Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10 Государственный (муниципальный) кредит.

Поиск

 

Основные вопросы темы.

 

1. Необходимость и экономическая сущность государственного (муниципального) кредита.

2. Государственный долг и механизм его формирования

3. Виды государственных займов.

4. Управление государственным долгом РФ.

 

10.1 Необходимость и экономическая сущность государственного (муниципального) кредита.

 

Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджетов всех уровней. Традиционно государственный кредит используется для финансирования бюджетного дефицита. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей государства.

С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что происходит вторичное распределение стоимости ВВП и части национального продукта.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством в лице органов исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, иностранными гражданами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в которых государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

В количественном отношении в государственном кредите преобладает деятельность государства как заёмщика средств. В качестве заемщика государство выступает при покрытии бюджетного дефицита через внутренние и внешние займы, когда берет деньги в долг для решения социальных и технических проблем, а также для покрытия ранее возникших долгов и выплаты процентов по ним. Россия с середины XVIII века выступает заемщиком на внешнем рынке.

Объем операций в качестве кредитора, т.е. предоставление кредитов юридическим и физическим лицам, а также иностранным государствам, значительно ниже. В роли кредитора Россия выступала в послевоенное время для социалистических и развивающихся стран. Внутри страны эту функцию выполнял Госбанк, и поэтому во внутренних операциях государство формально не являлось кредитором до настоящего времени. Сейчас Россия продолжает предоставлять кредиты, хотя и в меньших размерах, странам СНГ.

Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими или физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит в условиях рынка становится обязательным элементом и составной частью финансовой системы РФ – кредита. Следовательно и принципы, лежащие в основе кредитных отношений, свойственны и государственному кредиту. Такими принципами являются срочность, возвратность и платность. Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных фондов денежных средств государства – бюджета и внебюджетных фондов. Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории как налоги, т.к. налоги поступают в бюджет и внебюджетные фонды только в одном направлении – от плательщика в государственные фонды денежных средств. Кроме того, государственный кредит, в отличие от налогов, носит добровольный характер.

В отличие от банковского кредита государственный не имеет целевой направленности, его обеспечением служит всё имущество, находящееся в распоряжении РФ, а не какие-либо конкретные ценности. Кредитные ресурсы, мобилизуемые государством, используются не как капитал, а как платежное или покупательное средство (обслуживание государственного долга, социальные расходы и т.д.), т.е. носят непроизводительный характер. Характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющих не только погасить кредит, но и выплатить вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибыли.

Сущность любой категории проявляется через выполняемые функции. Как финансовая категория государственный кредит выполняет следующие функции: распределительную, регулирующую, обеспечивающую и контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределять денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью распределительной функции государственного кредита происходит более равномерное распределение налогового бремени на налогоплательщиков во времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственных займов.

Регулирующая функция выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на денежном рынке и рынке капиталов, на занятость и на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Обеспечивающая функция состоит в том, что при помощи государственных заимствований формируется доходная часть бюджета государства.

Контрольная функция совпадает с контрольной функцией финансов и в основном используется для контроля за целевым использованием средств, сроками их возврата и своевременностью уплаты процентов.

 

10.2 Государственный долг и механизм его формирования.

 

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющем государственную казну (ст.97 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ под государственным долгом понимает долговые обязательства только федерального Правительства, поэтому появляется такое понятие как общегосударственный долг, который включает задолженность не только федерального Правительства, но и государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам органов управления низовыми территориальными звеньями, если они не гарантированы Правительством РФ.

Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющем казну субъекта РФ (ст.99 БК РФ).

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну (ст.100 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный долг представляет собой совокупность долговых обязательств государства на определенную дату. Текущий долг состоит из платежей по обязательствам, которые необходимо погасить в отчетном периоде.

Государственный долг бывает внутренним и внешним. По внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Этот долг обычно выражается в валюте РФ. Под внешним долгом понимается задолженность государства иностранным юридическим и физическим лицам, другим государствам, международным организациям и другим субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В законе о бюджете на 2002 и 2003гг. закладывались привлеченные средства на внешнем рынке на сумму 1,6 – 2,5 млрд. долларов ежегодно. Однако. Правительство фактически не воспользовалось данным источником финансирования, т.к. в заимствованиях не было потребности из-за высоких мировых цен на нефть. В настоящее время внешний долг в структуре государственного долга составляет более 80%. В ближайшие годы планируется увеличить долю внутреннего долга в общем объеме государственного долга с 18 до 25%%. В 2005г. Россия досрочно полностью рассчиталась по остаткам долга перед Международным валютным фондом (МВФ) и выплатила часть долга в размере 15 млрд. руб. Парижскому клубу кредиторов. Кроме того в конце декабря погашена задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет банка России, выплата по которым должна производиться в 2006-2007 годах.

Согласно федерального закона «О федеральном бюджете на 2006г» верхний предел заимствований на 1 января 2007г. будет составлять для:

-государственного внешнего долга – 79,2 млрд. руб.

- государственного внутреннего долга – 1148 млрд. руб.

