном законодательством размере; 3) Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения; 4) Доходы от использования временно свободных средств Фонда; 5) Ассигнования из бюджета и другие доходы. 1) на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; 2) Финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; 3) Предоставление кредитов страховщикам; 4) Организация подготовки и переподготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие расходы.

 


 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. Чем вызвана необходимость создания государственных внебюджетных фондов?

2. Дайте характеристику социальных внебюджетных фондов.

3. Раскройте социально-экономическую сущность Пенсионного фонда РФ.

4. За счет каких средств он формируется и на что расходуется?

5. Каковы причины и цели реформирования пенсионной системы?

6. Как формируются доходы, и каковы направления расходов ФСС?

7. Какова цель обязательного медицинского страхования в РФ?

8. Какие функции выполняет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а какие – территориальные фонды обязательного медицинского страхования?

9. За счет каких средств формируются ФОМС (федеральный и территориальные) и куда направляются средства фондов обязательного медицинского страхования?

10. В чем заключается специфика Государственного фонда занятости населения РФ?

11. Рассчитайте структуру государственных социальных внебюджетных фондов по доходам и расходам и прокомментируйте полученные результаты. Исходные данные взяты из учебного пособия А.С.Нешитого «Финансовый практикум» М., 2006г. стр. 45 – 51 и приведены в таблицах 9,10,11.


Таблица 9 Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2005г.

 

Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
Доходы      
1. Страховые взносы, зачисляемые в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии 558440,0  
2. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии 80170,0  
3. Страховые взносы в виде фиксированного платежа 4500,0  
4. Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации   861,5  
5. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 9900,0  
6. Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда РФ 10780,0  
7. Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ 509437,1  
в том числе:    
А) средства, поступающие из федерального бюджета 341170,0  
Б) средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ в соответствии с законодательством РФ 64999.2    
В) средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и инвалидам   93064,0  
8. Средства пенсионных накоплений, поступающих в Пенсионный фонд из негосударственных пенсионных фондов 196,4  
9. Сумма пеней и иных финансовых санкций 120000,0  
Итого:    
Расходы      
1. Выплаты трудовых пенсий 943939,3  
2.Компенсащионные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающие трудовые пенсии   370,8  
3.Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет средств, поступающих в Фонд на обязательное пенсионное страхование, выехавшим на постоянное жительство за пределы РФ   860,3  
4. Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения     5,8  
Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
5. выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям трудовых пенсий   1681,4  
6.Расходы на доставку и пересылку трудовых пений и пособий 12594,9  
7. Выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, компенсационных выплат и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за счет средств федерального бюджета   61249,0  
8.Расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета 815,5  
9. Прочие расходы 154794,3  
Итого    
Профицит (+) или дефицит (-) бюджета    

 

Таблица 10 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2005г.

Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
Доходы    
1. Сумма единого социального налога 131513,8  
2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний   34208,4  
3. Налоги на совокупный доход 2932,6  
4. Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФСС 980,0  
5. Средства федерального бюджета передаваемые ФСС 14377,0  
Из них    
а) на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению 9569,4  
б) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации    
Итого доходов    
Расходы    
1. Пособия по временной нетрудоспособности 90200,1  
2. Пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональными заболеваниями 1644,4  
3. Пособия по беременности и родам 16467,5  
4. Пособия по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет 6237,0  
5. Пособия при рождении ребёнка 9240,0  
6. Другие пособия и компенсации 825,3  
7. Реализация мер по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан 9569,4  
8. Оздоровление детей и подростков 12561,5  
Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
9.Единовременные страховые выплаты 492.4  
10.Ежемесячные страховые выплаты 23626,8  
11. Доставка и пересылка страховых выплат 434,1  
12. Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний   4478,8  
13. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации 4654,0  
14. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 1500,0  
15. Содержание исполнительных органов ФСС 7412,6  
16. Подготовка и повышение квалификации кадров 393,2  
17. Осуществление международной деятельности фонда 3,3  
18. Научно-исследовательские работы по государственным контрактам 67,6  
19. Прочие расходы    
Итого расходов 190798,6  

 

Таблица 11.Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005г

Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
Доходы    
1. Единый социальный налог, подлежащий зачислению в Фонд. 34580,0  
2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 133,3  
3. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 145,7  
4. Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами   50791,7  
5. Средства от других бюджетов бюджетной системы 3000,0  
6. недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд 346,0  
Итого доходов    
Расходы    
1, Дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, включая нормированный страховой запас 31713,5  
2. Мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для системы обязательного медицинского страхования 7,5  
3. Научные исследования в области обязательного медицинского страхования 4,0  
4 Международное сотрудничество по вопросам ОМС 0,5  
Статьи бюджета Млн. руб. В % к итогу
     
5. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 50791,7  
6. Субсидии на обязательное медицинское страхование 6000,0  
Итого расходов    

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.023 с.)