Государственный долг иностранных государств перед РФ – 68,8 млрд. руб.

Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы.


 

10.3 Виды государственных займов.

 

Государственные займы – это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны. Государственные займы размешаются правительством на рынке ссудных капиталов при помощи банков и не банковских финансовых институтов.

Государственные займы, которые составляют государственный долг, могут быть классифицированы по разным признакам.

1. По месту размещения займы подразделяются на внешние и внутренние. Внешние займы – это займы, привлекаемые от нерезидентов, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Внутренние займы - это займы от резидентов и нерезидентов, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженных в валюте РФ.

2. По срокам привлечения средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения до 1 года), среднесрочные (от 1года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет)

3. По уровню заемных отношений займа бывают: федерального правительства; займы исполнительных органов субъектов РФ (региональные, субфедеральные займы); займы органов местного самоуправления (муниципальные займы).

4. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформлены в виде ценных бумаг, которые свободно покупаются и продаются. Нерыночные займы – займы, оформленные в фондовые инструменты покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы лишь ему. Они не могут обращаться на рынке ценных бумаг и свободно менять владельца.

5. По видам доходности займы бывают:

- процентные - по ним выплата доходов осуществляется ежегодно равными долями по фиксированной ставке;

- выигрышные – выплата доходов но ним осуществляется на основе тиражей выигрыша;

- с нулевым купоном (дисконтные) – продаются со скидкой от номинала, а выкупаются по номиналу;

6. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа они бывают с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения займа.

7. По методу определения доходов займы могут быть с фиксированным или «плавающим» доходом. Займы с твердым фиксированным доходом дают инвестору гарантированный доход, а эмитент точно знает стоимость обслуживаемого долга. Изменение доходности по займу с «плавающим» доходом зависит от изменения какого-либо экономического показателя.

9 По направлению использования займы подразделяются на целевые и нецелевые. Целевые займы направляются на финансирование конкретных программ, для реализации которых они и размещаются. Средства нецелевых займов могут быть использованы на различные нужды согласно решению органов власти и управления.

 

10.4 Управление государственным долгом РФ.

 

Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, по размещению новых долговых обязательств и изменению условий и сроков ранее выпущенных займов.

Управление государственным долгом проводится в целях определения наиболее оптимального соотношения между потребностями государства в финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В процессе управления государственным долгом решаются такие задачи как:

- минимизация стоимости долга для заемщика;

- недопущение резких колебаний курса заемных обязательств государства и переполнения ими рынка ценных бумаг;

- эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием;

- обеспечение своевременного возврата кредита и погашение процентов;

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 4 марта 1997г. в Министерстве финансов для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований создается единая система управления государственным долгом РФ.

Управление государственным долгом основывается на ряде принципов. К ним относятся:

- принцип безусловности, т.е. выполнение государством своих обязательств перед кредиторами и инвесторами в полном объеме, своевременно и без выставления дополнительных условий;

- принцип единства, т.е. учет всех видов долговых обязательств эмитированных федеральными органами власти, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

- принцип снижения риска - это действия по максимальному снижению влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов на государственные обязательства;

- принцип сохранения финансовой независимости – создание оптимального соотношения между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезедентами по долговым обязательствам государства;

- принцип оптимальности, т. е. выполнение обязательств по государственным займам должно проводиться с минимальными затратами и минимальным риском (создание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения);

- принцип гласности – предоставление своевременной и достоверной информации о экономическом состоянии страны.

Самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

В современных условиях у государства могут возникнуть обстоятельства, по которым оно не сможет вовремя обеспечить погашение займов и выплаты процентов по ним. В этом случае, в рамках управления государственным долгом, могут быть приняты решения о конверсии, консолидации, новации, унифицировании, аннулировании государственного долга.

Конверсия – одностороннее изменение размера доходности займа, которое может осуществляться как в сторону повышения, так и снижения.

Консолидация – изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств.

Новация – соглашение сторон (кредитор и заемщик) о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

Унифицирование – обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного долга – это полный отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

В рамках управления государственным долгом может проводиться реструктуризация долга. В соответствии со ст.105 БК РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга

Управление государственным долгом на субфедеральном уровне практически не отличается от управления федеральными займами.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

 

1. Чем обусловлена необходимость в государственном кредите и в каких формах он проявляется?

2. Дайте характеристику государственному кредиту как экономической и финансовой категории.

3. Охарактеризуйте сущность государственного кредита как инструмента регулирования экономикой.

4. В чем основное отличие государственного кредита от банковского кредита?

5. В каких формах выступает внешний и внутренний государственный кредит? Приведите классификацию государственных внутренних займов.

6. Сделайте сравнительную характеристику государственного и муниципального кредита. Приведите примеры.

7. Что собой представляет государственный долг?

8. Дайте характеристику состояния внешнего и внутреннего долга РФ на современном этапе.

9. Какие задачи решаются в процессе управления государственным долгом?

10. Охарактеризуйте основные методы управления государственным долгом и приведите примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.008 с.)